Влияние проектно — исследовательской технологии на развитие творческих способностей обучающихся научного общества «Перспектива»




Влияние проектно - исследовательской технологии на развитие творческих способностей обучающихся научного общества «Перспектива»





Введение
Современная общественная жизнь не стоит на месте. Синусоидный ритм изменений во всех сферах государственной и общественной жизни требует обеспечить удобные пути успешной социализации подростков в процессе обучения. Высокотехнологичной промышленности требуются работники, способные творчески подходить к делу. Социальный заказ государства, сформулированный в Законе РФ «Об образовании» (12, ст. 2), заключается в «общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся». Следовательно, необходимо создать условия для включения каждого ребенка в естественные виды деятельности, создать благоприятную среду для его развития. Вследствие этого в современных условиях деятельность учебных заведений направлена на создание ситуаций, способствующих формированию разносторонней, социально активной и мобильной личности.
Сущность и особенности проектно-исследовательского обучения
Одной из педагогических технологий, способствующих развитию творческих способностей обучающихся, является технология проектного обучения. Метод проектов не является новой педагогической технологией, но в 21 веке его трактуют как один из действенных методов, предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Впервые метод проектов стали применять в 20 годы прошлого столетия в США. Основатели метода проектов - американский философ и педагог Дж.Дьюи и его ученик В.Х.Килпатрик. Основная идея, закладываемая в метод авторами: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Предложенный Дьюи метод проектов в своей основе предполагал обучение сообразное личному интересу обучающегося в том или ином предметном знании. Он писал: «Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести» [40] .
Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу. Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в практике.
Однако в советское время в рамках внеурочной общественно полезной деятельности проводились мероприятия, по существу представляющие собой реализацию проектов [44].
Метод проектов (от греч. – путь исследования) – это система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Этот метод вошёл в историю как "метод проблем". Американский педагог У.Х.Килпатрик писал: "Метод проектов – метод планирования целесообразной деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке". Он же отмечает его положительные стороны, которые заключаются в длительном, а не мимолётном соприкосновении ученика с объектом деятельности, и недостатки, когда у ребёнка невозможно пробудить достаточно сильные целеустремления.
Целая школа ведущих русских педагогов, таких, как С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин, М.В.Крупенин и другие, которые отмечали положительные стороны метода проектов. Это – развитие инициативы школьников, навыков к плановой работе, умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. Проект учит их настойчивости в достижении цели, приучает к самостоятельности.
В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике. Сторонники этого метода далеки от простого переноса с англо-американской педагогики метода проектов в нашу школу. В России, одной из богатейших стран мира по природным ресурсам, принесшей миру наиболее крупные открытия, метод проектов имеет свои особенности.
Формирование проектной деятельности обучающихся необходимо для вооружения их универсальным умением решения различных проблем, в том числе и образовательных. В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо классно – урочной системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
Педагогическая эффективность метода учебного проекта:
Метод основан на принципе индивидуально сконцентрированного обучения.
Реализует деятельностный подход в обучении.
Построен на принципах проблемного обучения.
Способствует развитию внутренней мотивации к учению.
Способствует развитию конструктивного критического мышления.
Обеспечивает формирования основных компетенций учащихся: проблематизации, целеполагания, планирования деятельности, самоанализа и рефлексии, сравнения, анализа, синтеза, прогнозирования, самостоятельного поиска, хранения и практического применения необходимой информации, презентации хода самостоятельной деятельности и её результатов.
Отсюда следует, что метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности обучающегося, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность обучающегося в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации творческой и познавательной деятельности обучающихся, средство повышения качества образовательного процесса. Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя, как человека, способного и компетентного.
Проекты можно классифицировать по доминирующей деятельности, по предметно-содержательной области, по характеру координации, по количеству участников, по продолжительности выполнения, по объекту проектирования.
По доминирующей деятельности проекты делятся: исследовательские, информационные, прикладные (практико-ориентированные) и творческие.
По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные, надпредметные.
По характеру координации: с открытой координацией, со скрытой координацией.
По количеству участников: личностные (индивидуальные), парные и групповые.
По продолжительности выполнения: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.
По объекту проектирования: морфологические, социальные, экзистенциальные.
По характеру контактов: внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные.
В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих, а также других проектов. Однако метод исследовательских проектов занимает центральное место и, вместе с тем, вызывает наибольшие трудности. Он основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования.
Исследовательская деятельность это деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Исследование – это всего лишь этап проектной работы.
Проектно-исследовательская деятельность деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Для развития аналитических способностей, критического, творческого мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации в большей степени подходят исследовательские проекты. Главная цель работы над проектом - доказательство или опровержение гипотезы проекта. Для этого ему потребуется проводить эксперименты, анализировать их результаты, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности, проводить аналогии, а также делать выводы, обосновывать свою точку зрения. Основной упор будет сделан на мыслительную компетентность.
В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры так и модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже мероприятия, например, учебная экскурсия или доклад.
Проектно-исследовательскую деятельность я рассматриваю как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. Какие условия могут быть созданы для реализации этого направления?
Мотивация учителей и учащихся на выполнение научно-исследовательских проектов через различные формы – семинары, практикумы, методические советы.
Организация научного общества школьников. Запись в научное общество определяется на основании желания ученика участвовать в научно-исследовательской работе.
Внеклассная дополнительная работа, где ребята осваивают методы и приемы научного исследования, учатся работать с литературой.
Привлечение научных сил к руководству с целью индивидуального консультирования в процессе создания работ.
Все условия направлены на то, чтобы обучающийся научился мыслить самостоятельно, умел сопоставлять факты и искать информацию. Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда потребностей развития личности: самоутверждение, самовыражение, самоопределение, самоактуализация. Обучающийся адаптирует себя к социуму, проходит первые социальные пробы, то есть осуществляет самосовершенствование.
Этапы работы над исследовательским проектом [33]:
Определение проблемы, цели и задач исследовательской деятельности.
Тема исследовательского проекта должна быть сформулирована как проблема
Выдвижение гипотезы.
Определение методов исследовательской деятельности (чтение и анализ литературы по данной теме, наблюдение, анкетирование, анализ анкет и т.д.).
Способы оформления результатов исследования.
Обработка, анализ и систематизация материалов по теме исследования.
Подведение итогов работы.
Оформление результатов исследования. Презентация в выбранной форме.
Анализ результатов деятельности. Определение перспектив и новых проблем.
Проектный подход, будучи ориентированным, прежде всего, на новое видение целей и оценку результатов профессионального образования, предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного процесса – содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки. Главное здесь – это проектирование и реализация таких технологий обучения, которые создавали бы ситуации включения обучающихся в разные виды деятельности (общение, решение проблем, дискуссии, диспуты, выполнение проектов).
Разграничим помощь учителя в работе над проектом

