Статья на тему Чему учит риторика?

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1 имени Н.И.Борцова»
г. Лебедянь Липецкой области











Чему учит риторика?










Тихонова Надежда Петровна
учитель русского языка и литературы





















Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и хорошо, так как это дает возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя.
Нашим детям жить в сложном противоречивом мире. С одной стороны это мир новейших достижений техники, мир открытых границ и больших возможностей для развития человека. Например, возможность путешествовать, получать любую информацию из Интернета. С другой стороны, это мир, в котором многие люди мало общаются, одиноки, лишены привычной системы нравственных ценностей, живут бедной духовной жизнью. Многие выпускники школ затрудняются общаться в разных жизненных ситуациях, то есть: выступать с информационным сообщением, докладом; участвовать в дискуссии, убедительно аргументируя свою точку зрения; написать официальное письмо (с просьбой, благодарностью и т.д.); выступать с публичной речью, вежливо попросить, отказать, посоветовать, оценить что-либо и т.д.
Наверное, нет таких профессий, где искусное владение словом не пригодилось бы. Но в некоторых сферах человеческой деятельности оно становится просто необходимым, является обязательным условием эффективной работы (юрист, учитель, политик, социальный работник и многие другие), так как им необходимо постоянно общаться с людьми. А чтобы произнести публичную речь, мало знать, что сказать, надо представлять себе особенности ораторской речи, учитывать множество факторов, влияющих на оратора и на слушателей, владеть техникой говорения.
В последние годы наблюдается растущее пренебрежение соблюдением культуры речи в практике общения людей, как на бытовом уровне, так и в письменной и устной речи официальных лиц, а также и в деятельности средств массовой информации. Увлечение некоторых авторов и ораторов неформальной лексикой, вольное обращение с литературными и грамматическими нормами языка, а также орфоэпические и орфографические ошибки в устной и письменной речи – все это беспокоит общественность Надо что-то делать, чтобы в меру возможностей каждого заинтересованного человека исправлять нежелательную тенденцию в использовании и развитии родного языка.
Но ни один из традиционных школьных предметов специально не учит важным коммуникативным умениям, то есть эффективному общению. В то же время в образовательном стандарте основного общего образования по русскому языку в разделе Требования к уровню подготовки учеников декларируется необходимость формирования коммуникативных умений, «готовности и способности к речевому взаимодействию» в соответствии со сферой и ситуацией общения.
Помочь всякому, готовящемуся выступать публично, призвана РИТОРИКА – наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Немного истории. Риторика была введена в дополнение к курсу русского языка во второй половине 18 века как самостоятельный учебный предмет. Именно риторика учила речи, по определению М.В.Ломоносова – «о всякой предложенной материикрасно говорить и писать» а задача хорошо известного нам предмета «Русский язык» состояла в том, чтобы изучить грамматику родного языка. Итак, уже в то время задача обучения родному языку и речи различались и на этой основе создавались разные учебники.
Начиная с 70-90гг. 19 века, риторика постепенно исчезает как самостоятельный предмет из школьного образования. Основная причина - мертвая, схоластическая методика преподавания риторики, когда учили главным образом на текстах древних риторов, и обучаемые создавали «свои» произведения как подражание этим текстам по форме, стилю и нередко по содержанию
Итак, исчезает предмет, который учит речи. Но школа, педагоги чувствуют необходимость работы над речью. К началу 20 века складывается область преподавания родного языка, которая называется в методике «развитием речи», появляется наименование «культура речи» и т.д.
И наконец, в 70-е годы 20 века в программе и учебниках по родному языку появляется раздел «Связная речь» (работа над сочинениями и изложениями).
Однако эта работа не ставила и не ставит целью научить школьников общению, научить создавать тексты разной коммуникативной направленности – разные речевые жанры, такие, как доклад, приветственное письмо, поздравительная речь. Благодарственное письмо, дискуссия и.т.д. Хотя потребность обращения к многим из указанных речевых жанров в жизни, даже в учебном процессе очевидна. В учебниках по разным предметам мы встречаем задания типа: «Напишите доклад», «Подготовьте реферат», «Перескажите кратко текст», «Подготовьте выступление на тему..» и т. д.
О несоответствии традиционного курса родного языка реальным потребностям человека в обществе писал Л.Н.Толстой, который, как известно, сам учил детей в Яснополянской школе: « В моем личном опыте я не нахожу почти ни одного намека на то. Чтобы знания грамматики яснополянских школьников прилагались ими к какому-нибудь употреблению. Мне кажется, что грамматика идет сама собой как умственное небесполезное гимнастическое упражнение, язык-умение писать, читать и понимать идет само собой»
Что же представляет собой современная риторика? Она не должна быть слепком, русской копией риторики 19 века. Современная риторика базируется на достижениях современных гуманитарных наук – лингвистики, психологии, этики, социологии, логики.
В центре современной риторики общающийся человек, следовательно, риторика – антропоцентрический предмет. Поэтому естественна его практическая направленность, его задача как учебного предмета – научить эффективному общению, что, конечно. Требует определенной теоретической базы.
