Проблемное обучение как основа развития познавательной активности учащихся.


Любопытство…С него все началось.
Проблемное обучение как основа развития
познавательной активности учащихся.
Знания дети –удивления и любопытства.
Луи де Бройль

В настоящее время информация самого разного толка превращается в экономическую категорию. Результатом бурного развития медиа становится насыщение рынка зрительских интересов, а следствием - разделение каналов по тематике, аудиторному, адресному, национальному, территориальному, временному и другим признакам. Появляются все новые телевизионные каналы, периодические печатные издания, Интернет - сайты. Масс - медиа действуют как фильтр, отбирающий, компонующий и интерпретирующий информацию, берут на себя обучающие, просветительские функции, являясь своеобразной «параллельной школой» для подрастающего поколения.
Сейчас уже достаточно широко признано, что школа должна обеспечить учащихся необходимым методологическим инструментом для самостоятельного, критического анализа информации. Чаще всего, с проблемами общества, которые существовали в прошлом и есть в современном мире обучающиеся сталкиваются на уроках истории и обществознания. Тем более, что истории и обществознания – учебные предметы на которых невозможно поставить опыт. Истины можно достичь только с помощью постановки проблемы и ответа на множество вопросов. Именно поэтому обучающиеся не должны быть для учителя объектом, которым он управляет, а полноправным субъектом обучения, который при правильно организованный деятельности сможет решить поставленную перед ним задачу, анализируя полученную информацию и используя ее скрытый смысл. Целью обучения становится развитие способностей и творческих возможностей ученика. Процесс приобретения знаний, формирования умений и навыков превращается из цели в средство развития личности ребенка.
Передо мной как учителем возникает целый ряд вопросов: как можно добиться проявления внутренней активности учащихся? Как мотивировать учебную деятельность? Как помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы? Ведь еще в середине XX века известный американский психолог К. Роджерс на одной из своих лекций для учителей школ сказал о том, что никакие их усилия не имеют смысла, поскольку знанием становится только та часть информации, которая принята ребенком.
Именно поэтому учитель должен владеть новыми инновационными технологиями, уметь организовывать учебную деятельность не только традиционно, но и творчески, как процесс решения проблем разного уровня.
На мой взгляд, для решения поставленных задач наиболее актуальна технология проблемного обучения.
Идея о важном значении проблемного обучения высказывалась еще педагогами-классиками. Эту идею выдвигал немецкий педагог А. Дистерверг. Из общественных деятелей педагогической науки ее четко формулировал К.Д. Ушинский, считавший, что в обучении серьезное внимание надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли ребенка, на побуждение его к поискам истины. «Самостоятельность головы учащегося, - подчеркивал великий педагог, - единственное прочное основание всякого плодотворного учения».
Вопросы проблемного обучения освещаются в трудах таких известных дидактов и психологов, как М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др. Широко известна книга польского дидакта В. Оконя «Основы проблемного обучения».
Каждый из названных авторов вносит что-то свое в научную разработку этой темы. При этом ряд общих и частных вопросов проблемного обучения трактуется и интерпретируется по-разному.
Следует отметить, что проблемное обучение – по большей части явление искусственное, так как идет оно от учителя, а не от ученика. Учитель, стараясь заинтересовать ставит проблемные вопросы, а также использует метод проблемного изложения материла, который и лежит в основе проблемной технологии.
Проблемный метод - это метод создания проблемной ситуации, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явлений, закономерностей.
Проблемная ситуация – определенное психическое состояние или интеллектуальное затруднение, возникающее при невозможности объяснить заинтересовавшее явление, факт, процесс с помощью известных знаний или выполнить необходимое действие известными способами. Как видим из определения, в современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуации: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально.
Поэтому для создания проблемной ситуации необходимо учитывать ее специфику, то есть все ее компоненты. В числе таких компонентов А.М. Матюшкин называет:
необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом, неизвестном способе или условии действия;
неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникающей проблемной ситуации;
возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии нового.
В качестве дидактического средства, которое обеспечивает развитие критического мышления учащихся в процессе обучения, выступают учебные задания. Если учебное задание создает проблемную ситуацию максимально, такое задание называют проблемным. Однако данная характеристика требует пояснения. Дело в том, что понятие «проблемная ситуация» не может рассматриваться в отрыве от субъекта. Если субъект не понимает задания, не может выполнить мыслительные операции, ни умеет мыслить критически, то задание для него проблемным не является. Оно не является проблемным и в том случае, если тот легко справился с ним, используя уже известные для него способы действия.
Таким образом, проблемное задание - это необходимый компонент процесса обучения, целью которого является развитие мышления учащегося. Необходимым условием выполнения этих заданий является активное использование приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Выполняя мотивационную функцию, проблемное задание на этом этапе позволяет повторить ранее усвоенные вопросы, подготовив учеников к усвоению нового материала, и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Для обеспечения развития познавательной деятельности учащихся в проблемном обучении необходима оптимальная последовательность проблемных ситуаций, их определенная система. Поэтому при организации проблемного обучения формируются задачи на нескольких уровнях проблемности. Они отличаются степенью обобщенности задачи, предложенной учащимся для решения и степенью помощи со стороны учителя.
Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного индивидуального подхода, а также методические приемы создания проблемной ситуации.
На своих уроках я использую следующие методические приемы создания проблемной ситуации, которые я использую на уроках истории и обществознания при изучении таких тем, как «Вавилонский царь Хаммурапи», «Появление неравенства и знати», «Восстание декабристов», «Права и обязанности человека и гражданина», «Взаимодействие человека с природой» и т.д.:
учитель подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;
сталкивают противоречия практической деятельности;
излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предлагаю учащимся рассмотреть явление с различных позиций;
побуждаю учеников делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты;
ставлю конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждение;
определяю проблемные теоретические и практические задачи (например: исследования);
ставлю проблемные задачи (например: с не достаточными или избыточными исходными данными, с неопределенными в постановке вопросами, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения).
Проблемную ситуацию необходимо завершить формулированием проблемы в общем виде. Если ученик неудачно сформировал вопрос, то может исключить все предыдущие усилия учителя, убить возникающий интерес к обсуждаемой области неизвестного.
Правильно сформулированные вопросы конкретизируют, сужают область неизвестного, показывают, что именно следует выяснить для решения проблемы. Таким образом, я стараюсь должен достичь того, чтобы ученик почувствовал определенную теоретическую или практическую трудность, сформулировал проблему или уяснил сформулированное учителем, захотел решить эту проблему самостоятельно.
Вариантами проблемного обучения на моих уроках выступают поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют новые знания.
На мой взгляд, технология проблемного обучения невозможна без развитого критического мышления, так как процесс мышления современного человека тесно связан с информацией.
Совершенно очевидно, что процесс мышления современного человека тесно связан с информацией. Очень сложно ученику поверить учителю истории, который говорит о национальной принадлежности, внешности, о жесткости ханов Золотой Орды, если по телевизору изо дня в день показывают любимых актеров в образе этих ханов с голубыми глазами и светлыми волосами. Поэтому, на уроках стараюсь привести документальное подтверждение или назвать источник, из которого ученик сам собственными усилиями мог бы почерпнуть информацию.
Так, мне, как учителю истории и обществознания, было очень сложно объяснить ученикам, что исторические дома по бульвару Гагарина, являются памятниками архитектуры Федерального значения и охраняются государством. Для этого нам совместно с учениками пришлось совершить несколько экскурсий, обратится в архи ГАБО в, найти соответствующие таблички, а главное, увидеть важный документ «Реестр памятников архитектуры Брянской области». Все эти действия переросли в исследовательскую работу «Три дома на бульваре Гагарина», в которой ученики 7 класса смогли доказать, почему и благодаря каким методам нарушается Федеральное законодательства в сфере сохранения памятников архитектуры. В этой работе неоценимо применение технологий проблемного обучения и критического мышления, так как обучающиеся научились анализировать, доказывать и опровергать, оценивать предмет и ставить задачу.
На уроках широко применяю метод «Дискуссий», который на мой взгляд развивает метапредметные умения.
Одним из этапов на уроке истории в 8 классе по теме «Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов» была дискуссия  «Восстание декабристов: подвиг или преступление?». Класс делился на две группы: участники одной группы отстаивали одну точку зрения, а другой — противоположную. Формировалась также группа наблюдателей – учитель с несколькими помощниками. Во время игры группы высказывали свои аргументы и обсуждали контраргументы противников, далее группы вступают в диспут; наблюдатели оценивали: кто был логичнее? кто более убедителен эмоционально? кто допустил ошибки, некорректности в споре?
Во время подготовки и в ходе самой дискуссии ученики не только закрепляют, обобщают и систематизируют знания, полученные ими при изучении темы «Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов», развивают умения последовательно, логически излагать мысли, делать выводы и обобщения, но и учатся искусству цивилизованного спора. 
Еще один метод «Синквейны» позволяют систематизировать полученную на уроке информацию, дают возможность описывать суть понятий, выразить своё отношение к изученному на уроке. Мне особенно интересным представляется написание синквейнов, связанных с историческими личностей, деятельность которых невозможно оценить однозначно. 
Например, на уроке истории средних веков в 7 классе после изучения темы «Эпоха дворцовых переворотов» дети составляют синквейны о Екатерине Алексеевне, Петре II, Анне Иоанновне, Иване Антоновиче, Елизавете Алексеевне, Петре III. Часто бывает, что оценка их деятельности школьниками получается прямо противоположной. И это обстоятельство может послужить поводом для дискуссии, а значит, побудит учащихся к поиску новой информации.
Таким образом, обучение «через совершение открытий» позволяет учащимся приобретать знания и познавать мир через собственные открытия. Полученные знания становятся достоянием личности ребенка. При таком обучении от обучающихся требуется напряжение познавательных сил для преодоления трудностей при самостоятельном решении проблем.
Проблемное обучение помогает в реализации главной цели работы учителя – сформировать творческую, инициативную, самостоятельную личность, ученика – исследователя и интеллектуала с активной гражданской позицией.
Используемая литература:
1. Волков Е.В. Развитие критического мышления. М., 2004;
2. Заир-Бек С.И. Критическое мышление. М., 2002;
3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004;
4.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Полат Е.С. - М., 1999.