Таблица 1- Деятельность учителя и обучающихся в процессе работы над проектом
Этапы
Задачи
Деятельность учащихся
Деятельность учителя

1.Погружение в проект
Определение темы, целей и задач, типа проекта, количества участников
Выбор рабочей группы
Обсуждают (или предлагают) тему, цели и задачи проекта.

Вживаются в ситуацию.
Выдвигают (с подачи учителя) проблемы («мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением).
Уточняют информацию.
Мотивирует учащихся.
Формулирует и объясняет цели и задачи проекта.
Продумывает возможные варианты проблем в рамках намеченной тематика, подводит учащихся к самостоятельному определению проблемы проекта.
Наблюдает.

2.Организация деятельности
Анализ проблемы.
Определение источников необходимой информации.
Выбор методов исследования.
Распределение ролей в группе.
Определение критериев оценки результатов работы над проектом.
Выбор формы презентации проекта.
Планирование работы по решению задач проекта по группам.
Уточняют информацию.
Формируют состав группы и распределяют роли в группах.
Осуществляют планирование работы в группах.
Выбирают форму презентации результатов.
Предлагают и обосновывают свои критерии оценки работы над проектом.
Консультируются с учителем.

Предлагает возможные варианты состава групп и распределение ролей в группах.
При необходимости помогает учащимся в анализе, поиске источников информации, планировании, выборе форм презентации и т.д.
Консультирует учащихся (по их просьбе).
Наблюдает.

3.Осуществление деятельности
Выполнение проекта.
Активно и самостоятельно работают над выполнением проекта в соответствии со своей ролью и сообща (в соответствии с планом работы).
«Добывают» недостающие знания.
Консультируются с учителем.
Участвуют в промежуточных обсуждениях полученных данных в группах (на уроках, занятиях в научном обществе, в библиотеке и т.д.)
Оформляют проект.
Ведут подготовку к защите проекта, участвуют в коллективном самоанализе.
Консультирует учащихся по необходимости.
Ненавязчиво контролирует деятельность школьников.
Наблюдает.

