Конспект занятия по обучению грамоте и развитию связной речи
Коррекционное занятие с воспитанниками старшего дошкольного возраста «Осенний лес»
Цель занятия: обогащение словаря и развитие связной речи по теме занятия.
Задачи занятия:
Коррекционно - образовательные: учить образовывать прилагательные от существительных, подбирая однокоренные слова к слову «лес»
Коррекционно -развивающие: развивать навык составления описательного рассказа по серии картин, развивать умение делить круг на части, развивать мелкую моторику и общую координацию движений (при ловле мяча сидя, стоя), развивать внимание (зрительное и слуховое), память, воображение, мышление.
Коррекционно -воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе родного края, к обитателям леса.
Словарная работа: лесовоз, лесоруб, лесничий
Предварительная работа: беседы на темы: «Как звери зимуют», «Деревья леса и парка», отгадывание ребусов, составление описательных рассказов по серии картинок о временах года.
Оборудование к занятию: магнитная доска, мольберт, ребус со словом «ЛЕС», мяч, силуэты животных, деревьев, кустарников, солнца, облаков, ватман с нарисованным деревом, коричневый маркер, демонстрационные карточки – домики с 1, 2, 3 окошками, простые карандаши по количеству детей, малые круги с изображением разных деревьев, большие круги с сюжетными картинками, указка, карточки с нарисованными маленькими кругами, наборы цветных карандашей – по количеству детей; орешки – для угощения.
Ход занятия:
Организационный момент. Игра в кругу «Море волнуется» (на новый лад)
Море волнуется - раз, море волнуется - два,
Море волнуется - три. Лесная фигура – замри. ….Отомри!
(дети принимают позы диких животных)
- Кто кем был? (примерные ответы детей: «Я была зайчихой», «Я был медвежонком», «Я был лосем»)
2. Работа за столами. Отгадывание ребуса (две запятых внизу колесо- одна запятая сверху)
- Какое слово зашифровано на этой картинке? (ответы детей)
- Правильно, это слово «ЛЕС».
- И сегодня с вами мы поговорим о лесе и его обитателях.
3.Образование относительных прилагательных из существительных, составление словосочетаний:
- Скажите мне, пожалуйста:
Как будет называться лес зимой - зимний лес
Как будет называться лес весной – весенний лес
Как будет называться лес летом – летний лес
Как будет называться лес осенью – осенний лес
- Назовите приметы осени (что происходит с живой и неживой природой, людьми)
4. Работа на магнитной доске. Подбор существительных в родительном падеже, множественного числа:
-Скажите, чего много в осеннем лесу? (примерные ответы детей: «В осеннем лесу много листьев; деревьев; кустарников, сухой травы; грибов, орехов»)Все ответы детей сопровождаются размещением на магнитной доске силуэтов листьев, кустарников, деревьев и т.д.
5. Подбор однокоренных слов к слову «Лес». Работа на ватмане (нарисован силуэт дерева без корней).
-Ребята, скажите, пожалуйста, без чего не вырастет дерево?
( примерные ответы детей: «без корней, без воды»)
- Чтобы выросло наше дерево, мы с вами будем подбирать к слову «лес» похожие слова, вы будете называть слово и подрисовывать дереву корни.
- маленький лес – лесочек
- поляна в лесу, какая поляна – лесная поляна
- воздух в лесу, какой воздух – лесной воздух
- человек, охраняющий лес – лесник
- человек, который рубит в лесу сухие и больные деревья – лесоруб
- машина, перевозящая лес – лесовоз
- сказочные, лесные персонажи – леший и лесовичок.
- Вот сколько корней стало у нашего дерева! Теперь то, оно точно не засохнет!
6. Игра в кругу с мячом. Подбор существительных к прилагательным: «Что бывает?»:
- лесная….., лесной- ……, лесное-….., лесные-…… (примерные ответы детей: «тропинка», «воздух», «болото», «жители»)
7. Работа за столами.
