Обобщение опыта работы Развитие творческих способностей младших школьников


Муниципальное образовательное учреждение
«Усть-Чаунская средняя школа» с.Рыткучи
ЖУКОВА ВЕРОНИКА ВАСИЛЬЕВНА,
учитель 2 коррекционного класса YIII вида
«Развитие творческих способностей младших школьников»
(Обобщение опыта работы)
2010 г.
Содержание.
Введение
Обоснование выбранной темы
Из личного опыта
2.1.Теоретические и практические аспекты творческой деятельности на уроках
2.2. Творческие задания на уроках математики
2.3. Творческие задания на уроках обучения грамоте
2.4. Применение творческие задания на уроках чтения и развития речи
2.5. Творческие приемы используются на уроках «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениям окружающей
действительности»
2.6. Творческие работы на уроках трудового обучения
2.7. Способы работы по развитию творческих способностей детей
во внеурочное время
2.8. Творческие задания как средство развития творческой деятельности младших школьников в условиях обучения в коррекционном классе YIII вида


Выводы


Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В.А.Сухомлинский
Введение.
Формирование у младших школьников желания и умения учиться, а также сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка - одна из целей стратегии модернизации начального образования.
Чтобы повысить качество знаний учащихся, нужно создать школьнику условия, при которых он не только бы мог усвоить материал урока, но и хотел бы этого, а, значит, нужен творческий подход!
Педагогика утверждает, что нет людей ни к чему не способных. Но способности можно или развить, или недоразвить, или пригасить.
Что же значит учить творчеству?
Согласно определению, творческой деятельностью в собственном смысле слова называется деятельность, дающая новые оригинальные продукты высокой общественной ценности. Конечно, для учащихся начальных классов такое определение принято быть не может (так как общественную новизну их деятельность не несет).
Творчество младшего школьника - это создание им оригинального продукта, изделия, решения задачи, написание сочинения и т.д. в процессе работы над которыми самостоятельно усвоенные знания, умения, навыки, или комбинирование известных способов деятельности, или новый подход к решению задачи и т.д.
Чем же так ценна обучающая творческая деятельность?
Как влияет она на качество обучения по разным предметам?
Прежде всего, творческая деятельность рассматривается как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности:
умственной активности;
быстрой обучаемости;
смекалки и сообразительности;
стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы;
самостоятельность в выборе и решении;
трудолюбия;
Данная тема интересна для меня, так как тема моего педагогического опыта: «Развитие творческих способностей младших школьников». Поэтому мне необходимо было выявить основные проблемы данной темы, так как я работаю с обучающимися в коррекционных классах VIII вида.
Обоснование выбранной темы.
В чем же актуальность данной темы?
Влияние детского творчества в развитии ребенка как личности очень велико. Творческая деятельность – это неотъемлемая часть жизни человека. Любое творчество на долгие годы станет мощным источником полноценного развития человека. Проблема гармоничного развития особенно актуальна в наши дни, когда люди все больше погружаются в мир развивающихся технологий, но совершенно не уделяется внимание творчеству. Учитель может достичь желаемого результата лишь в том случае, если он сам как личность не чужд творчеству, созиданию, постоянному поиску.
Работаю над данной темой второй год. Именно этот год позволил четко определить для себя, что такое творческие способности, что значит - решать творческие задачи, для чего необходимо развивать творческие способности, каковы условия успеха осуществления подобной работы. Чтобы добиться поставленной цели в своей педагогической деятельности я поставила перед собой ряд важнейших задач, способствующих её достижению:
•в сфере обучения – освоение учащимися основ знаний, принципов и закономерностей их функционирования, развитие творческих способностей.
•в сфере самосознания - осмысление своего индивидуального потенциала, контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков;
•в сфере мотивации – развитие постоянной потребности к знаниям, реализации своих возможностей и передачи опыта соученикам.
Полностью согласна с высказыванием Л.Н. Толстого в том, что “Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать…”. Научить малыша переживать услышанное, воссоздавать в воображении картины художников слова, превращать образы в слова и тогда его речь станет ясной и яркой.
II. Из личного опыт
2.1 Теоретические и практические аспекты творческой деятельности на уроках.

Чтобы достичь этого, использую в своей работе комплексные методы, соединяющие различные виды деятельности – учёбу и игру. Игра дает простор детской фантазии, поощряет самостоятельность; проявляется образное мышление ребенка, мир его чувств, фантазии и творчества. Особенно это важно на первых этапах обучения ребенка. На уроках применяю педагогику сотрудничества, которая ставит личность школьника в центр всей образовательной системы. Создание мною на уроках условий для сознательного, активного участия младших школьников в творческой деятельности-это радость преодоления, радость открытия, достижения поставленной цели для учащихся.