4.Защита проекта
Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов.
Защита проекта.
Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач.
Оценка результатов.
Защищают проект(демонстрируют понимание проблемы, целей и задач проекта, умение планировать и осуществлять деятельность, найденный способ решения проблемы, умения аргументировать свои выводы и оппонировать).
Участвуют в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов работы над проектом.
Обобщает полученные результаты.
Подводит итоги работы.


Научно-исследовательская работа обучающихся организуется:
а) для развития творческих возможностей учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области наук;
б) для формирования первоначальных практических умений организации научной работы;
в) для улучшения профориентации школьников.
Исследовательские проекты подводят к одной из сложнейших категорий современности – понятию интеллектуальной собственности, то есть исследовательская деятельность обучающихся выступает не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. Цель, стоящая перед учителями – создать условия для подготовки ученика к непрерывному образованию в рыночных условиях, обеспечивая конкурентоспособность школьника на рынке труда.
Все условия направлены на то, чтобы обучающийся научился мыслить самостоятельно, сам умел сопоставлять факты и искать информацию. Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда потребностей развития личности ученика: самоутверждение, самовыражение, самоопределение, самоактуализация. Ученик себя адаптирует к социуму, проходит первые социальные пробы, то есть осуществляет самосовершенствование.
Рассмотрев, метод исследовательских проектов как средство развития творческих способностей мы можем констатировать, что проектный метод напрямую связан с творчеством.
Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных педагогов и психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, новизна, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность.
На основе анализа методической литературы нами были выделены три аспекта проектно-исследовательской технологии:
1) создание нового продукта, которым является проектная работа;
2) активизация дальнейшей познавательной активности учащихся и повышение и интереса собственно к учебной деятельности;
3) развитие творческого потенциала обучающихся.



Глава 2. Экспериментальная проверка эффективности влияния проектного обучения на развитие творческих способностей обучающихся научного общества «Перспектива»

2.1 Практическое применение метода проектов в работе научного общества обучающихся «Перспектива»
Рассмотрим эффективность применения проектно-исследовательского метода для развития творческих способностей обучающихся Федоровского центра дополнительного образования.
Федоровский центр дополнительного образования - это многопрофильное учреждение, в котором получили развитие научно-техническое, социально-педагогическое, художественно-эстетическое направления и направление сферы обслуживания дополнительного образования детей.
В 2007 году муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Федоровский центр дополнительного образования детей» было признано победителем конкурса «Лучшее учреждение дополнительного образования».
Одним из ведущих, инновационных направлений деятельности Центра по-прежнему является работа с одарёнными детьми. Воспитанники успешно участвуют в районных, окружных и Всероссийских мероприятиях, становятся конкурентоспособными абитуриентами, перспективными студентами.
Федоровский центр дополнительного образования, как участник образовательного процесса осознает необходимость интеграции усилий общего и дополнительного образования в реализации поставленных задач в формировании творчески развитого, экологической компетентного подрастающего поколения.
Обучающиеся Центра - это постоянные участники и победители следующих мероприятий:
научно-практической эколого-краеведческой конференции «Мы – дети природы» (секция Экология человека);
научно-практической конференции «Шаг в будущее»;
окружной научной конференции «Новое поколение и общество знаний»;
всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета»;
научно-практической экологической конференции «Молодежь исследует окружающую среду» (секция Экологии и здоровья человека).
Следует отметить, что среди учреждений дополнительного образования Сургутского района только Федоровский центр представляет исследовательские проекты в данных секциях и показывает высокие результаты.
С 2009 года успешно реализуется проект «Школьный фитобар» (Приложение 2 ), который отмечен дипломом 1 степени научно-практической эколого-краеведческой конференции «Мы – дети природы». В 2012 году широкое развитие в образовательном учреждении получила учебно-исследовательская и опытная деятельность обучающихся по изучению и совершенствованию технологии выращивания салатных культур в условиях ХМАО, как дополнительного сырья для фитобара. Проект награжден за высокое качество научно-исследовательской работы дипломом 1 степени на научно-практической экологической конференции «Молодежь исследует окружающую среду».
Достижение Федоровским центром дополнительного образования высоких результатов в развитии экологического образования, организации научно-исследовательской деятельности и художественно-эстетического творчества обучающихся отмечено благодарностью на региональном этапе Всероссийского детского экологического Форума «Зеленая планета 2012».
В Центре сформирована и развивается система массовых мероприятий эколого-биологической направленнос-ти, которая способствует формированию экологической компетентности, развитию коммуникативных качеств учащихся, формированию их мировоззрения, нравственной, экологической позиции:
театральный коллектив «Северное сияние» ежегодно становится участником и лауреатом районных конкурсов театральных коллективов образовательных учреждений. Обучающиеся коллектива работают над долгосрочным исследовательским проектом «Сказки народов Севера» Спектакли по мотивам сказок народов Севера транслируются в рамках социального партнерства в дошкольных образовательных учреждениях г.п. Федоровский;
в период проведения ежегодного экологического марафона «Моя Югра – Моя Планета» образовательное учреждение организует многочисленные массовые мероприятия: Дни экологических знаний, экологические игры по станциям, театральные постановки, работа агитбригады с пиар-акцией «Мы за здоровый образ жизни», выставки ДПИ и флористических композиций;
в лагере дневного пребывания детей «Северная звезда» дети стали участниками международного сетевого исследовательского образовательного проекта «ГлобалЛаб – Экспедиция».
В нашем центре создано Научное Общество Обучающихся (НОО) «Перспектива»
НОО «Перспектива» организует проектно-исследовательскую деятельность обучающихся, реализуя цели:
содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний;
развивать у школьников познавательную активность и творческие способности;
знакомить школьников с методами и приемами научного поиска;
учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию;
выявлять и формулировать исследовательские проблемы; грамотно оформлять научную работу;
способствовать овладению учащимися искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами;
содействовать профессиональному самоопределению учащихся.



