Использование ИКТ на уроках информатики и во внеурочной деятельности в целях активизация учебно-¬познавательной деятельности и повышения качества образования учащихся
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района "Средняя общеобразовательная школа №2»
г. Белоярский
19050-1905 Обобщение педагогического опытаучителя информатики
Н.А. Лисенковой
по теме:Использование ИКТ на уроках информатики и во внеурочной деятельности в целях активизация учебно-познавательной деятельности и повышения качества
образования учащихся.
Информация об опытеУченик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел-который надо зажечь. Плутарх.
Тема педагогического опыта:
Использование ИКТ на уроках информатики и во внеурочной деятельности в целях активизация учебно-познавательной деятельности и повышения качества образования учащихся.
Условие возникновения, становления опыта
В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования.
В связи с этим профессиональная деятельность школьного учителя претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования (повышение профессионального уровня учителя, освоение новых образовательных технологий, переход от принципа «образование на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь») сегодня оказываются напрямую связанными с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Однако это вовсе не означает, что наличие в школе современных средств ИКТ автоматически влечет за собой рост профессионального мастерства педагогов и качества образования. Внедрение новых информационных технологий в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования в целом и исторического образования в частности.
Одним из направлений модернизации системы информационного образования в школе является внедрение информационных технологий обучения. На смену «индустриальному» обществу пришло «постиндустриальное информационное». Компьютер адекватно и эффективно включается в программы обучения, обеспечивая полноценную организацию учебной деятельности. Это обусловлено, во-первых, требованием к современному выпускнику в умении находить информацию и выбирать из огромного потока необходимую; во-вторых, повышением интереса к предмету, в стремлении сделать урок более наглядным, интересным, динамичным и современным; в-третьих, использование компьютера на этапе проверки знаний делает этот процесс объективным; в-четвертых, почти у половины детей есть персональные компьютеры и они активно используют их при выполнении домашних заданий и творческих работ.
Чтобы ребята полюбили твой предмет, его нужно хорошо знать. Моё профессиональное кредо - «Обучая, учись сам». Анализируя качество знаний учащихся поинформатике, из года в год прослеживалось его заметное снижение. Поэтому при подготовке к уроку у меня возникало много вопросов: Как оживить урок? Как активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся? Как поддержать интерес к предмету? Эти и другие вопросы я считала и считаю актуальными в своей работе как учителя .
Передо мной, как учителем-предметником, встала задача поиска педагогических форм, приемов и методов работы, способствующих дальнейшему развитию познавательного интереса к информатике и повышения уровня знаний. Как одно из направлений своей работы я выбрала использование ИКТ, которое позволит усилить ориентацию на наглядное представление изучаемого материала, а принцип наглядности в информатике имеет особое значение.
2
Актуальность опытаИнформатика - самый интересный и увлекательный предмет. Каждый объект на нашей планете, каждое природное явление, процесс сверкают многочисленными гранями своей глубинной сущности. Увидеть их на уроках информатики помогают компьютерные технологии, которые просто ворвались в современный образовательный процесс. ИКТ стало неотъемлемой частью образовательной среды.
В современном информационном обществе, где повседневная жизнедеятельность практически каждого человека насыщена взаимодействием со средствами переработки и передачи информации, важным актуальным условием является умение самостоятельно, творчески, аналитически работать с различного рода информацией. Учитель в современной школе все больше становится организатором познавательной деятельности учащихся, способным помочь в освоении навыков работы с информационными технологиями, в самостоятельномполученииисортировкеинформации.
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
-учащиеся имеют значительные учебные нагрузки в связи с увеличением объема содержания образования;
-приоритетными являются репродуктивные методы обучения;
-в силу исторически сложившихся взаимоотношений между учителем и учеником, последний, являющийся одновременно объектом и субъектом, не всегда может проявить свою субъективную сущность.
Поэтому информационно-коммуникативные технологии занимают важное место в современном образовательном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.
В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий.
