Методический материал на тему Применение технологии КСО на уроках химии как средство повышения познавательной активности.


Латфуллина Елена Алексеевна,
учитель химии, биологии
МБОУ «Коношеозерская СШ им. В.А.Корытова»
Коношского района, Архангельской области
Применение технологии КСО на уроках химии как средство повышения познавательной активности.
«Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя. Напротив, она достигает в коллективе высшей ступени сознания и совершенствования»
Анри Барбюс
Весь путь педагогической науки – это постоянный поиск возможности построить эффективный, уравновешенный учебный процесс как в педагогической теории, так и педагогической практике. Сейчас необходимость такого поиска обусловлена тем, что современные образовательные учреждения вынуждены решать очевидное противоречие между ростом требований к качеству массовой подготовки школьников (появились новые формы итоговой аттестации выпускников 9 -11 классов по разным учебным предметам, а аттестация в новой форме предполагает проверку сформированности определенных компетенций учащихся (интеллектуальной, коммуникативной, социальной, информационной и др.), умений применять полученные знания в новых условиях), широким диапазоном их индивидуальных различий (все дети разные) и усредненными, традиционными в большинстве своем условиями обучения.
В создавшейся ситуации закономерной является разработка таких подходов к обучению, которые позволяют превратить их в живой, творческий процесс, сосредоточенный не на овладении знанием как совокупностью данных, а на овладении методом получения знания.
Современные образовательные технологии ориентированы на реализацию совершенно определенных целей обучения. Одно из целевых направлений ориентировано на обеспечение и поддержку психологических процессов развития личности учащихся, а именно: их самопознания, самостроительства, самореализации. В рамках данного целевого направления в центре внимания находится ребенок, комфортные, бесконфликтные условия его развития, реализация его природных способностей. Исходя из этого, технологии обучения в сотрудничестве, коллективного взаимообучения и др. позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности.
Стимулируя познавательную активность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к химии.
Повышать познавательную активность можно с использованием различных методов и приемов в обучении. Но в связи с модернизацией образования лучше применять более усовершенствованные технологии, например, приемы КСО (в литературе могут встречаться другие названия технологии КСО - «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «работа в парах переменного состава»).
Как сделать так, чтобы воспитательно-образовательный процесс был интересным как ученику, так и учителю? Учитель в сегодняшней школе должен стать не столько транслятором и интерпритатором истин, сколько наставником, который помогает ученику понять смысл целей, действий, результатов.
Коллективный способ обучения, на мой взгляд, способен решить эти задачи, т.к.:
В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания.
В процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти. Происходит мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.
Каждый ученик чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе.
У ребят повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда.
Отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе.
Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.
Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно обеспечивает более прочное усвоение.
Современная психология утверждает: мышление развивается через речь, следовательно, КСО по праву входит в пакет развивающих технологий. И еще, современная психология утверждает: эффективность произвольной памяти школьника может быть оценена такими критериями:
10 % - читает глазами
26 % - слышит
30 % - видит
50 % - видит и слышит
70 % - обсуждает
80 % - опирается на опыт
90 % - говорит и делает совместно
95 % - обучает других.
Внедрение в практику КСО позволяет модернизировать традиционные способы обучения, так как данная технология имеет преимущества:
I. Организационные преимущества:
говорят все
общение в диалоге
смена рабочего места
рабочий шум
II. Дидактические преимущества:
полная самостоятельная активность
обучает ученик
сотрудничество - основа обучения
усвоение и применение максимально приближенны
III. Развивающие преимущества:
ученик является и субъектом и объектом обучения
соответствие содержания с индивидуальными способностями
спонтанный характер обучения
ученики учатся выступать, рассуждать, доказывать
IV. Воспитывающие преимущества:
каждый работает на себя и на другого
возникают отношения ответственной зависимости
весь учебный материал последовательно прорабатывается и с позиции ученика и с позиции учителя
Процесс обучения – это процесс общения между обучающимися и обучаемыми. И чем теснее он будет проходить, тем выше будет конечный результат. Создается воспитывающая самоорганизующаяся образовательная среда, сотрудничество детей, высокий уровень социализации и педагогических навыков учащихся, новое педагогическое общение. И, как результат, развитие индивидуальности каждого участника этого процесса.
Опыт работы с методиками коллективного способа обучения показывает, что:
эти методики позволяют вовлечь в учебный процесс одновременно всех учащихся;
педагог имеет возможность организовать деятельность учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных способностей;
организация коллективных учебных занятий позволяет увеличить речевую практику в несколько раз, что приводит к значительному повышению качества знаний;
создается благоприятный психологический климат и ситуация успеха для каждого участника учебного процесса;
применение методик КСО способствует непрерывному обучению детей.