13EMBED Msxml2.SAXXMLReader.5.01415



Рейтинг участия в конкурсах различного уровня в 2011-14 год



55 % конкурсных работ (2013 -1 полугодие 2014 учебный год) – исследовательские проекты обучающихся, способствующие развитию творческих способностей обучающихся.
13EMBED Excel.Chart.81415
Сравнивая показатели прошлого года и 1 полугодия 2013-14 учебного года, мы видим, что увеличилось количество творческих проектов.
Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.
Многолетний опыт участия в конференциях, консультации со специалистами, учёными Сургутского государственного педагогического университета в научно-исследовательской деятельности обучающихся объективно ведёт к повышению научного уровня работ, преемственности образовательного уровня и как результат ежегодные победы школьников. Учитывая высокую результативность программы «Одарённые дети», в научном обществе «Перспектива» создана научно-практической лаборатории «Экология. Здоровье. Югра» Задача лаборатории - выполнение научно-исследовательских и опытных проектов на новом качественном уровне с учётом региональных особенностей.
Научно-практическая лаборатория «Экология. Здоровье. Югра» как структурный компонент дополнительного экологического образования в условиях Ханты-мансийского АО, предназначена для формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, готовности к участию в решении экологических проблем региона, популяризации здорового образа жизни. Продолжительность проекта: долгосрочный.
Первый этап: 2009 – 2012 гг.
Второй этап: 2013 г.
Третий этап: 2013-2014 гг.
Дальнейшее развитие проекта с 2014 г.
Дополнительное образование детей в сфере экологии способно влиять на качество окружающей нас среды, так как способствует формированию здорового и безопасного образа жизни. Поэтому оно должно отвечать запросам современного общества, быть инновационным, информационным и постоянно качественно повышаться.
Обеспечение качества жизни человека в сложных условиях проживания на Севере РФ имеет большую социальную и практическую значимость. Наш регион, вносящий существенный вклад в мировой топливно-энергетический комплекс, отличается особой экстремальностью окружающей среды, связанной с суровыми погодными условиями и загрязнением урбанизированной среды обитания отходами нефтехимических производств и транспорта. Климатические и экологические влияния взаимно отягощают друг друга, поскольку в период метеорологических колебаний усиливается воздействие на человека отрицательных экологических факторов.
Заболеваемость в северных регионах имеет свои особенности, обусловленные высокой контрастностью климатических влияний. Хроническая гипоксия на Севере, является основной причиной повышенной активности функционирования респираторной системы и, в этой связи, почвой высокой заболеваемости органов дыхания.
Согласно статистическим данным МУЗ «Федоровская городская больница» с каждым годом возрастает количество детей и взрослых с отклонениями в состоянии здоровья.
Устанавливаются контакты с Сургутским государственным университетом (кафедра ботаники и экологии растений), Сургутским государственным педагогическим университетом, Научно-исследовательским институтом экологии и природопользования Севера с целью научно-методического сопровождения, консультирования.
Владение знаниями в области естественных и научно-технических наук становится социально необходимым, и Центр создает все возможные условия для реализации потребностей школьников в их получении.
Задачи проекта
Повышение образовательного уровня детей, мотивации обучения через исследовательскую, проектную, агитационную деятельность.
Популяризация здорового образа жизни, экологически чистых продуктов питания, внедрение программы профилактических мероприятий ОРВИ, стимуляция трансляции обучающимися формируемых агроэкологических и социальных навыков в семьи и в сообщество жителей г.п. Федоровский;
Создание условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями окружающего общества.
Проект рассчитан для обучающихся среднего и старшего звена, т.к. в современном мире дети и молодежь будут проводниками экологической культуры в общество. Осуществляет действия по реализации проекта будет педагогический персонал МАОУ ДОД «Федоровский центр дополнительного образования».
Тип проекта: социально-экологический проект.
Ожидаемые результаты реализации проекта