Компьютер, как универсальное средство обработки, хранения и представления информации за последние годы прочно вошел в нашу жизнь. Использование компьютерных технологий обретает особую актуальность для школьников. Ведь именно в информатике мы находим множество значимых в исследовательском, творческом плане задач, требующих привлечения интегрированного знания глобального мышления, исследовательского поиска для их решения, а учителя информатики испытывают постоянную потребность в обновлении и актуализации используемых материалов.
При интегрировании современных педагогических технологий и ИКТ:
стимулируется познавательный интерес к школьным предметам;
создаются условия для мотивации учащихся к учению;
развивается мышление и творческие способности ребёнка;
формируется активная жизненная позиция в современном обществе.
3
Использование ИКТ позволяет:
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
реализовать индивидуализацию и дифференциацию обучения;
повысить объём выполненной работы на уроке, усовершенствовав контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс;
формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам;
сделать больший акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу, развивать критическое мышление.
Это особенно актуально в настоящее время, когда многие учащиеся недостаточно усваивают фактический материал. В следствии этого целью является активизация учебно-познавательной деятельности и повышения качества образования учащихся по информатике посредством использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности.
Теоретическая база опытаФедеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В этом документе говорится о том, что необходимо «:создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование:».
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», в которой говорится следующее: «В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем». «Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя — ключевая особенность школы будущего».
Опыт имеет научные основы, мною изучены следующие работы:
Гусева А.И., Смольникова И.А.,Филиппов С.А, Чиркова М.А.Применение ИКТ в учебном процессе. Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе»;
Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. Научно-методический журнал «Информатика в школе», М.: «Школа-пресс», № 5, 2004 г, с. 48;
Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научнометодический журнал «Информатика в школе», М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г, с. 46;
Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе» Разработка презентаций средствами MS Power Point для профессионалов
В данный момент у меня сформировался опыт по внедрению ИК технологий в свою практическую деятельность.
Указатель статей к использованию ИКТ на уроках географии в методическом журнале «Информатика в школе»:
О новых технологиях в преподавании информатики (Д.В. Новенко, научный сотрудник, заместитель директора городского центра инноваций высоких технологий, учитель высшей категории школы №1958, Москва; №7/99).
Современные образовательные технологии в преподавании информатики (В.Т. Дмитриева, А.Н. Воробьёва МГПУ; №4/01).
4
- Компьютерные технологии: возможности использования (Е.А. Таможняя, доцент МГПУ; №4/04).
Новые информационные технологии в обучении (Д.В. Новенко, научный сотрудник, заместитель директора городского центра инноваций высоких технологий, учитель высшей категории школы №1958, Москва; №5/04).
Подготовка будущих учителей информатики к использованию новых информационных технологий (Ю.В. Митрофанова, учитель географии СШ №8 г. Искитима, аспирантка НГПУ; №6/04).
Проект деятельности в обучении информатики (Н.В. Лысова, учитель, Москва, школа №827; №2/05).
Информационная образовательная среда по информатике (Е.Ю. Заболотнова, Калининград, РГУ имени И.Канта; №8/07).
3
Технология опыта
Цель моей работы заключается в том, чтобы показать, каким образом развивается интерес к предмету и повышается качество знаний с помощью применения информационнокоммуникационных технологий на уроках информатики и во внеурочной деятельности .
Работая по данной теме, поставила следующие задачи:
Изучить теоретические вопросы, являющиеся основой работы учителя, познакомиться с опытом работы других учителей.
Обеспечить качество усвоения знаний по предмету;
Изучить положительные свойства компьютерных программ.
4.. Проверить эффективность применения ИКТ с целью повышения качества знаний и активизация учебно-познавательной деятельности.
Содействовать формированию познавательного интереса учащихся в усвоении учебного материала;
Провести самоанализ и самооценку собственных уроков;
Выработка алгоритма применения методик для диагностической оценки уровня качества знаний учащихся по информатике;
Обобщение опыта работы (подведение итогов, формирование результатов)
В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса. В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю:
на уроке изучение нового материала;
для обобщения и систематизации заданий;
при выполнении практических работ, творческих заданий;
при контроле знаний и умений.
Предполагаемый результат: активизация учебно-познавательной деятельности и повышения качества образования учащихся по информатике через овладение информационнокоммуникативными технологии на уровне построения модели образовательного процесса.
