Система работы по развитию письменной речи младших школьников
Система работы по развитию письменной речи младших школьников
Содержание.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I.Связная речь и задачи ее развития
1. Общее понятие о связной речи и овладение ею в школе. . . . . 5
2. Виды изложений. . . . . . . . . . . . . . . . . 6
3. Виды сочинений. . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Глава II.Система уроков развития связной письменной речи.
1. Развитие письменной речи в 1 классе. . . . . . . . . . . . . 11
2. Развитие письменной речи во 2 классе. . . . . . . . . . . 13
3. Развитие письменной речи в 3 классе. . . . . . . . . . . 16
4. Развитие письменной речи в 4 классе. . . . . . . . . . . 21
Глава III. Выявление уровня сформированности умений и навыков по развитию связной письменной речи учащихся. . . . . . . . 27
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Введение
Развитие связной письменной речи является одной из важных задач в формировании личности младшего школьника, в воспитании его мировоззрения и культуры.
Овладение письменной речью – это, по выражению Л. С. Выготского, «критический поворотный момент во всем культурном развитии ребенка», поскольку она представляет «особую, чрезвычайно сложную символическую систему знаков и требует сложных процессов развития». Именно поэтому особое значение приобретает система обучения связной письменной речи на первоначальном этапе, когда закладываются основы для ее дальнейшего развития.
Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника – средством успешного обучения в школе.
Одна из функций речи состоит в оформлении мысли, в ее выражении. Психологической основой речи служит мысль и условием ее развития является обогащение мысли. Лишь на основе развитой системы понятий, на основе овладения системой умственных действий возможно успешное развитие речи. Поэтому в методике развития речи учащихся столь большое внимание уделяется подготовке материала, его обработке, отбору, расположению, логическим операциям.
Мышление и речь между собой теснейшим образом связаны, и это определяет всю важность работы учителя по развитию речи учащихся. И хотя овладение своим родным языком протекает на протяжении всей жизни человека, нельзя забывать, что самый активный период в освоении речи – это дошкольные и первые школьные годы ребенка.
Речевое оформление мысли способствует большей четкости, ясности, стройности, последовательности самой мысли.
Существует несколько условий, без которых речевая деятельность невозможна, а следовательно невозможно и успешное развитие речи учащихся. Первое условие – это потребность детей высказываться; второе – о чем нужно сказать, т.е. наличие содержания; третье – создание хорошей речевой среды. Чем богаче, полнее материал, тем содержательнее высказывание.
Речевое развитие детей, начинающих обучаться в школе характеризуется владением устной разговорной речью, от которой письменная речь отличается целым рядом особенностей, в частности таких, как сугубо монологический характер, отсутствие непосредственного контакта и общей ситуации. Кроме того, письменная речь адресуется чаще всего неизвестному, обобщенному читателю, исключает зрительное воздействие мимики и жестов говорящего, является строго организованной и планируемой. Соответственно овладение письменной формой речи предполагает раскрытие перед учащимися уже на начальном этапе обучения ее специфики, ознакомление на доступном для них уровне с ее функциями и отличиями от устной формы. С этой целью в содержании уроков предусматривается анализ речевых ситуаций, позволяющих раскрыть возможности использования письменной речи как средства общения, ее некоторые специфические особенности, а также требования к ней.
В современной школе развитие речи учащихся рассматривается как главная задача обучения родному языку. Это значит, что элементы развития речи вплетаются в канву каждого урока, проводимого в начальной школе и во внеклассные мероприятия.
Я апробировала эффективность системы уроков развития связной письменной речи, разработанную Г. С. Щеголевой, на своем классе.
Цель работы: выявить эффективные методы по развитию связной письменной речи младших школьников.
Задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме развития письменной речи.
2. Проанализировать передовой педагогический опыт по проблеме исследования.
3. Выявить педагогические условия эффективной реализации развития связной письменной речи младших школьников.
Глава I. Связная речь и задачи ее развития.
1. Общее понятие о связной речи и овладение ею в школе.
Связной называется такая речь, которая направлена на удовлетворение потребности высказывания, передает законченную тему (т. е. представляет единое целое), организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой.
Единицами связной письменной речи в условиях школы можно считать сочинение и изложение. В отдельных случаях к связной речи может быть приравнено отдельное предложение, если оно отвечает требованиям законченности, цельности (например, загадка).
В начальной школе приняты следующие основные виды упражнений:
а) письменные изложения образцовых текстов (художественных, публицистических, научно – популярных);
б) перестройка данных учителем текстов (выборочные и творческие формы изложения);
в) письменные сочинения разнообразных типов;
г) отзывы о прочитанных книгах;
д) деловые бумаги: объявления, адреса, пригласительные и т. д.
В начальной школе преобладает речь монологическая, однако есть и диалоги; материал самый разнообразный: от наблюдений, собственных почти документальных записей в дневнике по наблюдениям самих учащихся до живого, творческого воображения. Некоторые упражнения выполняются в строгих условиях урока, иные – дома. Различна и степень самостоятельности учащихся при составлении текстов: от подражания данным образцам до творческого сочинения, свободного рассказывания.
Типичные упражнения «по образцу» - это изложения; конструктивные: перестройка или сжатие прочитанного текста, расширение или сужение собственного текста; совершенствование, редактирование написанного. Творческие работы предполагают высшую самостоятельность учащихся, внесение чего–то своего, нового, оригинального. К числу творческих работ обычно относят сочинения, творческие изложения, отзывы о прочитанном, дружеские письма и тому подобные работы.
Организуя систему упражнений со связной речью учащихся, необходимо учитывать источники материала.
Материал непосредственного, живого опыта учащихся дают наблюдения на уроках или во время прогулок, походов, экскурсий, а также личный опыт учащихся, их трудовая, учебная и игровая деятельность.
Книги и другие печатные издания, слово учителя или кого-либо другого из числа взрослых, кинофильмы, произведения живописи и т. п. могут быть определены как источники опосредствованного опыта, т. е. материал, собранный другими людьми и переданный школьниками.
Очень важно, чтобы учащиеся опирались на материал живого опыта, чтобы они пользовались также и книжным материалом, чтобы учились объединять тот и другой материал.
2. Виды изложений.
Изложения – это письменные пересказы образцовых текстов, роль которых состоит в том, чтобы время от времени на фоне постоянной и разнообразной устной речевой деятельности тренировать школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть обдуманы, тщательно проверены. Изложения тесно связаны с пересказами.
Письменное изложение оставляет глубокий след в душе школьника, поэтому тексты следует брать высокоидейные, отражающие героические страницы жизни людей, картины родной природы, достижения науки, техники, культуры. Темы изложений должны расширять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоззрение.
Изложения делятся:
- по цели проведения: обучающие и контрольные;
- по характеру текстового материала: повествование, описание, рассуждение;
- по способу передачи содержания: подробные, сжатые, выборочные, с творческим заданием.
Подробное, близкое к тексту изложение проводится во всех классах. Важно, чтобы самостоятельное письмо, опирающееся не на списывание, а на речь самих детей (в данном случае – пересказ прочитанного), вводилось как можно раньше. От записи отдельных слов, взятых из устного пересказа, дети переходят к записи предложений, затем фрагментов текста и во втором полугодии первого класса (в 4 четверти) пишут полные изложения специально подобранных небольших текстов. Последние берутся обычно из специальных пособий – сборников текстов для изложений.
