Статья на тему Особенности развития коммуникативных навыков в дошкольном возрасте
Особенности развития коммуникативных навыков в дошкольном возрасте
Коммуникативное развитие дошкольников является одним из основных элементов в системе становления личности ребенка. Процесс взаимодействия со взрослыми и сверстниками оказывает непосредственное влияние не только на социальную сторону развития дошкольника, но и на формирование его психических процессов (память, мышление, речь и др.). Уровень развития психических процессов в дошкольном возрасте прямо пропорционален уровню эффективности его последующей адаптации в обществе. Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста включает в себя развитие уровня сформированности чувства принадлежности к своей семье, уважительного отношения к окружающим; развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками; готовность ребенка к совместной деятельности со сверстниками; усвоение социальных норм и правил, нравственное развитие ребенка; развитие целенаправленности и самостоятельности; формирование позитивных установок по отношению к труду и творчеству; формирование знаний в области безопасности жизнедеятельности (в различных социально-бытовых и природных условиях); интеллектуальное развитие (в социальной и эмоциональной сфере) и развитие эмпатийной сферы (отзывчивость, сострадание).
Проблема развития коммуникативных навыков в дошкольном возрасте широко рассматривается в трудах современных ученых. Санькова О.А. пишет о том, что высокий уровень развития коммуникативных навыков является основой благополучной адаптации человека в общественной среде, что обусловливает практическую важность развития коммуникативных умений с самого раннего возраста. Рассматривая коммуникативные умения, навыки, а также коммуникативные способности, ученые полагают, что в настоящих условиях оно обретает совершенно другое качество. Так, Чернецкая А.В. подчеркивает, что в обществе быстро развиваются новые информационные технологии, образовывающие характерную коммуникативную сферу (компьютерная сеть, телевизионные мосты и т.д.), повышается значение диалога при решении задач международного значения и внутриполитического характера, интенсифицируются межнациональные контакты .
Настоящая педагогическая практика базируется на психолого-педагогических исследованиях, которые теоретически определяют суть и смысл вырабатывания коммуникативных навыков в развитии ребенка дошкольного возраста. В огромном списке исследований, посвященных данной проблеме важное место отводится концепции деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и др. В своих работах они подчеркивали, что коммуникативные навыки содействуют психическому развитию дошкольника. Опираясь на эти теории, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина подвергли анализу понятие общения как коммуникативной деятельности.
Роль своевременного формирования коммуникативных навыков становится более явной в период перехода ребенка из детского сада в школу, то есть к обучению в школе. В этот период не сформированность коммуникативных умений и навыков затрудняет процесс общения ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к росту беспокойства самого ребенка и его родителей, а также нарушает процесс обучения в школе. Таким образом, можно говорить о том, что развитие коммуникативных навыков является одним из главных компонентов развития преемственности дошкольного и начального общего образования, нужным условием благополучного протекания учебной деятельности, существенным направлением социально-личностного развития .Смирнова Е.О. под коммуникативными навыками дошкольников понимает осмысленные действия ребенка (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности), а также их способности правильно строить свое поведение, управлять им согласно целям общения.
В этом определении прослеживаются два основных момента. Во-первых, коммуникативные навыки - это собственно осмысленные коммуникативные действия детей, которые основываются на системе знаний и постигнутых элементарных умений и навыков, во-вторых, коммуникативные навыки - это еще и способность детей распоряжаться своим поведением, употреблять самые разумные приемы и способы действий в решении коммуникативных задач.
Психологи под коммуникативными навыками дошкольников (3-5 лет) подразумевают очень многое, но можно перечислить основные понятия, которые входят в состав этого комплекса. Это и индивидуально-психологические свойства личности общественной направленности, это и коммуникабельность, эмпатия, благожелательность, уровень знаний, умений социально-коммуникативной деятельности (знание законов бесконфликтного общения с окружающими, навыки культурного поведения, способность не теряться в новых обстоятельствах), желание контактировать и потребность вступать в коммуникативную деятельность, а также способность общаться с детьми разного пола .Важно подчеркнуть, что формирование навыков взаимодействия в дошкольном возрасте осуществляется через последовательность определенных стадий. На первой из них (2-4 года) для дошкольника важным человеком является сверстник, который также выступает партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое направлено на копирование и эмоциональное заражение ребёнка. На второй стадии (4-6 лет) появляется потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Содержанием общения на этой стадии является общая (в основном, игровая) деятельность. На третьей стадии в 6-7 лет общение со сверстником обретает линии внеситуативности, то есть содержание общения абстрагируется от наглядной ситуации, начинают формироваться постоянные избирательные предпочтения между детьми .В дошкольном возрасте значительно меняется сам характер взаимодействия. У ребенка увеличивается представление об умениях и навыках партнера, возникает заинтересованность к таким сторонам его личности, которые до этого не были заметны. Все это содействует выделению стабильных характеристик личности, развитию более цельного образа о самом себе.