Критерии оценки опыта:
повышение или стабильность качества знаний учащихся;
рост мотивации, интерес к предмету;
активная проектная и исследовательская деятельность учащихся;
положительная динамика роста участия учащихся в конкурсах, конференциях, фестивалях различного уровня.
Я считаю, что применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества, как учителя так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками новейших технологий, что ведёт к интенсификации процесса обучения. Но нужно помнить и о живом слове учителя, о работе учащихся с учебником, поэтому использование компьютера должно быть грамотно организовано и разумно дозировано, чтобы быть во благо в процессе обучения и воспитания.
5
Одним из направлений модернизации системы образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.
Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании».
В последние годы система образования в нашей стране направлена не столько на усвоение суммы готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности.
Применение информационных компьютерных технологий на уроках информатики не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
повышает мотивацию учащихся к учению;
активизирует познавательную деятельность;
развивает мышление и творческие способности ребёнка;
формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
ИКТ и информационная культура
Чем глубже кругозор народа, тем больше у них возможностей к полному и глубокому познанию окружающей действительности через общее мировоззрение и общую культуру «путем информатизации мышления и действия». Таким образом, информационная культура является составной частью общей культуры общего образования. Академик В.П. Максаковский в книге «Информационная культура» раскрывает данное понятие, делая акцент на общие знания и умения.
Стремительное внедрение компьютеров в жизнь, не обошло и образование. Процессы глобализации настоятельно диктуют изменения культуры школы, а главным условием построения карьеры и развития общества в целом становятся умение ориентироваться в море информации, самостоятельно применять правильные решения.
Безусловно, ИКТ-одно из средств в методическом арсенале учителя, но и здесь есть свои подводные камни:
-необходимо тщательно отслеживать качественную сторону использования ИКТ, без нарушения базовых принципов обучения, гармонично встраивая ИКТ в сложившуюся систему работы учителя;
-определить целополагания, обоснование, внедрения ИКТ в каждой конкретной ситуации;
-четко индивидуализировать условия внедрения ИКТ для конкретного контингента учащихся;
-выборочно, критически относиться к использованию электронных продуктов (в том числе созданных не педагогическими коллективами, но с высоким техническим качеством).
Инновация (столь популяризируемая и активно внедряемая), не должна проводиться ради инновации.
6
Направления и формы использования ИКТФормы использования ИКТ в изучении информатики
166687557150
Использование компьютера в урочной и внеурочной деятельности по информатике обусловлено материально-технической базой кабинета информатики:
Электронные учебники по информатике.
Свободный выход в Интернет.
АРМ учителя
Медиатека.
Собственный теоретический и практический уровень работы на компьютере.
Возможности применения компьютера огромны. Поэтому, применяю разные
направления использования.
Первое направление демонстрация материалов.На теоретическом этапе урока изучение нового материала часто сопровождается показом схем, слайдов, окружающих объектов, снимков, графиков, диаграмм из электронных учебников. Это позволяет направить внимание школьников на самые важные моменты теоретического материала, помогает учащимся лучше запомнить материал, более глубоко проникнуть в суть изучаемого вопроса. Также в электронных учебниках заложены видеофильмы с самыми яркими и необходимыми сюжетами, которые идут всего 2 - 3 минуты, но отражают суть процесса или явления (например, извержение вулкана). Использование диктора тоже дает возможность разнообразить урок и включить в деятельность слуховую память учащихся.
Второе направление - показ процессов.Информационные процессы, о которых школьники должны иметь представление, разнообразны и многочисленны.. Компьютер дает уникальную возможность увидеть процесс своими глазами. Используя анимацию, можно демонстрировать образование объектов. Сбывается поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Воздействуя на зрительную память, усвоение материала происходит на более глубоком и осознанном уровне.
7
Третье направление - практические работы.В программах по информатике заложены практические работы по темам. Они носят практический и контролирующий характер. Компьютер дает возможность, и выучить, и закрепить, и проверить себя, и исправить свои ошибки, так как компьютер добьется правильного выполнения. На таких уроках, мы имеем возможность работать в классе, где каждый индивидуально может выполнить практические задания по теме.
