Доклад«Проблемы преемственности и перспективности в обучении начального звена и среднего»
Доклад на тему:
«Проблемы преемственности и перспективности в обучении начального звена и среднего»
(выступление на ШМО учителей начальных классов)
Выступила:____________.
учитель начальных классов
Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую и очень проблемным.
Приход в среднюю школу, совпадает с началом «переходного» возраста у детей: они становятся младшими подростками. Психологически это начало кризисного периода: физиологического созревания, переоценки моральных ценностей, смены ведущей деятельности. Кроме того, по данным психологических исследований, у детей с переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности, связанный с новыми ожиданиями. Эти объективно сложные психологические этапы взросления несомненно требуют очень бережного и внимательного отношения со стороны взрослых .Готовы ли к этому учителя и родители? Необходимо подчеркнуть, что в данном случае готовность предполагает не только знания о трудностях периода детской жизни, но и волевые усилия взрослых для их преодоления. Важнейшей причиной трудностей, обуславливающих переход в среднюю школу, является дезадаптация детей в новых условиях учебной деятельности. Ее можно сравнить со сложностями адаптационного периода в 1 классе . Однако , кроме объективной новизны ситуации обучения , характерной для 1 и 5 классов, в данном случае добавляется еще так называемый субъективный фактор: отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой:
1. Преемственность форм и методов обучения: темпа, объема и уровня изложения предметного материала, а также требований к качеству его оформления. Уровень изложения знаний в средней школе значительно отличается (по различным параметрам) от того, который принят в начальной школе . Поэтому нельзя забывать , что дети , перешедшие в 5 класс , должны адаптироваться к новым условиям деятельности: к индивидуальному стилю учителя, к более быстрому темпу работы, к правилам выполнения новых заданий и т . д .
2. Единство ( точнее, его отсутствие ) подхода к критериально – оценочной деятельности в начальных классах и средних. Не секрет, что многие «отличники» и «хорошисты» начальной школы при переходе в среднюю меняют свой «статус» на более низкий . И это далеко не всегда связано с объективными трудностями обучения .
Учителя – предметники не всегда учитывают индивидуальные особенности учащегося ( темп деятельности, тип мышления, специфику восприятия и т.д.), которые влияют, особенно вначале, на качество обучения. Учителя начальной школы реально имеют такую возможность в силу своей многопрофильности . Поэтому учитель средней школы не редко при оценивании ориентируется , прежде всего, на результат его деятельности, без учета тех индивидуальных особенностей , которые могли к нему привести, в то время, как в начальных классах, где оценивание строится с учетом и процессуальных характеристик достижения результата.
Любой учитель понимает, что инертный, медлительный ребенок не должен слышать приговор учителя : «Ты не успел , значит , не сделал» . Тем не менее ориентация учителя только на результат исключает другую позицию. Не хочется думать, что личностно – гуманный подход является прерогативой только начального звена обучения, а средняя школа не имеет к этому никакого отношения .Вот почему учет индивидуальных особенностей обучаемости ребенка и соответственный подход к оцениванию его деятельности в начальной школе иногда ставится под сомнение как необъективный («мягкий») при переходе ребенка в среднюю школу. Критерии «объективности» в данном случае различны.
Естественно, что относительная обособленность отдельных звеньев школьной системы образования сложилась исторически и существует на протяжении нескольких лет. Однако общественная необходимость развития образования, ставшая особенно актуальной в последнее десятилетие, выявила дисбаланс, рассогласование требований и содержательной преемственности между различными ступенями общеобразовательной системы, особенно начального и среднего звена .Решение этой проблемы, важной как для детей, так и для взрослых. В начальном звене проводятся итоговые контрольные работы по предметам, отслеживается техника чтения каждого ребенка, переходящего в 5 класс. По итогам этих работ учитель начальной школы составляют подробную психолого – педагогическую характеристику на ребенка. На итоговом заседании МО обсуждаются не только индивидуально – психические особенности будущих пятиклассников, которые требуют к себе повышенного внимания в средней школе, но также формы и методы работы с детьми данного класса, его специфика как детского коллектива; определяются принципы дифференцированного обучения.
В рамках этого сотрудничества проводятся и уроки, на которых в начальной школе присутствуют (или даже проводят) учителя среднего звена, имея, таким образом, возможность заранее оценить особенности детей данного класса. В начале следующего учебного года, уже в средней школе, такая практика продолжается.
Данная форма сотрудничества разных ступеней школьного образования позволяет предупреждать многие педагогические и психологические проблемы, реально осуществлять профилактику детской дезадаптации.
Преемственность – один из основных принципов дидактики.
Преемственность в образовании состоит в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения.
Преемственность в содержании образования включает:
- обеспечение единого подхода к его отбору на всех ступенях обучения;
- умение учителя выделить в теме, предмете основные и второстепенные понятия;
- умение определить главное в содержании учебного материала;
- умение укрупнять в блоки учебный материал по проблемам;
- умение обучать учащихся способам деятельности получения, добывания и применения знаний.
При составлении тематического планирования, мы сразу отмечаем себе домашние задания, чтобы в параллели оно было единым; учитель работает с классом на протяжении всех 4 лет обучения; учитель начальных классов дает учителям предметникам свои рекомендации, а они их учитывают при планировании дальнейшей работы.
Каковы пути решения проблемы преемственности в содержании образования школьников?
- Отслеживать связь между отдельными частями учебных предметов по содержанию;
- Отслеживать связь между методами, приемами и формами учебной работы на разных ступенях обучения;
- Опираться на предшествующие знания, умения и навыки при изучении нового и подготовки к последующему освоению предмета;
- Осуществлять межпредметные связи;
- Использовать линейное и концентрическое построение учебных планов;
- Обеспечивать доступность в процессе обучения;
- Развивать личностный потенциал уч-ся через продуктивную образовательную деятельность, духовное и физическое здоровье детей;
- Постоянно повышать профессиональный уровень педагогов;
- Осуществлять образовательный процесс в школе во взаимодействии педагогов с психологической службой;
-Использовать личностно-ориентированную технологию обучения и воспитания;
- Для прогнозирования ожидаемых результатов проводить диагностику обученности, обучаемости, развитости уч-ся, сформированности у них социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности; изучать удовлетворенность участников педагогического процесса своей и совместной деятельностью, содержанием и организацией образовательного процесса.