Ожидаемый результат
Количественный / качественный показатель

1
Приобретение оборудования для расширения фитобара, открытия минилаборатории для определения качества продукции, и инструмента для разбивки аптекарского огорода.

Количество обучающихся, работающих с данным оборудованием, количество посетивших с экскурсионными целями участников образовательной сферы, количество разработанных в ходе смены экологических проектов, количество привлеченных специалистов.

2
Приобщение населения г.п. Федоровский к пониманию экологических проблем современности и участие в природоохранной, здоровьесберегающей деятельности.
Количество семинаров, встреч и мероприятий, марафонов, акций, мастер-классов посвященных экологической тематике;

3
Открытие минитипографии. Обобщение, публикация и распространение опыта по социально-экологическому проектированию (издание сборников методических материалов по итогам экологических акций, марафонов, эколого-туристических слётов, научно-практических конференций). Создание и распространение листовок, буклетов, агитационных материалов, плакатов
50 сборников, 200 листовок, 30 плакатов, 20 буклетов.

4
Открытие новых направлений обучения естественно-научного направления (например, специальности «Лаборант», «Рабочий зеленого хозяйства», объединений «Экологический менеджмент», «Юный эколог», «Фитобармен», «Экологический туризм»).

Количество обучающихся по естественно-научному направлению, которым привита осознанная необходимость соблюдения санитарных правил поведения и жизнедеятельности на территории Сургутского района и поселка. Повышение престижа профессий естественно-научного направления.


План реализации проекта
Вся проводимая в Центре работа планируется и осуществляется в несколько этапов, начиная с 2009 года.
Первый этап: 2009 – 2012 гг., второй этап: 2013 г., третий этап: 2013-2014 г.
С 2014 г. – дальнейшее функционирование и развитие научно-практической лаборатории «Экология. Здоровье. Югра»


Сроки
Мероприятия
Результаты

1 этап: формирование здоровьесберегающей среды внутри учреждения, открытие и функционирование фитобара.

1
Октябрь 2009 год
Анкетирование потенциальных участников проекта


2
Октябрь 2009 год
Определение рецептуры фитонапитков с использованием местной лекарственной флоры (дикоросов)


3
Октябрь 2009 год
Составление графика употребления фито напитков


4
Октябрь 2009 – февраль 2010 год
Проведение эксперимента-наблюдения за группой исследуемых и контрольной группой обучающихся


5
Март 2011 года
Презентация опытной работы на III районной научно-практической конференции «Мы – дети природы!»
Грамота
1 место
(Приложение 3)

6
2011-2013года
Работа школьного фито бара


2 этап: научно-методическое сопровождение работы фитобара, исследования и трансляция опыта.

1
Сентябрь – ноябрь 2012 года
Сотрудничество с СурГПУ, МУЗ «ФГБ»


2
Сентябрь – ноябрь 2012 года
Исследование «Мониторинг оперативного отдела скорой медицинской помощи г.п. Федоровского»


3
Ноябрь 2012 года
Презентация исследовательской работы на II Окружной научной конференции «Новое поколение и общество знаний»
Сертификат участника


4
Январь 2013-апрель 2013 года
Исследования влияния фитогормонов на рост, развитие, урожайность и качество кресс-салата с целью дальнейшего выращивания зеленных культур для создания фитонапитков


5
Апрель 2013 года
Презентация исследовательской работы с применением фитогормонов на XII районной научно-практической экологической конференции «Молодежь исследует окружающую среду»
Диплом 1
степени


6
Апрель 2013 года
Работа Агитбригады «Центровые» с выступлением на конкурсе агитбригад «Мы выбираем здоровье!»
Диплом 1
степени

3 этап: создание научно-практической лаборатории «Экология. Здоровье. Югра»

1
С сентября 2013 года
Сотрудничество с СурГУ, НИИ экологии и природопользования Севера

2
Сентябрь 2013 года
Сбор дикоросов для фитобара

3
В течение года
Работа агитбригады «Мы за ЗОЖ!»

