Мастер-класс Развитие творческих способностей средствами театральной деятельности


Мастер-класс по театральной деятельности
Тема: «Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности».
Цель: Представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
Задачи: 1. Систематизировать знания педагогов о театрализованной деятельности.
2. Познакомить с методами и приемами проведения театрализованных игр.
3. Повысить профессиональную компетентность педагогов в развитии творческих способностей дошкольников через игру-импровизацию.
Планируемый результат:
Смотивированность присутствующих на работу по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности. Создание творческой атмосферы для участников мастер-класса.
Образовательный продукт: театральная мини-постановка сказки «Теремок».
План проведения мастер-класса
Вводная часть
1. Выступление по теме: «Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности».
Основная часть
2. Театральная мини-постановка сказки Теремок.
Заключительная часть
3. Подведение итогов. Рефлексия.
Ход мастер-класса:
1. Выступление по теме «Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности».
Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей, но театральная деятельность стоит в этом ряду на первом месте. Этот вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны. Театр позволяет строить взаимодействие и общение его участников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременному достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; личностно-социальному развитию детей.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлению перед аудиторией. Здесь большую роль играют показы отрывков из сказок, где присутствуют любимые сказочные персонажи, а также выступления перед большой аудиторией. Для развития выразительности речи детей в своей работе использую артикуляционную гимнастику, упражнения для губ и языка, дыхательную гимнастику, звукоподражание голосам птиц, животных. Это служит хорошим тренингом для развития речевого аппарата, мышц лица, а самое главное, - дети любят эти упражнения, что способствует положительному эмоциональному настрою на занятия. Также необходимо включать фольклор: скороговорки, загадки, потешки, дразнилки, заклички, что также способствует развитию эмоциональной сферы, речевому развитию в целом. Для развития диапазона голоса, эмоциональности и ритма можно использовать игровые упражнения В. В. Емельяновой. Для развития памяти, воображения, фантазирования можно использовать этюды М. Чистяковой, пальчиковые игры, пальчиковый театр, обыгрывание стихов. Для развития сценической речи при работе над постановками можно использовать речевые этюды Н. Ф. Сорокиной.
Для развития навыков эмпатии эффективными оказались игры - двигательные импровизации в парах. Они построены на невербальном взаимодействии двух партнеров, основанном на мимике, жестах, движениях, тактильных ощущениях, принимаемых позах. Обязательным условием каждой игры является смена ролей ведущего и ведомого. Также эффективны игры на музыкальных инструментах, они развивают способности у детей эмоционально-ритмической подстройки друг к другу.
Для развития выразительности движений можно включать пальчиковые игры, упражнения В. В. Емельянова.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость также позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. Дети становятся не зажаты, выразительны и эмоциональны. Полученные знания, умения и навыки они могут применить в любом другом виде деятельности, будь то домашний спектакль или городское мероприятие.
2. Театральная мини-постановка сказки Теремок.
Вед. - А теперь друзья, давайте заглянем в страну Театралию. Театралия нам помогает, чтобы ребенок был какой (талантливый, музыкальный, терпеливый, инициативный, эрудированный, художественно-литературный, художественно-изобразительный, непосредственный, здоровым, творческим)
Внимание, внимание,
Извещаем всех заранее!
Пора отправляться в страну Театралию,
Где состоится представление,
Всем на удивление!
- У нас в зале много замечательных, талантливых, творческих людей и я предлагаю вам проявить свои творческие способности стать артистами.
Сказка спряталась в загадку. Ну, попробуй, отгадать, быстро руку поднимай-ка, сказка к нам придет опять! (Кто отгадает загадку, тот выходит и я даю слова)
1. Маленький шарик под лавкою шарит. (Мышка).
2. Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка, кто это? (Лягушка).
3. Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Живо отгадай-ка, кто же это? (Зайка).
4. Посмотрите, по дорожке ходят маленькие ножки. На голове гребешок. Кто же это? (Петушок).
5. Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистая-краса! Как зовут ее? (Лиса).
6. Зимой спит, - летом ульи ворошит. (Медведь) .Ведущий.
Сказку все мы очень ждали. Сказку в гости мы позвали. Сказка здесь уже, друзья. Сказка вновь пришла сюда! А как называется она?
Отгадайте вы друзья.
