Классный час Как казаки в поход ходили (заочное путешествие по Донскому краю)
МБОУ Чапаевская СОШ
Классный час
«Как казаки в поход ходили»
Разработала
классный руководитель 5 класса
Мураль
Наталья Гавриловна
2014г.
ЗАДАЧИ КЛАССНОГО ЧАСА:
Обогащать знания и представления учащихся о родном крае, формировать экологическое сознание подростков.
Развивать внимание, наблюдательность.
Воспитывать любовь к природе, Родине, к самому себе.
Форма проведения: заочная экскурсия.
Подготовительная работа:
Класс делится на несколько групп, каждой из которых даётся домашнее задание:
- Рассказать о животных нашего края что-нибудь необычное, интересное, начиная со слов: «А знаете ли вы, что»
- Изучить особенности местности нашего края: леса, луга, оврагов.
- Подготовить название команды, эмблему, девиз.
- Для проведения классного часа выбирается жюри (можно из родителей, учителей, старшеклассников), которое готовит призы победителям и участникам «Похода», а также обговаривают критерии оценки и баллы каждого этапа. По итогам каждого конкурса проводятся предварительные итоги.
СОДЕРЖАНИЕ КЛАСНОГО ЧАСА:
Вступительное слово ведущего:
Край донской с величавой рекою
Растянулся в степи вековой,
В золотистых хлебах утопая,
А народ здесь живёт трудовой,
Казаками себя величая,
От отцов к сыновьям край родной
И беречь и любить завещают.
Край Донской! Почти на 500 километров протянулся он с севера на юг и с запада на восток. Необозримые просторы богатых и плодородных донских степей, мягкий климат, изобилие зверя и птицы, тихоструйные воды Дона и его притоков, кишащие рыбой, способствовали быстрому заселению донского края. Жизнь на Дону никогда не текла вяло и однообразно, бег её был стремителен и быстротечен. Здесь всегда было место подвигу – боевому и творческому Он знал нашествия кочевников, испепеляющих цветущие города. Не раз полыхала донская степь пламенем казачьих и крестьянских восстаний. Не раз проносились по ней ветры различных войн и сражений, в которых принимали участие наши предки. А когда заканчивалась война, народ строил, пахал землю, рыл каналы, возводил корпуса заводов и фабрик. Строил для того, чтобы ещё могущественнее была наша страна, ещё счастливее жили люди.
Родимый край Край сильных, гордых и в то же время очень добрых и открытых людей. Донские казаки нам завещали:
/запись на доске/
«Люби всё, что с ранних лет ты впитал в кровь и плоть в вольных степях твоей Родины».
(Из казачьих заповедей).
Уважаемые гости и участники похода, сегодня мы с вами отправляемся в уникальное заочное, но очень интересное и познавательное путешествие. В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.
1 тур
Итак, казаки отправляются в путь. Казаки, по отрядам разойдись!
(Каждый отряд защищает, разъясняет свою эмблему и девиз).
1 отряд «Донцы-удальцы».
Девиз: «И один в поле воин, если он по-казачьи скроен».
Эмблема: Конь.
Защита эмблемы: «Казак без коня, кругом сирота», «Казак без коня не проживёт и дня».
2 отряд «Донские казаки».
Девиз: «Казак скорее умрёт, чем с родной земли сойдёт».
Эмблема: Очертания Ростовской области.
Защита эмблемы: «Где Дон льётся, туда и душа рвётся», «Казак в труде, как и в бою, славит Родину свою».
2 тур
Море травы, которую колышет ветер, открытые просторы, где изредка виднеются кустарники и на многие километры вокруг ни единого дерева, равнина, ограниченная линией горизонта и небом.
Родная степь: ковыль, да жито,
Да полынок в степи седой –
Ты перед нами так открыта,
Как мы открыты пред тобой.
Оглядитесь! Сколько знакомых и неизвестных растений вокруг!