4
В течение года
Профилактическое мероприятие «Поезд здоровья» в детских садах г.п. Федоровский

5
В течение года
Продолжение исследований в области совершенствования технологии выращивания зеленных культур в условиях ХМАО

6
Октябрь - май 2013-2014 года
Подготовка тематической смены летнего лагеря МАОУ ДОД «ФЦДО»

7
Январь-февраль 2014 года
Приобретение оборудования для фитобара

8
Январь – февраль 2014 года
Создание минилаборатории для определения качества продукции

9
Январь – февраль 2014 года
Создание минитипографии

10
Январь – май 2014 года
Профессиональные пробы по специальностям лаборант, рабочий зеленого хозяйства, фитотерапевт, полиграфист, эколог

11
Май 2014 года
Торжественное открытие научно-практической лаборатории «Экология. Здоровье. Югра»

12
Май-июль 2014 года
Разбивка аптекарского огорода

13
Май-авгут 2014 года
Исследования интродукции растений ХМАО

14
Июнь-август 2014 года
Проведение летнего лагеря с экологическим уклоном

15
Сентябрь – ноябрь 2014 года
Выпуск информационных сборников по итогам проекта и тиражирование его в муниципальные образования Сургутского района

16
Ноябрь-декабрь 2014 года
Анализ проделанной работы и перспективы дальнейшей реализации проекта

Содержание проекта
Проект направлен на создание условий по развитию экологической деятельности в г.п. Федоровский Сургутского района Ханты-мансийского автономного округа – Югры.
Согласно проекту, научно-практическая лаборатория «Экология. Здоровье. Югра» состоит из нескольких взаимосвязанных структурных компонентов: Аптекарский огород, минилаборатория для определения качества продукции, фитобар, минитипография. Механизм взаимодействия представлен на схеме:


Аптекарский огород (лекарственные травы, зеленные культуры), сбор дикоросов, приобретение фитопродукции это необходимое «сырье» для фиточаев, фитококтелей, производимых в фитобаре. В минилаборатории определяем качество сырья и готовой продукции. В фитобаре организуем безотходное производство. На всех этапах обучающиеся ведут проектно-исследовательскую деятельность, положительные результаты которой реализуют на практике. Для трансляции опыта работы, пропаганды здорового образа жизни, формирования экологического мировоззрения открываем минитипографию, выпускающую агитационные материалы, научно-методическую литературу, рекламную продукцию.
Дальнейшее развитие проекта
Реализация проекта позволит обеспечить процесс непрерывного экологического воспитания обучающихся (в том числе, и воспитанников детских садов, учащихся школ г.п.Федоровского). В результате посещения экскурсий, дегустаций и мероприятий, проводимых на базе научно-практической лаборатории «Экология. Здоровье. Югра» у участников будет формироваться устойчивый интерес к познанию природы и потребность общения с ней, а также прочная база для их дальнейшего экологического воспитания и образования. В процессе теоретических и практических занятий, экскурсий, уроков, участники приобретут знания об основных законах экологии, познакомятся с флорой Ханты-мансийского автономного округа. Изучение природы родного края сыграет важную роль и в патриотическом воспитании населения.
Полученные знания, социальный опыт позволят обучающимся самим выступать в качестве экологических волонтеров, более того они способны сами становиться в перспективе организаторами молодежного экологического движения.
Предполагается, что дальнейшая реализация проекта будет поддержана Сургутским государственным университетом (кафедра ботаники и экологии растений), Сургутским государственным педагогическим университетом, Научно-исследовательским институтом экологии и природопользования Севера через взаимодействие в рамках партнерских отношений.
Результаты проектно-исследовательской деятельности в рамках проекта «Экология. Здоровье. Югра» показывают, что проектно-исследовательская деятельность является эффективной педагогической технологией для развития творческих способностей обучающихся.






