Анализ работы по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей средствами театральной деятельности»

Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования
«Центр внешкольной работы»
рп.Михайловка









Анализ работы по самообразованию
Тема: «Развитие творческих способностей средствами
театральной деятельности»












Подготовила
Малыхина Ирина Федоровна
педагог дополнительного образования
МКУ ДО «ЦВР»






2016 г.
Актуальность
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связаны стремления взрослых дать детям больше знаний, научить их, как можно раньше читать, писать, считать, а не способствовать тому, чтобы наши дети чувствовали, думали, творили.
Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10–15 лет назад. Они умеют решать логические задачи, но значительно реже восхищаются и удивляются, сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость. Различные гаджеты, компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского общения, без которого невозможно полноценное психологическое исоциальное развитие личности ребенка. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых школьников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие
зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это
путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Сочетая возможности нескольких видов искусств музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры, театр
обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка, развивая творческие способности.
Когда я набирала детей в объединение, у них были проблемы в познавательной и в эмоциональной сферах. Дети не могли самостоятельно
творчески раскрыться. Поэтому тему самообразования я взяла «Развитие творческих способностей средствами театральной деятельности»
Работая над темой, были поставлены следующие задачи:
изучение литературы по развивающему значению театральной деятельности;
осуществление практического опыта театрального творчества, используя в качестве основного средства, содержание программы «Театр и дети»;
накопление методических разработок по теме.

Сегодня мы уже можем говорить о педагогике детского театра, как о системе, о проверенных временем и опытом многочисленных формах работы
с детьми.Развитие творческих способностей ребенка – это обязательное взаимодействие методов художественного воспитания с общими методами
педагогического воздействия. Б.Т Лихачев к методам собственно художественного воспитания относит практическое обучение тому, или иному виду искусства: «дело в том, что практическое обучение всегда решает комплексную задачу: формирование навыков, развитие способностей,
эмоциональной сферы и индивидуальности, воспитание художественного вкуса. Так, обучение пению дает певческие навыки, развивает голосовые данные, слух, учит эмоциональному выражению. Обучение танцу формирует
определенные двигательные навыки, остроту восприятия пластических движений, учит выражению чувств, с помощью движения. Обучение актерскому мастерству и искусству художественного чтения, приводит в движение разнообразные интеллектуальные способности.
Развитие творческих способностей, становление творческой личности, обеспечивается не только за счет простого участия в творческом процессе, но
и за счет умелого педагогического руководства. При работе с театральным
коллективом нужно потратить много времени на преодоление уже сложившихся предрассудков. Это требует огромного терпения и такта.
Помочь ребенку найти себя, помочь поверить в его успех не так просто, но возможно и необходимо. Загвоздка в том, сто некоторые дети, а в особенности это проявляется в подростковом возрасте стесняются детского в себе и в детские игры играть не хотят. И тут важно перехитрить, чтобы они поверили: быть ребенком так же прекрасно, как быть взрослым; любой творец, художник должен сохранить в себе детство.
Любая детская игра основана на подражании – инстинкте, который дала человеку сама природа. Известно, что ребенок развивается и растет, подражая кому-то, или чему-то, воспитывается на заданных образцах. А театральное искусство максимально приближено к детской жизни.
На занятиях театральным творчеством дети:

· погружаются в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и так далее, поскольку театр – это синтетический вид искусства;

· рождается сотворчество, потому, что театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы;