Цели, которые я ставлю на уроках:
•поиск творческих приёмов формирования и совершенствования базовых знаний, умений и навыков и вариативное использование на уроках;
•создание условий для развития потенциальных возможностей детей в атмосфере творчества, понимания, поддержки;
•активизация и совершенствование основных психических механизмов, лежащих в основе творческого развития младших школьников;
•расширение границ познания младших школьников за счёт использования творческих методов и приёмов обучения.
Использование данного направления меняет подход к организации учебно-воспитательного процесса: творческое взаимодействие учителя и учащихся, учет индивидуальных особенностей учеников.
Главной целью, которую я ставлю перед собой в качестве основной – это организация творческого сотрудничества учащихся, получение оригинального результата.
Ежеурочно подбираю такой материал, который бы мог заинтересовать учащихся на уроках. Общественная значимость и новизна могут вызывать положительную мотивацию творчества, как у учителя, так и у учеников. Кроме того, у учащихся может быть сформирован мотив самоутверждения.
Прежде чем приступить к работе над формированием познавательных и творческих способностей учащихся своего класса, проанализировала методы применимые в разных видах деятельности, которые можно использовать на уроках. Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей детей является искусство, художественная деятельность. Этому способствуют уроки литературного творчества и русского языка, музыки, изобразительного искусства. Но, такой предмет, как математика, имеет тоже немало возможностей для развития творческого потенциала учащихся, хотя некоторые считают математику «сухой» наукой. Вроде бы математика и творчество - две вещи несовместимые.
2.2. Творческие задания на уроках математики.
На уроке систематически использую материал, способствующий развитию мышления, творческих способностей, интереса к предмету. Применяю часто игровую форму, викторины. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
Например, при закреплении учащимися знания таблицы сложения и вычитания десяток часто использую игру «Математическая рыбалка».
На доске висят рыбки с обратной стороны ответ. На каждой рыбке записан один из примеров:
7+3 8+3
9+1 10-6
2+7 10-7
10-8 9-9
10-6 8+2
Двое учащихся выходят к доске и по команде начинают решать выражения, остальные учащиеся выполняют задания в тетради. По истечении времени, отведенного на вычисление, ученики сверяют свои ответы с доской. Тот, кто решил большее количество примеров, поймал больше рыбок - считается лучшим рыбаком в данной игре.
Для закрепления знаний таблиц сложения и вычитания в пределах 10 можно использовать игру «Самый быстрый почтальон».
Учитель раздает пяти ученикам по одинаковому числу карточек, на обратной стороне которых записано выражение на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке разрезанные цифры, обозначающие числа от 0 до 10).
Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома (найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах). Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот самый быстрый почтальон.
Эти игры простые, но они позволяют в игровой форме повторить таблицу сложения и вычитания, внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми.
Задания можно строить на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.
Можно дать самостоятельную работу в виде игры «Кто первый добежит до финиша?». Раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Каждый получает карточку с заданием - задачей. Задача у всех одна и та же, но степень помощи к ее решению для каждого ученика разная.
Хорошо подготовленным учащимся предлагается решить задачу по краткой записи, составив по ней выражение. Слабо успевающим ученикам - составить задачу по краткой записи и закончить ее решение. Тот, кто решит задачу быстро и правильно, может считать себя спортсменом.
На таких уроках ставиться цель привить любовь к математике учащимся с разными математическими способностями. Все стараются выполнить задания, все хотят быть спортсменами. По завершению работы на доске пишутся фамилии учащихся, справившихся с задачей. А тем, кому не удалось решить задачу, дается индивидуальная помощь, чтобы в следующий раз смелее приступали к работе.
На уроке обобщения знаний использовала игру-соревнование “Если вместе, если дружно” в 1 классе. Особенность этой игры – эстафетный характер заданий, когда от вклада каждого, от чёткости и взаимодействия зависит общий результат. Цель: развитие логического мышления и воображения, проверка элементарных математических навыков.
Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике.
Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:
правила игры должны быть простыми, точно сформулированными.
игровые задания должны быть посильными для всех детей.
дидактический материал должен быть прост по изготовлению, и по использованию.
игра интересна в том случае, когда в ней участвует каждый ребенок.
подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.
Использую математическую мозаику, лото, занимательную мозаику, веселые считалки, «Цветочные счеты» и т.д.
2.3. Творческие задания на уроках обучения грамоте
На уроках обучения грамоте наблюдаем и сравниваем предметы, картинки, слова в различных значениях. Даю такие задания: расскажи все, что ты знаешь об этом предмете, слове; найди как можно больше сходств и отличий; придумай рассказ по картинке; догадайся, что произошло, с последующим чтением проиллюстрированного рассказа; слушай и рисуй все предметы, о которых говорится в произведении. Чтобы “разговорить” всех учащихся очень часто играем в игру “Театр”, где по очереди каждый ребенок говорит слова героя его голоском. Здесь же на уроках учимся культуре речи, умению регулировать силу голоса, темп, мимику.