В современной России риторика является учебным предметом в школе. В частности, концепция школьной риторики как учебного предмета реализована в учебных пособиях для 1-11 классов Т.А.Ладыженской. Основная цель школьной риторики – обучение успешному общению. Начиная с 1992 года , риторика преподается как предмет регионального или школьного компонента, иногда как элективный курс во многих регионах России. В содержание школьной риторики включаются:
понятийная основа (коммуникативная ситуация, виды общения, речевые жанры, их структурные и стилевые особенности и т.д.)
инструментальные знания о способах деятельности (типа инструкций, практических рекомендаций и т.д.)
умения общаться (анализировать и оценивать общение, реализовывать речевой жанр в соответствии с ситуацией общения, в том числе с коммуникативной задачей, характеристиками адресата и т.д.);
нравственно-риторические идеи (ответственность за произнесенное слово, важность владения словом в современном мире и т.д.).
Риторика учит школьника анализировать различные обстоятельства общения: учитывать, с кем он говорит. Для чего, где, когда и как – адекватному речевому поведению. Анализируя примеры успешного и неуспешного общения, создавая свои собственные высказывания при решении риторических задач, оценивая свою и чужую речь, ученики развивают умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, рефлексировать по поводу своего речевого поведения.
Так риторика помогает школьнику стать личностью, которая совершает меньше ошибок в общении и тем самым избегает стрессов.
Риторика готовит детей к будущей жизни – успешной работе в коллективе, когда требуется взаимодействие с коллегами, искать оптимальные решения проблем.
Риторика учит гуманитарному мышлению учеников и учителей, привыкших делить мир на черное и белое. Правильное и неправильное – учит искать разные варианты решения одной и той же задачи. (Например, как отказать , не обидев человека? Как отстоять свои убеждения, не поссорившись с оппонентом?) Тем самым риторика учит позитивному отношению к людям, к миру.
Кроме того, она помогает школьникам осознать некоторые нравственные ценности, в том числе связанные с общением, значением слова в жизни человека. Так, риторика учит: будь внимателен к своему слову; помогай другим и словом и делом; общайся так, как бы ты хотел, чтобы общались с тобой.
Риторика учит также важным общеучебным умениям, характеризующим уровень функциональной грамотности, например, умениям извлекать значимую информацию из текста, выделять главное, интерпретировать и преобразовывать информацию, представляя ее в нескольких формах (схем, таблиц, диаграмм и т.д.); сжато пересказывать текст. Риторика во многом воспитывает неприятие отрицательных явлений и тем самым способствует повышению речевой культуры. Не случайно во всем мире при модернизации образования в центре оказываются вопросы коммуникативной компетенции. Риторика учит общению на новом витке развития общества, в условиях открытости информационного пространства, колоссальных возможностей информационных технологий. Именно этим отличается современная школьная риторика от той, которая преподавалась в 18-19 веках.
Коммуникативные умения формируются только в результате целенаправленной работы, основанной на специальных методах и приемах. Эта работа может быть реализована только в рамках особого учебного предмета со своим содержанием, логикой изложения и технологией.
Мне в этом плане очень нравилось работать по учебнику Т.А.Ладыженской. Он разнопланов и разнонаправлен. Задумка авторов – серия учебников с 1-по11 класс – позволяет вырастить грамотное поколение, умеющее общаться и вести себя, избавленное от косноязычия и слов-паразитов.
Прежде мне бы хотелось остановиться на самой программе этого курса. В ней можно выделить два смысловых блока:
«Общение»
«Речевые жанры»
Блок «Общение» (1-5 кл.) дает представление о том, что такое риторика, как люди общаются, какие виды общения существуют. В этот блок входят и вопросы, связанные с культурой речевого поведения (речевого этикета).
На основе этих элементарных сведений у детей формируются важнейшие умения – ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативные намерения, оценивать его реакции в общении. Таким образом, основные понятия первого блока: общение, виды общения, речевая ситуация, речевой этикет.
Блок «Речевые жанры» дает представление о тексте, о таких речевых жанрах, как личное письмо, поздравление, объявление и т.д.
Таким образом, основные понятия второго блока: текст, стили речи, речевые жанры.
В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блоков, при этом учитывается органическая взаимосвязь как самих блоков, так и их отдельных компонентов. Многие риторические понятия раскрываются от класса к классу в динамике, по ступенчатому признаку. Эта форма программы дает возможность судить об общем объеме и содержании предмета для каждого класса, о соотношении частей того целого, которое изучается на протяжении ряда лет.
Учебник Ладыженской легок в усвоении. Учащиеся посредством обилия разноплановых заданий учатся размышлять, анализировать, делать выводы, и самое главное – они учатся говорить красиво.
Учебник хорошо оформлен. Такую красочную книгу с обилием иллюстраций приятно взять в руки даже взрослому. (См. учебник для 6 класса)
Написан в доступной и увлекательной форме. Помогают изучать риторику (5-6 кл) постоянные друзья ребят : Коля, Оля, Этикеша, Риторик, Граммати