· от каждого ребенка требуются все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых до поры до времени не подозревают не он, не
его родители, не учителя: театральное творчество многогранно и само требует многого от участника;
· дети учатся действием отображать словесные образы, поскольку этого требует сцена.
Словом, идет тонкая отделка глубоких человеческих качеств и умений»
Содержание занятий по какой программе я работаю, включает в себя пять дисциплин.
Первая дисциплина - «театральная игра» направлена не только на приобретение ребёнком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески
относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Вторая дисциплина - «Актерское мастерство», которая органично вытекает из учебной дисциплины «театральная игра»
Здесь стоят следующие задачи:
раскрытие творческой индивидуальности, через освоение техники работы над собой;
освоение техники воплощения и переживания. У актера в условиях сцены решается при условии:
применения метода индивидуально или группового тренажа; (например такой тренинг: берем какой-либо предмет и пускаем по кругу.
Каждый следующий должен представить его и показать всем, как что-то новое – дать педагогам коробочку)
присутствие зрителя, наблюдающего за его игрой (любой человек в зале).
Коллективная импровизация, тема которой задается педагогом, является обязательным условием реализации программы и одновременно «диагностическим» методом каждого тренировочного занятия. (Например:
дети встают в круг и распределяясь по пространству, можно друг за другом, можно хаотично, я говорю: Представьте, что вы вышли на улицу, а там дождь, ливень, ветер, но вот дождь закончился, выглянуло солнышко, а вы не простые люди а веселые лошадки).
Рефлексия результатов индивидуальной и коллективной деятельности помогает педагогу улучшить не только образовательный процесс, но и психический, успешно развивая в ребенке творческое воображение, активное
внимание, память, ритм, логику.
Третья дисциплина «сценическое движение» направлена на развитие специальных качеств актера (аппарата воплощения), которые, проявляясь в связи с двигательной деятельностью, расширяют образное мышление в целом, развивают свободу и выразительность телодвижений.
Четвертая дисциплина – «Сценическая речь» Данный раздел включает в себя работу над техникой речи и литературным художественным текстом.
В работу над техникой речи входит освоение приемов, снятие мышечных зажимов голосового аппарата, работа над дикцией. В этот раздел включены игры со словами, развивающие связную образную речь, творческую фантазию.
Результативность работы.
За прошедший период с начала изучения темы сделано немало не только в теоретическом, но и в практическом плане. Воспитательная работа была совмещена с образовательным процессом.
На начальном этапе мы с детьми учили стихи, читали различные произведения по ролям, Ребята с огромным желанием занимались театральной игрой, культурой и техникой речи, помогая друг другу. Дальше
проводилась работа по развитию двигательных навыков, артистических способностей, навыков сценических воплощений. Постепенно дети раскрывались, развивались и творческие способности, т.е. когда заходила речь о подготовке какого-либо мероприятия они сами предлагали, что будут
показывать, (стихи или песни) и как. В чем будут одеты ..и т.д.
Успешность и результативность театральных занятий зависит от руководителя, так, как без определённых вокальных навыков, без умения ритмично и выразительно двигаться, добиться значительных результатов в
театральном творчестве невозможно. Для обеспечения оптимального баланса
совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей занятия
проходят не только в кабинете, но и в актовом зале, где есть достаточное количество зеркал и сцена. Дети могут поработать над ролью перед зеркалом,
научиться чувствовать пространство. Для чувства комфортности т.е. для того
чтобы понять что больше подходит, (какая роль) дети при подготовке, отчитке сценариев меняются ролями. И, кстати, за прошедший учебный год
пока мы изучали и анализировали сценарий к постановке «Мир детям» или
«Нам нужен мир» каждый попробовал все роли. И все наверное заметили что
в начале года на «Радуге талантов» и на родительском собрании дети играют
разные роли.
В заключении подведём некоторые итоги. Гармоничное сочетание театрального искусства, музыки и художественного слова вместе с развитием
детского творчества даёт положительные результаты. В театрализованной деятельности с развитием творческих способностей формируются:
- все стороны личности ребёнка,
- обогащаются интересы и личный опыт детей,
- через стимулирование эмоций формируется осознание нравственных норм.
Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребёнка, на его чувства, восприятие создаваемых образов. Занимаясь с детьми театральной деятельностью, мы ставим пред собой цель: сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества; чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, спектаклях, песнях, танцах, дети смогли применить в повседневной жизни. Только тогда бутончики маленьких сердец начнут раскрываться, из жизненных ситуаций начнут постепенно уходить чёрные краски и дети будут спешить навстречу с нами!

































Используемая литература:
1. Выготский, Л.С. Психология искусства, 1986;
2. Генералова И.А. «Мастерская чувств», 2006;
3. Кучер Н.И. «Любовь моя театр», 2004;
4. Лихачев, Б.Т. Эстетика воспитания, Б.Т. Лихачев.
Эстетическоевоспитание и методы педагогического воздействия.
1972;
5. Нагорняк, А.А. Творческая личность педагога, А.А. Нагорняк
Педагогический поиск. – 2004 - №5;
6. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры, Б. П.
Никитин. 1990;
7. Театральная мастерская. Журнал для юношества. 2002;
8. Приложение к журналу «Внешкольное воспитание и
дополнительное образование детей и молодёжи», 2005.