Научно-исследовательская работа. Духовно-нравственное воспитание. Поход. По местам исчезнувших деревень
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Казулинская средняя общеобразовательная школа", Сафоновский район.
Научно-исследовательская работа.
Духовно-нравственное воспитание.
Поход
" По местам исчезнувших
деревень"
Руководитель проекта :
учитель истории и обществознания
Зедаин Анна Петровна
участники: Горохова Александра 3 класс,
Смоляров Дмитрий 5 класс,
Корнеев Владислав 5 класс,
Фёдорова Александра 5 класс,
Миначенков Азис 6 класс,
Смельцова Анастасия 7 класс.
2016 год
Цель проекта: Воспитание обучающихся свободными и ответственными гражданами, любящими своё Отечество.
задачи:
Воспитывать любовь к своей Малой родине и уважение к людям, которые жили и трудились здесь;
создавать духовно - нравственную атмосферу пребывания обучающихся в коллективе;
прививать интерес к истории прошлого, настоящего и будущего;
рассказать молодому поколению об исчезнувших деревнях;
сохранить в памяти обучающихся подвиг тех, кто сложил свои головы на полях сражений во имя мирного и светлого будущего.
Формирование универсальных учебных действий обучающихся во время реализации проекта "По местам исчезнувших деревень"
Личностный блок:
Развитие нравственных качеств, эстетической воспитанности, творческих способностей. Формирование межличностных отношений.
Познавательный блок:
Знакомство с жителями деревень, получение знаний о прошлом . Овладение первоначальными трудовыми навыками ( установка палатки, разжигание костра, сбор веток для костра, приготовление еды;
Регулятивный блок:
Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности, деятельности своих сверстников;
Коммуникативный блок:
Сотрудничество с учителем, сверстниками, жителями деревень, родителями. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Участие в коллективных творческих делах.
Повод к походу
Как всегда, весной в мае месяце, стоит вопрос, куда пойти в поход . Ещё до долгожданных каникул было время, а девчонки и мальчишки выбирали разные места для отдыха. Решить этот вопрос помог один случай; как -то нам в школу позвонил комбайнёр Алексеев Виктор . Он сообщил, что на поле, там , где они собрались сеять овес, посреди пашни находится колодец. Это нас заинтересовало, и мы решили пойти в поход, и выяснить, что там было раньше.
Выбор маршрута.
Приближался долгожданный день. Мы решили пойти по маршруту -
д. Казулино -> д. Рудница - >памятник в д. Рудница -> д. Белый Берег ->
д. Казулино.
(В целях безопасности к колодцу пришлось съездить заранее, сделать необходимые замеры и фотографии.)
Зедаин Евгений, бывший ученик Казулинской школы, согласился на предварительную поездку к колодцу и провел нужные замеры.
В настоящее время колодец представляет собой углубление в земле без верхней части. Глубина колодца составляет - пять метров. Вода стоит на уровне одного метра от края поверхности. В воде плавают куски древесины от сруба колодца.
Зедаин Евгений проводит замеры колодца
Удивителен тот факт, что сам колодец находился на горке, а вода не ушла, в то время как, в соседних деревнях в колодцах из-за засухи воды не было.
Что нам удалось выяснить:
- на месте пашни располагалась раньше небольшая деревенька Поганьково.
- на карте, взятой из школьного музея, увидели, что деревня находилась в близи реки Соля.
- рядом находилась деревня Клинково и деревня Рудница.
Узнав необходимую нам информацию, мы двинулись в поход.
Карта населенных пунктов 1939 г.
Поход
В поход собрались на велосипедах. Взяли продуктов, необходимое для костра, палатку и отправились в путешествие.
Прослушали инструктаж о правилах поведения на дорогах, безопасного движения и отправились в путь. Ехали в д. Казулино по старой улице, затем свернули на дорогу в п. Холм - Жирки. Первый привал был в д. Рудница у старой учительницы Волковой Анастасии Васильевны.
Она нам рассказала, что за д. Рудница была д. Поганьково. Через эту деревню раньше проходил большак, соединяющий г. Дорогобуж с г. Белый. Большак проходил и по деревне Рудница, ближе к домам. В д. Поганьково было две улицы. Анастасия Васильевна назвала нам несколько фамилий, кто мог бы рассказать о д. Поганьково. К учительнице часто приезжает в гости ее бывшая коллега по школе Самоварова Анна Фёдоровна. Анна Федоровна вспомнила, что последней покинула деревню Киреева Агриппина Киреевна. Именно после неё и перестала существовать деревня.
Дальше мы отправились к Захарченко Раисе Петровне (в девичестве Днепровой).( Её дом находится недалеко от дома Анастасии Васильевны.) Раиса Петровна - уроженка д. Поганьково. Она нам рассказала, про военные годы и , что д. Поганьково не пострадала, а люди стали разъезжаться уже после войны, в пятидесятых годах. Ей было 14 лет, когда она с мамой в 1956 году перебралась в д. Рудница. Помнит, что в деревне было пятнадцать домов. В школу ходили в д. Белый Берег, а после 4х классов в д. Казулино. Было два колодца, один (о котором идет речь) находился недалеко от Большака. Он был очень хороший и вся деревня брала там воду. Второй колодец был ниже, к реке Соля.
Простившись с Раисой Петровной , мы отправились к памятнику, где похоронены жители окрестных деревень, расстрелянных во время войны. Здесь мы почтили память погибших в Великую Отечественную войну. Дальше у нас путь проходил по насыпи до д. Белый Берег. Доехали быстро.
Там, рядом с колокольней бывшей церкви, мы разбили свой лагерь. День прошел замечательно. Мы вечером возвращались домой усталые, но счастливые.
Встреча с учительницей Волковой Анастасией Васильевной.
Самоварова Анна Федоровна.