Доклад по развитию связной речи у дошкольников с помощью мнемотехники.
МДОБУ Детский сад комбинированного вида №91«Росинка»
Доклад
по развитию связной речи
у дошкольников
с помощью мнемотехники.
Сидалинова Гульнара Рафаиловна
воспитатель I кв.к.
г. Орск, 2013
Я изучаю и начала использовать в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить с особенностями работы по данной теме.
1слайд. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.
Работая с детьми подготовительной группы, я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, затрудняются определить место звука в слове, с трудом запоминают стихотворный материал.
2 слайд. Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:
односложная, состоящая из простых предложений речь.
неспособность грамматически правильно построить
распространенное предложение;
недостаточный словарный запас;
употребление нелитературных слов и выражений.
бедная диалогическая речь: дети не способны грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
неспособность построить монолог: например, сюжетный или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста
своими словами;
отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать
выразительность, регулировать громкость голоса и темп речи;
плохая дикция.
В связи с этим, я поставила перед собой задачу: научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли и рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
3 слайд. Чтобы повысить уровень развития речи у детей, я использую основную систему методов и приемов: художественное слово, образец рассказа воспитателя, вопросы к детям по прочитанному произведению, речевые, дидактические и словесные игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук детей.
Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.
4 слайд. Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
5 слайд. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. -сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. - предметно-схематическими моделями, Глухова В.П. - блоками-квадратами, Ефименко Л.Н. - схемой составления рассказа.
6 слайд. Использование приема мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, а ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
7 слайд. Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста,
но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
8 слайд. Особое место в моей работе с детьми занимает использование в качестве наглядного материала мнемотаблиц. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.
9 слайд. Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость цветных изображений.
10 слайд. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете,
чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений
11 слайд. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов. С их помощью дети преобразуют абстрактные символы в образы. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а, следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы.
Затем переходим к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам. Мнемодорожка, как и мнемотаблица несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка.
Мнемотаблицы, опорные схемы об игрушках, одежде, птицах, обуви и т.д. помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей и используются для:
обогащения словарного запаса,
при обучении составлению рассказов,
при пересказах художественной литературы,
при отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихотворений.
Мнемотаблицы облегчают и ускоряют процесс запоминания текстов, формируют приемы работы с памятью. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, символ, т. е весь текст стихотворения схематически зарисовывается. После этого ребёнок по памяти, используя графические изображения, воспроизводит стихотворение целиком. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники становится для дошкольников делом весёлым, эмоциональным.
12 слайд. Последовательность работы с мнемотаблицами:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней
изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е.
преобразование из абстрактных символов слов в
образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ
сказки, рассказ по заданной теме. или чтение
стихотворения с опорой на символы (образы), т.е.
происходит отработка метода запоминания.
13 слайд. Пример составления описательного рассказа.
14 слайд. Заучивание стихотворения.
15 слайд. Пересказ сказки.
16 слайд. Составление рассказа о зиме.
17 слайд. Работа по развитию речи с использованием мнемотехники – это начальная,
наиболее значимая и эффективная работа, так как позволяет детям легче
воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и
воспроизводить её.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
у детей появилось желание пересказывать сказки, тексты, придумывать
интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни;
расширился круг знаний об окружающем мире;
расширился активный и пассивный словарный запас;
появился интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;
дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед
аудиторией.
Использование метода мнемотехники позволяет мне повысить уровень развития связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.
18 слайд. Источники литературы.
19 слайд. И свое выступление я хочу закончить словами известного педагога:
«Учите ребёнка каким-нибудь пяти
неизвестным ему словам, и он будет
долго и напрасно мучиться над ними,
но свяжите с картинками двадцать
таких слов – и ребёнок усвоит их на лету»
К.Д.Ушинский
Спасибо за внимание!!!
15