Музыка 1-6 сыныптар ?аза?, орыс сыныптарына арнал?ан толы? саба? жоспарлары 2016-2017 о?у жылы
Музыкадан 1-6 сыныптар қмж, омж
қазақ, орыс сыныптары толық сабақ жоспарлары 2016-2017 оқу жылына арналған
Музыкадан әр сыныптың бір жылдық сабақ жоспарлары (кмж омж)
қазақ сыныбы 1000
орыс сыныбы 1500 теңгеден
Үлгі
ТемаУрок 1 Любимец народа –Ахан сері
Цель
Формирование духовной культуры учащихся средствами музыки композитора кюйши Ахана-сері.
Задачи:
развить эмоционально- личностного переживания искусства казахской музыки, патриотическое воспитание, активное приобщение к духовным общечеловеческим ценностям через знакомство с музыкальными и литературными произведениями, репродукциями казахстанских авторов.
закрепить знания учащихся о песенном жанре , знания о возможностях музыки и литературы. Сопоставлять музыкальные и литературные образы. Закрепить полученные знания о биографии композитора Ахана-сері.
Ожидаемый результат Повышение самостоятельной активности, умение самостоятельно добывать знания
продолжать развивать музыкальный , тембровый слух, голосовые данные. Учить петь с интересом, образно.
умение объяснить понятия кюй, песня, сал серэ, материала о композиторе.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников
Оргмомент
Приветствие!
Контроль посещаемости.
Проверяет наличие школьных принадлежностей
Деление на группы. Ведущий: в нашем классе всего три девочки и они на сегодня объявляются руководителями, имеющими право набрать свои команды. Каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части (Процедура имеет социометрический характер.)
Подготовка к уроку.
Делятся на группы.
I.Актуализация темы «Вызов»
Вводное слово. Сообщение темы урока и целевая установка на уроке, .работа с эпиграфом.
Проблемное задание: учащимся предлагается ответить на вопрос:
«Что мы знаем об Абае?».
Стратегия «Корзина идей».
Игра «Третий лишний».
Значительное место в казахской музыкальной культуре занимает инструментальная музыка.
Казахские народные инструменты прошли длительный путь эволюции от древних, давно забытых,до бытующих сегодня.Давайте вспомним казахские народные инструменты. На какие группы делятся все музыкальные инструменты? Сейчас мы поиграем в игру «Третий лишний». Вы находите на карточке лишний музыкальный инструмент и объясняете почему он лишний.
1. Кобыз, кылкобыз, шанкобыз
2. Жетыген, дабыл, шертер
3. Ускирик, асатаяк, конырау
4. Сыбызгы, сазсырнай, дангыра
5. Домбра, жетыген, кобыз Записывают формулировку
темы и плана в тетрадь.
Анализируя названия пунктов плана, пытаются определить задачи урока.
Ответы учащихся.
II. Изучение нового материала «Осмысление» Стратегия «Воздушные человечки».
добрый день дорогие ребята! Вот и снова к вам в гости пришла фея музыка! Вы рады встрече с ней?
- С каким же подарком она пришла к вам в третьем классе!? (открываю шкатулку достаю портрет Ахана-сері)
- посмотрите какой интересный человек изображён на этом портрете, и в руках у него домбра. Как вы думаете, като же этот человек?
- конечно это композитор, но не простой композитор, а композитор кюйши.
. Биография композитора Ахана-сері.
Акан-Серэ Корамса-улы родился в 1843 году в ауле Косколь, ныне аул Акан-Серэ HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B9%D1%8B%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%83%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD" \o "Айыртауский район"Айыртауского района Северо-Казахстанской области. Настоящее имя Акжигит, но с детства его ласкательно звали Аханом. Его зажиточный отец Корамса был из рода Аргын Караул. Арабской грамоте он научил сына у аульного муллы, а в 13 лет отправил Ахана в Петропавловск учиться в медресе. Но религиозные догмы тому быстро наскучили и он вернулся домой, но сумев немного научиться в городе русскому языку.
Ахан имел красивую внешность, отличался изящными манерами и сильным приятным голосом. С юных лет он выделялся тягой к музыке и поэзии, а его постоянное участие в празднествах и состязаниях закрепило за ним приставку — серi (каз. — поэт-песенник). Довольный сыном отец предоставил ему все атрибуты преуспевающего степняка. Он помог ему купить молодого жеребца Кулагера, ставшего позже знаменитым скакуном, щенка гончей Базар ала, молодого беркута по кличке Караторгай (за год беркут ловит ему 60 лисиц) и охотничьего ястреба по кличке Кокжендет (Сивый палач). К славе акына добавилась и слава ловкого охотника. И вскоре Ахан Серэ становится известен всей степи.
Одним из выдающихся певцов-композиторов второй половины XIX, начала XX столетия был Ахан-серэ. Он прожил жизнь полную приключений – участвовал в скачках, айтысах, увлекался охотой.Акын надеялся, что народ не забудет его имя и песни останутся жить после смерти. Множество прекрасных песен сочинил Ахан-серэ. Среди них «Мақпал», «Сырымбет», «Ақтокты», «Кербез сулу», «Балқадиша», посвящённые девушкам; о верных скакунах «Маңмаңгер», «Құлагер».
Был у Ахана-серэ любимый беркут Қараторғай. С каждым годом он старел, с хвоста осыпались перья, это мешало ему приземляться, отчего он в воздухе жалобно кричал. Глубоко тронул Ахана-серэ беспомощный вид беркута. Родилась грустная, полная печали и раздумий песня«Қараторғай».