2.2 Экспериментальная оценка развития творческих способностей обучающихся научного общества «Перспектива»
В процессе экспериментальной работы был проведен сравнительный эксперимент. Сравнивались показатели двух групп: контрольной и экспериментальной.
Эксперимент проходил на основе анализа теста Торренса, адаптированного Е.Е. Туник (Приложение 1). Данная методика представляет собой первую русскоязычную адаптацию вербальных и образных субтестов методики креативности Торренса .
Е.П. Торренс, создавший наиболее известные тесты креативности, обратил основное внимание не на результаты, а на сам процесс творческого мышления. Они диагностируют такие параметры мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность, у детей в возрасте от 5 лет и старше.
Тесты Торренса предназначены для использования в следующих целях:
Исследование развития творческих способностей учащихся;
Индивидуализация обучения в соответствии с потребностями одаренных детей и его организация в особых формах: экспериментировании, самостоятельных исследованиях, дискуссиях;
Оценка эффективности программ и способов развития творческих способностей в обучении, учебных материалов и пособий: тесты позволяют следить за изменениями самих способностей, а не только за конечными результатами обучения;
Поиск и выявление детей со скрытым творческим потенциалом.
Тест Торренса состоит из двух частей: вербальной и образной батареи.
Наиболее широкое распространение получили образные тесты. Для тестирования мы выбрали три субтеста:
«Создание рисунка»: требуется создать оригинальный рисунок, частью которого была бы заданная цветная фигура.
«Незаконченные фигуры»: требуется создать как можно больше изображений на основе заданных незаконченных фигур.
«повторяющиеся линии»: требуется создать как можно больше оригинальных изображений на основе пар параллельных линий.
Педагогический эксперимент проводился в муниципальном автономном образовательном учреждении «Федоровский центр дополнительного образования». Исследование проводилось на протяжении 1 полугодия 2013-2014 учебного года. Участники эксперимента – обучающиеся 1 года обучения (7 класс), занимающиеся проектно - исследовательской деятельностью в научном обществе «Перспектива». В составе экспериментальной группы – 10 обучающихся. Контрольная группа (10 человек) - традиционная форма организации учебно-воспитательного процесса.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что НОО «Перспектива», где используются метод исследовательских проектов, будет способствовать росту уровня развития творческих способностей (образной креативности) обучающихся, а именно таких компонентов творческих способностей как беглость, оригинальность, разработанность.
Экспериментальная работа состояла из трех этапов:
этап - констатирующий. Его целью было выявление уровня развития творческих способностей обучающихся;
этап - формирующий. Цель: повысить уровень развития творческих способностей обучающихся посредством использования метода исследовательских проектов в работе научного общества «Перспектива»;
этап - контрольный. Цель этого этапа: выявление уровня развития творческих способностей обучающихся (повторное тестирование).
На первом этапе эксперимента был проанализирован уровень развития творческих способностей обучающихся. Было проведено входное тестирование: тест "Диагностика невербальной креативности". (см. приложение). Диагностические возможности адаптированного варианта методики данного теста позволяют оценивать такие компоненты творческих способностей как оригинальность, беглость, разработанность.
Результаты проведенного тестирования см. в таблице 2.
На формирующем этапе обучающие экспериментальной группы принимали участие в работе НОО «Перспектива» и занимались проектно-исследовательской деятельностью.
Последним, заключительным этапом экспериментальной работы является контрольный этап. Этот этап включает в себя проведение повторного тестирования участников экспериментальной и контрольной групп с использованием теста "Диагностика невербальной креативности" (см. таблицу 2), для проверки эффективности работы НОО «Перспектива», а также сопоставление с результатами констатирующего этапа.
В результате первого, констатирующего, этапа нами было проведено входное тестирование: тест «Образная батарея». Мы оценили и проанализировали такие пять компонента образной креативности как беглость, оригинальность и разработанность, название, замыкание (см. в таблице 1)
Таблица 2. Данные исследования уровня развития творческих способностей обучающихся 1 года обучения (7 класс), Т-баллы (среднее значение)– констатирующий этап.
Обу-
чаю-
щиеся
Беглость
Ориги-
нальность
Разрабо-
танность
Назва-
ние
Замыка-
ние
Образная
креатив-
ность