Четвертое направление - проверка знаний.На данном этапе развития образования широко внедряется практика единого государственного экзамена по устным предметам, где детям предлагают тестовые работы. Современному учителю необходимо научить детей работать с тестами. В электронных учебниках эта возможность тоже предусмотрена. Здесь заложены тестовые работы по каждой теме, в нескольких вариантах. Но еще привлекает учащихся то, что оценку ставит сама машина. Происходит объективное оценивание знаний школьников. При проверке знаний учащихся использую индивидуальный подход: учащиеся имеют возможность исправить свои ошибки при выполнении нового теста.
Пятое направление - использование программы Power Point для презентаций.С помощью графической программы Power Point можно создать слайды для показа диаграмм, рисунков, схем, фотографий, текста, видео- и звуковых записей. Это может сделать как учитель, так и дети. Презентации удобны тем, что отбирается материал именно тот, который необходим для конкретного урока и в нужной последовательности. Презентации используются на отдельных этапах урока.
Шестое направление - использование Интернет.В кабинете мы имеем возможность непосредственного выхода в Интернет. По объему информации Интернет опережает все мыслимые источники. Из него можно получить (и довольно быстро) такую информацию, которую из других мест получить очень сложно. Это прежде всего статистические материалы для изучения социально-экономической информации. Помимо статистики из Интернета беру огромное количество иллюстративного материала: это фотографии и рисунки, показывающие разные объекты Земли. В дальнейшем они используются для составления презентаций. Систему Интернет дети могут использовать и при подготовке сообщений, докладов, рефератов, которые они часто сопровождают демонстрацией презентаций, выполненных тоже с использованием Интернет. При этом учащиеся используют свои навыки, полученные на других уроках. Использование Интернет увеличивает познавательную деятельность ребят, делает учебную деятельность необычной и интересной. К тому же, они понимают, что Интернет - это не только развлечение, но и источник знаний, вполне для них доступный.
Седьмое направление - выполнение исследовательских и проектных работ. Дети создают свои первые исследовательские и проектные работы. В 2010 - 2011 учебном году ребята составили информационный портрет школы. Работа создана не только на бумаге, но и сопровождается наглядной презентацией, которая отражает все процессы. Для вывода графиков и диаграмм использована анимация. Работы с демонстрацией материалов имеют большее преимущество перед другими работами.
Восьмое направление - подготовка к олимпиадам.При подготовке к олимпиадам использую ЦОРы, интерактивные тесты. Тесты выполняются теми учащимися, с которыми идет подготовка к олимпиадам. Тесты позволяют увидеть допущенные ошибки и исправить их при повторном выполнении. Выдается и статистика ответов, что дает возможность выбрать наиболее успешных учащихся для выступления на олимпиадах и позволяет Девятое направление обеспечения познавательного досуга.Работа с применением компьютера по вышеописанным направлениям дает свои результаты.
Учащимися и учителем созданы презентации по отдельным темам, которые используются на уроках.
На занятиях кружка по информатике применяется игра «О, счастливчик!» и ряд других игр с использованием компьютера, что позволяет сделать занятия кружка более привлекательными.
Повышается мотивация обучения за счет новизны деятельности.
Наблюдается собственный профессиональный рост учителя.
Использование мультимедиа технологий повышает эффективность образовательного процесса. У спеваемость по предмету 100%, качество знаний - колеблется от 64-69%
Компьютеры и учебные программы можно назвать универсальными средствами обучения. В зависимости от дидактических целей можно выделить виды компьютерных программ: достичь более высоких результатов.
учебные
тренажеры
контролирующие
демонстрационные
имитационные
справочно-информационные
мультимедиа-учебники.
В зависимости от целей и задач урока, информационные технологии применяю приизучении нового материала, для обобщения и систематизации заданий, при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений.
Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами.
При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал.
Образованные программы имеют в своём составе видео фрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора. Ученики являются свидетелями происходящего на экране. На уроке закрепления использую программу - контролёр, позволяющую осуществить контроль за усвоением изученного материала.
Для подготовки тематических презентаций использую программу POWER POINT.
