Педагогический проект Развитие творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

МОУ Кировская СОШ Красноармейского района Самарской области




Педагогический проект
на тему «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности».


Выполнила Ракова Светлана Викторовна,
учитель начальных классов












п. Кировский, 2008 – 2012





Железо ржавеет, не находя себе применения,
Стоячая вода гниёт или на холоде замерзает,
А ум человека, не находя себе применения, чахнет.
Леонардо да Винчи
Актуальность проекта.
Актуальной задачей учителя начальных классов является необходимость создания условий для развития творческих способностей учащихся и творческого воображения как важнейшего пути познания и освоения ребёнком окружающего мира, с помощью средств языка в соответствии с условиями общения.
На уроках развития творчества в начальных классах учитель, по словам Ш. А. Амонашвили, чтобы «воспитать в детях смелость ума, вселить в них радость сотворчества», должен создать «такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дать им возможность почувствовать себя в нём властелином». Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее, способным адаптироваться к условиям жизни в постоянно развивающемся обществе.
Одним из приоритетных направлений современного образования является развитие у школьников речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, интуиции и «чувство языка».

Объект исследования: деятельность учителя и учащихся в процессе
обучения написанию сочинений разных видов.
Предмет исследования: методика написания сочинений разных видов,
как средство обучения ребёнка.
4. Предмет изучения: использование системы знаний с разной степенью
проблемности и творчества на уроках и во внеурочной деятельности.
Гипотеза: формирование письменной речи младших школьников проходит наиболее успешно при соблюдении условий:
-осуществление на уроках словесного творчества,
-создание у учащихся потребности к этому виду речевой деятельности,
-систематическая творческая работа.
6. Проблема: активизация речевой функции учащихся.
Цель: Создание условий для развития творческих способностей младших школьников при написании сочинений на уроках и во внеурочной деятельности.
Задачи:
Учить, видеть в живой действительности «источник волнующих впечатлений».
Способствовать поиску того верного слова, которое может точно передать мысль.
Содействовать уяснению смысла работы над словом.
Подвести к осознанию ценностей истоков литературного творчества; организации непосредственных наблюдений в природе.
Способствовать развитию умений сопоставлять, устанавливать более глубокие связи.
Содействовать развитию умений использовать в речи характерные слова с переносным значением, эмоционально-оценочные слова.
Помочь усвоить нормы литературного произношения и ударения.
Учить детей сохранять своё физическое и психическое здоровье.
Условия успешности реализации задач обучения:
-поощрение каждой удачно выраженной мысли, каждого созданного образа,
-совместная деятельность учителя и товарищей в творческом поиске,
-положительный настрой на рассказывание,
-активный обмен впечатлениями,
-перспектива написания своих сочинений, сказок, рассказов, заметок в газету,
-прямое обращение к детским ощущениям,
-наблюдение, контроли и коррекция оценочных суждений.
Конкретные ожидаемые результаты: повышение уровня письменной
речи учащихся, психологическое благополучие и здоровье детей.

