Интегрированный урок познания мира и рисования в 0 классе для детей с ЗПР «Птицы зимой»

Интегрированный урок познания мира и рисования в 0 классе для детей с ЗПР “ Птицы зимой».
Учитель начальных классов: Лапошко Елена Петровна
КГУ «Специальная(коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями в развитии»

Цель:
Обучающие:Расширять знания детей об условиях жизни птиц зимой. Обобщить и закрепить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц; Закреплять характерные особенности внешнего вида воробья, вороны, синицы снегиря. Формировать изобразительную технику, умения и навыки. Учить раскрашивать птиц в пределах контура. Закреплять навыки рисования .
Коррекционные: развивать эстетические чувства, работать над увеличением объема памяти, развивать мышление, воображение, внимание, тренировать образную память;
Развивающие: Развивать наблюдательность и образное восприятие мира. Развивать мелкую моторику руки для подготовки к последующему обучению письму. Развивать эстетическое восприятие прекрасного и воспитывать способность к сопереживанию изображаемым образам.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к птицам.
Ход урока:
1.Психолого-педагогический настрой (входят в класс и рассаживаются на места под щебет птиц)
2 Сообщение темы урока:
Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают,
Галка, ворона, снегирь, воробей.
Ну-ка, ребята, их вспомним скорей!
Сегодня на уроке мы поговорим о зимующих птицах.
Сейчас мы с вами отправимся в лес в гости к нашим пернатым друзьям. Закройте глаза. Представьте, что вы идете по зимнему лесу. Светит яркое солнце, а наши пернатые друзья заняты своими важными делами. Откройте глаза. Перед вами зимний лес.
3.Актуализация ранее полученных знаний
Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (рисунки птиц).
По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья).
Перечислите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей, голубь, дятел...).
Как вы догадались, что это снегирь? (Красная грудка).
Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока).
Как определили, что это ворона? (Черная, большая, хвост короче чем у сороки).
Как определили, что это синица? (Желтая грудка).
Какие это птицы. (Зимующие).
Почему мы их так называем? Подумайте и определите, кто из этих птиц поет: “Синь-синь”? (Синица).Кто из них чирикает? (Воробей).Кто из этих птиц трещит? (Сорока).Давайте вспомним, как вести себя в лесу? ( не шуметь, ничего не ломать..)
4.Инсценировка “Мы птицы”.
Учитель: Подойдите ко мне. Встаньте в круг.
Девочки и мальчики
Вокруг себя повернитесь,
В зимующих птиц превратитесь.
(Дети поворачиваются вокруг себя, надевают шапочки с изображением птиц.)
Учитель: Сейчас я загадаю вам загадки.
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору гуляет,
Крошки собирает.
В круг вылетает воробей.
Учитель: Ты кто?
Ученик: Я воробей!
Учитель:
Раздается громкий стук
Среди веток тук да тук.
Чистишь дерево, приятель?
Тук-тук-тук ответил ...
В круг вылетает дятел.
Учитель: Ты кто?
Ученик: Я дятел!
Дятел:
Воробушка – воробей,
Ты не бойся, не робей,
Прыгай с веточки сюда,
Дам я вкусного зерна,
Воробей, чего ты ждешь?
Хлебных крошек не клюешь?
Воробей:
Я давно заметил крошки,
Да боюсь, сердитой кошки.
Чик-чирик! Чик-чирик!
Воробей и дятел становятся в круг.
Учитель:
А вот маленькая птичка –
Желтогрудая певичка,
Звонко песенку поет,
Сало вкусное клюет.
В круг вылетает синица.
Учитель: Ты кто?
Ученик: Я синица!
Учитель:
Известная персона,
А зовут ее ...
В круг вылетает ворона.
Учитель: Ты кто?
Ученик: Я ворона!
Ворона:
Прилетела к нам синичка,
Села прямо за окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб легче птичке стало –
Ведь исчезли червячки –
Для неё кусочки сала
Мы повесим на сучки.
Синица:
Ваше сало я склюю
Вам спасибо говорю:
Синь-синь! Синь-синь!
Ворона и синица становятся в круг.
Учитель:
Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
В круг вылетает снегирь.
Учитель: Ты кто?
Ученик: Я снегирь!
Учитель:
Вещунья белобока
А зовут её ...
В круг вылетает сорока.
Учитель: Ты кто?
Ученик: Я сорока!
Сорока:
Ты откуда, снегирек,
Прилетел в наш лесок?
Снегирь:
С севера я прилетел,
Вкусных ягод захотел.
Юч-юч! Юч-юч!
Учитель: А сейчас устроим веселый птичий хоровод. Но для начала вспомним.
У вороны голос, какой? (Низкий, громкий).
Крылья у неё какие? (Большие, черные).
Как ворона передвигается? (Ходит).
Снегирь, синица, воробей будут петь звонко, весело; крылышки у них маленькие, они будут летать. Покажите, как вы будите это делать? Ученики в шапочках с изображением птиц и под музыку все вместе изображают звуки и движения птиц.(звучит музыка, дети танцуют), усаживаются на места.
5.Педагог. – Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое называется “Покормите птиц”.
Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать;
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц зимой
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
- О чем это стихотворение?
Дети. – Это стихотворение о птицах, о том, что птицам зимой нечего есть и поэтому им нужно помогать, кормить их.
П. – А как мы помогаем птицам зимой?
Д. – Мы (взрослые и дети) делаем для птиц кормушки и вывешиваем их на улицу. В кормушки мы кладем разный корм.
П. – А из чего мы делаем кормушки?
Д. – Взрослые могут сделать кормушки из фанеры, дерева, а мы из коробок от сока, молока или кефира.(учитель показывает рисунки на доске с различными кормушками)
П. – Молодцы! А что же делать тем птицам, которые живут в лесу, ведь в лесу нет кормушек. Самое страшное для птиц – не холод. Потому что те птицы, которые остались зимовать в лесу, и те, которые прилетели в наши леса зимовать, отрастили себе пушок – второй слой перышек. Холод им не страшен. А вот голод, когда нечего кушать, - самый страшный враг для лесных жителей. Если и гибнут птицы зимой, то как раз от голода. И прилетают птички из леса поближе к человеку. Люди – добрые. Они пожалеют несчастных пташек и накормят их: кого крошками, кого зернышками. А кого и сальцем. Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола. Синицы едят кусочки несоленого сала, кусочки маргарина, творога, крошки хлеба. Вороны едят очистки от овощей, крошки хлеба, остатки любой пищи. Так как мы можем помочь птицам зимой? (Подкармливать). Ведущий: Ребята, а вы знаете, какой корм любят зимующие птицы?
Учащимся показывает учитель корма и рассказывает о них:
- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы .
- Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы .
- Овес, если нет ничего лучше, едят воробьи, синицы.
- Пшено – любимая еда воробьев.
- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.
- Сырое(несоленое) сало – превосходный корм для синиц и дятлов.
- Сырое мясо – хорошая пища для синиц а так же для ворон и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.
Люди стараются развешать кормушки в садах, парках. Кормушки могут быть разные: в виде домиков с крышей и небольшими входными отверстиями, из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок. Кормушки для птиц должны быть скромными по окраске, чтобы не отпугнуть птиц.
6.Физминутка + гимнастика для пальцев.
Мы погреемся немножко, мы похлопаем в ладошки - хлоп, хлоп, хлоп
Ножки тоже мы погреем, мы потопаем скорее – топ, топ, топ
Вот и нам сегодня прилетели птицы за помощью. Посмотрите на свои рисунки. От холода и голода наши птички стали белыми. Вы знаете, что это за птицы? Послушайте загадку:.
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут!

