Логопедическое занятие по развитию связной речи в 1 классе
Логопедическое занятие по развитию связной речи в 1 классе.
Тема: «Доброта, честность, отзывчивость»
Учитель-логопед: Тупикина Н.А.
Цели: 1. Закрепить понятия: добро, честность, отзывчивость, бескорыстие. Формировать понятия «хорошо – плохо», что такое ложь.
2. Коррекция связной речи, развитие слухового внимания, фонематических процессов, формировать умение самостоятельно строить свои высказывания, фразу, согласовывая слова в предложении.
3. Воспитывать желания быть добрым, честным, отзывчивым, бескорыстным человеком.
Ход занятия.
Орг. момент:
Логопед:
-Здравствуйте, ребята! Я смотрю, вы сегодня такие грустные, а чтобы поднять ваше настроение мы поиграем с вами в игру «Подари улыбку» (в кругу). Ребенок «передает» соседу улыбку, тот другому ребенку и т.д. После игры дети садятся за парты.
- Теперь я вижу на ваших лицах улыбки.
Актуализация знаний учащихся о понятиях «добро», «правда», «ложь».
-Ребята, продолжите сказку: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый…»
- Вспомните других добрых и злых героев сказок. (Ответы детей).
- Чем отличаются поступки добрых и злых героев сказок? (Ответы детей).
- На кого вы хотите быть похожим? Продолжите: «Хочу быть таким, как…» (Ответы детей).
- Послушайте рассказ «Юноша и морские звёзды».
Как-то раз на рассвете один старик шёл по берегу моря. Вдали он заметил молодого человека, подбиравшего на песке морских звёзд и бросавшего их в воду. Поравнявшись с юношей, старик спросил его, зачем он это делает. Юноша ответил, что выброшенные на берег морские звёзды умрут, если их оставить под лучами солнца.
«Но ведь побережье тянется на многие мили и морских звёзд миллионы,- возразил старик.- Что толку в твоих усилиях?»
Юноша взглянул на морскую звезду, которую он держал в руке. Бросил её в море и произнёс: «Толк есть – для этой звезды и тех, кого я уже бросил.» - Как вы поступили на месте юноши?
- Подумайте когда надо делать доброе дело. (Приведите пример).
Слайд 1.
Понятие – бескорыстие. Это когда делаешь добро, не ожидая за это похвалы и благодарности.
- Вы знаете, что не только добрые поступки, но и добрые слова необходимы человеку. Не зря говорится: «Доброе слово лечит».Ах, как нам добрые слова нужны!Не раз мы в этом убеждались сами.А может не слова – дела важны?Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,На дне души до времени хранимы,Чтоб их произнести в тот самый час,Когда они другим необходимы.
Игра с мячом. Дети называют добрые слова и передают друг другу мяч.
Беседа: «Доброта, отзывчивость»
- Лев Николаевич Толстой написал маленькую сказку – быль «Муравей и голубка». Послушайте текст и скажите, чему учит нас великий писатель.(Прослушивание аудиозаписи).
«Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела».
- Что значит быть отзывчивым?
- В чём должна проявляться доброта по отношению к другим людям, животным, растениям?
- Нужно ли совершать добрые поступки только тогда, когда вас кто-то видит и может за это похвалить?
Логопед:
- Как вы понимаете слово «ложь»?
- Какие близкие по значению слова можно подобрать? (неправда, обман)
- Когда человек прибегает ко лжи? Зачем?
- Какими близкими по значению словами можно заменить слово «правда»? (истина, честность)
- На Земле с давних пор любовь и ненависть, добро и зло, правда и ложь ходят рядом. Очень трудно порой говорить правду, но если человек, хотя бы раз солгал, ему потом от этого избавиться сложно.
Слайд2.
Ложь – намеренное искажение истины, неправда, обман.
- Как вы понимаете слова «намеренное искажение»?
- Почему чаще всего люди обманывают? (Желают пошутить или что скрыть)
Чтение и анализ басни JI. Н. Толстого.
Лгун (басня)
Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать:
-Помогите, волк! Волк!
Мужики прибежали и видят: неправда. Так сделал он и два, и три раза, случилось - и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:
-Сюда, сюда скорее, волк!
Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, не послушали его.
Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
Л. Н. Толстой.
-Почему не прибежали на помощь люди?
-Как люди в обществе относятся к лгунам? (Ответы детей)
-А вы попадали в подобные ситуации?
-Как вы поступаете, если:
получили двойку;
потеряли сменную обувь;
опоздали на урок;
гуляли, не успели до прихода мамы убрать в комнату
- Можно ли «ложь» заменить словом «фантазия»? Почему?
Игра «Узнай сказку»
- Вспомните сказку, в которой у героев за ложь, неправду следует наказание:
У героя растет нос (К Коллоди «Приключения Пиноккио»);
Мальчики превращаются в ослов (Н. Носов «Приключение Незнайки…»)
Обсуждение, анализ пословиц.
На доске карточки с пословицами:
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
- Как вы понимаете эти пословицы?
Рефлексия занятия.
(на доске таблички «ПРАВДА», «ЛОЖЬ»; каждый ребенок получает шаблон цветка)
- У каждого из вас есть цветок, перед вами две клумбы;
Каждый из вас решает, на какую клумбу « правды» или «лжи», он хотел бы посадить свою рассаду, какая ему ближе и в какой подходящий цвет он раскрасит цветок.
Дети раскрашивают шаблон цветка и сажаю на клумбу.
- Я очень рада, что клумба «Правды» в нашем классе будет процветать.
(Если есть дети выбравшую клумбу «ложь», говорю, что со временем надеемся, что мы сможем их убедить, что «Правда еще дороже»)
Итог занятия.
- Кого из своих знакомых вы считаете добрым человеком. Какие поступки совершает этот человек?
- Почему человеку просто необходимо обладать такими качествами, как честность, доброта, отзывчивость, бескорыстие?
- Нужно ли держать обещанное слово?
- Мне хотелось закончить наше занятие стихотворением:
На свете так бывает,
Порой не разберешь:
С тобою правда рядом
Иль вкрадчивая ложь.
Как в этом разобраться?
Как научиться жить,
Чтоб только с правдой рядом,
А с ложью не дружить?
Бывает ложь красива,
А правда так горька,
Но человеку честному
Та горечь не страшна!