Реализация комплексной программы «Уральская инженерная школа» в начальных классах через участие в соревнованиях и конкурсах технического творчества


Мареева Н.И.
Реализация комплексной программы «Уральская инженерная школа»
в начальных классах через участие в соревнованиях и конкурсах технического творчества
По мнению президента, возродить интерес школьников к техническим специальностям — важная задача в проблеме подготовки инженерных кадров.
Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев подчеркнул, что «Уральская инженерная школа», по мнению специалистов, должна начинаться с начальных классов школы. Также здесь предполагается проводить различного рода технические состязания среди школьников. Все это, считает губернатор, поднимет интерес подрастающего поколения к инженерным специальностям. [4].
В основу программы "Уральская инженерная школа" легла идея построения системы непрерывного технического образования: от общего, среднего профессионального и высшего до дополнительного. Сейчас упор делается на довузовскую подготовку, на этом этапе надо готовить мотивированных и готовых к обучению ребят [3].
Решение задач программы "Уральская инженерная школа" и обеспечение планируемого результата ее реализации обеспечивается за счет выполнения мероприятий программы, одним из которых является участие младших школьников в конкурсах технического творчества [3].
В рамках дополнительного образования ежегодно участвуем с младшими школьниками в городских конкурсах робототехники «Фантазируем. Придумываем. Изобретаем», проводимых «Центром дополнительного образования детей «Городской компьютерный центр» [5].
Также следует отметить участие младших школьников в городской выставке декоративно – прикладного и технического творчества «ТехноСпортоГрад», организованной МБОУ ДОД «Центром внешкольной работы» [6].
Целью таких конкурсов является создание условий для развития интереса у учащихся города Каменска-Уральского в области научно-технического творчества и робототехники, благоприятных условий для творческой самореализации, социальной адаптации учащихся средствами технического и декоративно-прикладного творчества, а также мотивации педагогов на организацию интеллектуально-творческой и практической деятельности детей.
Участвуя в данных конкурсах, учитель решает очень важные воспитательные задачи, созвучные с задачами комплексной программы «Уральская инженерная школа»:
популяризация научно-технического творчества и повышение престижа инженерных профессий среди детей;
развитие у детей навыков практического решения актуальных инженерно-технических задач и работы с техникой;
стимулирование интереса детей к сфере инноваций и высоких технологий;
выявление детей, проявляющих способности в области научно-технического творчества и создание условий для их дальнейшего развития.
Таким образом, решение поставленных задач обеспечивается за счет реализации следующих мероприятий:
Участие младших школьников в конкурсах технического творчества, о которых мы говорили ранее.
Мои ученики являются не только активными участниками технических конкурсов, но и становятся победителями в разных номинациях:
- «Подарок солдату» - работы, изготовленные с использованием бумаги, картона, бросового материала (начально-техническое моделирование);
- «Помощники XXI века» - модели, которые могут найти применение на службе Отечества и облегчить труд человека (робототехника, электротехника и т.п.);
- «На страже Родины» - проекты из ЛЕГО (лего-конструирование) [5].
Работа начинается с планирования: какого робота хотелось бы создать, его предназначение, то есть какую пользу он нам принесёт в будущем. Ведь конкурсы робототехники проходят под девизом «Планируем и строим будущее!»
Умелое руководство учителя, богатая фантазия детей даёт высокие результаты.
«Сегодня робот – это не игрушка, а надёжный помощник. Так, например, мне бы хотелось, чтобы на улицах нашего города было чисто. Однако у нас очень мало дворников и им в помощь можно создать робота «Чистюлю», - говорит мой ученик Хомутов Алексей.
«Мой робот Вася – автомеханик. Умеет ремонтировать машины, готовить их к покраске, красить машины. Везде, где работать тяжело, опасно, даже просто невозможно, робот говорит «Я помогу тебе, человек!» Такого робота из спичечных коробков представила на городскую выставку Пыхтеева Лея.
Следующий робот – мечта каждой женщины.
«Робот Максик – незаменимый помощник в уборке на кухне и влажной уборке дома. Он сделан из кухонных принадлежностей, стакана для хранения ложек и вилок, детских игрушек и мебельных ножек. Авторами идеи были мои ученицы двойняшки Овчинниковы Арина и Аделина.
«Робот Валли (Walle) предназначен для того, чтобы копать землю, убирать мусор и разбивать твёрдую почву. Он великолепно выполняет свою работу.
Робот Валли (Walle) с дистанционным управлением. Фонари в глазах светятся. Чтобы их включить, достаточно повернуть два болтика на голове. Перемещается он на колёсах. Если что – то ломается, то включаются красные огни, расположенные на спине Валли».
Эти роботы – победители городских технических конкурсов.
Следующее направление в работе педагога:
Конструирование и моделирование на уроках технологии.
Конструкторская деятельность и начально-техническое моделирование младших школьников начинается задолго до участия в различных конкурсах, а именно с уроков технологии, начиная с первого класса. Особое значение имеют уроки технологии, которые расширяют кругозор детей, воспитывают интерес к техническому творчеству, технике. Конструирование и моделирование имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение. Учащиеся знакомятся с историей развития техники, её создателями, строительством крупных предприятий по производству тракторов, автомобилей, самолётов и других машин, т.е. с историей Родины. Создавая те или другие изделия, дети знакомятся с различными профессиями, людьми труда, что очень важно для профессиональной ориентации [1].
Чтобы осуществить намеченные планы, необходимо повысить эффективность трудового обучения и воспитания как на уроках, так и в рамках дополнительного образования.
И ещё одно направление в работе:
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебную и внеурочную деятельность, что предполагает участие родителей совместно с детьми в различных технических конкурсах [2]. И действительно, без участия родителей, некоторых роботов не создать. Например, в разработке робота, призера этого года, принимали участие несколько человек, а именно дедушка, дядя Юра и Костя. Отсюда и название - ДЮК.
Таким образом, основным условием, обеспечивающим успех участия детей в конкурсах по направлениям технического творчества в системе дополнительного образования как одного из важнейших компонентов мероприятий комплексной программы «Уральская инженерная школа», разработанной по поручению Губернатора Свердловской области Е.В.Куйвашева и одобренной Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, является пропаганда технического творчества, начиная с начальной школы и создание благоприятных условий для творческой самореализации, социальной адаптации учащихся средствами технического творчества, развитие творческих способностей учащихся: фантазии, технической изобретательности, свободы творчества, выявление и поощрение талантливых детей.
Список литературы и иных источников
Государственные образовательные стандарты. – URL: http://standart.edu.ru/
Дик Н.Ф. Весёлые классные часы и родительские собрания в 3 – 4 классах. Учебное пособие. – Ростов – на – Дону, 2005.
Комплексная программа «Уральская инженерная школа». - URL: http://docs.cntd.ru/document/
Образование Урала. - URL: http://www.uraledu.ru/node/
Положение о городском конкурсе моделей роботов «Фантазируем. Придумываем. Изобретаем». - URL: http://www.gkc-ku.ru/
Положение о городском конкурсе декоративно – прикладного и технического творчества «ТехноСпортоГрад». - URL: http://kucvr.ru/

Сведения об авторе:
Мареева Наталья Ивановна, г. Каменск – Уральский, Средняя школа № 35, учитель начальных классов, высшая категория, магистр. E – mail: natalya_mareeva@mail.ru