Д. – Это снегирь.
П. – Правильно, дети, это снегирь. А как отличить снегиря от других птиц?
Д. – У снегиря красная грудка, черные крылья, черный хвост и черная головка.
П. – Молодцы!
П. – Дети, а на ветке какого дерева сидит ваш снегирь?
Д. – Снегирь сидит на ветке рябины.
П. – Ребята, как вы думаете, зачем снегирь сел на эту веточку? Что он любит есть?
Д. – Снегирь любит семечки, ягоды.
П. – Правильно. Он очень любит ягоды рябины, а также почки деревьев и кустарника и может полакомиться мелкими орешками. А на веточках есть ягоды?
Д. – На веточках осталось мало ягод. (Осталось девять ягод.)
П. – Давайте нарисуем на веточках много ягод, чтобы снегирю хватило на всю зиму. Рисовать ягоды мы будем карандашом.. карандаш держим тремя пальцами. Откуда мы начнем рисовать?
Д. – Рисовать начнем с верхних веточек.
П. – Почему?
Д. – Чтобы не испачкать рукава (руки) и не смазать рисунок.
Самостоятельная работа.
Помощь детям, у которых что-то не получается.
Итог урока:
П. – молодцы! Мы нарисовали ягоды снегирю. Теперь ему хватит ягод на всю зиму. Теперь, когда снегирь поклюёт рябины он согреется и у него станет красная грудка. Грудку вы раскрасите дома.
Птички благодарны вам и дарят вам на память медальки за хороший урок.













































ворона 4Рисунок 1ворона 4Рисунок 3синица 3Рисунок 6синица 315