Рабочая программа по факультативному курсу по математике в 9 кл.


«Рекомендовано»
МО естественно.-матем. наук Руководитель МО
_______________Хут Э.А.
Протокол № от
«___»_____________2015г
«Согласовано»
Зам. дир. школы по УВР
___________Теучеж С.Ю.
«____»____________2015 г.
«Утверждено»
Директор школы
__________Чич А.И
«___»______________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя математики
высшей квалификационной категории
Гучетль Татьяны Хазретовны
по факультативному курсу
«Подготовка к ОГЭ»
9 класс
Базовый уровень
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» х.Шевченко2015 - 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Планирование составлено на основе Рабочей Программы «Алгебра» для 7-9 классов, составитель –Бурмистрова Т.А., предметная линия учебников Ю.Н.Макарычева и др М, Просвещение, 2014 год; Рабочей Программы «Геометрия » для 7-9 классов, составитель – Бутузов В.Ф, учебник Л.С.Атанасяна, М, Просвещение, 2014г.
Основная задача обучения математики в школе обеспечить прочное и сознательное овладениями, учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждого человека, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Наряду с решением основной задачи, данный курс предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессию, требующие математической подготовки, а также подготовку к ОГЭ. Программа включает в себя основные разделы курса алгебры и геометрии 7- 9 классов общеобразовательной школы и ряд дополнительных вопросов, непосредственно, примыкающих к этому курсу и углубляющим его по основным линиям. Материал подобран таким образом, чтобы обеспечить повторение материала основных тем курса алгебры, углубить и расширить знания по темам. В программе рассматриваются более широко вопросы решения уравнений и неравенств разных видов, особенно с модулями и параметрами, которым в традиционном курсе уделяется недостаточно внимания.
В качестве программы данного факультативного курса, цель которого – подготовка учащихся к ОГЭ, использован перечень вопросов содержания (кодификатор) школьного курса математики, усвоение которых проверялось при сдаче ГИА по алгебре в 2013 году.
Факультативный курс основан на повторении, систематизации и углублении знаний полученных ранее. Занятия проходят в форме свободного практического урока и состоят из обобщённой теоретической части и практической части, где учащимся предлагается решить задания схожие с заданиями вошедшими в ОГЭ прошлых лет или же удовлетворяющие перечню контрольно-измерительных материалов. На курсах также рассматриваются иные, нежели привычные, подходы к решению задач, позволяющие сэкономить время на ОГЭ.
Целью предлагаемой программы является не только подготовка к ОГЭ, но и обучение приёмам самостоятельной деятельности и творческому подходу к любой проблеме. Это создаст предпосылки для рождения ученика как математика-профессионала, но даже если это не произойдёт, умение мыслить творчески, нестандартно, не будет лишним в любом виде деятельности в будущей жизни ученика.
Факультативный курс "Подготовка к ОГЭ" рассчитан на 34 часа для учащихся 9 классов. Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика, кому она понадобится при учебе, подготовке к различного рода экзаменам, в частности, к ОГЭ, а в последствии и к ЕГЭ. Слушателями этого курса могут быть учащиеся различного уровня обученности.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, систематизации знаний при подготовке к экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и семинар, групповая, индивидуальная деятельность учащихся. Результатом предложенного курса должна быть успешная сдача ОГЭ. При проверке результатов может быть использован компьютер.
Цели курса:
На основе коррекции базовых математических знаний учащихся за курс 5 – 9 классов совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся. Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса математики.
Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.
Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации, полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации в форме ОГЭ.
Задачи курса:
Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по математике. Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.
Выявление и развитие их математических способностей.
Подготовка к дальнейшему обучению в старших профильных классах.
Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач. Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
Формирование и развитие аналитического и логического мышления.
Расширение математического представления учащихся по определённым темам, включённых в программы сдачи ОГЭ.
Развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы.
Виды деятельности на занятиях:
Лекция, беседа, практикум, консультация, работа на компьютере.

Формы контроля.
Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.
Тематический контроль: тест.
Итоговый контроль: итоговый тест.
Особенности курса:
Краткость изучения материала.
Практическая значимость для учащихся.
Новизну данной программы создают различные средства: задачи с необычными сюжетами, возбуждающими любопытство, занимательные экскурсии в область истории математики, применение математических приемов в практической жизни и т. д.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Выполнение практических занятий имеет целью закрепить у учащихся теоретические знания и развить практические навыки и умения решать задачи в области алгебры, и успешной сдачи ОГЭ.
Учебно-тематический план.