Учащиеся работают с электронными учебниками
В своей практике использую компьютер на разных этапах урока:
При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать объяснение разнообразными наглядными средствами. ( Приложение №1)
На этапах закрепления нового материала и проверки домашнего задания. Дети с удовольствием выполняют предложенные в мультимедиа-учебнике тесты и практические задания. Им интересно отвечать именно на эти вопросы, так как их оценивает сам компьютер по пятибалльной системе. И хотя этот экзаменатор неподкупен, такая работа особенно нравится детям слабоуспевающей категории. Если при закреплении изученного материала, ребёнок не получает положительной оценки, то есть возможность подготовиться во внеурочное время и улучшить свои результаты. Также на этапах закрепления использую презентации для зрительного подкрепления услышанного на уроке и проверки усвоения главного. (Приложение 2)
ИКТ можно эффективно использовать на уроках различных типов:
на уроках изучения нового материала;
на уроках закрепления;
на комбинированных (интегрированных) уроках.
на уроках обобщения и систематизации знаний;
на уроках контроля знаний, уроках-зачетах.
8
Важную роль в изложении предмета изучения играет иллюстративный материал. Невозможно изучение информатики без анимационных роликов. При использовании такого рода материалов компьютеры обладают бесспорным преимуществом, по сравнению с печатными носителями информации. Так компьютерные программы позволяют не только быстро «раскрыть» необходимую информацию, но и, выбрав интересующий в данный момент участок, рассмотреть его в другом масштабе, перейти от составных элементов иллюстрируемой системы к её целостному восприятию и наоборот.
Уникальные особенности компьютерных программ заключены в возможности анимации рисунков, схем, графиков. Очевидно, что сопровождение рассказа учителя интересными анимационными блоками повысит интерес учащихся к предмету изучения, окажет неоценимую помощь учителю, предоставляя ему возможность сосредоточиться на изложении материала, не тратя при этом силы и время на вырисовывание статистических схем и рисунков на доске в классе.
Обзор развивающих и образовательных программных продуктов
Использование ЦОРов повышает у детей интерес к занятиям, к самостоятельным видам работ, они начинают более активно работать на уроках, стремятся создавать свои собственные сайты, общаются с учениками и учителями по многим проблемным темам на форумах. И сами учителя с большим энтузиазмом открывают для себя доселе неизведанный мир, становятся первооткрывателями, учатся вмести с детьми, делятся друг с другом накопленным опытом, помогают своим коллегам, в споре находят истину и верят, что рано или поздно, но пройдут «сквозь тернии к звёздам».
Применение цифровых образовательных ресурсов позволяет расширить рамки учебника, углубить знания учащихся, проиллюстрировать учебный материал, что делает учебный процесс по освоению его содержания по-настоящему интересным.
На уроках информатики я часто использую цифровые образовательные ресурсы (Приложение 1). Наиболее востребованными являются диски: «Информатика. 6-10 классы», электронные уроки и тесты «Информатика в школе» (7класс), в которых есть видео, фото и текстовые материалы к каждому уроку учебной программы по предмету. Учащиеся пользуются информацией и наглядными материалами дисков при написании и оформлении рефератов, докладов, творческих работ. Хотелось бы отметить, что использование ресурсов медиатеки открывает неограниченные возможности для реализации творческих планов как учителей, так и учащихся. Применение цифровых образовательных ресурсов облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом (например, при изучении темы «История развития ЭВМ»).Опыт использования на уроке цифровых образовательных ресурсов показывает, что творческий учитель постепенно переходит от применения готовых материалов к собственным разработкам чаще всего на основе презентационных технологий. В такой ситуации резко возрастают требования к профессиональной компетентности учителя, поскольку педагог становится автором-разработчиком собственных цифровых учебных материалов. С опытом разработки цифровых материалов к уроку я знакомлюсь на страницах сайта методической лаборатории МИОО (http://multiurok.ru/) в разделе «ИКТ на уроке» - рубрике «Опыт применения ИКТ на уроке» .
Цифровые образовательные ресурсы удобны для создания презентаций к урокам. Диски снабжены большим фотоматериалом, имеют много звуковых и видеофрагментов, текстовые анализы произведений. Во многих дисках просматривается межпредметная связь, что позволяет удовлетворить познавательный интерес к различным школьным предметам. Также цифровые образовательные ресурсы предоставляют возможность решать задачи как дифференцированного, так и индивидуального обучения.
