Логопедическое занятие по развитию связной речи на тему «Моя Казань».


Логопедическое занятие по развитию связной речи на тему «Моя Казань».

Тема: Предложение.
Цели: закрепить признаки предложения, главные и второстепенные члены предложения, формировать умение конструировать предложения из данных слов; вводить в словарь детей термины: предложение, слово, текст; обогащать словарный запас, воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: открытки с видами города, конверты с набором слов-карточек, мяч, раздаточный материал.

Закрепление знаний детей о предложении.

Прочитайте записи на доске.
Город.
Жить, Казань, город.
В городе живу я Казани.
Я живу в городе Казани.

Что записано на первой строчке? ( Слово).
Что записано на второй строчке? ( Отдельные слова).
Что записано на третьей строчке? (Неправильно построенное предложение: слова стоят не по порядку).
Что записано на четвертой строчке? (Предложение).
Какая мысль выражена в этом предложении? (Говорящий сообщает о том, что он живет в Казани).
Как оформлено предложение на письме? ( Первое слово написано с большой буквы, в конце предложения ставится точка).
Какие еще знаки можно поставить в конце предложения? (Вопросительный знак, восклицательный знак).

Логопед читает предложения, а дети поднимают карточку с соответствующим знаком (точка, вопросительный знак, восклицательный знак).
Добро пожаловать в наш город!
А вы уже были в метро?
Я горжусь своим городом!
В Казани много театров и музеев.
Часто ли вы ходите в театр?

- В каких предложениях вы поставите точку, вопросительный знак, восклицательный знак?
- Точку - в повествовательных предложениях (это предложение что- то сообщает).
- Вопросительный знак - в вопросительных предложениях (в таких предложениях - заключен вопрос).
- Восклицательный знак - в восклицательных предложениях (в таких предложениях выражена радость, восхищение, приказание, гнев, страх).
- А теперь назовите признаки предложения.
- Предложение всегда выражает с помощью слов законченную мысль;
- Слова в предложении стоят в определенном порядке и связаны друг с другом;
- Предложение имеет интонационную завершенность;
- Первое слово пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка





Работа с деформированными предложениями.

Детям раздаются конверты с набором слов. Ученики составляют предложения, находят грамматическую основу.

Набор №1.
живем Татарстан. Мы Республике в

Набор № 2.
является Казань столицей Республики. нашей

Набор № 3.
расположен Город берегу на Волги. великой реки

Набор № 4.
отметила Казань тысячелетие. свое В 2005 году

Набор № 5.
наш С каждым становится город днем все больше красивее. и

- Как называют самые главные слова в предложении? ( Главные слова в предложении-это подлежащее и сказуемое).
- Найдите в составленных вами предложениях главные члены.

Работа у доски.

-Из слов мы составляли предложения. А что можно составить из предложений? (Рассказ, текст).
- Текст – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу. На доске записан текст. Но в нем нет границ предложений (т.е. нет точек и заглавных букв). Вы должны определить, где заканчивается одно и начинается другое предложение. Где надо поставить точку и написать большую букву.

казанский цирк находится рядом с башней Сююмбике и древним Кремлем его зрительный зал рассчитан на 2400 мест строители назвали его «летающей тарелкой» арена цирка позволяет принимать цирковые коллективы со всего мира

-О чем говорится в тексте? (О казанском цирке).
-Связаны ли предложения между собой? (Предложения связаны между собой единой темой).
-Сколько предложений в тексте? (Четыре предложения).
-Озаглавьте рассказ. ( Цирк).

Физкультминутка. Игра с мячом. Дети возвращают мяч, быстро ответив на вопрос.

Дикое животное лесов Татарстана и название озера. ( Кабан).
Кто изображен на гербе города? (Снежный барс).
Кто написал татарскую поэму «Шурале»? (Г.Тукай.)
Сколько цветов на флаге Татарстана? (Три).
Какие это цвета? (Зеленый, белый, красный).
На какой реке стоит наш город? (Волге).
В какую реку уронила по преданию ханская дочь казан? ( Казанка).
На территории Кремля есть башня, с которой связано множество легенд. Что это за башня? (Сююмбике),
Сколько ярусов имеет эта башня? (Семь).
«Праздник плуга» (Сабантуй).
Головной убор у мужчин-татар. (Тюбетейка).

Игра «Собери пословицу».

Пословицы разделены на две половины. Детям раздаются половинки пословиц, ученики должны соединить пословицы и прочитать.

1. Всякая птица своя сторона.
2. Всякому мила свое гнездо любит.
3. Родная сторона-мать, Родина милей вдвойне.
4. На чужой стороне там и пригодится.
5. Где кто родится, чужая – мачеха.

-О чем эти пословицы? (О Родине).

Итог.

-Чем мы занимались сегодня? (Составляли предложения из слов, делили текст на предложения и правильно оформляли их на письме).
-Какую тему затронули на занятии? (Наш город).
-Какие ассоциации возникают при упоминании о нашем городе, какие слова приходят в голову? (Столица, Родина, Татарстан, Волга).













Р.Р.Муртазина

13PAGE 15


13PAGE 14115




15