Работа проводится так: текст, предназначенный для изложения, прочитывается учащимися не более двух раз, чтобы они не заучили наизусть. Проводится беседа, назначение которой – выявить, все ли дети правильно поняли, добиться полного осознания прочитанного, идейного смысла рассказа, причинно – следственных связей. Следующий этап работы – составление плана (план может быть составлен в ходе беседы); затем проводится словарная работа – анализ значений слов и их написания, обращается внимание на построение наиболее важных синтаксических конструкций и на изобразительные средства языка. Могут быть составлены отдельные предложения и даже фрагменты текста. Наконец, дети самостоятельно пишут текст изложения, а учитель следит за их работой и оказывает необходимую помощь школьникам индивидуально. Затем следует самопроверка и совершенствование текста, и дети сдают тетради на проверку учителю.
Излагаемый текст может быть прочитан не учителем, а самими учащимися.
Когда обсуждаются итоги работы, целесообразно сравнить написанные учащимися тексты с первоначальным, образцовым текстом: это помогает выявить недочеты в содержании и языке детских изложений.
Выборочное изложение.
Пересказать выборочно – это значит выбрать из текста ту часть, которая соответствует узкому вопросу, узкой теме.
Выборочный пересказ бывает следующих видов:
Пересказ отдельного эпизода, отдельной сцены по вопросу или заданию учителя.
Пересказ эпизода, сцены, отрывка по картинке, по иллюстрации. Нужно пересказать ту сцену, ту часть рассказа, которая соответствует иллюстрации.
Важнейший момент в таком пересказе – определить, с какого момента и по какой момент следует рассказывать, чтобы пересказанный отрывок соответствовал иллюстрации и в то же время был вполне понятен.
Конечно, картина помогает и в полном, подробном пересказе, но для выборочного пересказа она важнее, так как помогает найти в тексте нужную часть.
Наиболее сложный вид выборочного пересказа – это пересказ ряда отрывков, взятых из разных частей текста по заданной теме.
Подготовка к выборочному пересказу облегчается составлением плана, вопросами учителя и языковой подготовкой (особенно тех предложений, с помощью которых связываются разрозненные части текста).
Для третьего вида выборочного пересказа важно брать такие рассказы, где сравнительно легко выделяются сюжетные линии.
Сжатое изложение.
Сжатое изложение – это письменный пересказ текста, основу которого составляет воспроизведение главного, основного содержания воспринятого текста.
В школьной практике сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением и вводится позже других. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств.
При обучении сжатому изложению формируются следующие коммуникативно–речевые умения: умение вычленять главное в информации, умение сокращать текст различными способами, умение правильно, логично и лаконично излагать свои мысли, умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Важно до начала систематической работы над сжатым изложением на специальных подготовленных упражнениях учить школьников способам и приемам компрессии текста.
Для успешного сжатия необходим тщательный подбор текстов. Требования к текстам, отбираемым для сжатых изложений:
доступность;
соответствие возрастным особенностям и интересам учащихся;
познавательная и воспитательная ценность;
ясность и несложность композиции, необходимое количество действующих лиц;
безупречность в языковом отношении;
повествовательный, сюжетный характер (могут быть элементы описания и рассуждения);
наличие диалогов (по возможности);
наличие второстепенной (несущественной) информации.
Что касается этапов работы над сжатым изложением, то они сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением, различия состоят лишь в методике работы над текстом. При подготовке сжатого изложения значительна работа по сокращению текста. Обычно она проводится в форме беседы, в ходе которой учащиеся решают, какая часть текста или какое предложение особенно важны для выражения главной мысли рассказа, какую часть можно выпустить, содержание какой части передать одним предложением и каким, т.е. определяют способ компрессии текста.
При работе над сжатым изложением также большое значение имеет устный пересказ на основе плана, так как в процессе пересказа происходит окончательный отбор мыслей, которые нужно сохранить при сокращении, и конструирование предложений, в которых эти мысли будут выражены.
Итак, этапы работы над сжатым изложением:
первичное чтение текста учителем;
беседа по содержанию;
языковой анализ текста;
вторичное чтение текста учащимися;
составление плана;
устная работа по сокращению;
сжатый пересказ текста по пунктам плана (или опорным словам);
самостоятельное составление текста изложения и его запись;
самопроверка;
совершенствование написанного, редактирование текста.
Творческие изложения.
К числу творческих работ относятся изложения с перестройкой текста и с дополнениями школьников. Они представляют собой продолжение соответствующей устной работы, проводимой на уроках литературного чтения. Однако в письменном варианте творческие дополнения и изменения должны быть более тщательно отобраны.
Пересказ с изменением лица рассказчика (в оригинале повествование от первого лица, а в детском пересказе – от третьего) требует не только грамматических изменений, но значительных перестроек в содержании.
Высок творческий уровень работы учащихся в письменных изложениях от лица одного из персонажей.
Чтобы успешно справиться с таким заданием, ученик должен войти в роль героя рассказа, «перевоплотиться», понять его возраст, характер, его точку зрения, взглянуть на события его глазами.
На более высоких ступенях изложений подобного типа школьники должны не только передать какие-то сцены с позиции одного из персонажей, но и дополнить авторский текст.
Так дети приходят к третьему виду творческого изложения – к творческим дополнениям в тексте. Они могут быть правильно сделаны лишь в том случае, когда школьники хорошо поняли содержание рассказа, знают все обстоятельства, в которых протекает действие.
Детей особенно привлекают такие дополнения, в которых «проектируется» судьба их любимых героев. Не всегда детям легко предугадать ее, но предположения школьников отражают их собственные жизненные позиции.
Дополнять прочитанный текст можно выражением своего отношения к тому, что рассказано.
Творческие дополнения – это всегда разрешение проблемной ситуации, стоящей перед учеником.
Все виды творческого изложения требуют непринужденной обстановки, хорошего настроения учащихся, «вживания в роль».
В изложении оценивается:
а) содержание (как передано основное содержание авторского текста – полностью, без искажений, без пропусков важных событий, главной части);
б) построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев);
в) построение предложений, соблюдение порядка слов; лексика текста (употребление слов в свойственном им значении);
г) орфографическая и пунктуационная грамотность;
3.Виды сочинений.
Сочинение – творческая работа, которая требует наивысшей самостоятельности учащегося, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст.
В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые правила грамматики и требования орфоэпии и культуры речи. Только в сочинении письмо, причем письмо грамотное, осознается школьником не как учебное упражнение, а как средство правильного оформления собственных мыслей, выраженных в письменной форме. В сочинении языковая теория соединяется с речевой практикой.
Школьники любят сочинение именно за его самостоятельный, творческий характер, за то, что в нем можно проявить себя, «писать свое».
В процессе обучения сочинениям на практике реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить свое сочинение определенной мысли, собирать материал, его систематизировать, располагать, составлять план и писать по плану, использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями и совершенствовать написанное. Они реализуют и «технические» задачи: орфографические и каллиграфические, делят текст на абзацы, соблюдают красную строку и другие требования оформления текста.
Сочинения классифицируются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанрам и по языковым особенностям (по стилю).
В зависимости от источников материала выделяются, во-первых, сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками, т.е. сочинения на материале труда, экскурсий, наблюдений, походов, игр и других форм получения живого, непосредственного опыта;
во-вторых, сочинения на книжном материале, по картинам, фильмам, спектаклям, по рассказам учителя и другим источникам опосредствованного опыта;
в-третьих, сочинения, где используется материал разных источников, например, в сочинении ученик использует наряду с книжными сведениями также материал собственного опыта, собственных наблюдений.