11. Результаты детской продуктивной деятельности:
- словотворчество учащихся,
- ежемесячный выпуск газеты «Школьный кораблик» (орган печати –
учащиеся начальных классов, редактор газеты – Ракова С. В., учитель
начальных классов).
12. Применение современных педагогических технологий.
Для реализации творческой активности школьника используются
современные образовательные технологии:
Проблемное обучение. Создание   в учебной деятельности  проблемных ситуаций  и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по  их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Разноуровневое обучение. Это возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения.
Проектные методы обучения. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении. Дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Обучение в сотрудничестве (групповая работа). Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода  в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок,  применять психолого-педагогические диагностики личности.
Информационно-коммуникационные технологии. Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, мультимедийных комплексов, доступ в интернет.
Здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
13. Этапы творческой деятельности.
Творческая деятельность учащихся на уроках включает несколько этапов. Она требует формирования следующих умений:
- выделение концепта (мыслей текста), внимание к слову,
- прогнозирование,
- диалог с текстом,
- включение воображения.
Выделение мыслей текста, внимание к слову. На этом этапе необходимо научить детей выделять главную мысль. Это значит, осознать её в тексте, абстрагировать от конкретного воплощения и оценить её значимость. Наиболее ясно это проявляется в пословицах. Чтобы научить выделять главную мысль, необходимы следующие условия:
- осознание учащихся необходимости выделения мыслей текста при каждом взаимодействии с текстом,
- нахождение всех смыслов каждого слова, словосочетания, предложения и более крупных смысловых единиц текста,
- постоянная работа по прогнозированию текста на всех уровнях - от слова или словосочетания до целого текста.
При организации этой работы надо подбирать разнообразные тексты и задания, так будет эффективнее.
Прогнозирование. Беря в руки текст, ребёнок должен ставить перед собой задачу – выделить главное, то есть понять, ради чего он написан, именно эта цель организует анализ текста, начиная с заголовков. Заголовок – это «входная дверь» текста. Мысленная обработка заголовка – первый шаг к освоению автора. Заголовок настраивает на последующий диалог текста, в ходе которого происходит постижения содержания и его главной мысли. Работая над заголовком, дети учатся прогнозировать события, описываемые в тексте. Дети выдвигают гипотезы, предположения, доказывают, почему они так считают. После чего читается текст. Таким образом, заголовок даёт возможность понять авторскую мысль, смысл текста и авторский замысел.
У ребёнка есть удивительная особенность: он умеет предугадывать. При чтении может по отдельным словам догадаться, что будет дальше. Дети младшего школьного возраста делают это с удовольствием. В начале обучения прогнозированию с первого класса используются задания в качестве минуток – разминок и минуток отдыха. Далее эффективно заниматься прогнозированием буквально на каждом уроке. Существует три типа вопросов:
- тематические вопросы, помогающие понять информацию,
- смысловые вопросы, способствующие пониманию текста,
- прогнозирующие вопросы, дающие возможность учащимся предполагать дальнейшее событие.
Введя диалог с автором, дети останавливаются, задают вопрос и пытаются представить, что будет дальше, они контролируют себя, а значит – помогают себе быть талантливыми, вдумчивыми, творческими.
Диалог с текстом. Многие тексты, особенно детские, отличаются тем, что содержат явные или скрытые вопросы, возможность предугадывать развитие событий. Поэтому первоначальные задачи научить ребёнка видеть такие вопросы, давать на них свои ответы, удерживать вопросы и ответы в памяти до тех пор, пока не появится в тексте ответ, пока не появится возможность провести самоконтроль. В диалог включены мышление, память, воображение, внимание, поэтому это основной приём работы текста. В диалоге, кроме поиска вопросов, скрытых в тексте, важная роль относится к прогнозированию. На прогнозирование возможен целый ряд заданий. Это задания типа:
- придумать ответы к тексту,
- придумать окончания.
Неожиданные ответы или концовки текста, как правило, рождают у ребят улыбку. Тексты даются не случайно, с их помощью формируются гибкость ума, умение найти нешаблонный ответ, чувство юмора, способность ценить шутку.
Включение воображения. Задания на развитие воображения разнообразны. Они включают в себя:
- наблюдения за явлениями,
- изображение описанных картин,
- художественную деятельность,
-описание образов звуков, запаха, цвета, формы, рисование по представлению, описание эмоций, чувств.
Принципы работы: принцип наглядности в обучении,
принцип воздействия на воображение,
принцип целенаправленности работы.
Самым важным в духовной жизни человека является эмоциональное воображение – способность к переживанию радости, печали, гнева, сострадание в воображаемых обстоятельствах.
Работа над сочинением.
