Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема «В гости к Зимушке-зиме»
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром (ОО «Познавательное развитие»)
Тема «В гости к Зимушке-зиме»
в средней комбинированной группе.
Цель: Расширение и конкретизация представлений детей о зиме.
Коррекционно-образовательные задачи:
1.Продолжать знакомить детей с признаками зимы, явлениями живой и неживой природы зимой.
2.Закрепить в речи существительные с обобщающим значением зима, уточнить и расширить словарь по теме (снег, снежный, мороз, идти, падать, белый, холодный, холодно). 3. Учить употреблению глагола «надеть» в предложении.
4.Закрепить пространственные представления (право-лево) в действиях.
5.Формировать у детей способность к музыкально-двигательной импровизации. Упражнять в согласовании движений с характером музыки, в умении эмоционально передавать игровые образы и действия.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать зрительное внимание, память, фонематическое восприятие (воспроизведение ритмического рисунка).
Развивать творческое воображение.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формировать положительную установку на участие в занятии.
Воспитывать внимательное отношение к природе.
Оборудование: магнитофон, аудиокассета с записью «Танец снежинок» (П.И.Чайковский «Щелкунчик»), снежинки, домик Зимушки-зимы, «Волшебные снежинки» (зефир), игрушки (заяц, белка, медведь), звуковое письмо от Зимушки-зимы, следы зайца, лисы, волка.Предварительная работа:
Наблюдение за зимними изменениями в природе, рассматривание сюжетных картинок о зиме, пение песен и слушание музыки о зиме.
Деф. Ребята, сегодня я получила необычное письмо. Давайте, вместе прослушаем запись и узнаем , кто же его прислал?
Письмо:
Дорогие мои друзья!
Приглашаю вас к себе в гости. А кто прислал, угадайте из отгадки в загадке.
Снег пушистый стелется,
Улица бела.
Снегом все укутала
Белая …. (зима)
Деф. Кто же это, ребята?
Дети: зима.
Деф: Правильно, зима. А вы, все знаете о зиме?
Дети: …..
Деф: Так ответьте мне:
- Зимой снег белый или синий?
- Лед твердый или мягкий?
- Снег капает или идет?
- Зимой бывает снегопад или листопад?
- Лед скользкий или шершавый?
- Зимой мороз или жара?
- Снеговика лепят или строят?
- На коньках катаются или качаются?
- Зимой одеваются тепло или легко?
Вы знаете, что бывает зимой, молодцы!
(продолжение письма)
Зима: По пути вам придется совершить несколько добрых дел.
До встречи.
Деф: Ну что ребята, едем?
Тогда одеваемся потеплее. Надеваем сначала штаны, носки, свитер, сапоги, шапку, куртку.
Дефектолог обращается к детям с вопросами (Что ты надел (а)? и т.п.) Ответы начинайте со слов «Я надел (а)»
Деф. Ребята, в лесу много снега. На чем же мы поедем по зимнему лесу. (ответы детей).
Я думаю, удобно нам будет ехать на лыжах. Надеваем лыжи на одну ногу, затем на другую (имитация движений).
(Дети едут на лыжах под музыку М.Старокадомского «Зимний праздник»).
Деф.: Шаг широкий, скользящий. Помогайте отталкиваться палками.
Сначала правая нога скользит и идет вперед, затем, левая.
Ребята, посмотрите, лыжня превратилась в узкую извилистую тропинку. Здесь на лыжах не пройти. Давайте снимем лыжи и оставим их, возьмемся за руки и пойдем змейкой. В лесу можно потеряться, поэтому не отставайте.
(дети идут змейкой).
Как хорошо, что мы с вами прошли этот трудный участок дороги, и никто не отстал. Ребята, посмотрите, здесь чьи-то следы, и их много. Я предлагаю найти одинаковые следы и встать на него.
( Игра « Найди такие же следы»)
Деф: Молодцы, вы справились с заданием. Ребята, как вы думаете, чьи они?
Муз. Давайте, послушаем музыку, она нам подскажет, чьи они (слушание музыки «Марш зайчат» А.Жилинского).
Дети: Это зайчик проскакал.
Муз. Молодцы .А как вы догадались?
Дети: Потому что музыка легкая, быстрая, отрывистая, похожа на то, как скачет зайчик.
Деф. Ребята, а вот и зайчик! Почему он съежился?
Дети: Потому что зимой холодно, он замерз.
Деф. Я предлагаю согреться вместе с зайчиком.
Игра «Заинька» (обр.Кондратьева).
Деф. Молодцы, вы сделали одно доброе дело, помогли зайчику согреться.
Посмотрите, ребята, здесь дупло. А в дупле живет…
Дети: (белка)
Деф. Я припасла угощение. Догадайтесь, что?
Дети:…..
(угощение: орехи, грибы)
Деф: А это что за сугроб? Да это берлога? А кто живет в берлоге?
Дети: (медведь)
Деф. Он спит, идем тихо, не мешаем ему.
Звучит музыка.
Музыка (Танец Снежинок из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского).
Деф. Ребята, вам знакома эта музыка?
- Как она называется?
А вот и сами снежинки (показывает на пол, где лежат снежинки).
- Но почему они не кружатся в вальсе?
Наверное, снежная королева заколдовала их и нам нужно их расколдовать. Я предлагаю мальчикам взять волшебные колокольчики и расколдовать их.
Танец снежинок.
Вот и расколдовали их.
Деф. Мы с вами совершили еще одно доброе дело, расколдовали снежинки.
-Ну, где же Зимушка-зима?
Посмотрите, какой-то домик. Может она там живет? Давайте, постучимся.
(Деф. стучит в дверь, она не открывается).
Я думаю, что эта дверь волшебная, и она открывается не под обычный стук. Давайте, постучим по-другому.
(деф. показывает образец стука: I- II ; II –I ( хлопки руками, затем, стук ногой) дверь открывается, выходит Зимушка-зима)
Зима: Здравствуйте ребята, как я рада вас видеть. Знаю, большой путь вы прошли, и самое главное совершили много добрых дел. Я вам приготовила подарки.
Первый подарок- это игра «Доскажи словечко»
Тихо, тихо как во сне.
Падает на землю… (снег)
С неба все скользят пушинки
Серебристые ….(снежинки)
На деревья, на лужок
С неба сыплется …(снежок)
Словно в сказке, как во сне
Землю всю украсил…..(снег)
Зима: У меня еще один подарок – это игра « Подбери картинки».
Зима: Вы должны подобрать среди всех картинок, только зимние картинки и выложить их на «зимнюю пирамиду».
( дети подбирают картинки и обобщают).
Зима: Молодцы, вы справились с заданием. Я уже знаю, что вы по пути ко мне совершили много добрых дел, и хочу угостить вас волшебными снежинками. А еще хочу подарить вам эту упряжку для лошадки, с ней побыстрее вы доберетесь до детского сада. До свидания!
(Дети прощаются с Зимой ,встают в упряжку и под музыку А.Агафонкинова возвращаются в детский сад)