. Песня «Манмангер» история создания и слушание.
В 70-тых годах Ахан Серы дважды женился, но смерть унесла обоих жён. Из глубокой депрессии поэта вывел его любимый конь Кулагер, который становится широко известен в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%80%D1%8B-%D0%90%D1%80%D0%BA%D0%B0" \o "Сары-Арка"Сары-Арке, выигрывая подряд все HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B9%D0%B3%D0%B0" \o "Байга"байги. Акын посвятил ему свою знаменитую песню "Манмангер" с ласковой и нежной мелодией в ритм поступи скакуна
. Распевка.
1. гамма
2. гармоническая гамма
3 . квинта – до соль.
. пение песен пройденного репертуара.
Групповая самостоятельная работа.
Готовят презентацию вопроса. Готовые презентации учащихся вывешиваются на доске. Защита проектов.
Внимательно слушают, задают вопросы.
Обсуждают видеоролик.
Закрепление
- назовите кличку любимого коня Ахана-серы?
- чем ещё профессионально занимался Ахан-серы?
- кому посвящена песня «Манмангер»?
Ответы на вопросы.
Обсуждение пройденной темы.
Делают выводы.
Рефлексия урока. 1 группа: составить синквейн2 группа: написать эссе.
3 группа: Стратегия «Телеграмма»: составить телеграмму:
«Акан Сери: пожелание потомкам»;
Чтение работ, оценивание. Пишут на стикерах рефлексию урока.
IV. Домашнее задание . Отв. на вопр.
Осмысливают содержание д/з, записывают в дневник
Подведение итогов
Выставление оценок
анализ типичных ошибок учащихся;
выводы и заключение по уроку дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
рефлексия.
были ли цели обучения реалистичными?
Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?
Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?
Какие изменения из данного плана я реализовал и почему? Проводит рефлексию.
-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?
Итоговая оценка
Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?
Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах? 1.
2.
1.
2.
Дата: Класс: 3 урок 2
Тема: Почему песня Маңмаңгер до сих пор популярна?
Цель урока: . развитие и закрепление певческих умений и навыков учащихся на знакомом и новом музыкальном материале;
формирование слушательской музыкальной культуры учащихся;
создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся.
.
Ожидаймый результат , активное приобщение к духовным общечеловеческим ценностям через знакомство с музыкальными и литературными произведениями, репродукциями казахстанских авторов;
Деятельность учителя Деятельность обучающихсянаглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Солнечный зайчик»
- Возьмите себя за руки и улыбнитесь друг другу. Скажите, что вы сейчас почувствовали? Осмысливают поставленную цель. Ученики берутся за руки. Говорят то, что почувствовали от прикосновения своих одноклассников. 10 мин. II. Проверка пройденного материала.
По стратегии «Таблица Фила» проводит проверку домашней работы.
Таблица Фила
Точная информация Свое мнение Вопросы по тексту План текста
Демонстрируют свои знания, умения по жизни и творчеству Д. Байрона (по домашней работе)
Таблица Фила
15 мин. III. Актуализация знаний
Учитель оценивает работы учащихся.
Каких музыкантов называют сал, серэ?
Творчество каких певцов-композиторов относится к песенному искусству? Вспомните настоящее имя Ахан-серэ.
Какие песни Ахан-серэ звучат в казахских операх?
Исполнение песни «Дорога добра».
3. Актуализация опорных знаний.
Сегодня продолжим тему прошлого урока о творчестве певца-композитора Ахан-серэ. Послушаем лирическую песню «Балкадиша». Познакомимся с новым казахск Что вы видите на иллюстрациях в учебнике? Что хотел передать художник на первой иллюстрации? О чем рассказываает нам вторая?
Учащиеся знакомятся с текстом в учебнике.
В 70-х годах XIX века Ахан-серэ дважды женился, но смерть унесла обеих жен. Из глубокой депрессии поэта вынем его любимый конь Кулагер, который становится широко известен в Сарыарке, выигрывая подряд все байги. Акын посвятил ему свою знаменитую песню «Манмангер» с ласковой и нежной мелодией в ритме поступи скакуна.
Байга - это конное состязание.
Лирическая песня «Балкадиша» посвящена молодым чекушкам. В песне говорится не только об их веселой и безмятежной юности, но и о предстоящей суровой жизни в замужестве без любви.
Песенное творчество, композиторский талант, высокое песенно-исполнительское мастерство Ахан-серэ стали широко известны в народе. Его песни заняли свое место в репертуаре современных профессиональных певцов и артистов. Два века назад песни Ахан-серэ звучали по всей степи, их продолжают петь по сей день.
Как вы думаете, в каком настроении исполняются лирические песни?
А теперь послушайте песню «Балкадиша», после прослушивания песни определите, относится ли песня «Балкадиша» к лирическим песням? Подберите слова, которые могли бы передать характер песни.
Разучивание песни.
Прочитайте казахский, затем русский текст песни. Сравните иллюстрацию в учебнике, соответствует ли описание коня словам песни. При разучивании песни обратите внимание на правильное дыхание и произношение текста на казахском языке, при исполнении песни продемонстрируйте движения коня, ступающего важно, мягко.
Закрепление темы и подведение итогов урока.
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Как называют конное состязание на казахском языке? Какие песни Ахан-серэ вы прослушали на уроке?