(Атаманам предлагается выбрать билет с названием лекарственного растения).
Задание: необходимо из представленных гербариев выбрать тот, который нужно, и максимально полно рассказать о его лекарственных свойствах. Нужно вспомнить, где растёт это растение, можно ли его встретить в походе?
(Можно предложить такие растения, как одуванчик, подорожник, цикорий, шиповник и т.п.).
3 тур
Растительный мир Ростовской области богат и разнообразен, но многовековая деятельность человека сильно нарушила природные растительные сообщества, и многие растения стали теперь редкими, находящимися на грани исчезновения.
(Отрядам предлагаются задания на определение редких растений).
Задание 1.
Это растение стало символом донского края, его песчаных и каменистых пустошей. На радость вам и на беду себе оно сильно душисто, его заваривают вместо чая, им лечатся. И поэтому из года в год его активно собирают, порой выдирая вместе с корнем из родной почвы. А ведь нужна людям только наземная часть. Нуждается в охране, так как поедается и вытаптывается скотом, выдувается ветром и погибает.
Задание 2.
Все виды этого растения относятся к редким и исчезающим растениям в связи с распашкой степной целины и значительным выпасом скота на нераспаханных склонах. Этот злак – наиболее типичный представитель степной флоры. Степь не мыслится без него, и, наоборот, наличие этого растения – несомненный признак степных сообществ. Незабываема картина степи в период цветения и плодоношения этого растения. Сколько исторических событий в прошлом проходило на их фоне, как красочно описаны они в художественной литературе, какие полотна живописцев украшены им! В прошлом обычные, теперь редкие, степные красавцы должны быть сохранены на остатках донских степей.
(Ответы: 1. Чабрец. 2. Ковыль)
4 тур
Ой, ребята, та-ра-ра,
На Дону стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе – воронок.
В походе нам встретились птицы и звери разные.
(Каждому отряду предлагается рассказать что-нибудь интересное о животных родного края, сопровождая своё повествование рисунками, фотографиями и другими иллюстративными материалами).
Ведущий может дополнить, например, такими сведениями:
- Знаете ли вы, что среди степных животных с приходом весны первыми просыпаются суслики.
- Знаете ли вы , что с наступлением жары многие животные, как и растения, проводят свою жизнь в состоянии покоя. Впадают в спячку сурок-байбак, суслик, тушканчик, ёж, барсук. Перед залеганием они готовят подземные убежища и норы.
- Знаете ли вы, что используют норы для жилья и насекомые: шмели, осы, пчёлы, пауки. Среди них довольно много ядовитых. Это пауки – тарантул, каракурт. Самый крупный в Европе паук-сольнуга – своего яда не имеет, но может содержать яд поедаемых им насекомых: многоножки, сколопендры, ос, шмелей.
- Знаете ли вы, что в степи приходится укрываться в земляных убежищах и птицам: сычу, каменке-плясунье и другим. Жизнь под землёй помогает избегать животным неблагоприятные условия среды и врагов.
- Знаете ли вы, что заповедники и заказники Ростовской области взяли под свою защиту более 500 степных видов редких и исчезающих представителей флоры и фауны. В Красную книгу Ростовской области внесены растения: тюльпаны Биберштейна и Шренка, горец весенний, катран, астрагал, василёк и многие другие. Из насекомых – богомол, дыбка степная, жук-олень, шмель степной, пчела-плотник, бабочка-махаон, бабочка - павлиний глаз. Из пресмыкающихся – четырёхполосый, узорчатый полоз, степная гадюка. Из птиц – дрофа, стрепет, розовый скворец, филин, журавль-красавка, колпица, степной орёл. Из зверей – бобёр, байбак, хорёк, выхухоль.
5 тур
(Объявляется привал).
Казак в пути не скучает: он песни играет. А какой же привал без отдыха и песен?
(Исполняется гимн школы).