Основными видами деятельности по развитию творческих способностей учащихся являются: работа над сочинением, сочинение сказок, сочинение стихотворений, словесные рисования. Работая над сочинением, много внимание уделяется речевому развитию школьников, развитию связанной речи. Тематику сочинений предлагаю разнообразной. Важно, чтобы тема сочинения пробуждала мысль детей, а предметы, взятые для описания, вызывали бы у них эстетические чувства. Детские сочинения можно классифицировать так:
- творческие сочинения по картине,
- контаминация на тему художественных произведений,
- свободное сочинение,
- сочинение сказок,
- сочинение стихотворений,
- словесное рисование,
-гипермедиа сочинение,
- заметка в газету (путевая, тематическая, фоторепортаж, интервью).
Творческое сочинение по картине . Учащимся демонстрируется картина с любым изображением, в том числе сюжетным. Предлагается представить себе, рассказать классу или же описать в тетради данную ситуацию. В качестве объекта выбирается любой герой, животное или предмет. Можно придумать развитие сюжета, а так же его финал.
Контаминация на тему художественных произведений. Дети с большим удовольствием воображают себя в ситуациях, в которые попадают их любимые герои, приписывают себе их действия, творчески переосмысливая приключения, по – своему меняя поведение героев в определённых ситуациях. Эту особенность детей используют для воспитания в них благородных черт характера. Ребёнку предлагается пересказать или описать эпизод сказки или рассказа от своего лица, будто всё это произошло с ним. При этом сочувственно слежу за течением сочинения, делая вид, что верю каждому его слову, и при этом обязательно слежу за речью ребёнка, не назойливо поправляю его.
Очень важно выбирать произведение, достойное того, чтобы ребёнок перенял положительные черты главного героя: усвоенное в этом возрасте остаётся на всю жизнь.
Свободное сочинение. Ребёнку предлагается полная свобода сочинять сказку или возможную ситуацию. Этому не учат специально, но развивать умение самостоятельного сочинения необходимо. Подготовительный период к написанию сочинения заканчивается в букварный период. Простейшие связанные тексты, дети начинают записывать тоже в период обучения грамоте.
Полезен может быть план работы с детьми при подготовке к сочинению:
Раскрытие темы (чаще тему предлагают сами дети):
- определение границ темы,
-озаглавливание,
- определение идейного содержания,
- композиция (место действия, действующие лица).
Определение средств художественной выразительности.
Грамматическое задание (использование родственных слов или глаголов второго лица единственного числа.)
Составление плана:
- вступительная часть (выразить общее впечатление),
- основная часть,
- заключительная часть ( оценочные суждения, выражение личного отношения к
сказанному).
Отбор языкового материала:
- родственные слова,
- сравнение.
- эпитеты,
- пословицы.
Дети собирают «копилку поэтических образов»: яркие отрывки из стихотворений, описание предметов, явлений природы, чувств.
Большой интерес у детей вызывает составление рассказа по сюжетам картинок, от лица различных персонажей. Это позволяет вести учёт особенностей адресанта и адресата речи, создаёт основу для творчества учащихся, позволяет пронаблюдать, какие изменения вносятся в структуру и речевое оформление текста при изменении содержания.
Сочинение сказок. Дети любят, и слушать сказки, и сочинять их. Во втором классе предлагаю детям подбирать слова-находки (гиперболы, метафоры), для точного описания героев, активно читают сказки разных народов, обмениваются книгами, анализируют их. В третьем классе начинается поиск сюжетов, где самый обыденный предмет может превратиться в волшебный. Здесь необходима индивидуальная работа с каждым учеником. Необходимо подчеркнуть достоинство и мягко указать на недостатки. В четвёртом классе эта работа продолжается, меняется детская лексика, развивается речь. Учащиеся выполняют творческую работу: сборники сказок, выставки сочинений. При этом для побуждения в фантазию проводятся игры: «Игра со словами», «Метод Робинзона Крузо», сказки на новый лад, написание рассказов по данному началу и концу. Такой приём требует предварительной подготовки, поэтому даётся на неделю.
Хочется верить, что ребёнок, написавший добрый фантастический рассказ, когда – нибудь, действительно, полетит к далёким планетам, построит необычный город, справится с неизлечимой болезнью и уничтожит всё зло, которое накопилось на нашей земле.
Словесное рисование. Словесное рисование является одним из методических приёмов, побуждающих учеников «проникнуть» в текст данного произведения, создать воображаемые сцены, запечатлеть их в рисунках. Словесное рисование помогает вообразить, дополнить картины и образы. Словесное рисование должно происходить через весь курс обучения в младших классах, является источником больших переживаний, эстетического наслаждения, развивает устную и письменную речь, стимулирует развитие процессов личности – восприятия, воображения, мышления.
Сочинение стихотворений.
В начале жизни мы все –
Стихотворцы, и лишь потом
Постепенно начинаем говорить
Прозой.
К.И.Чуковский
Работа начинается с первого класса, применяя много стихотворного материала. Сказки, стихи – загадки о буквах и звуках, использовать подборки стихотворных диалогов разной степени трудностей.
С целью устранения неточности с произношением можно использовать чисто говорки, игры: «Доскажи словечко», «Исчезли слова», «Произнеси правильно». Один из интереснейших приёмов работы со стихотворением – это когда ребёнок выступает в роли соавтора. На доске записано стихотворение, но наиболее яркие образные слова закрыты. Детям предлагается найти эти слова и поставить их на место. Они учатся чувствовать ритм стиха, метрические соответствия. Фактор успеха – учитель достигает желаемый результат только в том случае, если сам не чужд творчеству.