Отметить учащихся, подготовивших рассказы о четвероногих друзьях, а также тех, кто участвовал в беседе по теме.
им словом «байга». Разучим песню на казахском языке «Манмангер».
Прочитайте казахский, затем русский текст песни. Сравните иллюстрацию в учебнике, соответствует ли описание коня словам песни. При разучивании песни обратите внимание на правильное дыхание и произношение текста на казахском языке, при исполнении песни продемонстрируйте движения коня, ступающего важно, мягко.
Закрепление темы и подведение итогов урока.
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Как называют конное состязание на казахском языке? Какие песни Ахан-серэ вы прослушали на уроке?
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
рефлексия.
были ли цели обучения реалистичными?
Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?
Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?
Какие изменения из данного плана я реализовал и почему? Проводит рефлексию.
-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?
Итоговая оценка
Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?
Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах? 1.
2.
1.
2.
Дата: Класс: 3 урок 3
Тема: Гордость степи-Биржан сал
Цель урока:
Познакомить творчеством Биржан-сала, с понятиями айтыс, опера, сольное исполнение.
Развивать музыкальное восприятие, умение подбирать прослушанному музыкальному произведению словесное
Развивать умение писать пожелания, посвященные празднику учителей.
Ожидаемый результат: способности в процессе разучивания и исполнения песни на казахском языке, уметь передать характер песни, имитируя движения коня, ступающего важно и легко.
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяНаглядности
3 мин. I. Организационный момент
Цель этапа: Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Психологический настрой (сформировать в группе атмосферу взаимной поддержки). Показ видеоролика.
Учитель раздает Лист самооценивания, стикеры, геометрические фигуры ученикам и просит сгруппироваться по геометрическим фигурам. Осмысливают поставленную цель. С помощью геометрических фигур делятся на группы. Осмысливают поставленную цель. С помощью геометрических фигур делятся на группы. Стратегия «Карусель»
5 мин. II. Проверка пройденного материала. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» осуществляет проверку знаний учащихся.
Составление диаграммы Венна
Учитель оценивает работы учащихся.
Назовите: творчество каких певцов-композиторов относится к песенному искусству? Настоящее имя Ахан-серэ. Какие песни Ахан-серэ звучат в казахских операх? Как звали коня Ахан-серэ?
Исполнение песни «Манмангер». Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы. 15 мин. IV. Актуализация знаний. С помощью стратегии «Таблица Фила» осуществляет усвоение нового материала.. Сегодня мы познакомимся еще с одним представителем казахского песенного творчества - талантливым певцом, поэтом, композитором Биржан-салом Кожагулулы.
Работа по учебнику.
В тексте вам встретилось новое слово - айтыс. Это песенно-импровизационное состязание между двумя акынами. Во время айтыса акыны вели как бы песенный диалог на произвольную тему. Это состязание на находчивость, умение быстро, оригинально находить ответ в песенной форме, сопровождая его игрой на домбре, кобызе и выразительными жестами. Айтысы акынов проводятся перед большой аудиторией. Акын должен обладать не только поэтическим даром, но и глубокими знаниями истории.
Бессмертным народным достоянием является айтыс между выдающимся акыном Биржан-салом и поэтессой Сарой Тастанбековой, соловьем народного песнопения.
Биржан-сал был душой любого праздника, всюду, где он бывал, тут же рождались его вдохновенные стихи, которые звучали в песнях «Жанбота», «Ляйлим шырак,», «Темиртас».
Рождению песен «Жанбота» и «Адаскак» послужила встречи с сыном известного бая Коныркожи.
У подножия Кокшетау поставлены белые юрты. Причина тому был ожидавшийся приезд генерал-губернатора из Омска, тогдашней столицы Сарыарки. Особенно беспокоились полостные и старшины. Каждому хотелось выглядеть не хуже других, поставить юрту как следует, оказать гостям торжественный прием. Среди всех волостных этого края особенно выделялись Азнабай и Жанбота. Азнабай - сын известного бая Коныркожи. Со стороны юрт Жанботы послышалось пение. Все люди, узнав голос Биржана-сала, стали сбегаться туда. Это не понравилось волостному Азнабаю, который хотел быть во всём выше Жанботы. Азнабай начал возмущаться, мол, Жанбота затеял развлечения, не дождавшись приезда генерала-губернатора. А Жанбота уперся: «Я здесь не при чем. Биржан поет по просьбе молодежи». Посредникипробовали обратиться к хозяину юрты, где находился акын: «Пусть Биржан-сал подождет приезда генерал-губернатора». Но тот тоже не соглашался: «Народ собрался, ждет. Что же им пыль пускать в глаза вместо песен?» Разозленный Азнабай послал вестового с требованием остановить Биржан-сала. Востовой попытался отнять у акына домбру. Но тот не отдал , за что вестовой ударил певца плеткой. Все закончилось дракой. Биржан, достоинство которого было задето, тут же импровизировал песню «Жанбота», в которой укорял Жанботу, что тот не защитил честь поэта, хотя сам же и приглал его на торжество. Но даже после этого призыва Жанбота - предпринял никаких мер, чтобы заступиться за Биржана. Вот тогда-то акын написал свою знаменитую песню «Адаскак», где говорится о том, что в мире нет справедливости, хотя каждый должен жить, уважая других.
Раньше песни Биржан-сала исполнялись сольно в сопровождении домбры. Композитор Мукан Тулебаев написал оперу под названием «Биржан - Сара», в которую включил многие песни композитора. Песни Биржан-сала продолжают жить в сердце казахского народа.