- Ребята, скажите, пожалуйста, кого можно встретить в осеннем лесу? (примерные полные ответы детей: «В осеннем лесу можно встретить зайца и ежа; «… белку и лису» и т.д.)8. Игра с мячом на припоминание – за столами «Как называется дом?»
- у волка; у лисы; у белки; у бобра; у ежа; у лося; у зайца; у медведя и т.д.9. Игра «Размести животных» - работа по слоговой структуре слова. На магнитной доске расположены домики с 1, 2, 3 окнами, рядом – на столе лежат силуэты животных.
- Скоро наступят холода, давайте поможем диким животным и разместим их по домикам.
Дети по одному подходят к столу, размещают силуэт под домиком, объясняя свой выбор.
10. Пальчиковая гимнастика «Ветер по лесу гулял» Н.Нищева.
Ветер по лесу гулял, ветер листики считал.
Вот дубовый, вот кленовый, вот рябиновый – резной.
Вот с берёзки – золотой, вот последний лист – с осинки
Ветер сбросил на тропинки.
(на первую строчку – плавные, волнообразные движения ладонями; далее – загибают по одному пальчику на обеих руках)
11. Работа с карандашами «Рисуем полянки» (на столах у каждого лежат небольшие круги с изображением разных деревьев, количество деревьев у всех разное)
- Ребята, вам нужно «рассадить» деревья так, чтобы на каждой полянке росло только по одному дереву. (деление круга на части)
- У кого какой лес? (примерные ответы детей: «У меня на полянках растут берёзы, значит это берёзовая роща», «У меня на полянках дубы – это дубрава»; «У меня на полянках ели и сосны – это хвойный лес»; «У меня на полянках растут ели, сосны, дуб и берёзы – это смешанный лес»)12. Составление рассказа по серии картин. На доске три больших круга с изображением:
1 круг: деревья, разноцветная листва, мальчик и девочка, одетые по- осеннему.
2 круг: деревья, разноцветная листва, одно поваленное дерево, рядом топор.
3 круг: деревья, разноцветная листва, человек в фуражке и знак «лесничий»
13. Цветовой диктант «Добавь цвет в кружок» (на столах у каждого карточка с кружочками)
Припоминание:
- каким цветом мы изображаем зиму? – белым
- каким цветом мы изображаем весну? - голубым
- каким цветом мы изображаем лето? - красным
- каким цветом мы изображаем осень? – желтым
Детям даются слова – признаки на все времена года, они раскрашивают круги в соответствующие цвета: - Когда это бывает?
- листопад – желтый цвет
- снегопад – белый цвет
- ледоход – голубой цвет
-сбор ягод в лесу – красный цвет ит.д.
14. –Ребята, скажите, пожалуйста, а какое время года сменит золотую осень?
- Чего нельзя увидеть в зимнем лесу? (листвы, травы – они под снегом)
- Кого нельзя увидеть в зимнем лесу? (медведя и ежа – они ушли в спячку)
15. Итог занятия.
- О чем мы говорили?
- Что вам понравилось?
- Кто помнит пословицы и поговорки о лесе?
( Зацепился за пень – встал на весь день.Прямое дерево ветра не боится.
Мёд медведь в лесу нашёл – мало мёда, много пчёл.)- Осенью лес богат дарами, вот вам и угощение лесное – орешки от белочки.
Спасибо всем за активное участие на занятии.
Тезисы к конспекту занятия «Осенний лес»
Данное занятие может быть проведено , как занятие по обучению грамоте, с воспитанниками старшего дошкольного возраста с дополнениями или изменениями в содержании отдельных пунктов конспекта;
На основе данного занятия можно составить ещё три конспекта: о весне, лете и зиме.
Это занятие может быть проведено, как итоговое занятие сезонного характера.
Отдельные части занятия могут быть использованы на занятиях по обучению грамоте.