По степени самостоятельности различают сочинения коллективно подготовленные, проводимые на общую для всего класса тему и требующие в большей или меньшей мере общеклассной подготовительной работы не только над материалом, но и над языком, и сочинения индивидуальные, на отдельные для каждого темы с индивидуальными условиями подготовительной работы.
По жанрам сочинения делятся на повествования, описания и рассуждения, причем чаще всего используются повествовательные с элементами описания и рассуждения.
По языку (стилю) сочинения разделяются на эмоционально – образные (художественные) и деловые (научные).
Как же соотносятся виды сочинений в практической деятельности школы? Классификация помогает распределить виды работ равномерно и в то же время в нужных направлениях.
Эмоциональность младших школьников, конкретный характер их мышления позволяет опираться на живое, непосредственное наблюдение, на их личный опыт. Поэтому одно из важнейших мест принадлежит сочинениям на основе личного жизненного опыта школьников.
Прекрасным стимулятором детского речевого творчества, воображения служит картина: ею удобно пользоваться на уроке, она воздействует на чувства детей. Следовательно, сочинения по картинам также проводятся в школе весьма охотно и часто. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Она помогает глубже осознать и те явления, с которыми школьник уже знаком.
Сочинения по картине делятся на три основных вида:
повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану;
повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает один момент сюжета, дает толчок для воображения учащегося;
описание картины.
Эти виды сочинений по картинам здесь расположены по степени трудности для учащихся.
К числу сочинений, опирающихся на опосредованные источники материала, относятся сочинения на основе прочитанного. К их числу относятся отзывы о прочитанных книгах, сочинения по просмотренному кинофильму, рассказы по аналогии с прочитанным.
Важно также, чтобы учащиеся соединяли в сочинениях свой непосредственный опыт со знаниями, почерпнутыми из книг.
Обучаясь связной речи, школьники проходят путь от коллективных работ к самостоятельным, т.е. степень самостоятельности учащихся постепенно возрастает.
ГлаваII. Система уроков развития связной письменной речи
Развитие письменной речи в 1 классе.
Система обучения связной речи направлена на формирование у школьников комплекса речевых умений, обеспечивающих полноценное восприятие и воспроизведение готового текста, а также создание собственного. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на такие стороны текста, как содержание, построение и речевое оформление. Соответственно в комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят следующие умения:
информационно – содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении.
структурно – композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части текста и др.
умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю.
умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.
В 1 классе начинается формирование всех групп умений. Овладение ими осуществляется одновременно с овладением техникой письма, что обусловливает объем и характер выполняемых упражнений.
Проведение уроков по развитию связной письменной речи в 1 классе охватывает период после обучения грамоте до конца учебного года (один раз в 7 – 10 дней). Поскольку к некоторым урокам предполагается подготовка, то ее содержание давала в виде фрагментов, которые включались в уроки русского языка.
Все уроки обучения связной речи входят как составная часть в изучение грамматико-орфографических тем. В то же время формирование речевых умений строится по этапам. Содержание этапов определяется целью и задачами обучения, направленными на формирование речевых умений, исходя из которых, выбираются виды упражнений в связной речи.
1 этап: Ознакомление с назначением письменной речи и ее особенностями.
2 этап: Ознакомление с членимостью текста и правилами его оформления на письме. Наблюдение за последовательностью предложений в тексте;
3 этап: Первоначальное ознакомление с текстом как речевой единицей. Наблюдение за делением текста на смысловые части. Подготовительные упражнения к изложению текста.
4 этап: Обучение изложению по вопросам к каждому предложению. Наблюдение за связью предложений в тексте. Наблюдение за употреблением слова в тексте.
Упражнения построены таким образом, что учащиеся в практической деятельности осознают свойства письменной речи и признаки текста как речевой единицы, приобретают опыт работы с письменным текстом. Так анализ текста, содержащего лишнее предложение, приводит к выводу о тематическом единстве текста. Например, дается текст:
Зайчик.
Голодно зайке зимой. Скачет он по лесной опушке да грызет кору осины. В поле цветут васильки. Горькая кора, а зайке нравится.
Дети легко находят лишнее предложение. Все предложения рассказывают о зайчике и о том, как ему приходится зимой. Текст называется «Зайчик». Предложение о васильках не связано по смыслу со всеми остальными предложениями.
Восстановление деформированного текста убеждает в необходимости соблюдать последовательность изложения с целью сделать речь понятной. Например, восстановление деформированного текста «Говорящий скворец». У каждого ученика набор полосок с предложениями. Среди предложений есть заголовок. Ученики его находят, объясняют свой выбор. Затем находят первое предложение, потом предложение, которое с ним связано, которое продолжает мысль первого предложения, и т. д.
У Кати жил скворец.
Катя смеялась.
Но кошку скворец называл «шошка».
Он научился говорить.
Говорящий скворец.
Выбор подходящего по смыслу слова, из ряда предложенных, позволяет обратить внимание на форму выражения в письменной речи и критерии отбора слов в тексте. Так на уроке: Восстановление текста с пропущенными словами по серии картинок Н. Радлова «Догадливый ежик» предлагается
карточка:
____________________________ .
_________ . В ________ созрели _____________ яблоки. Собрал их
ёж _________ кучку.
Но как _______ унести сразу? Забрался ёжик ____________________
и упал иголками ___________ . Встал, а все _____________ на иголках.
________________________________________________________ !
Ученики рассматривают картинки, предлагают свой вариант выбора слов. Отбирают наиболее удачные слова. Учитель в случае необходимости задает вопросы для уточнения содержания картинок.
В конце 1 класса ученики учатся писать изложения по вопросам к каждому предложению. К этим урокам предполагается подготовка в виде фрагментов на которых ученики сравнивают вопрос и ответ, порядок слов в вопросе и ответе, составляют ответы на вопросы с использованием слов вопроса, составляют вопросы к предложениям. Приходят к выводу: в ответе можно повторить некоторые слова вопроса и добавить слово-ответ. После такой подготовки школьники успешно пишут первое в своей жизни изложение. (Разработка урока дана в приложении).
2. Развитие письменной речи во 2 классе.
Во 2 классе работа по развитию связной письменной речи строится в соответствии с теми же основными положениями, которые реализовывались в системе обучения первоклассников, и предполагает:
- раскрытие перед учащимися специфических особенностей письменной речи, ознакомление на доступном для них уровне с ее функциями и отличиями от устной формы;
- целенаправленное ознакомление с текстом как речевой единицей, осознание его признаков;
- формирование комплекса речевых умений, обеспечивающих полноценное восприятие и воспроизведение готового текста, а также создание собственного;
- деятельностный подход к речи и к процессу ее формирования;
- организацию работы на уроке, ориентированную на становление ученика как субъекта учебной деятельности.
Во втором классе, как и в первом, обучение связной речи строится по этапам, каждый из которых решает конкретные задачи получения речеведческих знаний и формирования текстовых умений.
1 этап: Повторение знаний о письменной речи и признаках текста.
2 этап: Первоначальное ознакомление со средствами связи между предложениями и частями текста.
3 этап: Определение темы и главной мысли в тексте. Наблюдение за средствами выражения авторского отношения к описываемому. Знакомство со структурно – смысловыми частями текста.