Выполнить задание, данное в учебнике.
Слушание: Биржан-сал, песня «Адаскак,».
Песня исполняется сольно или хором? В каком темпе исполняется песня «Адаскак,»? Произведение исполняется в протяжном или тревожном характере?
Работают по учебнику.
. Таблица «Фила»
10 мин. V. Закрепление урока. Составьте синквейн
В учебнике предлагается скороговорка на казахском языке. Попробуйте перевести и понять смысл скороговорки.Подходит ли содержание скороговорки к следующему рисунку в учебнике? Провести беседу, придумать рассказ по рисунку, посвященный Дню учителя.
Проводится игра «Кто быстрей?». Побеждает тот, кто быстро и без запинки проговорит скороговорку на казахском языке.
7.Разучивание песни И. Нусипбаева «Мейербан устаздар» на слова К. Жумагалиева. Ознакомить с содержанием песни. При разучивании работать над правильным дыханием и казахским произношением.
8Закрепление темы и подведение итогов урока.Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Как называется песенно-импровизационное состязание? Как зовут поэтессу, с которой состязался Биржан-сал? Как переводится название песни «Адаскак,»? О ком мы сегодня пели в новой песне, как она называется?
Отметить учащихся, подготовивших рисунки и рассказы о четвероногих друзьях, а также тех, кто участвовал в беседе по новой тгмо.
Демонстрируют свои знания.
Работают индивидуально, вспоминают, проговаривают вслух.
Учебник
Разноуровневые задания
5 мин. VI. Итог урока
Вот и подошел наш урок к концу. Давайте вспомним цели урока. Они достигнуты? На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников. Стикеры
Фишки
2 мин. VII. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.
Ученики записывают в дневниках. дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
рефлексия.
были ли цели обучения реалистичными?
Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?
Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?
Какие изменения из данного плана я реализовал и почему? Проводит рефлексию.
-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?
Итоговая оценка
Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?
Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах? 1.
2.
1.
2.
4 сынып
дата Класс: 4
Урок 1
Тема Кали Жантилеуов-ученик КурмангазыЦели Формирование знаний о народной профессиональной музыки Казахстана Познакомить с творчеством музыканта 20 века, домбристом , народным артистом Республики Кали Жантлеуовым , подчеркнув исключительную роль его творчества в истории казахской музыкальной культуры
Задачи урока:
Образовательная:
• Формировать духовно-нравственную культуру учащихся
• В процессе вокально-хоровой работы формировать навыки исполнительского мастерства
Развивающая:
• Развивать у учащихся интерес к культурному наследию казахского народа. В процессе слушания музыки развивать тембровый и динамический слух
• Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, творческих способностей, инициативы и самостоятельности
Ожидаемый результат . развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и музыкальную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
Предыдущее обучение:
Проверка домашнего задания.
Ход урока
Этапы урока:
5мин Запланированная деятельность
І. Организационный момент.
Начало урока
10мин
Середина урока
25 минКонец урока
5мин
II.Объяснение новой темы.
Прослушав музыкальный фрагмент, вы без труда сможете определить жанр музыки, поднимите ту карточку, которая, по вашему мнению, будет правильным ответом
(на столах две карточки: «вокальная музыка» и «инструментальная музыка». ( Звучит кюйКурмангазы) .- Правильно, позвучал фрагмент -инструментальной музыки.
А чтобы узнать имя композитора этого произведения вы должны были дома отгадать кроссворд.
Проверка домашнего задания
- Итак, имя композитора?
- Курмангазы- Правильно, и сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством кюйшикоторый по праву считается продолжателем музыкальных традиций Курмангазы. Кали ЖантлеуовКали Жантлеуов в совершенстве владел исполнительскими традициями, виртуозно исполнялпроизведения своего учителя, на самом полюбившемся с детства музыкальном инструменте. На следующем слайде вы узнаете название инструмента, отгадав загадку.
Загадка о домбре
- Правильно, ребята, а вы знаете, что домбра, самый традиционный , популярный и любимый народом музыкальный инструмент является одним из 7 чудес Казахстана , Юля, нам подготовила информацию.
В 2007 году группа казахстанских учёных определила 7 уникальных явлений культуры, сыгравших значительную роль в истории Казахстана. Национальными сокровищами признаны 7 объектов: наскальные рисунки урочища Тамгалы, археологическая находка «Золотой человек», музыкальный народный инструмент домбра, казахская юрта, Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, наскальные мечети Мангистау и монумент Байтерек.
- А Азамат, нам напомнит о музыкальном инструменте и связанной с ним легенде.
Домбра — народный музыкальный инструмент казахов. Во время раскопок близ города Аральска археологи нашли глиняную статую человека с домброй в руках. Находка датируется IIII — V веками до н. э. В Алматинской области, в местности Майтобе на наскальных рисунках увековечены танцующие люди и домбра. Эти изображения относятся к эпохе неолита. Существует несколько легенд о происхождении домбры. Одна из них гласит, что старший сын Чингисхана был убит на охоте раненым куланом. Отец, предчувствуя беду, пообещал отрубить голову тому, кто сообщит плохую весть о сыне. Никто не осмеливался рассказать Чингисхану правду, и лишь один певец сыграл на домбре песнь «О хромом кулане», из которой отец всё понял. Великий хан повелел отрубить певцу голову, но на что тот ответил: «Я ничего не говорил. Говорила моя домбра». И тогда Чингисхан казнил не старика, а домбру, вылив на её середину горячий свинец. Так на корпусе инструмента появилось отверстие.