К урокам обучения грамоте заготавливаю такие рисунки, где дети должны догадаться, на что похожа буква, т.к. ассоциативный материал помогает быстро и легко запомнить изучаемую букву. По следующим картинкам дети выделяют звук, который встречается во всех предложенных словах. Что касается исправления «ошибок» учителя или сказочного героя, то на уроке обучения грамоте или чтения читаю отрывок текста, изменяя некоторые слова. Дети должны исправить их, учитывая смысл всего отрывка. Предлагаю литературную викторину типа вопросников, викторину в картинках и обязательно кроссворд, который очень полюбился детям. На уроках чтения использую книжки-малышки, которые стимулируют интерес к чтению.
Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение – письмо, - все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы:
фонетические;
графические;
грамматические;
игры, развивающие связную устную речь.
Учебной задачей проведения игр в первом классе в период обучения грамоте ставлю формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:
1. Установление изучаемого звука в словах («Чей голосок»), определение места звука («Где спрятался звук?»).
Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции.
Ра ма По ра Ра на Ко ра2. Составление схем слогов - слияний с использованием цвета: синего (твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.
Игра «Живые буквы». Детям выдаю буквы, они должны найти пару, причем так, чтобы получился слог (по опорной согласной или гласной).
Составление слогов по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога. Например: даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам (Т), (О), придумывают слова с данным слогом то-пор, то - варищ. Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог от). Дети вспоминают слова с этим слогом: ответ, отдых - в начале слова, кот, пот - в конце.
Далее провожу работу со словом. Детей знакомлю с понятием “слово”. Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие - союзы и предлоги, состоящие из одной буквы: У, И, К, В, С. Для уяснения лексического значения слова даю разные задания.
•Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая... (лиса).
•Обобщение понятия: какое слово лишнее и почему? (лето, осень, неделя).
•Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-...).•Называние общего слова (стол, стул, шкаф-...).3. Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове выделение ударного слога. Простукивание двух слогов, выделяя ударный слог громким стуком. Дети подбирают слово с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: весна, зима, лето, осень.
Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами:
а а а о о о о а
рак ра ма мо ло ко о са Составление слова из данных слогов (слоги даны врассыпную).
Подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная, снеговик, снегоход, снегозадержание.
Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора, нора, гора.
Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.
Игра «Кто быстрее, кто больше?» Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.
Игра “Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?”. Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам). Подбор слов близких и противоположных по смыслу.
Труд, работа;
День-ночь, высокий - низкий, далеко - близко, бежать - ходить.
Игра «Сложи словечко».
Какие два слова спрятались в одном? Самолет (сам летает), листопад (листья падают), пылесос (пыль сосет).
Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что дети, незаметно для себя и без особого напряжения, приобретают определенные знания, умения, навыки.
Учитывая вариативность отдельных игр, исходя из возможностей работы класса и отдельных учеников, выбираю необходимые для урока упражнения. Такие как: «На что похожа буква», «Где спряталась буква», «Учимся играя», «Занимательный материал (скороговорки, загадки, пословицы и так далее)», “Анаграммы”.
Придумать новые слова, состоящие из этих же букв, но в другом порядке: адрес (среда), салат (атлас); расшифруй слово и запиши его: екар (река), кащу (щука) и др. “Неполные слова”. На доске записывается столбик букв, с точками на месте гласных.
Дети отгадывают слова только по данным согласным.
в.т.р., к.р.нд.ш, с.б.к. (ветер, карандаш, собака)
“Ступеньки”. На доске записывается одна буква. Задача: подобрать как можно больше слов на эту букву. Каждое последующее слово должно быть на одну букву больше предыдущего.
МЫ МИР МЫШЬ МИШКА МОЛОКО МАГАЗИН и т. д.
“Цепочка слов”. Составить цепочку слов, чтобы каждое слово в ней начиналось на ту букву (звук), на которую заканчивалось предыдущее.
“Укрась слова”. К существительному подобрать как можно больше прилагательных.
«Звуковые» игры («Кто внимательнее?» на выделение и определение звука, «Кто больше?» на составление слова с изученным звуком) развивают фонематический слух ребенка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность. В играх типа «Доскажите словечко» малыши не только интересуются звуковой стороной слова (поиски ритма, красоты звучания), но и серьезно задумываются над его смыслом, выразительностью. Детям нравится игра «Перекличка», предлагаю вставать только тем детям, в имени или фамилии которых есть изучаемый звук. Это одновременно и маленькая физкультминутка.