Наименование тем
Всего
Часов В том числе Форма контроля
Лекция Практ. 1. Числа и вычисления. 3 1 2 тест
2. Выражения и их преобразование 3 1 2 Самостоятельная работа, тест
3. Уравнения и системы уравнений. 4 1 3 Самостоятельная работа, тест
4. Неравенства и системы неравенств. 3 1 2 Самостоятельная работа, тест
5. Функции. 4 1 3 Тест
6. Текстовые задачи 4 - 4 Самостоятельная работа, тест
7 Геометрия 5 - 5 Самостоятельная работа, тест
8 Реальная математика 5 - 5 Самостоятельная работа
9 Итоговая работа 3 - 3 тест
Всего: 34 5 29 Содержание факультативного курса
Тема 1. Числа и вычисления (3 часа) Умение сравнивать рациональные числа. Владение понятием квадратного корня.
Тема 2. Выражения и их преобразование (3 часа). Вычисление значения выражения с переменными при заданных значениях переменной. Составление буквенных выражений по условию задачи. Преобразование целых выражений.
Тема 3. Уравнения и системы уравнений (4 часа). Умение решать линейные, квадратные, рациональные, дробно – рациональные уравнения. Составление уравнений и системы уравнений по условию задачи. Иррациональные уравнения и уравнения с модулем.
Тема 4. Неравенства и системы неравенств (3 часа)
Рациональные неравенства. Дробно – рациональные неравенства. Неравенства с модулем. Комбинированные неравенства.
Умение применять метод интервалов при решении рациональных неравенств. Умение использовать несколько приёмов при решении комбинированных неравенств. Умение использовать график функции при решении неравенств (графический метод решения неравенств).
Умение решать неравенства, содержащую переменную под знаком модуля.
Тема 5. Функции (4 часа)
Область определения и область значений функции. Взаимное расположение графиков функций. Свойства функций: монотонность, чётность, нечётность. Свойства функций, связанные с графиками.
Умение читать графики. Умение читать свойства функции по графику (возрастание (убывание) на промежутке, множество значений, чётность (нечётность)). Умение находить множество значений и область определения функции и исследовать функцию по графику.
Тема 6. Текстовые задачи (4 часа). Умение решать задачи на движение и работу; на проценты, части, доли; на свойства целых чисел.
Тема 7. Геометрия (5 часов). Знать основные теоремы и утверждения из курса геометрия для 7-9 классов, формулы для нахождения площадей основных геометрических фигур, формула для нахождения радиусов вписанной и описанной окружностей, решать простейшие задачи в координатах, уметь находить скалярное произведение векторов.
Тема 8. Реальная математика ( 5 часов). Знать и понимать комбинаторное правило умножения, формулы числа перестановок, размещений, сочетаний, уметь вычислять вероятности; уметь читать диаграммы и графики; решать прикладные задачи по геометрии
Планируемые результаты:
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
- повторить и систематизировать ранее изученный материал основного школьного курса математики;
- освоить основные приемы решения задач;
- овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
- овладеть и пользоваться на практике техникой сдачи теста;
- познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
- повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ОГЭ.
Литература
И.В. Ященко, С.А. Шестаков , Математика. Типовые тестовые задания. 2015г., 2016г. Издательство «Экзамен», Москва, 2015
Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова, Математика . Подготовка к ГИА-2015, 9 класс. Издательство «Легион», Ростов на Дону, 2015.
А.В.Семенов, А.С.Трепалин, И.В.Ященко, П.И.Захаров ГИА выпускников 9 класса, ОГЭ 2015, Математика, М, Интеллект-центр, 2016, МНЦМО
В.В. Кочагин, М.Н.Кочагина. Алгебра. Сборник заданий. Москва. Эксмо. 2009




Календарно-тематическое планирование.
№ Наименование темы. Кол-во часов Дата по расписанию фактическое Задания наПо
разделам По темам Кол-во
провед.
часов Причина отставания Коррекциядаты дом
Числа и вычисления. 3 1 Числа и вычисления. 1 3.09 №1,В.1-10
2 Решение примеров на вычисление значения выражения. 1 10.09 №1,В.11-20,
3 Решение примеров на сравнение .1 17.09 №1,В.21-30,
Выражения и их преобразование 3 4 Выражения и их преобразование 1 24.09 №3;7 В.1-10
5 Вычисление значения выражения при заданном значении переменной. 1 1.10 №3;7, В11-20
6 Преобразование целых выражений. 1 8.10 №3;7, В.21-30
Уравнения и системы уравнений. 4 7 Уравнения и системы уравнений. 1 15.10 №4, №20
В.6-10
8 Решение целых уравнений. 1 22.10 №4, №20
В.16-20
9 Решение дробно-рациональных уравнений. 1 29.10 №4,№20
В26-30
10 Решение систем уравнений. 1 12.11 В.2-30(Я) четные
Неравенства и системы нер-в3 11 Решение линейных неравенств и систем неравенств 1 19.11 №8, В.6-10
12 Решение квадратных неравенств 1 26.11 №8, №16-20
13 Решение дробно-рациональных неравенств. 1 3.12 №8, №26-30
Функции 4 14 Элементарные функции, их свойства и графики. 1 10.12 №5, В.6-10
15 Чтение графиков. 1 17.12 №5, В.16-20
16 Решение примеров по теме: «Функции»
1 24.12 №5, В.26-30
17 Решение примеров по теме: «Функции»
1 14.01 № Содержание учебного материала Кол-во часов Дата по расписанию фактическое Задания наПо
разделам По темам Кол-во
провед.
часов Причина отставания Коррекциядаты дом
Текстовые задачи 4 18 Решение текстовых задач на движение. 1 21.01 №22,В. 6-10
19 Решение текстовых задач на движение. 1 28.01 №22, В.15-20
20 Решение текстовых задач на концентрацию. 1 4.02 №22, В.25-30
21 Решение текстовых задач. 1 11.02 Дем. вар-т
Геометрия 5 22 Треугольник. Соотношения сторон и углов в треугольнике. 1 18.02 №9-13, В.6-10
23 Четырехугольник. 1 25.02 №9-13, В.16-20
24 Площади. 1 3.03 №9-13, В.25-30
25 Окружность. 1 10.03 №9-13, В.1-5 (Я)
26 Векторы. Метод координат. 1 17.03 №9-13, В.6-10(Я)
Реальная математика. 5 27 Работа с графиками, диаграммами. 1 7.04 №15;18 В.16-30
28 Решение задач на проценты. 1 14.04 №16, В.16-30
29 Решение задач на теорию вероятностей. 1 21.04 №19, №16-30
30 Решение прикладных задач по геометрии 1 28.04 №17, №16-30
31 Решение задач на выражение неизвестного из формулы 1 5.05 №20, №16-30
Решение тренировочных заданий. 3 32 Решение тренировочных заданий. 1 12.05 По сборнику
33 Решение тренировочных заданий. 1 19.05 По сборнику.
34 Решение тренировочных заданий. 1 19.05