Вспоминая «легенду о домбре», переход к понятию « кюй, кюйши», через ответы на вопросы по группам (слайд 4)
Как называется инструментальная пьеса, исполняемая на домбре?
Как называется исполнитель домбровых пьес?
О чём могут рассказать эти инструментальная пьесы?
(слайд 5)
Рассказ о творчестве певца, домбриста-кюйши в совершенстве владеющем исполнительскими традициями, Кали Жантлеуове, который по праву считается продолжателем музыкальных традиций Курмангазы, чьи произведения он исполнял виртуозно. (слайды 6,7).
(приложение № 3. Информация о творчестве кюйши ):
КАЛИ ЖАНТЛЕУОВ
Выдающийся традиционный музыкант 20 века, домбрист, артист оркестра народных инструментов, Народный артист республики, столетний юбилей которого отметили в 2002 году, Кали Жантлеуов донес до нас дыхание великой эпохи, «золотого века» казахской музыки – наследие и живую традицию Курмангазы и Даулеткерея, Баламайсана, Мамена и Дины. Инструментальная музыка Западного Казахстана, традиция игры на домбре – одно из величайших достижений казахской культуры, ее замечательный вклад в сокровищницу мирового искусства. Искусство казахского кюя – длящегося состояния (слово кюй переводится как состояние), звуковые вибрации которого подобны космическим вибрациям, всегда поражало слушателя своей поистине вселенской, философской глубиной. Западно-казахстанскаядомбровая традиция, вершинами которой в 19 веке было гениальное искусство Курмангазы и Даулеткерея, дошла до нашего времени в исполнительских версиях, передаваемых “из рук в руки”. Одним из замечательных представителей этой живой исполнительской традиции был Кали Жантлеуов, подхвативший нить преемственности из рук Мамена, ученика Курмангазы.
Кали Жантлеуов родился в Уральской области, бывшей Букеевской Орде, местечке Кисыккамыс/Камыссамар (ныне Жана кала). С 5 лет Кали не выпускает из рук домбру. Учителями мальчика в домбровом искусстве в начале творческого пути стали Алабас и Нуртазакюйши. Вскоре сам Мамен – выдающийся музыкант, виртуозный домбрист, бывший одним из учеников великого мастера, обратил внимание на Кали, научил его нескольким кюям. Кали сопровождал его в поездках. Поскольку в детстве Кали учился грамоте у аульного муллы, в 25 лет он становится членом аульного совета, а в 1929 году вступает в колхоз.
Новый период начинается в жизни Кали в 1934 году, когда он приезжает в Алма-Ату для участия в Республиканском слете деятелей народного искусства. На слете он завоевывает 1 место, его приглашают остаться в оркестре народных инструментов. В оркестре Кали становится “правой рукой” Ахмета КуановичаЖубанова, художественного руководителя оркестра и дирижера. Долгие годы Кали Жантлеуов был концертмейстером домбристов в оркестре. Кали занимается с молодыми домбристами, терпеливо передавая им кюи, обучая исполнительскому мастерству.
Когда открылась Алматинская консерватория и кафедра народных инструментов, Кали Жантлеуова пригласили преподавать по классу домбры. Учениками Кали были такие замечательные музыканты как ШамгонКажгалиев, Фуат Мансуров, ставшие позже известными дирижерами. Классическую традицию игры на домбре Кали Жантлеуов передал Азидулле Ескалиеву, Каршыге Ахмедьярову, Шамилю Абильтаеву, Абдулхамиту Раимбергенову, ТуякуШамелову.
Творчество Кали Жантлеуова многогранно, он был не только выдающимся домбристом, педагогом-наставником, но и хорошим певцом. Исполнительское искусство Кали включает в себя широкий диапазон стилей. Кали - непревзойденный исполнитель Даулеткерея, народно-профессионального композитора, углубившего философский и психологический диапазон содержания домбровой традиции. Его исполнение кюя «Жигер» по словам А.Затаевича, «музыки совершенно исключительной глубины, пафоса и значительности», до сих пор остается недосягаемой вершиной домбрового искусства. Исполнение кюевКурмангазы и Дины отличается верностью духу первоисточника и виртуозной отделкой деталей. Кюи же Мамена, этого уникального по сложности исполнительского воплощения автора, смогли дойти до нашего времени только благодаря тому, что сам Кали как музыкант не уступал учителю.
Кали Жантлеуов – «последний великий представитель букеевскойдомбровой традиции», по словам А.Раимбергенова. Жизнь и творчество Кали Жантлеуова – убедительное подтверждение жизненной стойкости и силы народного искусства, его непреходящего значения для культуры Казахстана.
(Прослушивание произведения Курмангазы «Кишкентай» в исполненииКали Жантлеуова.)- Мы с вами уже знакомились с кюем «Кишкентай» Курмангазы, слушали в оркестровом исполнении под руководством Ахмета Жубанова, какие чувства, и какое настроение в этом кюе постарались передать музыканты?
Раскрытие темы кюя « Кишкентай» Курмангазы -« Меньшой», посвященный другу, руководителю восстания - ИсатаюТайманову.
(Работа с таблицами «Музыкальное настроение»- «Ключ эмоций»)
Вопросы о дружбе, об умении дружить , разучивание песен «Дружба» ,
« Большой хоровод», «Болашак».