Игра «Доскажи словечко».
Учитель читает стихотворение, выделяет голосом слово с глухим согласным т, дети показывают карточку с буквой т, затем называют слово – пароним, показывают карточку с буквой д.
Назовем мы книжку «том».
Для жилья построим…… (дом).
Вот тележка-это тачка.
Дом в саду зовется …….. (дачка).
Я в тетрадке – ставлю точку.
Мама любит свою ……… (дочку).
По реке плывут плоты.
Зреют на ветвях ………… (плоды).
Нитку сматывай с катушки.
Воду черпай из………….. (кадушки).
Город называем – « Тверь»,
В доме открываем …….. (дверь).
Соловей выводит трель.
Слесарь в сеть включает … (дрель).
Архитекторы – творцы.
Строят чудные…………… (дворцы).
Игра "Назови ласково" - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Огурец - огурчик.
Помидор - …
Горох - …
Картошка - …
Свекла -…
Игра "Что приготовим?"
Из картошки приготовим картофельное пюре.
Из моркови …
Из капусты …
Из редиски, огурца и помидора …
Из тыкв….
Таким образом, дидактические игры широко используются на различных уроках в начальной школе, так как, это намного повышает усвояемость материала (приложение 3 ) Игровые моменты, творческие задания и занимательные упражнения формируют положительное отношение к учебной деятельности. В процессе такой деятельности у детей формируются свойства речевого контроля и самоконтроля, очень важного для развития связного высказывания.

2.4. Применение творческие заданий на уроках чтение и развитие речи.
Чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Развитие ребенка неразрывно связано с его активностью. Источником детского желания трудиться является, прежде всего, желание узнать. Важно, чтобы каждый ребенок мог пережить состояние успеха, удовлетворения от получения пусть небольшого, но самостоятельно достигнутого результата. Одним из условий нормального развития детей младшего школьного возраста является благожелательное, теплое общение со взрослым, с педагогом.
Поскольку у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-действенное мышление, я стараюсь использовать практические действия детей при обучении. С этой целью даю упражнения, предполагающие их самостоятельные действия. На уроках обучения чтению использую прием – развитие четкости произношения, или артикуляционная гимнастика. Осуществляется введением артикуляционных упражнений, скороговорок, чистоговорок, считалок. Специально подобранные упражнения способствуют укреплению мышц органов речи, совершенствуют движение языка и губ. Постепенно усложняясь, упражнения устраняют напряжение речевых органов, движения становятся свободными, координированными. Работа над упражнением идет в определенной последовательности: рассказ об упражнении с использованием игровых моментов, показ упражнения, проверка правильности выполнения, самостоятельное выполнение упражнения.
Другой прием – играем пальчиками – способствует развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность). Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благотворное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.
Пример из урока:
а) Вращение кистей.
б) Сжимание и разжимание пальцев в кулак.
в) «Погладим котенка» - поглаживание рук.
г) «Кольцо» - соединяем большой и указательный пальцы.
д) Ладонь - ребро - кулак.
е) Расслабление (опустить руки вниз, встряхнуть их)
Например, даю слово НА. Нужно придумать слово, которое начинается с этого слога или в середине которого находится этот слог, или на конце слова.
Часто применяю задание «Полустертые буквы»: в словах стёрта верхняя или нижняя часть.
Для отстающих детей в букварный период даю индивидуальные карточки – перфокарты. (Задание: запиши слово печатными буквами, раздели на слоги, составь звукобуквенную схему слова).
Часто на уроке использую прием составления рассказов «фантазёры». Слабо читающие дети читают начало текста на доске (2-3 предложения) , а хорошо владеющие техникой чтения учащиеся придумывают окончание рассказа. Можно выполнять задание и наоборот.
На уроках чтения применяю различные игры. Использование игровых моментов позволяет развить детское творчество, т.к. игра вызывает эмоциональный настрой, вдохновение, в доступной форме знакомит с разными языковыми явлениями.
Игра «Четыре превращения» - слово КЛОУН.
(От перестановки букв получаются 4 слова: клоун – колун – кулон – уклон. Для слабых учеников в качестве подсказки даю картинки). Игра «Фигура из букв» - для развития внимания.
Игра «Ципанута» - т.е. путаница. Эта игра для сильных учащихся. Например: даю слово БАРАБАН. Буквы нужно записать в алфавитном порядке (барабан – ааабббнр)
Игра «Шесть слов» - перестановка букв. В первом полугодии это задание для сильных учеников, а во втором полугодии – для слабых: (ямка – маяк фара – арфа удар – руда палаш – шпала стаи – аист стук – куст)
Для выработки выразительного чтения используем шёпотное чтение, громкое и среднее чтение слов, меняем в предложении интонации – точка, (прочитай спокойно, удивленно, радостно).