Э
К
Э
К
Э
К
Э
К
Э
К
Э
К

1
51,1
50
50
62,2
57,7
59,8
69,7
38,5
59,7
50,5
57,6
52,2

2
52
49,3
53
51,2
62,5
37,1
44,2
39,7
65,1
55,9
57,4
46,6

3
52,3
54,1
69,4
55
55,7
40,3
44
47
63,1
56
56,9
50,5

4
45,3
44,6
50,7
49,7
38
47
39,4
48,5
55,2
66,9
45,7
51,3

5
37,8
47,2
52,2
53,4
39,5
39,6
45,7
50,7
65,1
57,5
48,1
50

6
49,5
51,3
44,2
45
40,7
55
53,2
61
58,3
64,7
49,2
55,4

7
40,2
36,9
51,4
35,2
43,5
57,5
60,3
42,6
53
58,7
49,7
46,2

8
41,3
48,8
54
56,2
55,8
67,1
47
55
62,4
40,2
52,1
53,5

9
63,3
50,3
45,3
40,1
49,1
45,9
42,1
49,4
49
62,1
51,8
49,6

10
48,5
40,2
70,4
65,7
45
50,2
66
62
57,3
52,5
57,4
54,1

Среднее значение
48,1
47,2
54,1
51,4
51,8
50
51,2
49,4
58,8
56,5
52,8
50,9

Примечание. Э - экспериментальная группа; К - контрольная группа



Проанализировав полученные результаты и сравнивая их с максимально возможными, можно сделать вывод: компоненты творческих способностей у обучающихся недостаточно развиты или находятся в пределах нормы, и результаты контрольной и экспериментальной групп отличаются незначительно.
На втором этапе участники экспериментальной группы занимались в научном обществе «Перспектива», где для развития творческих способностей обучащихся использовался проектно-исследовательский метод.
На заключительном, контрольном, этапе экспериментальной работы для проверки эффективности проведенного обучения мы снова выявили уровень развития творческих способностей участников эксперимента с помощью теста "Образная батарея". Получили следующие результаты: (см. табл. 3)
Таблица 3. Данные исследования уровня развития творческих способностей обучающихся 1 года обучения (7 класс), Т-баллы (среднее значение) – контрольный этап.
Обу-
чаю-
щиеся
Беглость
Ориги-
нальность
Разрабо-
танность
Назва-
ние
Замыка-
ние
Образная
креатив-
ность


Э
К
Э
К
Э
К
Э
К
Э
К
Э
К

1
52,1
50
69,4
62,2
69,7
59,3
69,7
39,5
59,7
50,5
64,1
52,3

2
62
49,3
59
51,2
74,4
40,1
58,9
42,5
65,1
55,9
63,9
47,8

3
54,3
54,1
72,7
55
58,7
41,3
67.4
48,9
63,1
56
63,2
51,1

4
45,3
45,6
55,7
49,7
48.9
45,3
56,2
48,3
55,2
66,9
63,3
51,2

5
57,8
47,2
52,9
53,4
45,5
39,6
59,9
51,8
65,1
57,5
56,2
49,9

6
51,4
51,5
54,3
45,8
56,3
55
74,2
62
58,3
64,7
58,9
55,8

7
49,2
36,9
52,4
37,3
48,9
57,5
61,3
56
53
58,7
53
49,3

8
51,3
48,8
54,4
56,2
59,8
67,1
57.1
55
62,4
40,2
69,5
53,5

9
75,5
50,4
59,3
42,1
69,9
46,8
55
49,4
49
62,1
63,7
50,2

10
49,5
42,2
72,4
65,7
72.5
48,2
64.5
52
57,3
52,5
63,2
52.1

Среднее значение
54,8
47,6
61.3
51,9
60,5
50
62,4
50,5
58,8
56,2
61,9
51,2

Примечание. Э - экспериментальная группа; К - контрольная группа




Уровень составных компонентов творчества: беглости, оригинальности. разработанности, названия и замыкания на констатирующем этапе в экспериментальной и контрольной группе отличается незначительно (см. график 1). Во время проведения повторного тестирования показатели беглости, оригинальности и разработанности у обучающихся экспериментальной группы превышают эти же значения у обучающихся контрольной группы (см. график 2)


График 1. Представление результатов тестирования на констатирующем этапе








10 20 30 40 50 60 70 80
Т-баллы
Процентный ранг
Экспериментальная группа
Контрольная группа


График 2. Представление результатов повторного тестирования








10 20 30 40 50 60 70 80
Т-баллы
Процентный ранг
Экспериментальная группа
Контрольная группа

Результаты проведенного педагогического эксперимента представлены в виде диаграмм (см. рис. 1, рис. 2).
Рис.1. Динамика развития творческих способностей (уровень показателя (Т-баллы) образной креативности на констатирующем этапе)

Рис 2. Динамика развития творческих способностей (уровень показателя (Т-баллы) образной креативности на контрольном этапе)



Итак, в сравнении с контрольной группой, на контролирующем этапе нашего эксперимента значительно возрос уровень развития творческих способностей. Это позволяет сделать вывод о том, что использование метода исследовательских проектов в работе научного общества «Перспектива» способствует эффективному развитию творческих способностей обучающихся.




















Б

Р

О

Н

З

Б

Р

О

Н

З















Рисунок 1Root Entry