Содержание мотивов детей старшего дошкольного возраста, находящихся в основе формирования игровых действий, в большинстве своем отражают содержание их ценностных ориентаций. По данным исследования Репиной Т.А., дети данного возраста называют общность интересов, дают большую оценку деловым качествам и успехам партнера, некоторым личностным качествам, однако, было обнаружено, что важным аргументом объединения в игре может быть страх остаться в одиночестве или желание повелевать, быть главным .В дошкольном возрасте основной потребностью общения является потребность ребенка к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого. Дошкольник очень чувствительно реагирует на негативные оценки и неуважительное отношение к себе со стороны взрослых. В этом возрасте происходит интенсивное развитие и осмысление этических понятий, таких, например, добро и зло. При этом взрослый является важной, а иногда и главной фигурой для дошкольника, так как он выступает в качестве самого важного источника знаний. Если раньше ребенку была значима оценка своего поведения со стороны взрослого за продемонстрированные им умения и знания, то теперь ребенка беспокоит оценка себя самого как личности. Ребенок стремится к тому, чтобы оценка его со стороны взрослого сошлась с его собственной оценкой себя самого. По этой причине у ребенка очень высока восприимчивость к отсутствию между ним и взрослым взаимопонимания, способности к сопереживанию.
Тесное и близкое межличностное общение между ребенком и взрослым содействует, в первую очередь, формированию этических и нравственных ценностей, норм поведения и их соблюдения, и, во вторую очередь, оно учит ребенка видеть себя со стороны, что является очень важным условием осмысленной регуляции своего поведения.
К 6-7 годам у детей дошкольного возраста существенно повышается благосклонность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Конечно, конкурентная, соревновательная основа поведения уже сформирована, и чаще всего она остается уже на всю жизнь. Но помимо этого, в общении старших дошкольников начинают формироваться навыки понимания и осмысления поведения партнера, и его ситуативных проявлений, а также зарождаются психологические аспекты понимания мотивационно-потребностных качеств партнера: его желания, предпочтения, настроение. Дошкольники в данный период развития не только повествуют о себе, но и адресуются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. п. Появляется заинтересованность к личности сверстника, не связанная с его конкретными действиями .К 6 годам у большинства детей появляется непринужденное и бескорыстное желание оказать помощь сверстнику, подарить ему что-нибудь или пойти на уступку в чем-либо. Существенно повышается в этот период эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. Детям немаловажно, что и как делает другой ребенок (во что играет, что рисует, какие книжки читает), не для того, чтобы обнаружить, что я лучше, а просто так, поскольку этот другой становится интересным сам по себе. Временами, даже наперекор принятым правилам они стараются оказать помощь другому, подсказать ему верный способ поведения или ответ. Все это говорит о том, что мысли и действия старших дошкольников устремлены не только на положительную оценку взрослого и не только на подчеркивание личных преимуществ, но и непринужденно на другого ребенка, на помощь ему .К концу дошкольного возраста в поведении формируются крепкие, но избирательные привязанности между детьми, возникают первые настоящие дружеские отношения. Дошкольники склонны объединяться в небольшие группы (по 2-3 человека) и проявлять открытые предпочтения по отношению к своим друзьям. Они проявляют волнение по отношению к своим друзьям, останавливают свой выбор на играх с ними, сидят вместе за столом, гуляют вместе на прогулке и т. п. Будучи друзьями, дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими впечатлениями, планами или предпочтениями.
Все это еще раз подтверждает важность формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста и образования условий для их межличностного общения.