.Закрепление темы урока.
Самостоятельная работа:
Рисование эмблемы «Дружба».
Назовите имя известного кюйши, о творчество которого мы узнали сегодня на уроке? Отгадайте кроссворд «Кюйши» (работа у доски и самостоятельно на заранее приготовленных листах.дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
рефлексия.
были ли цели обучения реалистичными?
Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?
Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?
Какие изменения из данного плана я реализовал и почему? Проводит рефлексию.
-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?
Итоговая оценка
Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?
Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?
1.
2.
1.
2.
Дата: Класс: 4 урок 2-3
Тема: Певец,композитор- Манарбек ЕржановЦель урока:
1. Сформировать представление о многогранности жизни и творчества певца, композитора Манарбека Ержанова.
2. Расширение и углубление знаний о казахской музыке 20 века.
3. Заинтересовать детей, вызвать у них желание разучить песню.
4. Выявлять исполнительский уровень класса.
Ожидаемый результат Способствовать развитию памяти, внимания, мышления;
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяНаглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Путаница». Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель. 10 мин. II. Проверка пройденного материала.
По таксономии Блума осуществляет проверку домашней работы.
Опрос домашнего задания
-
-Составление диаграммы Венна
Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе. Кубик Блума
20 мин. III. Актуализация знаний
Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По методу «Кластер
» осуществляет усвоение нового материала.Контролирует выполнение записей учащимися. Предлагает ученикам составить «Синквейн»
Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал.
а) Кто мне скажет, какая была у нас тема прошлого урока?
б) Кто такой Манарбек Ержанов?
в) Какую песню в исполнении Манарбека Ержанова, мы послушали на прошлом уроке? Какой он по характеру. Кому был посвящен?
г) Что такое этикет? Скажите, как нужно слушать музыку, что бы ее понять!
Тема сегодняшнего урока: «Певец, композитор – Манарбек Ержанов».
Сегодня мы поговорим об этом выдающемся человеке, как о композиторе.
Многогранный талант Ержанова ярко проявился в создании множества замечательных песен. Он сочинил более 150 песен и кюев. Среди песен особенно были популярны у народа такие, как “Жарыс”, “Амангельды туралы олен”, “Койши ани” и др.
Значительный раздел творческого наследия Ержанова составляют его кюи для домбры. Это “Би куйи”, “Акку”, “Жетысу” и др. Ержанов был также и выдающимся артистом. Мастерство актера и певца проявилось в операх: “Кыз Жибек” - Шиге, “Жалбыр” - Елемес, “Ер Таргын” - Сахан и др.
Последние годы жизни Ержанов вел в Государственной филармонии им. Джамбула активную концертную деятельность.
Столетие со дня рождения замечательного музыканта, автора многих песен и кюев, знаменитого артиста Оперного театра было отмечено в 2002 году. Манарбек Ержанов родился в местности Карабулак Карагандинской области. Каркаралы - эта уникальная местность – дала казахской культуре такие имена как Амре и Жусупбек, Естай, Кали и Косымжан и, конечно же, Манарбек.
Родители Манарбека были от природы одарены талантами: отец – народный умелец, кузнец и ювелир, был замечательным кюйши-инструменталистом, мать хорошо пела.
Учителем Манарбека в пении был известный музыкант, кюйши и певец Кусенбай. Непререкаемым художественным авторитетом для будущего знаменитого певца аркинской традиции стал Амре Кашаубаев - «легенда» отечественной культуры. Манарбек уже в молодости овладел всем богатством певческой традиции Сары-Арки, великолепно исполнял песни Биржан-сала, Ахана-серэ, Жарылгапберди, Естая, Жаяу Мусы и Шашубая. Удивительная тембровая окраска, «прозрачность» голоса Манарбека придают особое очарование вариантам известных песен в исполнении певца.
Манарбек Ержанов был одним из первых актеров Казахского драматического (1928 г.) и Казахского музыкального (1934 г.) - будущего оперного театра (1937 г.). Он вошел в первый, «звездный» актерский состав оперного вместе с Куляш и Канабеком Байсеитовыми, Курманбеком Джандарбековым, Амре Кашаубаевым, Исой Байзаковым, Елюбаем Умурзаковым, Сергали Абжановым, Урией Турдыкуловой, Гарифуллой Курмангалиевым. С Гарифуллой Курмангалиевым Манарбек делил одни роли в национальных операх - Шеге в опере «Кыз-Жибек», Елемеса в «Жалбыре», Сахана в опере «Ер-Таргын», Азима в опере «Абай», Естая в опере «Биржан и Сара».
Распределение труппы на первый и второй составы относительно Манарбека и Гарифуллы всегда представляло огромные трудности, ибо оба певца были «равными из равных». Не случайно, на Декаду казахского искусства в Москву (1936), где был представлен первый состав, выехали и Манарбек, и Гарифулла. Но принципиальным было – кому доверят исполнение роли Шеге в опере «Кыз Жибек» – первом спектакле, открывавшем Декаду. Выбор пал на Ержанова. Ведь именно Манарбеку принадлежит «заглавная» музыкальная характеристика акына – терме Шеге. Брусиловский вспоминал, что долго не мог подобрать соответствующего народного напева. И тогда он обратился с просьбой к Манарбеку. Только ночь понадобилась певцу, чтобы представить к утренней репетиции свое искрометное и блистательное терме, сочиненное в лучших традициях народного жанра! Ахмет Жубанов пишет, что после этого спектакля академик-музыковед и композитор Борис Владимирович Асафьев восхищенно воскликнул: «О! Этот певец принес бескрайнюю казахскую степь на сцену Москвы!» и спросил у него, какую музыкальную школу окончил Манарбек. Трудно найти более убедительную характеристику высокого профессионализма певца, прозвучавшую из уст авторитетнейшего советского музыканта.