4 этап: Определение темы и главной мысли в сочинении по картинкам, знакомство со средствами передачи своего отношения к описываемому.
5 этап: Ознакомление с построением текста – повествования. Упражнения в воспроизведении текстов – повествований.
6 этап: Подготовительные упражнения к созданию текста – описания.
7 этап: Упражнения в создании текстов – описаний.
8 этап: Упражнения в создании текстов с элементами рассуждений.
Во втором классе знания о специфике письменной речи и требованиям к ней уточняются и расширяются. На основе сравнения с разговорной речью, учащиеся убеждаются в том, что в письменной речи невозможны уточнение и переспрос, мысль автора должна быть понятна из того, что написано.
Пример фрагмента по сравнению устной разговорной и письменной речи:
(текст озвучивают два подготовленных ученика)
Саша: Гулял я вчера во дворе. Вдруг вижу, он сидит и жалобно так смотрит.
Коля: Кто сидит?
Саша: Котеночек. У него там заноза была.
Коля: Где была заноза?
Саша: В лапке. А я взял и вынул занозу.
(задаются вопросы)
- О каком случае рассказывал Саша?
- Все ли Коле было понятно? Что он делал, чтобы понять, о чем идет речь?
- Какой речью пользовались мальчики в этой ситуации?
- В разговоре, в устной речи мы можем уточнить то, что не поняли, переспросить. А если бы Саша так написал в письме, понял бы Коля его рассказ? Прочитайте то, что написано на доске:
Я гулял вчера во дворе. Вдруг вижу, он сидит и жалобно так смотрит. У него там заноза была. А я взял и вынул ее.
- Чем должна отличаться письменная речь от устной речи?
Учащиеся приходят к выводу: в письменной речи все должно быть понятно из того, что написано, так как нельзя переспросить или уточнить.
Внимание учащихся акцентируется на связи предложений в письменной речи, проводятся первоначальные наблюдения над лексическими средствами связи, а также над порядком слов, его ролью для связи предложений и для развития мысли в тексте, предлагаются задания, ориентирующие на использование различных средств связи между предложениями, например, составление текста по опорным словам:
Гриша, Вася, в лесу
нашли, ёжика
взяли, домой
стал, скучать
ничего, не ел
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
Ученики по каждой строчке составляют предложение, добавляя слова, чтобы получилось предложение, затем записывают их рядом с опорными. К тексту подбирается заголовок, после соответствующей подготовки к записи текста ученики самостоятельно его записывают. Обязательна проверка текста по плану:
1.Прочитайте рассказ. Проверьте все ли в нем понятно.
2.Прочитайте каждое предложение. Проверьте, правильно ли оно оформлено.
3.Прочитайте слова по слогам. Проверьте по карточке с опорными словами правильность написания слов.
В дальнейшем количество опорных слов в предложении уменьшается.
В системе обучения предусматривается постепенное усложнение заданий, направленных на овладение речевыми умениями. Например, для определения темы текста и его озаглавливания сначала предлагаются задания на выбор наиболее точных формулировок и заголовка из ряда предложенных, а затем – формулирование темы, основной мысли и подбор заголовка под руководством учителя после анализа содержания текста.
Содержание работы на первых этапах составляют упражнения конструктивно – аналитического характера (восстановление деформированных текстов, составление текстов по опорным словам или по вопросам к каждому предложению) и репродуктивные упражнения (изложения), которые предполагают анализ готовых текстов и выполнение заданий с ними. Одна из основных задач данных упражнений – подготовка учащихся к овладению умениями создавать собственный текст.
На этапе повторения ученики пишут изложение текста по вопросам к каждому предложению, которые записаны учителем. Во втором классе знакомятся с написанием изложений текстов по опорным словам, по коллективно составленным вопросам, по вопросам к частям текста, по обобщенным вопросам.
Пример текста и обобщенных к нему вопросов:
Соседи.
Сорока и сова – соседи. Сова живёт в дупле старой сосны. Сорока – на вершине.
Вечером сорока хочет уснуть, а сова кричать начинает. Всю ночь не даёт сороке спать.
Утром принимается трещать сорока. Бедной сове хоть уши затыкай.
Так и живут. Ну и соседи!(По В. Хомченко)
Как приходится бедной сове утром?
Почему сорока не может спать всю ночь?
Где живут сова и сорока?
Какие соседи сова и сорока?
На этом уроке школьники учатся определять порядок вопросов к тексту и писать изложение по обобщенным вопросам к частям текста. В результате обсуждения составляется план работы по установлению порядка вопросов и записывается на доске:
План работы:
Сначала надо прочитать часть.
Определить о чем в ней говорится.
Найти вопрос к этой части.
Четвертый этап предусматривает переход к упражнениям продуктивно – творческого характера (сочинениям). Начинается обучение сочинению с упражнения в составлении рассказа по серии сюжетных картинок. Во втором классе учатся писать и сочинение по одной картинке, по наблюдениям и воображению, по пословице, сочинение с элементами рассуждения. Вся предыдущая работа с текстами обеспечивает готовность учащихся к выполнению этого задания на основе переноса полученных знаний на новый более высокий уровень. Во втором классе знакомятся с памяткой работы над ошибками, которая выдается каждому ученику. Школьники работают по ней при совершенствовании текста. Учитель руководит поиском ошибок и показывает на доске образцы работы над типичными ошибками.
Памятка работы над ошибками
Условное
обозначение ошибки
Ошибка
Способ исправления
Ф
Фактическая ошибка
Написать так, как было в тексте (в жизни)
V
Пропуск важного слова или предложения
Вставить важное слово или предложение
Z
Не выделен абзац
Начать с красной строки
(.)
Нет точки в конце предложения
Поставить точку в конце предложения
1,2,3
Неудачный порядок слов
Изменить порядок слов
Н
Неудачное слово или предложение
Заменить другим словом или составить другое предложение
П
Повтор
Заменить или исключить повторяющееся слово
[ ]
Лишнее
Убрать лишнее
3. Развитие письменной речи в 3 классе.
Этапы развития связной письменной речи в третьем классе:
1 этап: Повторение знаний о письменной речи, тексте и его признаках. Тема и основная мысль текста.
2 этап: Выделение из общей работы с текстом ведущих умений.
3 этап: Отработка умений, связанных с построением текста.
4 этап: Структура текста – повествования. Формирование умений строить текст – повествование.
5 этап: Структура текста – описания. Формирование умения строить текст – описание.
6 этап: Структура текста – рассуждения. Формирование умения строить текст- рассуждение.
7 этап: Совершенствование умений использовать различные типы речи в сочинении.
8 этап: Развитие текстовых умений в различных видах и жанрах изложений и сочинений.
На первом этапе работы над изложением (урок 1 Подробное изложение текста по вопросам «Петя помог») повторяются основные признаки текста: наличие темы, основной мысли, заголовка как отражения темы или главной мысли, наличие структурно – смысловых частей, проводятся наблюдения над средствами связи частей и предложений. Предъявление текста в деформированном виде, когда каждая часть напечатана на отдельной полоске, ориентирует учащихся на осознание коммуникативной функции письменной речи, овладение требованиями, выполнение которых необходимо для понимания адресатом написанного. С этой же целью на уроке редактирования текста рассматриваются нарушения и недочеты (пропуск необходимого слова, неудачный выбор слова, нарушение границ предложений и др.), затрудняющие понимание этого вида речи читающим.
