О ключевых компетенциях и компетентностном подходе в образовании
О КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЯХ И КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ В ОБРАЗОВАНИИ
Сергеева И.В., учитель школы-лицея №1 г. Костаная
Компетентностный подход является наиболее новым и предполагает развитие комплекса личностных качеств учащихся, проявляющихся в способности к осуществлению деятельности в меняющихся условиях, развитие социальной мобильности выпускника.
Компетентностный подход – это подход, при котором результаты образования являются значимыми за пределами системы образования: главное не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных, в том числе и реальных проблемных ситуациях.
Выход в изменении образовательной модели: нужно не просто сменить название, а действительно пересмотреть прежние принципы, перекроить отношения участников образовательного процесса, обновить его содержание и формы и применять иные критерии оценивания.
С позиций традиционного подхода в обучении: чем больше знаний приобрел ученик, тем выше уровень его образованности. Но уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью.
С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значение знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
Компетентность усваивается учащимися «изнутри» в деятельности. Его собственными силами, иначе говоря, компетентность нельзя выучить, запомнить, повторить. Необходимо формирование способности ученика применять усвоенную информацию в решении учебной или практической задачи.
Компетентностный подход означает формирование у учащихся на базе знаний компетенций и компетентностей.
В современной научно-педагогической литературе термин ключевые компетенции определяются как готовность обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.
Цель общего среднего образования является ориентиром для определения ожидаемых результатов, устанавливаемых путем интеграции ключевых и предметных компетенций по каждой образовательной области, а также базового содержания образования.
Цель общего среднего образования заключается в содействии гармоничному становлению личности и нравственному осмыслению жизни обучающимися посредством развития основ базовых компетенций, представленных в виде жизненных ролей:
- доброжелательный человек;
- заботливый член семьи;
- творческая индивидуальность;
- ответственный гражданин;
- здоровая и совершенствующаяся личность.
Ключевые компетенции как способности междисциплинарного характера первоначально формируются и развиваются средствами учебных дисциплин соответственно назначению каждой образовательной области.
К ключевым компетенциям относятся:
- информационная компетенция;
- коммуникативная компетенция;
- компетенция разрешения проблем.
Информационная компетенция позволяет:
- принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации;
- самостоятельно ставить и обосновывать цель, планировать и осуществлять познавательную деятельность для достижения этой цели;
- самостоятельно находить, анализировать, производить отбор, преобразовывать, сохранять, интерпретировать и осуществлять перенос информации, в том числе при помощи современных информационно-коммуникационных технологий;
- обрабатывать информацию, применяя логические операции (анализа, синтеза, обобщения, структурирования, прямого и косвенного доказательства, доказательства по аналогии, моделирования, мысленного эксперимента, систематизации материалов);
- использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
Коммуникативная компетенция позволяет:
- использовать разнообразные средства устной и письменной коммуникации на казахском и других языках для решения своих задач в конкретных жизненных ситуациях;
- отбирать и использовать стили и жанры, адекватные решению коммуникативных задач;
- выражать свою точку зрения в соответствии с нормами этикета;
- осуществлять продуктивное взаимодействие, в том числе с представителями других культур, приверженцами других точек зрения, позиций, вступая в диалогическое общение, разрешая конфликтные ситуации;
- строить коммуникацию в группе с людьми, стоящими на различных позициях, для получения общего результата.
Компетенция разрешения проблем и самоменеджмента позволяет:
- определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения;
- ставить цель своей деятельности, определять условия, необходимые для ее реализации, планировать и организовывать процесс ее достижения (т.е. разрабатывать технологии адекватные задаче);
- осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и ее результатов;
- выбирать для себя нормы деятельности и поведения, адекватные ситуации;
- отбирать технологии, адекватные поставленной задаче, четко следовать технологии.
Предметные компетенции определяют смысл и назначение образовательных областей; являются результатами межпредметного характера в рамках данной образовательной области; служат ориентиром в определении цели и задач учебных дисциплин.
Предметные компетенции являются деятельностями широкого спектра и описывают итоги достижения обучающимися следующих результатов по каждой образовательной области.
Определение выпускника, владеющего компетенциями, то есть тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов, называют –
компетентностным подходом (Г. Селевко )
Ожидаемые результаты образования отражают слияние в единое целое базовых, ключевых и предметных компетенций.
Компетентностный подход личностно ориентирован, направлен на развитие личности ученика, его активности, самостоятельности, субъектности.
Субъектность – качество личности, которое проявляется в деятельности. Выделяют три аспекта: способность к целеполаганию, воля и способность к рефлексии.
Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. На первом этапе внедрения, можно, например, формировать такие элементарные общеучебные компетенции школьников, как:- извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;- точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;- исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;- сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;- планирование действий и времени;- оценка результатов своей деятельности и т.д.
Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения.
Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.
Продуктивные пути реализации компетентностного подхода проявляются в следующем:
- изменение способа учебно-познавательной деятельности ученика на уроке, а, следовательно, изменить способ деятельности учителя;
- пересмотреть сложившиеся стереотипы педагогической деятельности учителя.
( Проблема в том, что метода массового изменения профессиональной деятельности в сжатые сроки пока не изобретено).
В чем же существо требуемых изменений способов учебно-познавательной деятельности ученика и, следовательно, профессиональных действий педагога?
Это прежде всего:
1. Индивидуализация обучения, самостоятельность.
2. Снижение объема репродуктивной деятельности за счет увеличения продуктивной (метод проектов, исследование и т.д.)
3. Коммуникативная функция обучения (уметь работать в группе, нести ответственность за порученное дело, за свой вклад и т.п.)
4. Самоконтроль и взаимоконтроль.
5. Интеллектуальная и эмоциональная рефлексия.
Учитель на уроке – организатор, консультант, сотрудник. Учитель становиться консультантом в 2-х сферах:
1) в предметно-содержательной деятельности;
2) В организации познавательной деятельности (учить учиться).
Все это не совсем ново, такого рода деятельность учителя никогда не была приоритетной, а теперь должна таковой стать.
15