Доклад на тему: «ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ»


Доклад на тему:
«ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ»
«Десять десятых нашего
счастья зависит от здоровья»
Шопенгауэр А.
Целью образовательного учреждения является развитие личности, способной заниматься самовоспитанием, найти свое место в жизни, реализовать свои возможности. Достижение этого целевого ориентира предполагает создание в школе условий, необходимых для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
Физическое здоровье – это состояние человека, которое характеризуется совершенством саморегуляции функций организма, гармонией физических процессов, максимальной адаптацией к различным факторам внешней среды.
Духовное здоровье – это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.
Социальное здоровье – это мера социальной активности, деятельное отношение человека к миру.
Здоровый образ жизни – это мотивированное поведение индивида, который сознательно выбирает оптимум физической активности, рациональный режим дня, сбалансированное питание и отказ от вредных привычек.
Для сохранения здоровья должен быть высокий уровень мотивации здорового образа жизни, т.е. гигиенического поведения, базирующегося на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление и сохранение здоровья, обеспечение высокого уровня работоспособности, достижение активного долголетия.
Факторами риска, определяющими здоровье всей семьи являются:
- образ жизни (курение, питание, алкоголь, стресс, плохие условия, употребление наркотиков, лекарств, одиночество, непрочность семьи, низкий уровень культуры, урбанизация);- генетика, биология человека (предрасположенность к наследственным заболеваниям);
- внешняя среда, экология (загрязнение, погода, космос);
- здравоохранение (низкий уровень профилактики, медицинской помощи).
Среди внешних факторов. Формирующих здоровье детей, особую значимость могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние.
Школьная среда – одна из таких мощных факторов, т. к. у детей школьного возраста отмечается наиболее интенсивный рост и развитие организма, происходит формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.
Таким образом, на учителя ложится прямая ответственность за состояние здоровья каждого ученика. Поэтому мы должны уметь создавать благоприятные условия для их здоровья. Важнейшей частью системы образования является обеспечение здоровья детей и полноценной возможности учителя. На сегодняшний день состояние здоровья подрастающего поколения вызывает тревогу. 96% детей в России имеют отклонения в состоянии здоровья. Наша задача – это сохранение здоровья обучающихся, принятие мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей. И выход из создавшейся ситуации видится в правильной организации оздоровительной работы в школе.
Главным условием ее реализации в начальной школе является правильная организация учебной деятельности, т. е. построение учебного процесса в соответствии с гигиеническими нормами.
Сюда входят:
- строгое соблюдение режима школьных занятий (продолжительность урока, учебного дня, перемен, каникул);
- правильная организация проведения урока с позиции здоровьесбережения, в том числе обязательное выполнение гигиенических требований к учебному кабинету ( световой, звуковой, воздушный режимы, цветовое оформление).
На уроках мы проводим физкультминутки, которые включают в себя упражнения для глаз, мелких мышц пальцев рук, общеразвивающие упражнения, позволяющие компенсировать недостаточную двигательную активность. При этом оздоровительные паузы можно компенсировать.
Во внеурочное время проводятся спортивные мероприятия, беседы, которые включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье. Например, «Твой режим дня», «Как уберечь себя от беды», «Наше здоровье в наших руках», «О хороших привычках», «Чтобы зубы не болели». Дети охотно принимают участие в дискуссиях.
Конечно, работа по оздоровлению не может проводиться без участия родителей. На родительских собраниях говорим о проблемах формирования здорового образа жизни ребенка. Например, «Режим труда и отдыха», «Вопросы, которые нас волнуют», «Физическое воспитание детей в семье». Убеждаем также родителей в том, что нельзя говорить о добре, добрых поступках, словах и, в это же время, быть сердитым и раздраженным.
Оздоровительная работа будет эффективной лишь при условии тесного сотрудничества семьи и школы, в результате которого складываются единые взгляды на оздоровительную работу, и дети могут в домашних условиях продолжать обучение и закреплять полученные в школе знания. Каждый учитель должен понимать, что здоровье учеников в существенной мере зависит от нас самих. Здоровье ребенка либо строится, и это требует больших усилий и средств, либо разрушается, и это происходит само собой, без затрат и усилий.