Консультация для педагогов ДОУ по теме «Развития связной речи дошкольника с ЗПР (ОВЗ) средствами приёмов мнемотехники»


Консультация для педагогов ДОУ по теме «Развития связной речи дошкольника с ЗПР (ОВЗ) средствами приёмов мнемотехники»
От качества речи зависит успешность обучения. Чистая, правильная речь одно из важнейших условий нормального психического развития человека.
При помощи речи, общения ребёнок легко незаметно для себя узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.
Нарушения речи детей с ЗПР (ОВЗ) преимущественно носят системный характер и входят в структуру дефекта.
Многим детям присущи недостатки звукопроизношения (замены и смешения звуков, неправильное произношение) и фонематического развития которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков и слогов; вставки звуков; перестановка звуков и слогов в слове).
Так же отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, дети плохо понимают смысл и содержание рассказа, затруднен процесс пересказа.
Дети рассматриваемой группы имеют крайне ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужено употребление глаголов.
Незрелость внутриречевых механизмов приводит не только к трудностям в грамматическом оформлении предложений, но и касаются формирования связной речи.
Дети не могут пересказывать небольшой текст, составлять рассказ по серии сюжетных картинок, описывать наглядную ситуацию, им недоступно творческое рассказывание.
На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений.
Прием мнемотехники позволяет не только развивать связную речь, обогащать словарный запас воспитанников, но и способствует развитию внимания, зрительно-образного мышления и зрительной памяти, воображения.
Что же такое мнемотехника?
В переводе с греческого языка мнемотехника – это искусство запоминания.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное усвоение детьми знаний, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.
Работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Начинают с простейших мнемоквадратов – это понятные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
Затем педагог усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.
И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
Работа по мнемотаблицам состоит из трёх этапов:
Составление и рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено.
Преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование информации).
Пересказ с опорой на символы (образы).
Первоначально схемы составляет педагог ДОУ, родитель, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.
Главное – нужно передать условно – наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. И уже глядя на эти схемы, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
На занятиях по пересказу литературных произведений, рассказыванию о предметах по картине в комплексе решаются все речевые задачи, но основной из них является обучение рассказыванию, хотя параллельно дети выполняют фонематические, лексические, грамматические упражнения.
Обучение пересказу литературных произведений следует начинать со знакомых сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», при этом используется приём совместного рассказа.
Схему обучения пересказу сказок представляю таким образом: педагог рассказывает сказку и одновременно показывает картинку. Затем дети включаются в повторный рассказ педагога – педагог начинает фразу, а дети её продолжают. На заключительном этапе – дети самостоятельно пересказывают произведение.
При составлении описательного рассказа по предмету, вначале обращают внимание на характерные особенности внешнего вида предмета (части, цвет, форму). Одновременно объясняют и показывают. (Это - сумка. У сумки есть ручки, боковые стороны, замок, карман…). Далее составляют совместный рассказ с детьми. Завершающий этап - самостоятельный рассказ ребёнка.
Такой же план работы при составлении описательного рассказа по картинам.
Дети старшего возраста должны точно, последовательно передавать содержание текста. Занятия по пересказу состоят из следующих частей:
- вводная часть;
- чтение литературного произведения;
- беседа с наводящими вопросами;
- повторное чтение с последующим составлением мнемотаблицы;
- пересказ или заучивание произведения по мнемотаблице.
Так же приём «Мнемотехника» используется при разучивание стихотворений, когда каждой фразе или строчке соответствует своя картинка. Ребенок очень быстро запоминает стихотворение, если может его увидеть.
Рассказ по сюжетной картине требует от ребёнка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умения додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа и его окончание.
В работе по формированию навыка рассказывания по сюжетной картине используется мнемотаблица, где выделяются значимые для сюжета фрагменты картины и определяется взаимосвязь между ними, объединяя фрагменты в единый сюжет.
Особенно сложным видом высказывания являются рассказы – описания по пейзажной картине. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.
В данном случае в качестве элементов мнемотаблицы выступают объекты природы. Так как они носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов.
Работа по таким картинам строится в несколько этапов:
- выделение значимых объектов картины;
- рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;
- определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;
- объединение мини - рассказов в единый сюжет.
Приём «Мнемотехника» также успешно используется и как алгоритм действий в разных видах деятельности.
Таким образом, приём «Мнемотехника» используется:
для обогащения словарного запаса;
при обучении составлению рассказов;
при пересказах художественной литературы;
при отгадывании и загадывании загадок;
при заучивании стихов;
для определения последовательности действий.
Систематическая работа по формированию связной речи у детей с ЗПР (ОВЗ) с использованием нетрадиционных приемов и методов в совместной работе с родителями воспитанников дает следующие результаты:
Развивается связная речь детей;
Обогащается словарный запас детей, из пассивного превращается в активный;
Увеличивается круг знаний о предметах бытового окружения, об окружающем мире;
У детей развивается наблюдательность, внимание, память, усидчивость; развивается воображение и фантазия, логическое и образное мышление.
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
Пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,
Но если свяжите двадцать таких слов с картинками,
Их он усвоит на лету.
К.Д. Ушинский
Список литературы:
Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96 с.
Волкова Юлия Станиславовна. «Опорные схемы для составления описательных рассказов (для фронтальной, индивидуальной и индивидуально-групповой работы с детьми 4-6 лет)». Учебное издание серия «В помощь воспитателям детских садов»,
3. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.