На втором этапе работы ставится специальная задача выделения из общей работы с текстом умений определять и раскрывать тему и основную мысль текста как ведущих. Для этого предусматривается проведение изложения и сочинения, связанных близкой темой (подробное изложение текста по рассказу Н. Сладкова «Осенняя ёлочка» и сочинение по наблюдениям «Как опадают листья»), что позволяет осуществить перенос полученных при работе над изложением знаний и умений на создание собственного текста. В центре внимания при анализе текста Н. Сладкова и подготовки к сочинению находятся способы раскрытия темы и авторского отношения к описываемому. Важно, чтобы в своем сочинении учащиеся постарались найти слова и выражения, позволяющие передать их собственные наблюдения и чувства. Осознанию ведущих умений способствует памятка, которая составляется в процессе коллективной подготовки к изложению:
Прочитай внимательно текст.
Определи, о чем говорится в тексте (тему).
Определи, что главное хотел сказать автор (основную мысль). Найди слова и выражения, которые особенно важны.
Раздели текст на части.
Выдели главное в каждой части.
Озаглавь каждую часть. (Составь план.)
Выпиши трудные слова. Найди слова на правила.
Перечитай текст.
Напиши изложение.
Проверь работу.
Третий этап посвящен отработке умений, связанных с построением текста, формированием умений определять тему части, выделять части при записи, правильно строить части текста, составлять план текста, отражающий все главные моменты содержания. Работа проводится в процессе обучения слуховому изложению «Друг детства» по В. Драгунскому, что позволяет сосредоточить внимание детей на смысловой стороне процесса выделения частей. Учащиеся, составляя план под руководством учителя, выделяют части как смысловые куски текста, объединенные темой. Перед записью текста специально оговаривается процесс составления частей по плану и выделяются следующие действия: прочитать заголовок к части. составить часть устно. Записать с красной строки. Во время проверки изложения дается задание сопоставить оформление текста с планом.
Важным условием успешного овладения умениями является анализ каждым учеником своей работы и достигнутых результатов. Поэтому учащимся предлагается рассказать, как они работали, что получилось. Что требует доработки.
Большое внимание уделяется наблюдениям за структурой частей, особенностями первого предложения в части, соотношением первого и последующих предложений каждой части. С целью формирования строить части предлагается сочинение с заданной структурой, в котором учащиеся создают текст по первым предложениям частей:
Замечательная поездка.
На каникулы ко мне приехал мой друг (подруга). Сначала я решил познакомить его с городом.________________________________________________________________________________________________________________
В один из дней мы ходили в театр (в цирк, на выставку, в музей,). ____________________________________________________________________
Надолго запомнится ему (ей) эта поездка.
Это упражнение позволяет учащимся убедиться в том, что по первым предложениям частей можно определить тему и основную мысль текста, направление раскрытия темы, а также в том, что первое предложение намечает тему части, а остальные предложения раскрывают эту тему.
Дальнейшая работа над структурой текста связана с углублением знаний о построении текстов различных типов речи.
На четвертом этапе предусматриваются упражнения в изложении и сочинении текстов – повествований. Практически с построением текста – повествования учащиеся знакомились во втором классе. На данном этапе обучения уточняется композиционная схема повествования, выделяются ее основные элементы: начало события, развитие действия, главный момент, конец события.
Последовательность упражнений предполагает усложнение деятельности школьников: сначала (после анализа структуры исходного текста) предлагается подробное изложение текста – повествования, затем изложение по деформированному тексту, в процессе восстановления которого используются о построении повествования, и наконец, дети пишут сочинение по серии картинок, в котором последние служат опорой для правильного построения текста. Я проводила сочинение по серии картинок Н. Радлова «Находчивые лягушата».
На пятом этапе формируются умения строить текст – описание, школьники пишут сочинения. При этом предлагается создание текстов различных стилей (эмоционально – образное описание своей любимой игрушки и деловое описание игрушки). Проведение двух сочинений, в которых предметом описания является игрушка, ставит задачей сравнение стилей речи, выявление особенностей каждого стиля, обусловленных целью высказывания.
На этом этапе пишут и сочинение – описание по авторскому рисунку Е. И. Чарушина «Вот он какой, лысушонок».
Обучение построению текста с элементами рассуждения проводится на шестом этапе. Ученики пишут подробное изложение и сочинение, чтобы на основе анализа готового текста – образца подготовиться к созданию собственного высказывания. На данном этапе анализируется рассуждение – объяснение, состоящее из двух частей: объясняемого и объяснения. Предметом внимания становятся и средства связи между этими частями.
Работе над текстом предшествуют наблюдения над построением предложений, содержащих объяснение, что позволяет на доступном материале показать структуру рассуждения:
Допиши ответ на вопрос.
Почему Буратино не мог утонуть?
Буратино не мог утонуть, потому что_______________________________.
2. Подчеркни объяснение волнистой линией, а то, что объяснял, - прямой линией. Обведи слово, которое соединяет две части предложения.
Подробное изложение текста с элементами рассуждения можно провести по рассказу Ю. Д. Дмитриева «Вот чудеса-то!».
Вот чудеса-то!
Весной и летом у всех птиц много забот. И только клесты спокойно перелетают с ели на ель.
Клесты выводят своих птенцов зимой. На дворе стужа, а в гнезде голенькие птенчики. Но почему же так? Ведь малышей надо хорошо кормит. А пища клестов – еловые шишки. Они созревают на ёлках в конце года, зимой. Поэтому и птенцы у этих птиц выводятся зимой.
Знания о структуре рассуждения – объяснения применяются в сочинении «Мое любимое занятие».
На седьмом этапе предусматривается совершенствование умений использовать различные типы речи в сочинениях разных видов: сочинение по наблюдениям с элементами описания «Снег теперь уже не тот» и сочинение с элементами описания по картине «Прилет птиц». Основное внимание здесь уделяется раскрытию темы и основной мысли.
Для подготовки к сочинению по наблюдениям дается домашнее задание:
Понаблюдать за снегом, сравнить с зимним.
Записать прилагательные и глаголы, которые можно употребить, описывая снег.
Каким снег был зимой? ____________________________________________
Каким снег стал весной? ___________________________________________
Снег (что делает?) _________________________________________________
В подготовке сочинения по картинке при описании ее содержания большое значение придается раскрытию замысла художника, а также выбору языковых средств, для передачи чувств и настроения героев рисунка. При обсуждении структуры текста специально оговариваются содержание каждой из частей, что способствует овладению умением распределять материал в сочинении, последовательно и связно раскрывать его тему. Можно дать карточку, где детям предлагается подумать и закончить предложения:
В вводной части напишу о том, что ____________________________________
В основной части – о том, как _________________________________________
В заключительной части – о том, что __________________________________
На заключительном этапе в третьем классе особенность работы состоит в том, что развитие текстовых умений предполагается в изложениях и сочинениях разных видов и жанров. Выборочное изложение по рассказу А. Куприна «Скворцы» дает возможность для овладения умением формулировать вводную и заключительную части текста, поскольку выбранный отрывок требует составления этих частей, чтобы его содержание было понятно читающему.
Для обучения краткому изложению по рассказу В. Чаплиной «Цыплята выручили» необходимо познакомить учащихся со способами сокращения текста. При анализе текста обращается внимание на те действия, которые помогают сократить текст: выделение главного в каждой части; выделение того, о чем можно не говорить в кратком изложении; объединение предложений; определение того, о чем можно сказать короче. Учащиеся под руководством учителя выполняют эти действия и называют их, что отвечает принципу сознательности в обучении.