Основными методиками КСО являются:
Название методик На каких уроках применяется Ее особенности Отличия от собственно Ривинской
МР - методика Ривина Применяется на уроках изучения нового Требует от 20 мин до 2-х уроков. Применяется в любой возрастной группе, требует умения читать и пересказывать -------------------------
ММ - мурманская методика Применяется на уроках систематизации и обобщения комплексных знаний Требует от 20 - 40 мин., но не более 2-х уроков. Методика устная, применимая практически в любой возрастной группе. Отрабатывает новый материал ( Ривинская изучает)
МВТ - методика взаимопередачи тем Применима на уроках изучения нового и первичного закрепления Требует от 40 мин до 2-х уроков. Лучше работает в старших классах и особенно на предметах гуманитарного цикла. Задание дается по каждой теме, обязательно на три уровня.
МВЗ - методика взаимообмена заданиями Применима на всех типах урока Требует от 40 мин и более. Очень хорошо работает на уроках естественно-математического цикла и требует развитых общеучебных умений:
читать
пересказывать
задавать вопросы
выделять главное. Работа в гомогенных группах ( маленьких, одного уровня)
МРБ - методика Ривина-Баженова Практически на всех типах уроков, но меньше на уроках изучения нового. Требует до 2-х уроков. Применима в любой возрастной группе. Посадка свободная. Обязателен контроль и учет знаний. Направлена на отработку нового знания и коррекцию.
ОМР - обратная методика Ривина Она применима на всех типах уроков Требует до 2-х уроков. Лучше работает в старших классах. Требует устойчивых навыков работы с любой литературой и подведения итогов работы в малой группе. Учет знаний в малой группе.
Вид общения определяет организационную форму обучения. Исторический анализ показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения:
опосредованное общение через письменную речь (форма обучения – индивидуальная);
общение в паре (форма обучения – парная);
групповое общение (форма обучения – групповая);
общение в парах сменного состава (форма обучения – коллективная).
Теоретические основы технологии коллективного взаимообучения (КСО) сформулированы В.К.Дьяченко. Рассматривая обучение как частный случай общения, он выделяет четыре формы обучения:
Индивидуальная – учащийся работает самостоятельно по заданию, инструкции преподавателя.
Парная – «учитель - ученик», «ученик – ученик» (один учит другого; один говорит – другой слушает).
При реализации данной технологии могут использоваться три вида парной работы:
Статистическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями, «учитель» - «ученик» (пару могут составить два «слабых» ученика, два «сильных» ученика, «сильный» и «слабый» - при условии взаимного расположения);
Динамическая четверка: четверо учащихся готовят одно задание, которое разделено на четыре части. После подготовки «своей» части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;
Вариационная четверка, в которой каждый член группы получает свое задание. Выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по описанной выше схеме (описание работы динамической четверки). В результате каждый усваивает содержание четырех заданий.
Групповая – «учитель – ученики», «ученик – ученики» (один говорит – все слушают; один одновременно учит многих). По мнению В.К.Дьяченко, к групповой форме относится не только работа в малой группе, но и фронтальная форма обучения.
Коллективная – «половина учеников говорит – половина слушает» (каждый учит каждого). К коллективной форме автор относит только работу в парах сменного состава. Групповые формы работы не являются в строгом смысле слова коллективными формами, так как в них, как правило, интенсивно работают наиболее активные учащиеся.
Коллективный способ обучения включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную.
Согласно теории Дьяченко в основу коллективного способа обучения (КСО) должны быть заложены следующие восемь принципов: 1.  Завершенность: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий; 2.  Интернационализм: обучение должно происходить на языках, представители которых принимают участие в учебном процессе. При этом происходит взаимное проникновение культур на базе предметного изучения того или иного языка; 3.  Дифференциальный подход: каждый из обучаемых может работать согласно своим возможностям и способностям; 4.  Всеобщее сотрудничество и взаимопомощь: любой учащийся, прошедший процесс обучения, должен приобрести навыки сотрудничества с другими; уметь оказывать помощь и уметь получать ее; 5.  Разновозрастность и разноуровневость: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного возраста и уровня, то это умение должно выработаться в учебном процессе; 6.  Разделение учебного труда: с одной стороны, чем будет большее разнообразие изучаемых тем, тем богаче общество в целом; с другой стороны, значительно легче усвоить тот или иной учебный материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ; 7.  Педагогизация населения: фактически любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, этому необходимо учиться в самом процессе обучения; 8.  Безотлагательная и непрерывная передача знаний: знания, вырабатываемые обществом, должны немедленно становиться содержанием учебного процесса.