На уроках риторики в 6 классе часто используется инсценирование, обучение правильному произнесению звуков, постановке ударения. Учащимся нравится петь песни, разучивать пословицы и скороговорки, играть, выполнять речевые разминки.
Уроки не совсем обычны. Это позволяет учащимся окунуться в атмосферу открытости, доверия и, следовательно, раскрепощенности. Учитель здесь является лишь помощником, идущим рядом, помогающим прийти к верному решению самим учащимся, а это, естественно, влияет на интерес к предмету лишь положительно. Красочность и живость предмета увлекает учащихся в мир, где можно побывать кем угодно без страха получить за это плохую отметку. Дети учатся говорить, меньше становится «молчунов».
Уроки риторики, конечно, требуют особого оснащения, чтобы легче вводить детей в предлагаемые обстоятельства. К сожалению, этого пока на должном уровне нет.
Кратко методику проведения уроков риторики можно определить так:
Знакомство с риторическим понятием.
Создание проблемной речевой ситуации.
Самоподготовка учащихся – конструирование монолога или диалога.
Речевая деятельность учащихся (дискуссия, инсценировка, устный журнал, выступление на митинге и т.д.)
Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся.
Очень интересен круг рассматриваемых вопросов в учебниках риторики. Приведу пример из учебника для 6 класса ч.1: «Общение», «Виды общения», «Обращение», «Великая сила голоса» (презентация прилагается к данному уроку), « Жесты, жесты, жесты», «Устная речь», « Учимся слушать информационную речь», « Побеседуем?», « Можно ли управлять спором?», «Учимся читать учебную книгу», «Учимся отвечать».
Позволю себе заметить, что учебник Т.А.Ладыженской является прекрасным учебным пособием, поскольку он представляет собой систему теоретических и практических материалов, направленных на формирование риторических умений и навыков, что позволит сформировать коммуникативную компетенцию говорящего.
Считаю, что предмет риторика должен быть в школе и в первую очередь вводиться в негуманитарных классах, так как именно там возникают большие проблемы у учащихся с речью. Они не только не умеют высказывать свою мысль, они еще и боятся это делать. Каждый культурный человек должен говорить хорошо и уметь говорить правильно.


15