Система упражнений по развитию речи младших школьников на основе восприятия произведений изобразительного искусства.
Система упражнений по развитию речи младших школьников на основе восприятия произведений изобразительного искусства.
Тема урока «Обучающее изложение»Цели: совершенствовать умения восстанавливать деформированный текст, определять тему и тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями, развивать речи.Рассмотрим более подробно, какие виды упражнений могут быть включены в каждую из групп.Первая группа упражнений предполагает формирование таких коммуникативных умений, как определять тему, основную мысль картины, наиболее яркие изобразительные средства, умение различать картины разных жанров и тем. Сюда входят такие упражнения:Рассматривание картины под музыкальное сопровождениеМысленное воспроизведение ранее построенной картины. («Закройте глаза и попробуйте представить картину, которую рассматривали»)Определение «звучания» картины. («Какие звуки можно услышать при рассматривании этой картины?»)«Вхождение» в картину. («Что бы вам захотелось сделать, совершить, если бы вы попали в эту картину?»)Определение жанра картины. (Определите, что это за картина: пейзаж, портрет, сюжетная картина».)Определение темы картины. («Что вы видите на этой картине?»)Вторая группа упражнений – это упражнения, направленные на синтез различных образных решений в рамках одной и той же темы, сюжета, идеи, средств выразительности. Сюда целесообразно включить следующие упражнения:Сравнение темы, основной мысли изобразительных средств литературного произведения (стихотворения, сказки, рассказы и т.д.) и картиныСравнение основного настроения картины и музыкального произведения, например с помощью словаря настроенийПеренос содержания и настроения из одного вида искусства в другойСопоставление основной мысли картины с пословицамиСравнение картин, близких по теме, что позволяет детям находить отличия в похожем.Сравнение картин, сходных по настроению.Сравнение картин, контрастных по настроению.Третья группа упражнений направлена на формирование умения выполнять доступный младшим школьникам целостный анализ произведения изобразительного искусства в единстве его содержания, структуры и изобразительных средств. В эту группу входят следующие упражнения:1.Объяснение названия картины учащимися. («Как вы думаете, почему картина так называется ? Объясни свое мнение»)2. Придумай названия картины. («Придумайте свое название для этой картины. Какие особенности картины помогут вам назвать ее именно так?»)3. Сравнение названий, придуманных детьми, с авторским или с тем, под которым картина известна сейчас.4. Определение по заголовку содержания, темы картины.5. Выделение и характеристика отдельных элементов картины, способствующих созданию образа.6. Анализ цветовой гаммы картины и чувств, возникающих под ее воздействием, их сравнение.7.Анализ авторского замысла и его осуществления в конкретных произведениях изобразительного искусства.8. Определение основной мысли картины на основе ее целостного анализа. Выявление роли формата, композиции, освещения, цвета в ее реализации.9. Определение изобразительных средств, помогающих созданию определенного настроения. («Как , с помощью каких средств художник сумел выразить такое настроение?»)10. Выявление характера персонажа на основе анализа его внешнего облика (позы, выражения лица, одежды) и взаимодействия с другими героями картины.11. Отнесение картины к какому – либо живописному жанру на основе ее целостного анализа: «К какому жанру живописи можно отнести картину? Что позволяет нам сделать такой вывод?»12. Анализ текста, созданного на основе картины, с точки зрения соотносительности использованных в нем языковых средств, содержания и коммуникативной задачи.13. Анализ структуры текста, созданного на основе картины. («Разделите текст на части; определите, как связаны между собой , части текста; найдите слова, помогающие соединить различные предложения в тексте и др.»)Четвертая группа предполагает обогащение словаря учащихся, с помощью которого можно не только проводить анализ картины, но и создавать собственные речевые высказывания на основе восприятия произведений изобразительного искусства. Сюда входят следующие упражнения:Подбор синонимов, выражающих определенные оттенки значения или различающихся по эмоционально – экспрессивной окраске.Подбор слов по определенным микротемам. (Подберите прилагательные и глаголы, которые помогут описать данного героя картины (например, Серого Волка)Объяснение значений слов с помощью различных приемов: определения, найденного в словаре, развернутого описания, включения слова в контекст, проведения морфемного, словообразовательного или этимологического анализа, подбора синонимов и антонимов и др.Выделение а предложении слов , употребленных в неточном или не свойственном значении, и их замена.Работа со словарем настроений. («Какими словами можно передать настроение, которое вызывает у вас эта картина?», «Какие чувства хотел выразить художник в этой картине?»)Работа со словарем терминов и понятий изобразительного искусства.