Особое место в творчестве Манарбека занимает сочинение собственных произведений. Не случайно именно он стал одним из первых членов Союза композиторов КазССР (1942). Будучи исполнителем «аркинских» песен, Манарбек в собственном композиторском творчестве продолжает и развивает народные традиции. В то же время, на творениях Манарбека печать современной эпохи - они богаты новыми ритмами и новыми для казахской музыки приемами развития. Таковы песни «Паровоз», «Куанамын», «Жасасын», «Шопан эни» и др. Эти песни до сих пор пользуются неизменной популярностью и любовью публики. Интересны и кюи – инструментальные произведения Манарбека Ержанова – Би кюй, Шалкар коль, Орнек, Конил кюй. Сочиненные в традиции шертпе, они, тем не менее, индивидуальны и ярки по стилю. Особенно характерен оригинальный ритм, придающий неповторимость звуковой палитре.
Последние годы жизни Манарбек занимается в основном концертной и композиторской деятельностью (1953-1960). Он много выступает, выезжая с гастролями по республике. Этот период наиболее продуктивен для Манарбека в творческом плане. Самые известные его произведения – песни и кюи в народно-профессиональных традициях, песни нового времени - сочинены именно в эти годы.
Вклад Манарбека Ержанова в казахскую советскую музыкальную культуру был высоко оценен государством. Ему было присвоено почетное звание Народного артиста Каз.ССР, он был награжден орденами Красной звезды и «Знак Почета», правительственными грамотами. И все же главная награда – народная любовь и неизбывная память, бесконечная благодарность и поклонение большому таланту замечательного певца и творца Манарбека Ержанова.. Слушание музыки:
Кюй Манарбека Ержанова «Акку».Мы прослушали кюй, который сочинил Манарбека Ержанова «Акку».
Ребята, вы наверно устали? Давайте немного отдохнем и сделаем небольшую зарядку.. ФизминуткаА по небу ходят тучи,Вот пробился солнца лучик. (Потягивания, руки вверх.) И вокруг запели птицы!(Потягивания, руки в стороны.)Ну а нам пора учиться. (Дети садятся за парты.)
Отдохнули? А теперь продолжаем наш урок.
. Разучивание песни.
Наши лучшие учителя
Исполнение песни.
«Песня друзей»
Итог урока:
1. Какая тема сегодняшнего урока?
2. Кем был Манарбек Ержанов?
3. Кто такой композитор?
4. Что такое кюй?
5. Какой кюй Манарбека Ержанова мы слушали?
Молодцы ребята, вы хорошо поработали на уроке.
Синквейн - пятистрочная стихотворная форма.
Ключевое слово, о чём пойдёт речь
2-3 прилагательных об этом предмете
3-4 глагола
Фраза, выражающая отношение к предмету
Одно слово - суть предмета
10 мин. IV.Итог урока. Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Проводит рефлексию.
- Понравился ли вам урок?
- Что было трудным для вас?
- Что вам больше понравилось?
Оценивают работу своих одноклассников.
На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Дерево Блоба
Стикеры
2 мин. Объясняет особенности выполнения домашней работы.
Записывают домашнюю работу в дневниках. дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
рефлексия.
были ли цели обучения реалистичными?
Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?
Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?
Какие изменения из данного плана я реализовал и почему? Проводит рефлексию.
-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?
Итоговая оценка
Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?
Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?
1.
2.
1.
2.
Дата: Класс: 4 урок 4
Тема: Жусипбек Елибеков-хранитель аркинских песен
Цель урока: Обучающая: Формировать у учащихся умений воспринимать и анализировать музыкальные произведения. Развивать умение устанавливать связь между художественными образами музыки и произведениями литературы.
Развивающая: Развивать музыкальные способности в процессе разучивания и исполнения песен, уметь передать характер. Развитие внимания, воображения и мышления через восприятие и анализ творчество поэтов, композиторо;
Ожидаемый результат Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения. Понимать выразительные возможности музыки и ее изобразительности. Запомнить вклад Ж. Елебекова в казахскую традиционную музыку.;
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяНаглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников. Создает психологическую атмосферу в классе. С помощью разрезанных пазлов, класс делится на группы. Пазлы
10 мин. II. Подготовка к восприятию новой темы. Проверяет знания и умения учащихся для подготовки к новой теме.
Любите ли вы читать книги? Какие книги вы любите читать? Что дает вам чтение книг? Почему во все времена книгу называли помощником и другом человека? Какие пословицы, загадки книге вы знаете?
Демонстрируют свои знания, умения. Карточки
20 мин. III. Актуализация знаний. Ставит цель занятия перед учащимися. Организует восприятие и осмысление новой информации.
Для свободного размышления предлагает ученикам составить «Кластер».
