Доклад к педсовету ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КАЧЕСТВА

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ КАК ДЕЙСТВЕННОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КАЧЕСТВА

«Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой
принуждения, убивает в ученике охоту к нему.» (К.Д. Ушинский)

В рамках решения методической темы текущего учебного года мы проводим данный педсовет. Одна из главных задач учителя вечерней школы - пробудить в учениках интерес к своему предмету и желание прилежно изучать его. Нас всех волнует вопрос: как сделать свои уроки интересными и высокоэффективными, как превратить их в средство нравственного воспитания. Не секрет, что наши учащиеся – это особый контингент: у них очень низкий уровень интереса к учению, таков же уровень обученности. Эмоциональная бедность, заторможенность, замкнутость, нежелание впускать кого-либо в свой внутренний мир – с этим мы сталкиваемся постоянно. Поэтому нужно приложить немало усилий, чтобы пробудить интерес у своих воспитанников к своему предмету.
В начале учебного года было проведено анкетирование среди учителей, целью которого явилось изучение уровня владения учителем основными методами мотивации ( эмоциональные, познавательные, волевые, социальные) и стимулирования деятельности. Анализ результатов показал степень владения каждым методом стимулирования деятельности:
- эмоциональные (поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, удовлетворение желания быть значимой личностью)
58,8% - низкий уровень;
- познавательные (опора на жизненный опыт, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативного решения, выполнение творческих заданий)
54,9% - низкий уровень;
- волевые (предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах учения, самооценка деятельности и коррекция)
71% - достаточный уровень;
- социальные (создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование, поиск контактов и сотрудничества)
56,5% - низкий уровень.
Таким образом у нас большое поле деятельности. Мы познакомим вас с опытом педагогов в этих направлениях. Теоретический материал и практические наработки педагогов наших школ покажут нам формы управления познавательной деятельностью наших учащихся на уроке, а конкретно:
- как эффективнее организовать учебно-познавательную деятельность на уроке?
- как создать и поддержать у учеников интерес к познавательной деятельности?
- что конкретно следует развивать у обучающихся и как ставить цели по их развитию на уроках и во внеурочной воспитательной деятельности?
- как диагностировать развитие ученика на уроках?
Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, учитель должен управлять:
- целеполаганием учащихся;
- мотивацией их деятельности;
- формированием умений учащихся;
- созданием обратной связи «учитель» - «ученик»;
- созданием проблемных ситуаций;
- комфортным самочувствием всех участников.
Сравнение условий эффективности управленческого взаимодействия в сравнении с условиями эффективности обучения учащихся можно представить в форме таблицы:

Условия эффективности

·управленческого взаимодействия
Условия обеспечения эффективности
обучения обучающихся

Совместная работа хорошо спланирована
и организована
Применение активных методов организации
учебной деятельности: дифференциация и
индивидуализация заданий по степени сложности.

Исполнители понимают, каких результатов
и когда от них ожидают
Привлечение внимания учащихся к целям
Обучения, к содержанию знаний, к процессу учебной работы и её результатам;
Формирование на этой основе интереса к
Обучению.


Исполнители заинтересованы в получении
ожидаемых результатов и испытывают
удовлетворение от своей работы.
Мотивационная направленность обучения

Социально-психологический климат в
коллективе благоприятен для продуктивной работы.
Контакт между учащимися и учителем.

Профессиональные контакты между педагогами.
Осуществление межпредметных связей в
обучении.

Управление своевременно реагирует на
происходящие изменения. Для этого
руководители должны иметь информацию
об изменениях.
Показ учащимся практической ценности
сообщаемых им знаний, связь этих знаний
с жизненным опытом, интересами, запросами ребят.


Самое главное при организации познавательной деятельности – это учёт индивидуальных особенностей учащихся:
- Определённость и самостоятельность в обучении взрослых людей предполагает особое мастерство педагога: он обязан не просто хорошо и доступно объяснять материал, но и уметь тактично подстраиваться под их интересы.
- Понимать и учитывать их индивидуальные особенности в процессе обучения.
- Уметь отказаться в некоторых ситуациях от обычного объяснения темы, с тем , чтобы обеспечить взрослым по-настоящему интересное развивающее обучение.
- На уроке должна быть создана специальная (по отношению к содержанию обучения), новая (по отношению к учащимся) среда, в которой происходит передача знаний от одного к другому или живой обмен информацией.
- Формирование познавательного интереса путём создания проблемных ситуаций, использования компьютерных моделей. Непременное использование материала, показывающего прикладное значение предмета.
- Использовать такие формы работы, которые являются не просто эффективными, а которые дают увидеть ученикам конечный результат работы: участие в дискуссионных группах, практическое исследование, решение проблемных ситуаций, обучение в других группах, т.е. немедленное применение знаний.
При правильной организации учебного процесса и процесса формирования познавательных способностей учащихся, их систематической целенаправленной воспитательной деятельности, активность должна стать устойчивой чертой личности. Основой познавательной деятельности обучающихся является познавательный интерес к предмету. Поэтому только возбуждая, развивая и укрепляя познавательный интерес обучающихся, мы сможем сформировать важный мотив учения и главное средство воспитания и повышения качества обучения.