Стоит избушка,
Резная верхушка,
Тесом покрыта,
Щелком прошита,
Что это? (Теремок)
Есть у меня необычные герои, только они говорить не могут, их нужно озвучить, каждого героя своим голосом.
Ведущий.
Вот стоит наш Теремок,
Как красив он и высок!
Как дорогу перейдешь – в Теремочек попадешь,
Новоселье ждет зверят, в Терем все они спешат.
Мимо мышка пробегала.
Мышка.
Познакомьтесь Мышка, я,
Брожу по лесу я,
Ищу себе домишко.
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Ведущий.
А вот и лягушка прискакала.
Лягушка.
Ква-ква квакушка я, друзья,
Звать Лягушкою меня!
По кочкам быстро я скачу,
Друзей себе найти хочу.
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Ведущий.
По дорожке, угадай-ка,
Кто бежит к нам?
Увидал он Теремок,
И на месте скок-поскок!
Зайка.
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Ведущий.
Хорошо им в Теремочке!
Так идут, бегут денечки…
По лесу Лиса гуляла,
Теремочек увидала…
Лиса.
Что за терем-теремок?
Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Ведущий.
Прослыхал про то Медведь,
Пошёл терем поглядеть…
Идёт лесом, ковыляет,
Увидал он Теремок –
Стукнул по стене разок…
Миша.
Бурый я Лесной Медведь!
Люблю громко я реветь!
Что за терем-теремок?
Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Ведущий.
Вышел в поле Петушок погулять,
Сладких зерен поискать.
Видит: чудо-теремок .Петя.
Что за терем-теремок?
Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Ведущий.
Терем, правда наш хорош!
Только в Терем не зайдешь!
Ведущий.
Все зверята подружились.
Вот как в сказке получилось.
Тут и сказочке конец,
А кто слушал — молодец!
3. Подведение итогов. Рефлексия.
Таким образом очевидно, что театральная деятельность учит детей быть творческими личностями, общительными, коммуникативными, дружелюбными, добрыми, веселыми, образованными, интеллектуальными, умными, развитыми, талантливыми, музыкальными, терпеливыми, инициативными, эрудированными, художественно-литературными, художественно-изобразительными, непосредственными, здоровыми, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески,без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Мышка.
Познакомьтесь Мышка, я,
Брожу по лесу я,
Ищу себе домишко.
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Лягушка.
Ква-ква квакушка я, друзья,
Звать Лягушкою меня!
По кочкам быстро я скачу,
Друзей себе найти хочу.
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Зайка.
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Лиса.
Что за терем-теремок?
Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Миша.
Бурый я Лесной Медведь!
Люблю громко я реветь!
Что за терем-теремок?
Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
Петя.
Что за терем-теремок?
Кто его построить мог,
Ай да Терем, как хорош!
Кто живет в нем? Не поймешь!
Буду жить в нем и работать.
ведущая.
Терем Зайка, наш хорош!
Только в Терем не зайдешь!
Пока ты стих нам не прочтешь?
Прочитайте стих. А. Барто «Зайка»  
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Весь до ниточки промок,
Со скамейке слезть не смог.
Диск № 22-28.Перчатка.
(1)Весёлая мышка перчатку нашла,                  
(2)Гнездо в ней устроив, (3)детей позвала.                                            
(4)Им корочку хлеба дала пожевать,                  
(5)Отшлепала* всех – (6)и отправила спать.                                        
* (7)погладилаТерем правда, наш хорош!
             Только в Терем не зайдешь!
             Пока ты песню не споешь?
    Диск № 4-24. Лягушата
(1)Четверо лягушат вместе на пне сидят
Вместе на пне сидят, вкусных червяков едят
(2)Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням!
Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням!
ведущая
.Терем Зайка, наш хорош!
Только в Терем не зайдешь!
Пока ты стих нам не прочтешь?
Прочитайте стих. А. Барто «Зайка»
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Весь до ниточки промок,
Со скамейке слезть не смог.
 1 ряд – прочитает  это стих. грустно.
 2 ряд – прочитает  это стих. весело.
  Ведущая.
 Терем Лисонька хорош!
  Только в Терем не зайдешь!
  Пока игру не проведешь?
Встанем все скорей друзья, на разминку нам пора.