Считаю, что развитие речи, творческого мышления, культуры общения на уроках играет решающую роль в достижении развивающего вопроса обучения:
•у учащихся развиваются творческие возможности;
•проявляется умение общаться друг с другом и с учителем, слушать и слышать;
•появляется самостоятельность и своя точка зрения.

2.5. Творческие приемы используются на уроках «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности».

Одним из принципов, согласно которым я разрабатываю уроки-занятия, является принцип создания успешности каждому ученику. По желанию каждый ребёнок сам выбирает себе задание: кто любит рисовать - рисует, кто обладает даром сочинительства - пишет сказку и т.д.
Примеры
1.Сочиняем загадки.
Например:
Стоит человечек на одной ножке. (Етгеут Д.)
Красные бусы по тундре рассыпаны. (Тынаранав К.)
Бывает белым и бурым. ( Хомяк В. )
2.Пишем сочинения (про белку и белого медведя)
Белая медведица с медвежонком ходили по льдине. Вдруг они увидели нерпу. Хотели поймать ей, но льдина сломалась, и медвежонок провалился в воду. Хорошо медведи умеют плавать. Он выбрался на берег, и они пошли дальше. (Инататгыргин Г.)
3.Рисуем (природоохранительные знаки не просто запрет, а взывающие к эмоциональному отклику детей)
4.Играем (интеллектуальные игры)
Для этого я используют целый спектр методических приёмов:
наглядность;
художественное слово;
технические средства;
игру
Чтобы развивать творческое мышление у младшего школьника применяю различные игровые приемы.
Чем младше учащийся начальной школы, тем больше места на уроках окружающего мира должна занимать игра, особенно в первом и втором классах. Во время игры дети получают возможность высказать неправильное суждение и не получить отрицательной оценки, не боятся сделать что-то не так, как обычно. Для многих игра является средством психологической реабилитации.
Многие ученики младшего возраста болезненно реагируют на каждое замечание учителя и очень переживают. В игре отсутствие знаний или их неточность растворяются в сюжете, становятся воображаемыми. Поэтому ребёнок не опасается сказать что-то не так (ведь это говорит его герой).
При отборе игры необходимо обратить внимание на наличие и чёткость её структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило, игровое действие.
Предлагаю детям поспорить на тему: «Кто главнее?» Ребята спорят и даже создаются команды болельщиков, например, команды «Зима «и «Лето».
Игра «Кто это?» При изучении темы «Животные» она помогает развивать умение детей составлять характеристику животного, выделять особенности его внешнего вида и характера. А потом проводим игру «Изобрази животное». А ребята должны угадать, какое животное изобразил их товарищ.
Игра «Назови предмет и его свойство» при изучении темы «Свойства предметов». В мешочке сложены предметы с разными свойствами (стеклянный, деревянный, круглый, шершавый, бархатный и т.д. ). Играющий берёт в руку предмет и, не вынимая из мешочка, определяет его свойство.
Очень любят ребята игру «Поле Чудес». На ней мы выбираем лучшего эрудита по экологии (прилагается)
На уроках окружающего мира часто использую самые простые упражнения для развития умения мыслить, соображать. Речь идёт о загадках.
Загадки о природе.
Если ты поранил ноги, ищи лекарство у дороги. (подорожник)
Зимой спит, летом ульи ворошит. (медведь)
Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (осина)
На дне реки лежит и усами шевелит. (сом)и др.
Логические задачи могут быть выражены в виде проблемных вопросов.
Например, могут ли в пустынях жить растения наших краёв?
Как они будут чувствовать себя во время песчаных бурь?
Проблема может быть выражена не только в виде вопроса. Например, можно распределить по столбцам действия, которые умеют делать люди, животные.
Человек животные
Младшие школьники с удовольствием выполняют различные творческие задания, потому что этот вид работы позволяет ученику воображать, преобразовывать образы окружающего мира. Также я использую на уроках творческие задания, связанные с продуктивной деятельностью: рисование, аппликация.
Итог урока иногда проводится в форме творческого задания. При изучении темы урока «Про воду», «Про воздух» я предлагаю подвести итог урока от имени воды и воздуха.
- Итак, я – Вода, я могу рассказать о себе, что я…
- А я - Воздух, я расскажу о себе следующее…
При изучении темы «Город и село» предложила детям такое задание «Если бы ты главой администрации нашего поселка, чтобы ты рассказал нам о нем?»
Такие деловые игры воспитывают учащихся чувство ответственности за общее дело.
Считаю, что наиболее интересны детям нетрадиционные и интегрированные уроки, они дают возможность ребятам раскрыть свои творческие таланты (КВН, праздники, путешествия, уроки - сказки).
