Методическая разработка Формирование интереса у обучающихся на занятиях ритмикой


ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНТЕРЕСА НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИКОЙ
(Методическая разработка)
Составитель: педагог дополнительного образования первой квалификационной категории МАОУ ДОД «ЦЭВД «Радуга» Анна Васильевна Красноперова




ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНТЕРЕСА
НА ЗАНЯТИЯХ РИТМИКОЙ

Ритмика – это движение под музыку, из движений складывается танец…
Данная методическая разработка будет актуальна для педагогов дополнительного образования, музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений, педагогов – хореографов.
Цель методической разработки – развитие двигательной активности дошкольников и младших школьников на занятиях ритмикой посредством образно-игровых упражнений и ролевых игр.
Задачи:
формировать у ребенка установки на исполнение композиции;
развивать межличностные связи, коммуникабельность;
воспитывать жизненный опыт ребенка, индивидуальность, интерес к творческому перевоплощению на сцене.
Детские танцы – это, как путешествие в волшебную страну, где все понимают друг друга. Язык танца объединяет всех в дружный, сплоченный коллектив, в котором каждый может реализовать себя, в том числе и в концертной деятельности. С малых лет дети занимаются под образную музыку, которая развивает у них фантазию, дети могут мечтать, представляя себя в сказочных мирах. Двигаясь по пути, «от простого к сложному» - в начале работы с дошкольниками и младшими школьниками уделяется внимание усвоению образно-игровых движений. На этих же упражнениях начинается развитие элементарных двигательных качеств: пластичности, ловкости, координации движений, умений исполнять махи, пружинные, плавные движения, а так же основных видов движений (бег, прыжки, ходьба и прочее). Образно-игровые упражнения и ролевые игры развивают воображение детей, эмоциональность, позволяют детям стать персонажами из мультфильмов, сказок и фантазий самих детей и хореографа. Такой подход в обучении позволяет детям самовыражаться в танце, развиваясь эмоционально и духовно. Благодаря интересу детей к играм, они легче втягиваются в обучение, вкладывая больше сил, а соответственно, получая и больше физической пользы. Освоив хореографию на базовом уровне, дети через игру чувствуют себя уверенней в детском коллективе, компании друзей. Они учатся плодотворно взаимодействовать друг с другом и получать удовольствие от коллективного творчества, укрепляются межличностные связи, совершенствуется их способность к коммуникации. Дети могут использовать свои новоприобретенные танцевальные навыки и дома, например, отмечая в кругу друзей День рождения и другие праздники, в чем им могут помочь взрослые - родители, дав правила игры и направляя в ее рамках их энергию.
Движение – это важное средство воспитания, а также жизненно необходимая потребность ребенка. Чем разнообразней движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Игра – это универсальное средство общения с детьми; ценный компонент развития ребенка; важное средство воспитания личности; необходимая потребность ребенка и отличное добавление к занятиям по ритмике и основам хореографии для дошкольников и младших школьников. Игра обеспечивает эмоциональное благополучие, развивает физически и духовно; дает детям возможность проявить активность, самостоятельность, воображение, частично реализовать свои интересы и желания; преображает детскую жизнь, пополнив ее сказочностью и волшебством, и ни в какой другой деятельности ребенок так неумолим и так не настойчив как в игре.
Слияние игр и танца дает детям дополнительный импульс, интерес к танцу и вообще к творчеству. То, что до игры могло казаться скучными упражнениями для воплощения неясного будущего, прорисованного только в голове у преподавателя, после игры, приобретает совсем другой смысл. Становится средством достижения веселья, самореализации в группе сверстников. Занимаясь и далее на занятиях хореографией, ребенок будет в большей степени радоваться выступлениям и получать от них больше пользы в виде раскрепощения, приобретения уверенности в себе, так как и концерт, и соревнования покажутся ему, в какой-то степени, тоже игрой.
Процесс разучивания музыкально-ритмических композиций основан на сотрудничестве детей и взрослого, поэтому наиболее оптимальной формой обучения является игровое общение с детьми, где вся дидактика скрыта, незаметна для самого ребенка. При этом сам педагог стремится получить удовлетворение от музыки, движений, от общения с детьми. Такой настрой взрослого способствует эмоциональному «заражению», установлению теплой, дружественной атмосферы на занятиях, снятию психологических комплексов, чувства неуверенности.
В процессе освоения нового материала наиболее актуальными являются следующие задачи:
Повышение мотивации обучающихся новой танцевальной композицией.
Максимальная концентрация внимания детей.
Активизация детей с учетом индивидуальных особенностей.
Из многообразия существующих способов вызвать у детей интерес к новому материалу педагог выбирает наиболее оптимальные, соответствующие личности самого педагога, а также возрастным и индивидуальным особенностям своих воспитанников. Это могут быть загадки, сюрпризы, обращение к любимым персонажам и героям мультфильмов.
Допустим, педагог начинает работу над освоением музыкально-ритмической композиции «Три поросенка». Детям предлагается загадка, например:
Нужен дом для трех друзей,
Чтобы было им теплей.
Быстро принялись за дело,
Строим дружно и умело.
Раз-два-три - и все готово,
Приходите в дом наш новый!
Педагогу следует акцентировать внимание не столько на ошибках исполнения, сколько на характере движений, отражающих музыкально-игровой образ и ориентироваться на поиск приемов, облегчающих детям освоение движений. Чтобы добиться успеха, необходимо вначале уделить внимание формированию у ребенка установки на исполнение композиции. Важно «зацепить» интересы детей, их жизненный и игровой опыт, как бы перекинуть «мостик» от музыки и содержания композиции к интересу ребенка, его индивидуальности и вызвать желание «войти в образ», показать его в пластике.
Этапы игры
Первый этап - объяснение игры. Иногда оно дается в виде небольшого рассказа, в который вплетаются естественное расположение детей и игровые задания. Такое объяснение способствует уточнению пространственных представлений, развитию воображения, повышению интереса к игре. Дети творчески входят в образ, происходит эмоциональное восприятие игры в практической деятельности. Объяснение четкое, выразительное, что способствует формированию умения видеть главное, пробуждению интереса к игре, задачи ее способствующего темпа. При подведении итога – анализируется поведение детей, отмечаются лучшие участники, сообщается о возникших затруднениях. Важным моментом в игре является поощрение детей, подбадривание их, чтобы они не теряли веру в себя, в возможность достижения хороших результатов, уверенность в том, что должны и смогут справиться с заданием, исправят ошибка.
5141595160655Виды игр
Подражательные.
«Пантомима»
Оборудование: картинки с различными животными
Ход игры: Каждому ребенку раздаются картинки с изображениями различных животных. Их задача по очереди максимально допустимо изобразить движениями без звуков попавшего животного.
4844415-4337052.Сюжетные.
«Мышки»
Оборудование: обручи (норки), кубики (сушки), барабан с палочкой (гром)
Ход игры: В «норках» сидят дети - мышки, гром сидит на стульчике в углу. «Вышли мышки на опушку» (на цыпочках идут из леса на опушку); «Отыскать хотели сушку» ( поставить ладошку ко лбу, ищет сушку); «Раз, два, три, четыре, пять» ( хлопки в ладоши 5 раз);
«Вдруг раздался гром с небес» (присесть, закрыв голову руками); «Убежали мышки в лес» (убежать на место, а гром догоняет). Кого поймали, тот становится громом.
Игры с правилами.
533209545720«Хвостики»
Оборудование: платочки
Ход игры: Выбирается водящий (лиса), остальным детям раздаются платочки, из которых делаются «хвостики». Задача детей под музыкальное сопровождение убегать от водящего (лисы), спасая свой «хвостик» различным способом, но «хвост» нельзя трогать руками, прятать далеко в одежду. У кого сорвали платочек, тот выходит из игры.
5034915200660
Игры, носящие соревновательный характер
«Успей занять остров»
Оборудование: цветные А4 листы (острова)
Ход игры: Дети стоят на одной половине зала, на другой половине лежат разноцветные листочки (острова). Под музыку педагог показывает танцевальные движения, дети повторяют, как только музыка прекращается нужно быстро занять любой свободный остров. Кому острова не хватило, тот выходит из игры.
4844415-410845Игры, с определенными заданиями.
«Полоса препятствий»
Оборудование: скакалка, листья или снежинки (в зависимости от времени года), мяч-попрыгун.
Ход игры: По очереди, друг за другом проходить проложенную полосу препятствий: прыгать по листьям в «классики»; на носочках двигаться по скакалке; «змейкой» среди ориентиров прыгать на мяче-попрыгунчике.
5007610236855
Игра-импровизация.
«Магазин игрушек» Ход игры: Играет музыкальное сопровождение, дети танцуют, как умеют, музыка прекращается, нужно быстро придумать и замереть в позе любой игрушки. По очереди педагог спрашивает, какую игрушку ребенок и попытался изобразить.
ВЫВОД: таким образом, чтобы сформировать у обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста интерес к занятиям ритмики необходимо использовать разнообразные игры, пальчиковые игры, образно-игровые движения, а так же включать в репертуар детские сюжетные танцы. Дети с удовольствием их исполняют и входят в заданный образ.