Диск № 21-2 «Разминка»
  (1)Головами покиваем
  (2)Носиками помотаем
  (3)И зубами постучим
  (4)И немножко помолчим
  (5)Плечиками мы покрутим
 (6) И про ручки не забудем
 (7)  Пальчиками потрясём
  (8) И немножко отдохнём
 (9) Мы ногами поболтаем
(10) И чуть-чуть поприседаем
 (11)Ножку ножкой подобьём
 (12) И с начала всё начнём…
 Ведущая.
Терем, правда наш хорош!
Только в Терем не зайдешь!
Ты мимику свою смени,
 И нам скорее покажи?
Миша. Скорее Мише помогите,
             И доброе лицо мне подберите.
Мимические картинки.
Удивленное,  печальное, испуганное,  хмурое,  хитрое, веселое.
Цель:  Совершенствовать художественный вкус  дошкольников, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту. Развить творческие способности дошкольников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость, общительными, коммуникативными, дружелюбными, добрыми, интеллектуальными, умными, развитыми, талантливыми, музыкальными, терпеливыми, инициативными, эрудированными, непосредственными,  способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Когда ребенок попадет  в незнакомую обстановку, какие качества мы должны воспитать в ребенке (общительным, коммуникативным, дружелюбным и веселым).
Диск № 28- 46.Соседи.
Соседей можно потолкать, потолкать, потолкать*
Соседей можно потолкать, потолкать.
*Щекотать, пошептать, обнимать.
Наш современный мир требует, чтобы дети были какими…..
(образованными, интеллектуальными, умными, развитыми)
Дети должны разбираться во многих областях культуры и науки.
В том числе и музыке. Проверим ваши знания.
Определите, какой инструмент звучит?
(ложки, рубель, стиральная доска, круговая трещотка, музыкальные ухваты)
Друзья,  как же мне хочется заглянуть в страну Театралию!  Хоть на  мгновенье!  Театралия помогает, чтобы ребенок был какой?
(талантливый, музыкальный, терпеливый, инициативный, эрудированный, художественно-литературный, художественно-изобразительный, непосредственный, здоровым, творческим)
Появляется Петрушка!
Внимание, внимание,
Извещаем всех заранее!
Пора отправляться в  страну Театралию,
Где состоится представление,
Всем на удивление!!!!
- Подожди  Петрушка,  у нас  артистов нет, и какое представление будем показывать?
Петрушка.
- Как нет, ты посмотри, сколько у тебя в зале замечательных, талантливых, творческих людей.
Сказка спряталась в загадку. Ну, попробуй, отгадать,  быстро руку поднимай-ка, сказка к нам придет опять!!! (Кто отгадает загадку, тот выходит и я даю слова)
Маленький шарик под лавкою шарит. (Мышка). 
2. Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка, кто это? (Лягушка). 
3. Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Живо отгадай-ка, кто же это? (Зайка). 
4. Посмотрите, по дорожке ходят маленькие ножки. На голове гребешок. Кто же это? (Петушок). 
5. Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистая-краса! Как зовут ее? (Лиса). 
6. Зимой спит, - летом ульи ворошит. (Медведь).
Петру. Сказку дети очень ждали. Сказку дети в гости звали? Сказка здесь уже, друзья. Сказка вновь пришла сюда! А как  называется друзья?  
 Все вместе отгадайте.
Стоит избушка,
Резная верхушка,
Тесом покрыта,
Щелком прошита,
Что это?  (Теремок)
Есть  у меня  необычные герои, только они говорить не могут,  их  нужно озвучить, каждого героя своим голосом.
Автор.  Вот стоит наш Теремок,
     Как красив он и высок!
     Как дорогу перейдешь – в Теремочек попадешь,
     Новоселье ждет зверят, в Терем все они спешат.
Мышка.  Познакомьтесь Мышка, я,
        Брожу по лесу я,
        Ищу себе домишко.
        Ай да Терем, как хорош!
        Кто живет в нем? Не поймешь!
        Буду жить в нем и работать.
Петр.   Терем Мышка, наш хорош!
             Только в Терем не зайдешь!
             Пока игру не проведешь?
Диск № 22-28.Перчатка.
(1)Весёлая мышка перчатку нашла,                  
(2)Гнездо в ней устроив, (3)детей позвала.                                            
(4)Им корочку хлеба дала пожевать,                  
(5)Отшлепала* всех – (6)и отправила спать.                                        
* (7)погладилаЛягуш.  Ква-ква квакушка я, друзья,
      Звать Лягушкою меня!