На таких уроках даю детям творческие задания «Давайте вместе придумаем сказку о своем любимом цветке» (животном) и т.д.
Уроки-экскурсии. Такие уроки развивают кругозор учащихся, наблюдательность за окружающим миром. Перед экскурсией провожу беседу, где сообщаю цель экскурсии и ее план проведения. Дети с удовольствием наблюдают за изменениями в живой и неживой природе. А затем опять творческая «минутка». Предлагаю детям:
- Найди самый красивый листок (цветок, снежинку и т.д)
- Придумай о нем какую-нибудь историю. Сначала грустную, а потом - веселую.
Креативная деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая творческие произведения, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства.
2.6. Творческие работы на уроках трудового обучения.

Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. И одним из важнейших предметов здесь является урок труда. Трудовое обучение в начальной школе - важное средство творческого и эстетического развития детей. Уроки трудового обучения должны способствовать формированию у детей элементов технического и художественного мышления, а также конструкторских способностей.
Я считаю, что для младших школьников самый доступный и легко поддающийся обработке материал - бумага. Работа с бумагой - это работа с материалом, имеющим свое лицо, обладающим конструктивными и пластическими свойствами. Изготовление изделий из бумаги способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребенка, подготавливает его к выработке навыков письма, способствует эстетическому развитию детей, приобретение ими умений грамотно подбирать сочетания цветов бумаги, форм и размеров комплектующих изделий деталей. Обращая внимание детей на те геометрические фигуры, которые получаются в процессе складывания, учащиеся отрабатывают основные геометрические понятия. Иногда оригамные фигуры мы связываем в рассказах, сказках, которые дети придумывают, проявляя свою фантазию. Безусловно, оригами способствует развитию творческих способностей младших школьников, при этом учитываются возрастные особенности детей. Например, результатом одного из уроков стали коллективные аппликации — из оригами (приложение 4).
В первом классе мои учащиеся из бумаги выполняли различные двухмерные и трехмерные формы. Дети исследовали возможности применения бумаги, сгибая, сжимая, разрывая ее на части, но затем, объединяя их, получали новую форму. Детям очень нравится выполнять изделия из полосок бумаги. Этот вид работы создает большие возможности для творчества детей. Обычно при получении бумажных полосок разной длины и ширины дети тут же начинали их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединять одну с другой, в результате чего возникали у них разнообразные композиции. Восхитительная белоснежная бумажная пластика, волшебная игра света и тени, бесконечные творческие возможности и перспективы ее использования заставляют удивляться и искать новые пути решения художественных образов и сюжетов.
Например, дети брали, под моим руководством, две полоски бумаги одного цвета, но разных по размеру, делали кольцо из каждой, соединяли их, а затем каждый, используя свое собственное воображение, делали зверей для театрального представления (цыпленка, поросенка, кошку, зайца, и т.д.). В качестве основы для выполнения фигурок животных и людей был использован конус или цилиндр. Работая с бумагой использовала геометрических материал, например «Аппликации из кругов» (приложение 5). Работая с бумагой, ребенок самостоятельно открывает новые способы и формы сгибания для полученного нужного элемента. При этом ярко проявляется фантазия ребенка, поскольку он создает все новые и новые комбинации и порой сам удивляется тому, что у него получилось из первоначальной затеи. Дети могут очень долго заниматься этим видом поделок, не желая признавать, что работа закончена, поскольку у них постоянно рождаются новые идеи.
Окружающая нас природа радует обилием форм и цвета. Каждое время года богато своими природными дарами: от красивых зеленых травинок и цветочных лепестков до богатых плодов осени и сухих, на первый взгляд, неприметных растений, которые мы считаем сорняками. Природа богата материалом, который дети могут использовать в игре. Ценность таких игр состоит в том, что ребенок черпает вдохновение непосредственно из природы и создает неповторимые вещи, радующие глаз своей красотой. Демонстрируя природные материалы ребят, учу их видеть красоту и согласованность форм, гармонию, кроме того, они узнают характерные особенности материалов: запах, цвет, форму, строение. В дальнейшем, имея определённый опыт, они способны ответить на разнообразные вопросы: что бывает твердым, сочным, мягким Что растет на лугу, в тундре? Что бывает большим и маленьким, закругленным и острым? У детей не только обогащается словарный запас, но и развивается аналитическое мышление: они стремятся соотнести с увиденным свои поделки, дать им образные названия. Практически нет такого природного материала (за исключением ядовитых растений), который нельзя было бы использовать для поделок, нет и установленных правил, как его использовать.