Однако, используя ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты педагогов, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе - отвечать на «каверзные» вопросы активных учеников, и наоборот, пытаться «расшевелить», «подтянуть»самых
cлабых и пассивных.
Интернет-ресурсы
Работа педагогов и учащихся с Интернет-ресурсами позволяет активизировать учебную деятельность, повысить мотивацию к предмету, развивать самостоятельную деятельность учащегося и т.д.. Задания, которые даются в учебных заведениях, могут быть (и бывают) построены таким образом, что возникает необходимость обратиться к тем или иным сайтам, чтобы найти дополнительный материал (для написания доклада, реферата), провести поиск или сравнение. К тому же, современные Интернет-ресурсы привлекательны не только наличием разнообразного текстового материала, но и мультимедийного, что повышает заинтересованность ученика в образовательном процессе и самостоятельном поиске информации.
Мониторинг, графические отчёты
Табличные процессоры или электронные таблицы предназначены в основном для обработки числовых данных. Возможности табличного процессора Microsoft Excel в процессе составления отчётов также весьма разнообразны. С помощью этого офисного приложения можно создавать графики и диаграммы, в которых фигурируют количественные показатели (оценки, мониторинг успеваемости, данные опросов). Excel позволяет обрабатывать статистические данные, проводить сравнительный анализ таких данных и отображать полученные данные в виде схем,диаграмм,таблиц и пр.
Диагностика,контроль знаний
В деятельности педагога важным звеном является диагностика знаний учащихся. Используя табличный процессор Microsoft Excel, можно создать контролирующие тесты по различным разделам исторического курса. Уникальные возможности компьютеров можно использовать при составлении сводных текстовых таблиц, схем, конспектов. По ходу урока учитель, находясь рядом с головным компьютером, заполняет таблицу, схему, а учащиеся вместе с ним выполняют эту работу в своей тетради. Для закрепления материала школьникам можно предложить короткие тестовые задания. Задания в полном объеме передаются на экраны мониторов, и учащимся остается выбрать правильные ответы и указать их.
В подготовке к итоговой аттестации можно использовать различные демонстрационные тестовые материалы, позволяющие учащемуся после решения типовых заданий проверить свои знания и подкорректировать ,исправить допущенные ошибки
Исследовательская работаИспользование ИКТ и цифровых технологий позволяет наглядно отобразить исследуемый объект,прослушать интервью,просмотреть видео- и фотоматериалы.
В ходе исследований тем социально-экономической направленности, в которых фигурируют количественные показатели (данные социологических опросов, процесс формирования общественного мнения и др.)информация может быть представлена графиками,таблицами и пр.
Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например, реферат, доклад, сообщение и пр.
9
МедиакурсЦентральное место в медиаобразовании отдается так называемым презентационнохудожественным ("кинематографическим") технологиям. Преподнесение знаний в образной, а не в текстовой форме не только эргономичнее, но и может являться мощным инструментом обучения и воспитания. Иногда найденный яркий фрагмент из художественного фильма заставляет изменять структуру занятия и дополнять его новым сюжетом, делающим учебный материал и более полным, и более “живым”.
Сегодня главенствующую роль в становлении системы отношений человека на себя взял язык видео и кино.
Кино может реально помогать в становлении и развитии отношений в процессе образования. Во-первых, кино - это всегда интересно, во-вторых, кино строится на ассоциациях, отправляющих нас к любым жизненным ситуациям, в-третьих, кино быстро и бесповоротно усваивается сознанием. Кино само по себе является носителем образования в сфере медиапространства, в сфере новых коммуникаций.
Медиакурс обеспечивает "погружение" в изучаемую проблему, более глубокое запоминание учебного материала через образное восприятие и эмоциональное воздействие.
На основе этого интереса и эмоционального переживания материала можно организовать многочисленные активные формы обучения (ролевые игры, дискуссии, дебаты, тренинговые упражнения и т.д.).