Основными компонентами применения КСО являются:
подготовка учебного материала (отбор учебных текстов, дополнительной и справочное литературы, смысловое структурирование учебного материала, разработка целевых заданий);
ориентация обучаемых: подготовительный (дидактический тренинг) и ознакомительный (сообщение целевых установок, усвоение «правил игры», способов учета результатов учения) этапы;
технология проведения учебного занятия (учет объема учебного материала, времени усвоения, возраста обучаемых); этапы: индивидуальная проработка учебного материала; обмен знаниями с партнеров в ролевой парадигме «педагог-обучаемый» с обязательной сменой ролей; проработка полученной информации и поиск нового ролевого партнера для взаимообучения.
КСО идеально подходит для работы в разноуровневом классе, так как позволяет не просто дифференцировать, но и индивидуализировать процесс обучения по объему материала и темпам работы для каждого ученика.
Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные: одни быстро схватывают все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом; другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры разъяснения. Такие ребята. как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто не осознают, что конкретно они не понимают , не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы ( по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорить роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация , в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все не понятые ими вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы досконально разобрались в материале. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе - вот суть данного подхода.
Развитие интереса и познавательной активности учащихся в рамках данного варианта организации учебной работы связано и с самой формой подачи материала. Соответствие объема и темпа подачи материала индивидуальным особенностям учеников создает чувство успешной деятельности у каждого ученика.
Контроль учащихся осуществляется на всех этапах деятельности: когда решают задачи и проблемы, самостоятельно изучают тему, обучают товарища.
Методик КСО много, но в своей деятельности на уроках химии для повышения познавательной активности учащихся я применяю
методику А. Г. Ривина;
методику взаимообмена знаниями ;
методику взаимопередачи тем.
За два года работы по данной теме основными формами обучения по данной технологии, которые были мною опробованы, являются все виды парной работы и групповая работа.
Методы и приемы, используемые мною в рамках групповой работы следующие: самостоятельная работа в парах и в группах по изучению и закреплению нового материала; проверочные работы, проводящиеся в парах и группах; любые варианты технологии работы в группах сотрудничества.
Для успешной реализации целей и задач на уроке, применяемые материалы можно разделить на несколько видов: информационные, инструктивные, тренировочные, проверочные. Они предусматривают разные способы выполнения познавательной задачи: письменные, устные, экспериментальные, лабораторные, практические. Естественно, что одна и та же карточка-задание применяется на одном уроке как тренировочная, а на другом выполняет контролирующую функцию; одна и та же схема- плакат вначале используется как инструктивное пособие, а затем – в качестве тренировочного.
Так в 8 классе при изучении темы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Знаки химических элементов» для обобщения и закрепления знаний я использую одну из форм парной работы – работу в статистической паре, которая позволяет проверить успешность усвоения учащимися названий химических элементов, знаков химических элементов, произношения химических элементов (количество элементов определено требованиями к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы). Данной работе предшествует подготовка учащихся: каждый дома готовит карточки со знаками химических элементов, учит названия химических элементов и произношения химических знаков. Вначале на уроке данные карточки используются учащимися как тренировочные при фронтальной работе с классом: я проговариваю название химического элемента или произношение химического знака, а каждый учащийся поднимает карточку с определенным химическим знаком. При работе в паре, где каждый учащийся выступает и в роли «учителя», и в роли «ученика», карточки имеют контролирующую функцию: «учитель» показывает карточку - «ученик» проговаривает название химического элемента или произношение химического знака, кроме этого «учитель» фиксирует число неправильных ответов и по окончании работы выставляет оценку, а затем учащиеся меняются ролями. В конце изучения данной темы для повышения мотивации учащихся к усвоению химической символики, для того, чтобы сделать объективно трудную работу увлекательной и более легкой, я предлагаю школьникам попробовать свои силы в роли алхимика (придумать символы для химических элементов, а не знаки) или составить кроссворд, где ответами будут только названия химических элементов (в основе вопросов – положение элемента в Периодической системе Д.И.Менделеева, этимология названий химических элементов).
Работу в статистической паре (пару могут составить два «слабых» ученика, два «сильных» ученика) также использую и на уроке по теме «Диссоциация кислот, оснований, солей». Каждой паре, в зависимости от уровня их учебных возможностей, предлагаю соответствующие задания:
Задание 1
Составьте формулы солей азотной кислоты и металлов натрия, магния, цинка, алюминия, обращая внимание на заряды ионов металлов и иона кислотного остатка.