Детям нравятся уроки лепки (работы с пластилином, соленым тестом). Уроки лепки способствуют формированию таких качеств личности, которые являются для человека не какими-то специфическими (необходимыми только для этой и подобной работы), а общезначимыми. Эти занятия развивают умственные способности учащихся, расширяют их художественный и политехнический кругозор, формируют нравственные представления и содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру. Особое внимание уделяется мною декоративно-прикладному искусству. Дети с удовольствием лепят декоративные игрушки по мотивам народных образцов, посуду. Первоклассники знакомятся с народными промыслами. Кроме того, все эти изделия очень отчетливо тяготеют к настоящему декоративно-прикладному искусству, связаны с жизнью.
Одно из условий создания системы развития творческих способностей детей – поиск новых технологий, форм и средств обучения. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но тем не менее относится к педагогическим технологиям ХХ1 века. Метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. Учебный проект с моей точки зрения – это возможность максимального раскрытия детского творческого потенциала. Это работа позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Эта деятельность направлена на решение проблемы, сформулированной зачастую самим учащимся, интересной и значимой для ученика. Развитию творческих способностей учащихся при выполнении проекта способствует необходимость и возможность проявления эстетического вкуса, инициативы, логического и ассоциативного мышления, воображения, фантазии. Необходимо лишь правильно направить творческую энергию ребят
При выборе тем творческих проектов мы с ребятами учитываем следующие факторы:
1) востребованность изделия потребителем;
2) сложность и трудоемкость изделия;
3) личные интересы и возможности учащегося;
4) возможности материальной базы.
В 2009-2010 учебном году мои ученики участвовали в муниципальном конкурсе «Я люблю свою Землю» в номинации «Фантазируй, твори» и были победителям (1 место). (приложение 6) Проект «Игрушка как часть традиций чукотского народа» был создан учениками. К созданию проекта были привлечены заведующая сельской библиотекой, старожилы села. Была организована экскурсия в музей им. К.Геутваль.
По сравнению с обработкой других материалов работа с текстильными изделиями имеет свои особенности. Работа с тканью позволяет осуществлять на практике межпредметные связи. Так, учащиеся значительно расширяют свой кругозор, словарный запас, знакомясь с названиями инструментов, материалов, трудовых процессов. Изготовление выкроек способствует упражнениям в вычислениях, в сопоставлении и отработке понятий "больше - меньше", "уже", "короче", "длиннее". При изготовлении изделий по выкройке и обработке деталей, представляющих собой различные геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, окружности) закрепляется геометрический материал, изученный на уроках математики. Изучение темы «Рукоделие» на уроках технологии помогло при создании проекта. Учащиеся знают цвета ниток для вышивания, знают, что в зависимости от особенности изделия, его конструкции и назначения подбираются ткани соответствующего качества и цвета. Кроме того, большое значение имеет подбор узора для вышивания, умение красиво выполнять отделку изделия. Практические упражнения в обработке текстильных материалов развивают глазомер. Качество работы при этом во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдаемых при составлении выкройки, при разметке, резании, сшивании и других операциях. Обработка текстильных материалов по сравнению с другими требует более кропотливого и упорного труда.
Сколько радости получают младшие школьники от сделанной своими руками закладки, салфетки! Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для родителей, друзей, малышей.
Таким образом, правильно организованный труд дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству. Следовательно, есть все основания рассматривать трудовое обучение как важный элемент гармоничного развития детей.
Способы работы по развитию творческих способностей детей во внеурочное время. Говоря о развитии творческих способностей детей, надо сказать о том, что большую часть времени необходимо отдать на занятия детей во внеурочное время (посещение кружков в ДШИ, предметных кружков, секций и др. внешкольных мероприятий).
Дети, живущие в городе, имеют больше возможности в выборе занятия по интересам, чем дети, проживающие в сельской местности, у которых выбор намного меньше. Однако, если подходить к проблеме творчески, то можно и в сложной ситуации выбора найти выход. Как эту проблему решала я?
Во внеурочной деятельности провожу различные конкурсы, дающие возможность раскрыться каждому ребенку.
Традиционными в нашем классе стали:
• конкурсы чтецов, на которые мы приглашаем гостей, детей младших классов, родителей;
• конкурсы рисунков;
• выставка поделок
При подготовке и проведении праздников опираюсь на помощь детей. У нас работают творческие группы по интересам:
оформители;
организаторы игр и развлечений;
артгруппа (участники художественной самодеятельности);
совместные родительские собрания- конкурсы, например «Мама, папа, я читающая семья». (приложение 7)
группа «Пчелка» (трудовые дела).
Учащиеся класса выступали на школьных мероприятиях, участники праздников в ДК. В этом учебном году дети стали посещать секции, кружки (школьные, ДШИ).
