Развитие творческих способностей младших школьников средствами УМК «Перспективная начальная школа»
Развитие творческих способностей младших школьников
средствами УМК «Перспективная начальная школа»
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех де действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Как сделать уроки в начальной школе не просто уроками, где школьники учатся читать и писать, а уроками общения, творчества, развития; уроками, на которых учатся слушать и слышать, понимать, думать и рассуждать, видеть сложный и разнообразный окружающий мир, радоваться открытиями, выражать эту радость познания так, чтобы быть понятым?
Главная задача начальной школы на современном этапе – обеспечить развитие личности ребенка. Программа «Перспективная начальная школа», на наш взгляд, как раз и способна реализовать данную задачу, так как в основе этой программы заложена идея оптимального развития каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (способностей, интересов) в условиях специально организованной учебной деятельности.
Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности.
Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре.
В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.
Во–вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.
Успешное развитие творческих наклонностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Реализуя цель «формирование у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей», составители УМК «Перспективная начальная школа» разработали целую систему заданий, способствующих их развитию.
В учебниках окружающего мира, например, при изучении темы «Планеты Солнечной системы» даётся такое творческое задание: вылепить из пластилина модели планет. В теме «Водоемы нашего края», детям предлагается придумать и изготовить модель, показывающую значение водоемов в природе и жизни людей. В учебнике 3 класса при работе над темой «Кто что ест?» учащиеся получают задание изготовить модель цепи питания.
В учебнике математики для 1 класса параллельно с введением чисел на количественной основе детям предлагается усвоить и порядковые числительные, привлекая героев сказки «про Козленка, который умел считать до десяти» (см. Математика» 1 кл.,ч.1, стр.27,37,41,47,51,59,77)
Творческие работы: сообщения, доклады, сочинения (устные и письменные), графические работы, разыгрывание воображаемых ситуаций – таков арсенал творческих заданий УМК «Перспективная начальная школа».
Любой учебник – это прежде всего источник информации. Задача учителя начальных классов – научить ребёнка работать с этой информацией творчески.
В УМК «Перспективная начальная школа» дети на каждом уроке работают с информацией, учатся ее анализировать, систематизировать, отбирать нужную, дополнять недостающую, творчески обрабатывать. Такая работа ведется, например, при работе над задачами (запись данных в таблицу, использование диаграмм), при изучении величин (учет перспективы)
В учебниках продумана система работы, побуждающая школьника самого добывать информацию и оперировать ею. Для построения целостной картины мира и по развитию речи в УМК размещена система работы с живописными произведениями, имеются репродукции картин известных художников.
В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
В современной школе одной из основных технологий обучения детей исследовательской деятельности является составление проектов. Он предполагает не только провести исследование и собрать информацию, но и представить конечный продукт – творческую работу. УМК «Перспективная начальная школа» – имеет колоссальные возможности для привлечения детей к этому виду деятельности.
Формирование у детей творческих способностей является чрезвычайно важной составляющей развития гармоничной и всесторонне развитой личности, что и является конечной целью процесса обучения.
Максименко Светлана Кирилловна,
учитель начальных классов МАОУ Колесниковская СОШ