Работа над изложением «Сверху вниз, наискосок!» и составлением рассказа по серии веселых картинок «Фотоохотник» позволяет в доступной для учащихся этого возраста форме раскрыть некоторые приемы создания комического в тексте. При анализе языковых средств выразительности ведется целенаправленная работа над отбором слов с эмоционально – экспрессивной окраской, восклицательных и вопросительных предложений, передающих чувства, настроение и мысли героев.
Итоговое изложение по рассказу Е. Чарушина «Мишки» предполагает самостоятельную работу учащихся с предварительным обсуждением процесса подготовки к изложению по заданиям на карточке.
Текст ученики читают самостоятельно:
Мишки.
Нашли охотники в лесу двух медвежат. Принесли их в избу. Хозяйка сделала две бутылочки с тёплым молочком. Мишки спят и молочко из бутылочки посасывают. Так и растут понемногу.
Как-то приехал к хозяевам гость. Вышел во двор погулять. Вдруг перед самым носом кирпич летит с крыши.
Глядит человек на крышу. Сидят два медвежонка и разбирают трубу по кирпичику. Кирпичи спускают по крыше. Ползёт кирпич вниз и шуршит. А медвежата слушают. Нравится им это. Такие озорники!
Карточка:
Определи тему текста.
В этом тексте говорится о том,_______________________________________________________________________________________________
Выпиши предложение, выражающее основную мысль текста.__________________________________________________________________________________________________________________________
Составь план.
План:
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Выпиши трудные слова. Подчеркни орфограммы.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Учащиеся читают каждое задание и объясняют цель выполнения этого задания при подготовке к изложению.
Развитие письменной речи в 4 классе.
Этапы развития связной письменной речи в 4 классе:
1 этап: Повторение знаний о свойствах письменной речи и признаках текста.
2 этап: Отработка умений, связанных со структурой текста.
3 этап: Типы речи. Совершенствование умений, связанных с построением текста – повествования.
4 этап: Функционально – стилистические разновидности речи. Развитие умений, связанных с созданием делового текста.
5 этап: Обобщение и систематизация знаний и умений, необходимых для точного и полного раскрытия темы и основной мысли в изложении и сочинении.
6 этап: Типы речи. Развитие умений, связанных с созданием текста – описания.
7 этап: Типы речи. Развитие умений, связанных с созданием текста – рассуждения.
8 этап: Ознакомление с особенностями научного стиля речи. Формирование умений, связанных с созданием текста в научном стиле.
9 этап: Совершенствование текстовых умений в сочинениях различных жанров.
10 этап: Оценка достижений в работе по развитию связной письменной речи.
Работа в четвертом классе начинается с анализа стихотворения А. Барто «Сильное кино»:
И вот он начал свой рассказ:
- Они ползут,
А он им – раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей – раз!
Она им – раз!
Но тут как раз
Её он спас
Работа над стихотворением акцентирует внимание учащихся на задачах уроков развития речи и создает мотивацию для овладения умением излагать свои мысли точно, правильно и выразительно.
Повторение знаний о тексте и его признаках предусматривает большую долю самостоятельности школьников. В качестве опоры дается карточка, определяющая количество признаков текста, которые учащиеся должны выделить, сравнивая текст по Э. Шиму «Жук на ниточке» и группу предложений:
1) Многие ребята отдыхают летом на даче. Майские жуки обгрызают у деревьев листья и корни. Колхозники собрали в этом году большой урожай овощей. На поляне цветут белые ромашки и колокольчики.
2) Летом ребята помогали колхозникам. Рано утром ловили они майских жуков – вредителей деревьев.
Собирают они их в ведро, а один мальчишка взял жука и привязал на ниточку. Поиграть захотел. Попробовал жук взлететь, а ниточка не пускает. Крутится жук, хохочут ребята. Весело им.
Тут дедушка пристыдил шалуна. Разве будет хороший человек кого-нибудь мучить для забавы? Даже вредителей!
Запись на карточке:
Определи, чем текст отличается от группы предложений. Закончи предложения, называющие признаки текста.
Текст имеет _____________________________________________________ .
В тексте всегда есть ______________________________________________ .
Текст можно _____________________________________________________ .
В тексте можно выделить _________________________________________ .
Предложения и части текста ______________________________________ .
В результате выполнения задания на карточке выделяются следующие признаки текста:
1. Текст имеет тему.
2. В тексте всегда есть главная мысль.
3. Текст можно озаглавить.
4. Текст можно разделить на части.
5. Предложения и части текста связаны между собой.
Если учащиеся затрудняются в выделении какого-либо признака, учитель помогает им вопросами.
После обобщения знаний о тексте, предлагается проведение свободного диктанта, методика которого позволяет руководить выделением частей при записи текста, после чего дается текст для изложения, который учащиеся должны самостоятельно разделить на части.
Материалом и основой для сочинений первой четверти являются личный опыт и наблюдения учащихся. Школьники пишут сочинение из личного опыта о летних впечатлениях и сочинение по наблюдениям «Прогулка по осеннему парку». Особое внимание при отборе материала для текста обращается на необходимость соотнесения его с темой и главной мыслью текста.
На третьем этапе системы обучения связной письменной речи предлагаются изложения, которые предусматривают усложнение деятельности учащихся при работе над повествованием: подробное изложение, изложение по измененному плану, творческое продолжение повествования. Учащиеся уточняют особенности построения текста данного типа речи и используют эти знания, выполняя различные задания при подготовке к изложению.
На четвертом этапе ученики составляют кулинарный рецепт. Эта работа направлена на развитие умений предыдущего этапа, поскольку в рецепте необходимо, как и в тексте повествовании, описать последовательность действий. Новым становится ознакомление с языковыми особенностями делового стиля. Внимание учащихся акцентируется на том, что стилистические особенности речи зависят от задачи автора при составлении текста. Школьники учатся отбирать языковые средства в зависимости от задачи высказывания, учатся осознанно выбирать стиль речи и строить текст в соответствии с ним.
На пятом этапе «Обобщения и систематизации знаний и умений, необходимых для точного и полного раскрытия темы и основной мысли в изложении и сочинении» на каждом уроке предусматривается углубление представлений учащихся о тексте, развитие частных умений, связанных с созданием и воспроизведением текста. Так, при работе над сочинением на основе личного опыта по впечатлениям зимних каникул, перед учащимися стоит задача определить тему своего сочинения в рамках общей темы, т.е. конкретизировать эту общую тему, самостоятельно определить основную мысль своего высказывания и отобрать из личного опыта только тот материал, который соответствует теме и поставленной задаче.
Совершенствованию умения анализировать содержание текста посвящен и урок, на котором предлагается сжатое изложение воспринятого на слух текста. Усложнение связано с условиями восприятия текста.
Последний урок данного этапа - составление сказки по аналогии, ставит задачу ознакомление учащихся с особенностями раскрытия темы и основной мысли в тексте данного жанра. При работе над этим сочинением школьники сами выбирают героя своей сказки, определяют особенности его поведения, конкретизируют развитие сюжета на основе общих композиционных элементов сказки. Лист подготовки к сочинению должен быть у каждого ученика:
1.Прочитай сказку.
Мальчик – Огонёк.
Жил на свете Огонёк. Хотелось ему стать мальчиком.
Фея превратила его в мальчугана. Но предупредила:
- Если попадёшь в воду – погаснешь.
