Профессиональные качества учителя как средства повышения качества образования


Профессиональные качества учителя как средство повышения качества образования
Докладчик: учитель математики Крикунова Ирина Петровна.
Качество образования - это многомерное понятие. К его раскрытию целесообразно подойти с позиций процессного подхода , который принят при разработке системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.
В соответствии с этим подходом качество обучения можно представить в следующем виде:
-носитель знании; -передача знаний;
-получатель знании;
-восприимчивость методик передачи знаний;
-фундаментальность знаний;
-востребованность полученных знаний;
-получение новы знаний.
Исходя из этого, можно сказать, что качество обучения определяется прежде всего качеством носителя знаний (учителей), который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся. Поэтому политика обеспеченья качества образования должна начинаться именно с формирования преподавательского корпуса и создания условий для его эффективной работы.
Профессиональные качества учителя математики:
1 .Хорошее знание базовой математики и математики, выходящей за рамки излагаемого ученикам материала.
2.Умение понятно и доступно, интересно и увлеченно изложить объясняемый материал ( т.е. хорошее знание методики преподавания математики и владения ею);
З.Доброжелательное, чуткое, внимательное отношение учителя к учащемуся, справедливое и одинаковое ко всем учащимся класса.
4. Умение распределять свое внимание: учитель по коду объяснения должен отмечать какие реакции вызывает его изложение, все ли внимательны, успевают ли вести записи в тетради и т.д.
5 .Владеть четкой дикцией , речь учителя математики должна быть немногословной, но не в ущерб пониманию. Обеспечить математическую правильность своей речи.
б.Знание психологических особенностей учащихся различного школьного возраста.
7.Умение самостоятельно добывать необходимые для профессиональной деятельности знания. Это качество имеет особое значение для учителя, т.к. оно ему нужно не только для того, чтобы самому приобретать знания, но и для того, чтобы формировать такие качества у учащихся.
Новые учебники и новые педагогические технологии- это всего лишь инструментарий в руках педагога. На сколько эффективным окажется этот инструментарий зависит во многом от уровня подготовки учителя и от умения самостоятельна добывать необходимые для профессиональной деятельности знания.
Исследователи по оценке качества общего образования выделили следующие направления совершенствования подготовки учителей и поддержки их профессиональной деятельности:
*высокий уровень основного педагогического образования; -повышение престижа учительской профессии;
*мотивация учителей к продолжению образования;
*помощь в каждодневной работе;
*помощь в совершенствовании учительского мастерства;
*обмен информацией и опытом среди учителей;
*создание мотивирующих условий для работы.
Безусловно , качество образования зависит от мотивации педагога. Американский профессор Мишель Ле Беф открыл фундаментальный принцип менеджмента, который прост и очевиден: « Делается то, что вознаграждается.»
Поэтому совершенствование работы образовательных учреждений и повышение качества образования в целом может быть достигнуто преимущественно за счет лучшего использования кадрового потенциала, в том числе с помощью мотивации трудового поведения педагогического персонала.
Основа профессионализма современного учителя математики-компьютерная компетентность;
Без качественной диагностики уровневой подготовки ученика, без своевременного определения истинных причин его ошибок во всех цепочках учебных действий невозможно достичь более высоких показателей качества образования.