Гипермедиа сочинение (написание сочинения на компьютере). Гипермедиа сочинение – это аналог текстового рукописного сочинения. Новизной является использование данной модели по развитию письменной речи через возможность многократного индивидуального и группового редактирования текста, что совершенно невозможно при работе с бумагой. В бескомпьютерной ситуации даже незначительное исправление может потребовать больших усилий. В компьютерном случае обычные операции вставки, перестановки фрагментов выполняются быстро и без особого труда, часто значительно меняя содержание текста.
Заметки в газету. Заметка в газету – это большой потенциал для развития творчества ребёнка. Дети могут спросить: «О чём же писать?». Уже с 1 класса необходимо учить детей оглядываться вокруг себя. На школьном здании появилась надпись, кто-то портит имущество, или кто-то вокруг своего дома посадил берёзку, а на соседней улице сломал дубок – всё это темы. А сколько их найдёшь каждый день! Нужно научить детей не проходить мимо, наблюдать, учить заметить и сразу помечать в свой юнкоровский блокнот.
Но юнкор не должен высматривать и замечать одно отрицательное. В школе есть много и хороших ребят, и дел, которые они совершают на благо Родины.
В школьной газете должны отражаться все стороны жизни в коллективе с их проблемами, поисками, находками, откликами на все важные события. Газета должна помогать готовиться к предстоящим делам, учит любить знания и быть справедливым и правдивым, учит наблюдательности и умению наблюдать вокруг себя незначительные факты.
Значимость проекта:
Теоретическая
Изучение теоретической и методической литературы по данной теме.
Проект носит долгосрочный характер. Над данным проектом работа велась 3 года, продолжается и сейчас и находится на аналитическом уровне.
Практическая значимость
   Данный проект может быть использован педагогами – практиками. Предполагается осуществление преемственности обучения в среднем звене.
Педагогические наблюдения с целью изучения проявления
творческой активности и творческих умений учащихся. Была
разработана следующая программа наблюдения.
1.Желание выполнять творческие задания:
а) С большим желанием;
б) Не проявляет особого желания;
в) Отказывается выполнять.
2. Включение в творческую деятельность:
а) Всегда включается;
б) Редко принимает участие;
в) Никогда.
3. Творческий подход к выполнению творческих заданий:
а) Высокий уровень (проявляет самостоятельность, оригинальность);
б) Средний уровень (требуется небольшая помощь учителя);
в) Низкий уровень (работа строится под руководством учителя).
4. Уровень проявления самостоятельности в выполняемых заданиях:
а) Высокий уровень (работа отличается оригинальностью, нестандартным
подходом)
б) Средний уровень (в задании прослеживается участие воображения ребенка);
в) Низкий уровень (задание выполнено на репродуктивном уровне).
18. Проект реализован на уроках русского языка, литературного чтения, ок - ружающего мира, изобразительного и музыкального искусства, на занятиях дополнительного образования «Школьный вестник», факультативных занятиях «Занимательное чтение».
19 . Ресурсная база: учащиеся, учитель, родители, которые заинтересованы в развитии творческих способностях детей.
20. Заключение.
Только при правильном, постоянном воздействии на детей, применяя современные образовательные технологии, они будут владеть правильной, чёткой, красивой речью, позитивно воздействовать в коллективе. Для этого необходимо продолжить начатую работу в среднем звене и на объединении дополнительного образования «Школьный вестник».
Свои сочинения, заметки учащиеся помещают в школьной газете «Школьный кораблик» и печатаются в районной газете «Знамя труда», размещают на школьном сайте и на личном сайте учителя начальных классов, Раковой С.В., участвуют в школьных и районных конкурсах и занимают призовые места.
Считаю, что данный проект актуален , так как направлен на реализацию новых требований, предъявляемых школьникам, современен, так как при реализации проекта используются современные образовательные технологии (проблемное обучение, разноуровневое обучение, метод пректов, исследовательские методы, групповые формы, ИК технологии, мультимедийные комплекты, ресурсы интернет), практичен, так как большое внимание уделяется здоровью учащихся, доступен при систематической и целенаправленной работе, нагляден, так как учащиеся видят результат своего труда в тиражировании.
21. Список использованной литературы:
1. Андюхов, Б. Кейс – технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы.- 2008 №4.-С.61-65
2. Дьяченко, В. Коллективный способ обучения становится массовой практикой /В. Дьяченко // Народное образование.-2008.-№1.-С.191-197
3. Басынина, Л.Н. Разноуровневое обучение в начальной школе /Л.Н. Басынина // Начальная школа плюс до и после.- 2008.- №11.-С.66-67
4. Рево, В. Паспорт здоровья как инструмент здоровьесберегающей технологии /В. Рево // Народное образование.- 2008.-№8.-С.193-195
5. А.Б.Носкова, Т.Ю.Петрова «Современный урок в начальной школе» / Волгоград, 2008
6. С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина «Нетрадиционные уроки в начальной школе», Воронеж/ Учитель, 2007