Как-то вышел Огонёк на берег реки. А там мальчишка тонет. Что делать? Вспомнил Огонёк слова волшебницы, вспомнил и бросился в воду.
Вытащил на берег мальчишку, но сам погас. Лежат на песке чёрные угольки. Тут солнце направило сильный луч на мальчика – Огонька и зажгло его. Стал Огонёк большим Огнём с добрым сердцем.
2.Обозначь цифрами правильный порядок развития события в сказке.
___ Запрет.
___ Появление героя.
___ Испытание.
___ Спасение, помощь.
3.Придумай свою сказку. Заполни таблицу.
Кто герой сказки?
Какой он?
Что может делать?
Что не может делать?
О чём мечтал?
Кому и как помог?
Кем был спасён?
4.Составь разговор героя с волшебником?
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
Два следующих этапа системы предлагают развитие умений учащихся, связанных с созданием текстов типа описания и рассуждения.
Работа над описанием проводится сначала в процессе написания свободного диктанта, затем изложения, после чего предлагается создание собственного высказывания.
Работа над текстом – рассуждением также сначала ведется на материале готового текста, затем при создании собственного. Основная задача изложения- показать учащимся соотнесенность тезиса и доказательства в рассуждении. Важным умением, формируемым здесь, является умение подтвердить выдвинутое положение примером.
У каждого ученика текст изложения на карточке и предложения на полосках бумаги для создания текста. Предлагается прочитать текст и предложения на полосках, догадаться какое задание надо выполнить. (Составить текст, дополнить и озаглавить.)
Врач – это трудная, но благородная профессия. Какими качествами должен обладать человек, который собирается стать врачом?
Он должен любить людей и быть добрым
Врачу нужно быть смелым
А самоотверженность?
Ведь ему приходится идти туда, где свирепствует эпидемия страшной болезни. Он не должен бояться ухаживать за больными, от которых может заразиться сам.
Разве человек в белом халате не придёт на помощь больному в любое время дня и ночи?
потому что дело врача – облегчать страдания людей и спасать их от смерти.
В сочинении «Мой любимый герой» ученики доказывают, почему этот герой любимый. Планирование текста осуществляется по вопросам учителя:
- Как начать сочинение? (Назвать героя, произведение, автора. Можно сказать о герое, кто он.)
- О чем вы напишите в основной части? (Нужно рассказать о герое, его поступках, характере и объяснить, почему герой нравится.)
- Как можно закончить сочинение? (Сказать о том, как ты стараешься быть на него похожим, и др.)
На восьмом этапе уроки посвящены ознакомлению с особенностями научного стиля речи, формированию умений, связанных с созданием текста в научном стиле. Сначала пишут подробное изложение научного текста «Липа» по В. Петрову, затем составляют научно - познавательный текст (урок дан в приложении). Для выявления особенностей научного стиля речи научный и художественный тексты на одну тему даются для сравнения («Липа» по В. Петрову и «Липа» по И. С. Соколову – Микитову), в результате которого учащиеся убеждаются, что языковое оформление текста зависит от задачи высказывания. Анализ научного текста позволяет выделить такие его особенности и отличия от художественного, как точность и строгость в передаче информации, использование терминов и слов с нейтральной окраской, отсутствие эмоционально и экспрессивно окрашенных языковых средств.
Восьмой этап системы обучения ставит задачу совершенствования текстовых умений в сочинениях различных жанров. Ученики пишут сочинения по литературному источнику в форме дневниковых записей и текстов – жалоб, сочинение на лингвистическую тему, сочинения по наблюдениям и картине. Работа над сочинениями предполагает большую долю самостоятельности учащихся как в процессе подготовки к ним, так и в процессе работы над текстом на уроке.
Так сочинение «Дневник моего любимца (один день его жизни)» по аналогии с произведениями С. Черного «Дневник фокса Микки» предусматривает ознакомление с литературным источником, его анализ с целью ознакомления с жанром дневниковых записей и выделения средств создания комического в тексте. Задания (даются заранее):
прочитать «Дневник фокса Микки» С. Черного;
найти в дневниковых записях фокса Микки описания событий и разных мыслей;
найти веселые и грустные места;
найти необычные слов и выражения, которыми Микки описывает события, предметы, свои мысли и чувства;
понаблюдать за поведением своего любимца, подготовить рабочие материалы к сочинению по следующим заданиям: понаблюдай за животным, от лица которого сделаешь записи в дневнике; запиши интересные наблюдения; наметь события, которые опишешь в дневнике своего любимца; подбери слова, которыми он называет окружающие предметы; подбери его собственные «слова», которыми герой будет сопровождать свой рассказ; поставь вопросы, которые он себе задает; наметь, какие мысли и переживания твой любимец отразит в дневнике.
Сочинение «Жалобы школьных вещей» пишут по аналогии с рассказами Н. И. Сладкова «Сердитые голоса». Самостоятельность учащихся проявляется в выборе героев для своей жалобы, а также в выборе монологической или диалогической формы ее оформления.
Особенностью сочинения на лингвистическую тему «Корень слова» является предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора типа речи для своего текста. Подготовка к сочинению ориентирует учащихся на подбор лингвистического материала о корне слова, который послужит основой для содержания текста и может использоваться в качестве примеров. В содержание урока включено ознакомление учащихся с различными способами оформления примеров в тексте:
От одного корня можно образовать много родственных слов, например:
_______________________________________________________________ .
Иногда корень – это целое слово (__________________________ ).
Два последних сочинения этого этапа предполагают составление описаний по наблюдениям и по картине. При подготовке к сочинению по наблюдениям «Вот и весна пришла!» особое внимание обращается на то, что нужно описывать не любую весну, а ту, за которой наблюдал сам. В процессе подготовки к сочинению учащиеся под руководством учителя намечают объекты наблюдений:
Погода.
Растения весной (деревья, ранние цветы).
Птицы (какие птицы уже прилетели, что делают, как себя ведут).
Дети (как относятся к весне).
Самостоятельно учащиеся составляют план сочинения.
Примерный план:
Весна идет!
Зеленый наряд весны.
Звуки весны.
Все рады весне.
Сравнение плана сочинения и плана наблюдений подводит школьников к выводу, что в плане сочинения важно не только назвать объекты описания, но и отразить основную мысль текста.
Итоговый этап системы ставит задачей оценку достижений учащихся в работе по развитию связной письменной речи. С этой целью четвероклассникам предлагается самостоятельно написать изложение «Кот – ворюга» по К. Г. Паустовскому и сочинение «Самый радостный день в моей школьной жизни». В процессе подготовки к ним обсуждается порядок работы, обращается внимание на значимость каждого действия и способы его выполнения. Учитель ориентирует учащихся на использование памяток подготовки к изложению и сочинению.
Памятка работы над сочинением:
Определи, о чем ты будешь писать (тему).
Определи, с какой целью ты будешь об этом рассказывать (главную мысль).
Наметь, какие части будут в сочинении (план текста).
Определи, о чем надо писать подробнее.
Подбери слова и выражения, которые помогут точно и выразительно раскрыть тему и главную мысль текста.
Напиши первый вариант текста.
Проверь сочинение. Исправь ошибки и недочеты.
Перепиши текст.
Глава III. Выявление уровня сформированности умений и навыков по развитию связной письменной речи учащихся
Цель исследования: выявление эффективности проводимых упражнений по развитию связной письменной речи учащихся.