Составление ассоциативного кластера на тему: «Книга», выделение групп по значению
Жусупбек Елебеков прожил долгую творческую жизнь и своей многогранной и талантливой деятельностью внес выдающийся вклад в историю отечественной музыкальной культуры. Школа традиционного народного пения, неувядаемую славу которой создали Амре Кашаубаев, Кали Байжанов, Габбас Айтпаев, Манарбек Ержанов, имеет двухвековую историю и охватывает большую часть территории Казахстана. Иногда ее называют аркинской или сары-аркинской, потому что Арка или Сары-Арка – это центральные, северные и восточные области республики. Аркинская песенная и певческая традиция – самая многочисленная, авторитетная. Известна она и количеством песен, и числом авторов великолепных песен, и тем, как она представлена в композиторском творчестве Казахстана в 20 веке. Именно певец этой традиционной школы Амре Кашаубаев впервые в истории музыкальной культуры Казахстана выступал в Европе и поразил слушателей Всемирной музыкальной выставки в Париже (1925 г.) своим необыкновенно высоким, сильным и красивым голосом, своим безупречным вокальным мастерством. Ж.Елебеков получил эстафету аркинской традиции из рук легендарного Амре. По словам исследователя творчества ведущих казахских музыкантов, журналиста М. Майчекина, сам Амре завещал Жусупбеку Елебекову свою домбру со словами, что лучше Жусупбека ему не приходилось слышать певца этой традиции. Ж. Елебеков родился в Егиндыбулакском районе Карагандинской области 28.08.1904. Актерский и музыкальный талант, голос Жусупбека были замечены, и в 1920-1922 гг. он входит в драматическую труппу «Ес-аймак» в Семипалатинске, с которой участвует в спектаклях и концертах. С 1931 по 1935 гг. Ж.Елебеков работает артистом Казахского драматического театра, где не только проявляет себя как певец, но и создает запоминающиеся образы в театральных и оперных спектаклях (Алибек в музыкальной комедии «Айман-Шолпан», Жапал в «Енлик-Кенбек», Тулеген в первой казахской опере «Кыз-Жибек»). И все же вскоре определяются творческие пристрастия Жусупбека – продолжение и развитие исконной профессиональной певческой традиции, а именно – исполнение казахских классических песен в собственном сопровождении на домбре. Потому совершенно естественен был переход Ж.Елебекова в филармонию (1935-1960 гг.), а позже в Казахконцерт (1960-1977 гг). Уже в качестве концертирующего профессионального музыканта Ж.Елебеков завоевывает безусловное признание и любовь народа. Он пропагандирует казахское классическое искусство пения и в республике, и за ее пределами. Его могли слышать на казахских Декадах в Москве 1936 и 1958 гг., в Китае (1950 г.,1955 г.) Монголии (1960 г.), Индии (1967 г.), узнали в Киргизии, Туркмении, Узбекистане, Каракалпакстане. В этом же качестве Ж.Елебеков работает на радио, с его участием был снят телефильм. Особая и очень важная для жизни национальной певческой традиции пора – преподавание Ж.Елебековым народного пения в Эстрадно-цирковой студии (с 1967 по 1977 гг.). Репертуар Жусупбека Елебекова включал в себя все известные и яркие песни казахских народно-профессиональных авторов Сегиз-серэ, Биржан-сала, Ахана-серэ, Мади, Ибрая, Естая, Майры, Жарылгапберди. Этим песням своим исполнением он придал классически-совершенную и безупречную форму. Особое место в творчестве Ж.Елебекова занимает песенное наследие Абая. Жусупбек был не только прекрасным исполнителем шедевров абаевской лирики – «Письмо Татьяны», «Сегиз аяк», «Козимнин карасы», «Бойы булган», «Ата-анага коз куаныш», но проводником его новаторских музыкально-эстетических идей, мыслей о содержании и значении песни, музыки. Работая в группах, ученики самостоятельно составляют кластер.
группам, по парам, индивидуально Флипчарт
5 мин. IV. Закрепление урока. Закрепить урок по методу «Призма».
Ученики обсуждают в парах и представляют всему классу. Бумага А45 мин. V. Итог урока. Контролирует за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися. Систематизирует и обобщает совместное достижение. Проводит рефлексию.
- Понравился ли вам урок?
- Что было трудным для вас?
- Что вам больше понравилось? Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности
На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценочный лист
Стикеры
2 мин. VI. Объясняет выполнение домашней работы.
Записывают домашнюю работу в дневниках. дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
рефлексия.
были ли цели обучения реалистичными?
Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?
Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?
Какие изменения из данного плана я реализовал и почему? Проводит рефлексию.
-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?
Итоговая оценка
Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?
Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?
Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?
1.
2.
1.
2.
Музыкадан 1-6 сыныптар қмж, омж
қазақ, орыс сыныптары толық сабақ жоспарлары 2016-2017 оқу жылы
Музыкадан әр сыныптың бір жылдық сабақ жоспарлары (кмж омж)
қазақ сыныбы 1000
орыс сыныбы 1500 теңгеден
Ол үшін халық банкінің 4402 5735 5419 3229 шотына (ЖСН 750115401055) немесе
Qiwi кошелек арқылы 8-701-859-48-75 (телефонға емес) номеріне
не Каспийбанк депозиті арқылы ЖСН 750115401055 номеріне ақша аударып
осы номерге телефон соғып, қажетті сабағыңызды айтасыз немесе saulealt@mail.ru поштасына не ватсапқа түбіртектің сканерленген түрін салып, қажетті сабақты жазып жібересіз.
Хабар алынысымен Сіздің поштаңызға қалаған сабағыңыздың толық нұсқасы салынады.
Басқа сыныптардың үлгісі керек болса хабарласыныз!!!
Байланыс телефоны (ватсап) : 8-701-859-48-75 Сауле