      По кочкам быстро я скачу,
      Друзей себе найти хочу.
      Ай да Терем, как хорош!
      Кто живет в нем? Не поймешь!
      Буду жить в нем и работать.
Петр.   Терем правда, наш хорош!
             Только в Терем не зайдешь!
             Пока ты песню не споешь?
   . Лягушата
(1)Четверо лягушат вместе на пне сидят
Вместе на пне сидят, вкусных червяков едят
(2)Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням!
Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням!
(3)Вдруг - в лужу один нырнул, в тёплой воде заснул
(4)А трое лягушат вкусных червячков едят
(5)Ням-ням…
(6)Вдруг - в лужу один нырнул, в тёплой воде заснул
(7)А двое лягушат вкусных червячков едят
(8)Ням-ням…
(9)Вдруг - в лужу один нырнул, в тёплой воде заснул
(10)Последний всё сидит и на червячков глядит.
Автор. По дорожке, угадай-ка,
             Кто бежит к нам, дети?
             Увидал он Теремок,
             И на месте скок-поскок!
  Зайка.  Ай да Терем, как хорош!
      Кто живет в нем? Не поймешь!
      Буду жить в нем и работать.
 Петр.  Терем Зайка, наш хорош!
             Только в Терем не зайдешь!
             Пока ты стих нам не прочтешь?
Прочитайте стих. А. Барто «Зайка»  
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Весь до ниточки промок,
Со скамейке слезть не смог.
 1 ряд – прочитает  это стих. грустно.
 2 ряд – прочитает  это стих. весело.
Автор. Хорошо им в Теремочке!
            Так идут, бегут денёчки…
             По лесу Лиса гуляла,
            Теремочек увидала…
Лиса. Что за терем-теремок?
           Кто его построить мог,
            Ай да Терем, как хорош!
           Кто живет в нем? Не поймешь!
           Буду жить в нем и работать.
Петр.  Терем Лисонька хорош!
            Только в Терем не зайдешь!
            Пока игру не проведешь?
Встанем все скорей друзья, на разминку нам пора.
«Разминка»
  Головами покиваем
  Носиками помотаем
  И зубами постучим
  И немножко помолчим
  Плечиками мы покрутим
  И про ручки не забудем
  Пальчиками потрясём
  И немножко отдохнём
 Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем
 Ножку ножкой подобьём
  И с начала всё начнём…
Автор.    Прослыхал про то Медведь,
               Пошёл терем поглядеть…
               Идёт лесом, ковыляет,
      Увидал он Теремок –
     Стукнул по стене разок…
Миша. Бурый я Лесной Медведь!             Люблю громко я реветь!
              Что за терем-теремок?
             Кто его построить мог,
              Ай да Терем, как хорош!
             Кто живет в нем? Не поймешь!
             Буду жить в нем и работать.
Петр.  Терем, правда наш хорош!
            Только в Терем не зайдешь!
            Ты мимику свою смени,
             И нам скорее покажи?
Миша. Скорее Мише помогите,
             И доброе лицо мне подберите.
Мимические картинки.
Удивленное,  печальное, испуганное,  хмурое,  хитрое, веселое.
Миша.  Веселым быть всегда хочу,
               Я вас теперь благодарю.
Автор. Вышел в поле  Петушок погулять, 
            Сладких зерен поискать.
            Видит: чудо-теремок .Петя.  Что за терем-теремок?
         Кто его построить мог,
            Ай да Терем, как хорош!
           Кто живет в нем? Не поймешь!
           Буду жить в нем и работать.
Петр.  Терем, правда наш хорош!
            Только в Терем не зайдешь!
            Ты скороговорку почитай
И скорее нам подай.
Петру. Все зверята подружились.
   Вот как в сказке получилось.
   Тут и сказочке конец,
   А кто слушал — молодец! 
Автор.  Благодарность вам друзья,
              Всем подарки от меня.
     Таким образом очевидно, что театральная деятельность учит детей быть творческими личностями, общительными, коммуникативными, дружелюбными, добрыми, веселыми, образованными, интеллектуальными, умными, развитыми, талантливыми, музыкальными, терпеливыми, инициативными, эрудированными, художественно-литературными, художественно-изобразительными, непосредственными, здоровыми, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
    Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.