Объект исследования: учащиеся 4 Б класса МОУ СОШ №17.
Предмет исследования: связная письменная речь учащихся.
Методический инструментарий: контрольные изложения, итоговое сочинение.
Критерии уровня развития связной письменной речи учащихся:
Высокий уровень: в работе правильно (без пропусков существенных моментов) передано содержание текста; правильно построены предложения и употреблены слова; нет орфографических и пунктуационных ошибок;
Выше среднего: в работе правильно передано содержание (без искажений), в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; допущены 1-2 орфографические или пунктуационные ошибки;
Средний уровень: в работе при передаче содержания текста упущены какие-либо моменты (существенное отступление от авторского текста); в построении предложений и в употреблении слов есть недочеты; допущено 3-5 ошибок в правописании или постановке знаков препинания;
Низкий уровень: в работе существенные искажения при передаче авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); в построении предложений нарушен порядок, имеет место употребление слов в несвойственном им значении; допущено более 5 ошибок в написании слов, неправильно оформлены предложения.
Диаграмма «Уровень развития связной письменной речи учащихся при проведении изложений»
На диаграмме для сравнения взяты контрольные изложения: «было» - проводимое в первом полугодии четвертого класса, «стало» - конец второго полугодия четвертого класса.
Эффективность проводимой системы развития связной письменной речи учащихся видна на диаграмме – нет детей с низким уровнем развития письменной речи и в первом полугодии, количество детей со средним уровнем уменьшилось немного с 35% до 27%, количество детей с уровнем выше среднего осталось без изменений 50%, а вот количество детей с высоким уровнем развития увеличилось с 15% до 23%.
Вывод: общий уровень развития связной письменной речи у учащихся при написании изложений высокий, к окончанию начальной школы поднялся по сравнению с первым полугодием еще немного, благодаря проводимой системе поэтапного изучения на каждом году обучения.
Школьники освоили основы построения текстов разных жанров, могут применять полученные знания на практике при написании изложений и сочинений. При проведении итогового сочинения «Самый радостный день в моей школьной жизни», цель которого: определить уровень сформированности умений, связанных с созданием текста, показали высокие результаты: нет детей с низким уровнем умения создавать свой текст, 19% со средним уровнем, 62% с уровнем выше среднего, 19% с высоким уровнем.
Диаграмма «Уровень сформированности умений, связанных с написанием сочинений»
Заключение
В своей работе я изложила рекомендации о том, как организовать систему по развитию связной письменной речи учащихся в начальной школе, показала актуальность выбранной мною темы, описала виды работ, способствующих развитию письменной речи учащихся, показала эффективность данной системы.
В системе обучения осуществляется реализация деятельностного подхода к речи и к процессу ее формирования. Это находит отражение в том, что речевая деятельность учащихся на уроке организуется с учетом таких ее структурных компонентов, как мотивационный, исполнительный и контрольный. Цели создания мотива деятельности служит анализ речевых ситуаций, раскрывающих роль и значение письменной речи в общении людей, а также постановка учебной задачи на уроке, позволяющей выделить формируемые умения из общей работы с текстом, показать их значение для овладения письменной речью. Овладение каждым умением требует осознания учеником операционной стороны своей работы. Поэтому внимание учеников постоянно акцентируется на анализе осуществляемых действий. Учащимся предлагается рассказать о том, как они выполнили или будут выполнять то или иное задание. Особое значение приобретает обучение школьников контролю в процессе работы над текстом и способам проверки написанного. Соответственно, в содержание каждого урока предусматривается поэтапная проверка текста с точным указанием ее цели и способов выявления ошибок.
Большое внимание в работе над сочинением уделяется правильному построению текста, содержанию его частей уже на этапе подготовки, что дает возможность учащимся представить весь текст еще до записи и распределить материал между частями. С первых шагов обучения сочинению важно, чтобы ученик осознал необходимость тщательной работы над текстом, предполагающей неоднократное его перечитывание и внесение исправлений. Мотивация такой работы достигается в системе обучения путем использования специальных приемов, в частности рассматривания рукописи Л. Н. Толстого, имеющей исправления и наглядно демонстрирующей процесс создания текста великим писателем.
Одним из существенных моментов в организации работы на уроке является направленность на становление ученика как субъекта учебной деятельности. Реализация этой направленности связана с предоставлением ученику возможности выбора при выполнении учебных задач. В предлагаемой системе на отдельных этапах урока учащиеся могут выбирать тот или иной уровень самостоятельности, который они считают для себя возможным и желанным. Выяснив с детьми учебную задачу и содержание их деятельности, которое подсказывается формой подачи материала. Учитель спрашивает у школьников, кто из них хочет выполнить ту или иную работу самостоятельно, кто – в паре со своим соседом по парте, кто – с помощью учителя.
Все уроки обучения связной речи входят как составная часть в изучение грамматико – орфографических тем. В то же время формирование речевых умений строится по этапам.
Литература
1. Борзова В. А., Борзов А. А. развитие творческих способностей у детей. Самара: Самар. Дом печати, 1994.
2. Матвеева А. Н. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе. – М.: Новая школа, 1994.
3. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку: (Сб. статей из опыта работы). Пособие для учителей / Сост. А. Н. Матвеева. – М.: Просвещение, 1982.
4. Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2121 «Педагогика и методика нач. обучения». – М.: Просвещение, 1979.
5. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М. С. Соловейчик и др. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1994.
6. Самойлова Е. А. Создание речевых ситуаций на этапе подготовки к написанию сочинений // Начальная школа. – 2002. - № 10.
7. Сахарцева М. К. Анализ изложений и сочинений в начальных классах: методические рекомендации для слушателей курсов. - Ульяновск УИПК ПРО, 2007.
8. Смирнова О. П. Текст как дидактическая единица русского языка и развития речи учащихся // Начальная школа. – 2007. - № 6.
9. Смирнова О. И. Виды творческих письменных работ на уроках русского языка // Начальная школа. – 2009. - № 1.
10. Уроки развития речи в четвертом классе: поурочное планирование и дидактические материалы Л. Д. Мали. - Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ: Профиздат, 2007.
11. Федорова И. В. Проблема подбора текстов для обучения написанию изложений // Начальная школа. – 2007. - № 6.
12. Черемисина Н. А. Как подготовить сжатое изложение текста// Начальная школа. – 2009. - № 1.
13. Шукейло В. А. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения. – СПб, «СМИО Пресс», 1999.
14. Щеголева Г. С. Система уроков развития связной письменной речи // Приложение к журналу «Начальная школа», поурочные разработки, I класс: пособие для учителя. – М.: Начальная школа, 2002.
15. Щеголева Г. С. Система уроков развития связной письменной речи // Приложение к журналу «Начальная школа», поурочные разработки, II класс: пособие для учителя. – М.: Начальная школа, 2002, 2003.
16. Щеголева Г. С. Система уроков развития связной письменной речи // Приложение к журналу «Начальная школа», поурочные разработки, III класс: пособие для учителя. – М.: Начальная школа, 2003, 2004.
17. Щеголева Г. С. Система уроков развития связной письменной речи // Приложение к журналу «Начальная школа», поурочные разработки, IV класс: пособие для учителя. – М,: Начальная школа, 2004, 2005.
18. Юртаев С. В. Влияние тенденций речевого развития на организацию образовательного процесса // Начальная школа. – 2007. - № 5.
19. Яковлева В. И. Сборник текстов для изложений в начальных классах. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1972.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15