6 тур
Когда казаки снимаются с ночлега, привала, они убирают за собой мусор, всё вокруг оставляют в первозданном виде.
(Вопрос к отрядам казаков:
Куда убрать разбитые склянки, консервные банки?)
Попробуйте за 10 минут из пустых пластмассовых бутылок из-под напитков сделать полезные вещи.
Мы, ревнители природы,
Соберём вокруг отходы –
И бутылки, и коробки,
И стаканчики, и пробки
И ненужный людям хлам.
Разве это трудно нам?
Вопросы к болельщикам:
Скажите, пожалуйста, какую опасность представляют оставленные людьми свалки мусора из консервных банок, стеклянной посуды, полиэтиленовых пакетов?
В суровые зимы, когда на водоёмах лёд достигает большой толщины, происходит замор рыбы. Объясните почему? Как помочь рыбам?
После весеннего разлива рек в понизовьях остаётся много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Какую помощь можно им оказать?
Спасибо, дети, за участье, –
Спасать природу – это счастье!..
7 тур
На обратной дороге остановились казаки у реки коней напоить.
Каких редких представителей животного мира здесь можно встретить?
(Отряды по очереди вспоминают за 3 минуты как можно больше редких животных водоёмов. Атаманы записывают этот список на оборотах доски. Жюри проверяет правильность выполнения задания).
/Возможные варианты ответов:
ондатра (водяная крыса), нутрия (болотный бобр), выхухоль, журавль-красавка, колпица, белая цапля, рыбец, розовый и кудрявый пеликаны, фламинго/
Не знаю как кому, а мне
Вода донская слаще мёда.
Пусть облетели тополя,
Я у степной твержу криницы:
«Благославенной будь земля,
Где довелось и мне родиться».
8 тур
Подведение итогов. Награждение победителей.
Литература:
«Край родной»: Хрестоматия для чтения младших школьников. Ростов-на-Дону, Изд-во «БАРО-ПРЕСС», 2003г.
«Природа и история родного края». Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Ростов-на-Дону: Изд-во «БАРО-ПРЕСС», 2003г.
«В помощь учителю, работающему по хрестоматии «Край родной». Бутенко Т.А. Ростов-на-Дону: Изд-во «БАРО-ПРЕСС», 2004г.
«Природа донского края». Под ред. Жданова Ю.А. Ростов, Кн. Изд-во, 1975г.
«Сохраним навечно: Дикорастущие виды растений Донского бассейна, требующие охраны». Рук. кол. сост. Зозулин Т.М. Ростов, Кн. изд-во, 1981г.
«Калейдоскоп школьных дел». Метод. разработки. Вып.2. Авт.-сост. Щербакова В.Н., Смекалова Е.М. Москва: ТЦ Сфера, 2004г.
«Твой край родной: Занимательное краеведение в вопросах и ответах». Нагорный Б.А. Ростов-на-Дону; Кн. изд-во, 1988г.
«Я познаю мир: Детск. Энцикл.: Экология». Авт. Сост. Чижевский А.Е. Москва: ООО «Изд-во Астрель», 2003г.
«50 сценариев классных часов». Авт.-сост.: Аджиева Е.М., Байкова Л.Н., Гребенкина Л.К. и др. Москва: Центр «Педагогический поиск», 2003г.
Приложение
Гимн МБОУ Чапаевской СОШ
«Донцы – молодцы»
Песня льётся по степи,
Славит сторону родную.
Припев:
Эх, донцы, да молодцы,
Ясиновские донцы!
Нас вскормила слава дедов,
Шум дубрав и плеск Донца.
Припев.
Одолеем все невзгоды,
Все преграды устраним.
Припев.
Мы в труде, в учёбе, в спорте
Славу школы отстоим.
Припев.
Облаков степные тени,
Ковыли и бег коня
За тебя мы все в ответе,
Хутор мой, земля моя!
Припев.