Таким образом, при хорошей организации досуга детей можно найти возможность в реализации творческих способностей детей. Это зависит в большей части от творческого подхода к решению проблемы классным руководителем.
2.8. Творческие задания как средство развития творческой деятельности младших школьников в условиях обучения в коррекционном классе YIII вида.

Игры и логические задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока. Это даст возможность учителю организовывать познавательную активность учащихся начальных классов.
Система творческих заданий включает целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты. Особое внимание уделяется творческой деятельности самого ученика. При отборе содержания для системы творческих заданий необходимо учитывать 2 фактора:
1.то, что творческая деятельность младших школьников осуществляется, в основном, на уже решенных обществом проблемах,
2.творческие возможности содержания учебных предметов начальной школы.
В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.
Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.
Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие "система", а также ресурсы систем. Цель заданий данного типа - развитие основ системного мышления учащихся.
Задания I уровня предполагает выполнение творческих заданий на основе мыслительных инструментов.
Рассмотрим в качестве примера некоторые типы задач, обычно используемые в практике работы с детьми начиная с детского сада, а с отклонениями в развитии при поступлении детей в начальные коррекционные классы YIII вида.
Эти задачи были выполнены с детьми. Взяла пластмассовые, (можно взять деревянные или изготовить самим картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложила ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1).
Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробовали склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены
( рис. 2)
Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов.
Свет - яркий, ласковый, живой;
солнце - ...
утро - ...
лампа - ...
костер - ...
свеча - ...
Темнота - закрытый, ночной;
ночь - ...
вечер - ...
пещера - ...
Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.
Колодец - паркет;
бревно - коробка;
облако - дверь;
кукла - снег.
К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий : придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.
(рис3)Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.
Третий вариант задания: подумай, что может произойти, если ...
"... дождь будет идти, не переставая.""... люди научатся летать, как птицы.""... собаки начнут разговаривать человеческим голосом.""... оживут все сказочные герои.""... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз. Но еще раз напомню, что работа ведется с детьми с отклонениями в развитии , а значит на первых этапах необходимо дополнительное объяснение заданий, помощь со стороны педагога, повторение задании , через определенный промежуток времени, постепенно подводя к самостоятельной творческой деятельности.
Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например:
Светофор, мальчик, санки.
Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.
(рис 4)Следующий тип заданий: "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.
(рис 5)Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.
(рис 6)Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.
(рис 7) Творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора, (лего) самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных, людей и даже объемные сюжетные композиции. Приведем примеры возможных решений
(рис. 8). Выбираемые учащимися методы творчества при выполнении заданий характеризуют соответствующие уровни развития творческого мышления, творческого воображения. Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся опыта творческой деятельности.

Вывод: Очень рада отметить, что познавательные интересы у учащихся значительно выросли. Интересы ребят самые разнообразны, они все хотят знать, нужно только поддержать и развивать их. Наблюдаю за ними и вижу интерес в глазах моих учеников. Исходя из моих наблюдений, я пришла к выводу, что постоянная работа по развитию творческих способностей на уроках и во внеурочной деятельности делают моих учеников уверенными в собственных силах, развивают их многопланово, постепенно совершенствуя способность к творчеству. Находясь в постоянном поиске, как педагог мечтаю увидеть в каждом своем ученике, прежде всего доброго, отзывчивого, любящего все прекрасное вокруг человека.
Но в организации работы испытываю острый недостаток современных технических средств: аудио-, видеоаппаратуры, компьютера. Наглядные пособия чаще всего готовлю сама или с родителями моих учеников.
Заключение.
Задача современной школы - учить детей делать правильный выбор, учить думать творчески. Формирование положительной мотивации в их отношении к различным видам деятельности - непременное условие повышения результативности обучения.
Развитие творческих способностей - сложное и важное дело, успешной реализации которого помогает тесное сотрудничество учителя и ученика. Учитель должен быть терпим к проявлениям творчества детей, будь они даже не в нужный момент или же просто кажущимися нам глупышами. Нужно уметь вовремя их увидеть, поощрить и дать возможность проявиться еще раз.
Хочется в заключении сказать словами Дмитрия Лихачева:
Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1972.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997.
3. Львова Ю.П. Творческая лаборатория учителя.- М., «Просвещение», 1992 г. 4. Шевченко С.Д. Как научить каждого. - М., «Просвещение», 1991 г. 5. Потапова Е.Н. «Радость познания». - М., «Просвещение», 1990 г. 6. Былевская В.Н. Развитие творческих возможностей младших школьников. «Начальная школа», №5 – 1990 г. 7. Рамзаева Т.Г. Развитие связной речи младших школьников. – М., 2000.
8. Ю. В. Гурин. Учимся играя. Начальная школа, 2005, №12