В курсе информатики 7-9 классов также использую метод проектов. Это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. Применение проектных технологий в обучении информатики позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности, формировать мыслительные и самостоятельные практические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся.
По своей сути проекты являются рефератами, представленными в электронном виде.
При выполнении работы используются программы-редакторы пакета Microsoft Office: текстовый редактор Microsoft Word, редактор электронных таблиц Microsoft Excel, программа создания мультимедийных презентаций Microsoft PowerPoint и программа для вёрстки текста Microsoft Publisher. В ходе работы над проектом определяется список основной и дополнительной литературы, обновляется дидактический материал, подбираются творческие задания и задания исследовательскогохарактера
11
Учитель и ученики работают совместно:
1-йэтап - формулируют проблему проекта.
2-йэтап - сюжетную ситуацию.
3-йэтап - ставят цели и задачи. Осуществляют вживание в ситуацию. Принятие, уточнение и конкретизацию целей и задач.
4-йэтап - организация деятельности: организуют группы, распределяют роли в группе, планируют деятельность по решению задач проблемы, планируют возможные формы презентации результатов.
5-йэтап - формулируют основополагающий вопрос, составляют лист планирования самостоятельной деятельности по проекту, планируют сценарий презентации.
6-йэтап - учитель консультирует учащихся по мере необходимости, создают мультимедийную презентацию, включающую слайды:
Название исследования,
Цель самостоятельной работы,
Ход и результат исследования,
Список использованных ресурсов.
7-йэтап- подведение итогов. Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач; умение планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; умение давать взаимооценку деятельности и её результативности.
Таким образом, использование метода проектов есть совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся-партнёров и учителя, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников этого проекта.
Самостоятельные работы могут задаваться в виде домашнего задания. Одним из любимых видов творческих самостоятельных работ дома дети считают составление кроссвордов и их разгадывание. Чтобы составить кроссворд детям необходимо систематизировать свои знания, выделить главную мысль коротко и чётко. Задавать задание составить кроссворд можно по изученной теме, а можно с использованием дополнительного материала по данной теме. Такие задания с интересом выполняют с удовольствием даже те дети, которые «слабо» учатся.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии позволило достичь следующих результатов:Отсутствие неуспевающих по предмету.
Стабильные результаты качества знаний.
В 2015 году ученики 9 класса выбрали географию для сдачи ГИА (до этого выбирали, но в традиционной форме).
Учащиеся стали более инициативными и самостоятельными.
Повысилась активность учащихся во внеклассных мероприятиях по географии.
Учащиеся создали школьную газету «Меридиан» и систематически её выпускают.
Выполняют сообщения, рефераты, мультимедийные презентации, буклеты и другие творческие работы
Информационно-коммуникационные технологии решили проблему дефицита наглядности, так как содержат многочисленные карты, иллюстрации, кинофрагменты и анимации. ИКТ позволили осуществить более эффективный контроль знаний учащихся через тесты, практические работы. Учебные материалы дисков полностью соответствуют программам курса и расширены иллюстративными материалами
В дальнейшем я продолжу работу над данной темой, поскольку проблема повышения качества знаний до конца не решена.
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
Обмен опытом и обобщение на сайтах:
http://metodsovet.suhttp://nsportal.ru/http://multiurok.ru/maxeuhttp://uchkopilka.ruhttp://www.maam.ru/users/375626http://www.uchmet.ru/Школлеги
http://infourok.ru«РгоШколу.гц»
в печатных изданиях:
Журнал «Педагогические науки» №1(58) 2013г., г. Москва .
Статья «активизация познавательного интереса учащихся на уроках информатики с использованием учебно-познавательных компьютерных игр»»
Библиографический список:
Баринова И.И. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии (из опыта работы), М.: Просвещение, 1983.
Катровская Л.А. ИКТ и информационная культура
Душина И.В. Методика преподавания информатики- М.: Московский лицей, 1986.
Жильцова О.А. Обучающие технологии в информациноом образовании школьников. - М..: Полиграф сервис, 2003
Кудряшова Н.И. Методы обучения в современной школе,- М.: Просвещение, 1993.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., Знание 1993.
Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования // Информатика в школе.- 2004. №4.- с.64-69
Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
15
.