Итоговый отчёт педагогических наблюдений в 4 классе от 21.01.2012 г.
Учитель - Ракова Светлана Викторовна
Цель наблюдений: проверить проявление творческой активности и творческих умений учащихся 4 класса.

Фамилия, имя
Желание выполнять творческие задания

Включение в творческую деятельность
Творческий подход к выполнению творческих заданий
Уровень проявления самостоя-тельности
в выполняемых заданиях



а
б
в
а
б
в
а
б
в
а
б
в

1
Абъедкин Евгений
+


+




+

+


2
Батаева
Елена
+


+


+


+



3
Беденко Алиса
+


+


+


+



4
Бурдаев
Артём
+


+


+



+


5
Васин
Никита
+


+


+


+



6
Извеков
Роман
+


+



+



+

7
Новикова Анна
+


+


+


+



8
Скулачёв
Алексей

+

+



+



+

9
Смород-
нов Никита

+


+



+


+

10
Потешкин
Никита
+


+



+

+



11
Королёв Антон
+


+


+


+



12
Усков
Дмитрий
+


+


+




+

13
Шатохин
Павел
+


+



+


+


14
Ярош
Евгения
+


+


+


+





86%
14%
0%
93%
7%
0%
57%
29%
14%
50%
22%
28%


Желание выполнять творческие задания:
а) с большим желанием – 86% учащихся;
б) не проявляют особого желания – 14% учащихся;
в) отказываются выполнять – 0% учащихся.
2. Включение в творческую деятельность:
а) Всегда включается – 93% учащихся ;
б) Редко принимает участие – 7% учащихся;
в) Никогда – 0% учащихся.
3. Творческий подход к выполнению творческих заданий:
а) Высокий уровень (проявляет самостоятельность, оригинальность) – 57%
учащихся;
б) Средний уровень (требуется небольшая помощь учителя) - 29% учащихся;
в) Низкий уровень (работа строится под руководством учителя) - 14%
учащихся.
4. Уровень проявления самостоятельности в выполняемых заданиях:
а) Высокий уровень (работа отличается оригинальностью, нестандартным
подходом) – 50% учащихся;
б) Средний уровень (в задании прослеживается участие воображения ребенка) –
22% учащихся;
в) Низкий уровень (задание выполнено на репродуктивном уровне – 28%
учащихся.

Заместитель директора ________________ Мишустина Ольга Николаевна





Только при правильном, постоянном воздействии на детей, применяя современные образовательные технологии, они будут владеть правильной, чёткой, красивой речью, позитивно воздействовать в коллективе. Для этого необходимо продолжить начатую работу в среднем звене и на объединении дополнительного образования «Школьный вестник».
Свои сочинения, заметки учащиеся помещают в школьной газете «Школьный кораблик» и печатаются в районной газете «Знамя труда», размещают на школьном сайте и на личном сайте учителя начальных классов, Раковой С.В., участвуют в школьных и районных конкурсах и занимают призовые места.
Считаю, что данный проект актуален , так как направлен на реализацию новых требований, предъявляемых школьникам, современен, так как при реализации проекта используются современные образовательные технологии (проблемное обучение, разноуровневое обучение, метод пректов, исследовательские методы, групповые формы, ИК технологии, мультимедийные комплекты, ресурсы интернет), практичен, так как большое внимание уделяется здоровью учащихся, доступен при систематической и целенаправленной работе, нагляден, так как учащиеся видят результат своего труда в тиражировании.
21. Список использованной литературы:
1. Андюхов, Б. Кейс – технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы.- 2008 №4.-С.61-65
2. Дьяченко, В. Коллективный способ обучения становится массовой практикой /В. Дьяченко // Народное образование.-2008.-№1.-С.191-197
3. Басынина, Л.Н. Разноуровневое обучение в начальной школе /Л.Н. Басынина // Начальная школа плюс до и после.- 2008.- №11.-С.66-67
4. Рево, В. Паспорт здоровья как инструмент здоровьесберегающей технологии /В. Рево // Народное образование.- 2008.-№8.-С.193-195
5. А.Б.Носкова, Т.Ю.Петрова «Современный урок в начальной школе» / Волгоград, 2008
6. С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина «Нетрадиционные уроки в начальной школе», Воронеж/ Учитель, 2007











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15