Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения познавательной активности младших школьников
Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения познавательной активности младших школьников.
«Научить человека жить в информационном мире –
важнейшая задача современной школы».
Академик А.П. Семенов.
В современной системе образования стремительно набирает скорость процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечение учебных учреждений компьютерной техникой, развитие телекоммуникаций, глобальных и локальных образовательных сетей. Это связано с тем, что информационная грамотность и культура стали залогом успешной профессиональной деятельности человека. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение ими ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
ИКТ технологии я могу применять на любом этапе урока:
Для обозначения темы урока.
В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
Для контроля учащихся.
Часть учеников моего класса имеют определённый навык работы на компьютере, и я стремлюсь к тому, чтобы эти навыки дети использовали в качестве инструмента для решения учебных задач.
ИКТ позволяют мне:
организовать различные формы работы:
групповую,
парную,
индивидуальную;
увеличить объем выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза;
обеспечить высокую степень дифференциации обучения.
Применение ИКТ вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Внедрение ИКТ осуществляю по направлениям: 1. Создание презентаций к урокам;2. Работа с ресурсами Интернет;3. Использование готовых обучающих программ;4. Использование дидактических игр.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Презентации позволяют учителю: наглядно представлять материал; интенсифицировать процесс объяснения нового материала; регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации.
Для подготовки презентации и показа её на уроке я пользуюсь программой Power Point. Презентация содержит подобранный мною материал о растениях, анимацию, музыку.
Создавая собственные презентации, проекты, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе.
Использование интернет ресурсов играют большую роль для меня и моей работы, так как:
Интернет: Расширяет виды учебной деятельности учащихся; Предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией; Дает возможности для профессионального роста; Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала; Позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.
На уроках русского языка использую справочники-тренажеры, которые помогают обучающимся осмыслить и усвоить теоретический материал, а также научат применять на практике орфографические правила. Будут незаменимыми помощниками во время работы над ошибками. Использую замечательное пособие «Уроки русского языка с применением информационных технологий. 1-4 классы». Методическое пособие (+ CD-ROM)
В сборнике представлены уроки русского языка и мультимедийные пособия, разработанные учителями и методистами сообщества "ИКТ в начальной школе", работающими по УМК "Начальная школа XXI века".
Материалы пособия создают условия для развития языковой грамотности учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационно-коммуникационных технологий.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.
В заключение хочу сказать:
Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ.