Научная статья на тему Формирование творческих способностей младших школьников средствами русского музыкального фольклора
Формирование творческих способностей младших школьников средствами музыкального фольклора.
Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество - это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте предъявлены следующие задачи реализации содержания основной образовательной программы начального общего образования развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Музыкальный фольклор здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания. Занятия музыкальным фольклором способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка. Занятия по фольклору имеют в себе большие возможности для творческого развития школьников.
Творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.
Источником музыкального творчества считают жизненные явления, саму музыку, музыкальный опыт, которым овладел ребенок. Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке в таких видах деятельности как игра, инсценировка, песня и др.
Музыкальный фольклор - это уникальная, самобытная культура наших предков - осознается современным обществом как значительный фактор духовности преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения.
Отсутствие систематического изучения культурных традиций своего народа является причиной того, что дети не испытывают к ним достаточного интереса. Внедрение элементов фольклора в практику музыкального воспитания, изучение традиций и обрядов своего народа является важнейшим звеном в процессе формирования у учащихся высокой художественной культуры.
Творческая деятельность – одна из содержательных форм психической активности человека, в этом случае детей. Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли созданное творческой деятельностью какой – нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в человеке.
Если рассматривать детскую деятельность с позиции объективной новизны и значимости, то, конечно, ее нельзя назвать творчеством. Исполняемые детьми выученные песни, народные игры, участие их в праздниках это не сочиненные вновь музыкальные произведения, но это тот материал на котором могут развиваться художественно творческие способности.
Для развития творческих способностей школьников посредством фольклора должны быть созданы определенные условия. Необходимо включение элементов народной культуры в предметно – развивающую среду ребенка, в процесс обучения и воспитания. Возрастные особенности детей младшего возраста таковы, что игра остается одним из любимейших видов деятельности. Необходимо включать народные игры во внеурочную деятельность, на уроках. Во время игры могут быть использованы такие методы обучения:
1. Упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий в пении.
2. Упражнение в самостоятельном подборе вариантов игр, танцевальных движений.
3. Творческие задания как метод развития песенного, музыкального – игрового творчества.
В народных играх дети учатся общаться, приобщаться к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жарами народного творчества. Весьма интересный пласт детского фольклора представляют календарные игры, имитирующие в упрощенной форме какой – либо обряд взрослых. К такого рода играм относятся «Кукушка» на Троицкой неделе, «Кострома» в осенний период и целый ряд других игр.
Игровая деятельность на занятии позволяет решать задачу развития творческой индивидуальности.
В качестве приемов для воспитания у детей устойчивого интереса к творчеству, на занятиях может использоваться личный пример учителя, использование атрибутов, костюмов, показа. На внеклассных занятиях, ребята знакомятся с устным народным творчеством через пословицы, поговорки, сказки, для себя раскрывают нравственно – эстетические понятия добра и зла, честности, уважения к старости, взаимопомощи. Творческим занятиям может послужить подбор по темам: «Труд», Дружба» пословиц, поговорок, составление ребусов, кроссвордов. При знакомстве на уроках с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор. Необъятен мир детского фольклора. Помимо перечисленных жанров существует множество детских частушек, плясовых, шуточных, игровых песен. Существует также и инструментальное детское творчество, которое демонстрирует умение детей принимать у старших традиционные приемы изготовления музыкальных инструментов и игры на них.
Положительным моментом по приобщению детей к народной культуре является проведение праздников. Современная жизнь с ее социальными противоречиями вызывает у ребенка чувства неверия, бессилия. Источниками стресса служат негативные мысли и чувства. Основная защита от них только в положительных эмоциях, которые могут возникнуть только на празднике. От ребят потребуется смекалистость, творческие навыки. Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята окажут взаимопомощь друг другу при выполнении задания: изготовление масок, разучивание игровых сцен, где проявляются их творческие способности.
Для развития творческих, музыкальных, коммуникативных способностей необходимо выполнение ряда условий:
- единство процесса обучения и воспитания;
- осуществление межпредметных связей;
- разнообразие видов деятельности, форм занятий (урок, праздники, посещение музеев, выставок);
- наличие благоприятных условий (специально оформленные помещения, оборудованный интерьер).
Соблюдение перечисленных условий позволило построить процесс развития творческих способностей школьников на основе народной культуры, фольклора.