Среди приведенных формул веществ найдите соли: CuO, K2CO3, CuCl2, Al(OH)3, AlCl3, Zn(NO3)2, NaNO3, Na3PO4 .
Напишите уравнения реакций диссоциации солей, формулы которых даны в предыдущем вопросе.
Задание 2
Напишите уравнения реакций диссоциации электролитов, формулы или названия которых следующие: Mg(NO3)2, KOH, H3PO4, азотная кислота, гидроксид бария, сульфат натрия, хлорид железа (III).
Задание 3
В растворе находятся ионы: Na+, CO32-, Fe3+, H+, Br - . Какие вещества подверглись диссоциации.
Цель подобных заданий – способствовать четкому осознанию учащимися химических понятий (соль, диссоциация, катион, анион), формированию умения разобраться в новой для них ситуации( или знакомой, но рассматриваемой в новом плане).
Работа в вариационной паре используется мною для закрепления умения составлять формулы бинарных соединений. Так как учащиеся еще не в полной мере овладели умением составлять формулы по степени окисления в каждой карточке вместе с заданиями прописывается и алгоритм, например:
КАРТОЧКА № 1
Составьте формулы веществ по названию:
а) сульфид лития ; г) хлорид кальция;
б) оксид серы (IV); д) оксид железа (III);
в) оксид азота (V); е) оксид хрома (VI).
а) сульфид натрия; г) хлорид железа (II);
б) оксид углерода (IV); д) оксид алюминия;
в) оксид фосфора (V); е) оксид серы (VI).
Составьте формулы веществ, образованных атомами:
а) серы и водорода; в) водорода и фтора;
б) алюминия и йода; г) хлора и бария.
Дайте названия веществам.
Алгоритм составления формул бинарных соединений
Запишите символы химических элементов, образующих соединения (слева запишите символ элемента с меньшей электроотрицательностью, а справа - с большей).
В основе названий бинарных соединений лежат корни латинских названий химических элементов:
C –карб Si -силиц P -фосф
F -фтор Cl - хлор I- иод
S -сульф Br -бром H - гидр
N- нитр O – окс
Проставьте степени окисления атомов химических элементов над химическими знаками.
Найдите наименьшее общее кратное (НОК) между степенями окисления атомов химических элементов (устно).
Определите индексы, разделив НОК на степень окисления каждого химического элемента,
запишите их внизу справа после соответствующего химического знака.
Подобные задания включены и в другие три карточки по данной теме.
Заметный эффект дают алгоритмические предписания, которые показывают порядок выполняемых действий, при решении качественных и количественных задач, например:
КАРТОЧКА № 1
Расчеты по химическим формулам
Вычислите массовые доли элементов в нитрате калия.
Вычислите массовые доли элементов в нитрите калия.
Выведите формулу вещества, в котором массовые доли кальция, углерода и кислорода соответственно составляют 40, 12 и 48 % и относительная молекулярная масса вещества равна 100.
Алгоритм решения задачи
Вычислите относительную молекулярную массу вещества Мr .
Найдите массовую долю элементов по формуле:
ω(Э)=Ar (Э)∙nMrВыразить массовую долю в процентах.
Алгоритмические предписания учитывают не только объективную возможность дробления действия, но и уровень подготовки учащихся. Учащимся с высокой обучаемостью, как правило, достаточно двукратное использование алгоритма, со средней – не менее четырех раз. Учащиеся со слабым уровнем развития способностей для выработки четкой системы действий пользуются карточками с алгоритмом значительно дольше.
Работа в группах позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения. Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу, т.е. принцип сотрудничества становится ведущим, каждый на уроке имеет возможность усвоить материал.
Так например, при изучении нового материала на уроке по теме «Углерод» я использую сочетание работы динамической четверки и работы в группах. Класс по желанию учащихся делится на группы по четыре человека, каждая группа получает задание (задания группам дублируются), содержащее четыре вопроса, которые распределяются между участниками группы самостоятельно:
Задание
Положение углерода в Периодической системе Д.И.Менделеева. Строение атома. Степени окисления углерода.
Аллотропные модификации углерода. Причины аллотропии. Адсорбция.
Химические свойства углерода как окислителя и как восстановителя.
Применение аллотропных модификаций углерода.
Учащиеся работают в течение 10-15 минут индивидуально с текстом параграфа. После проработки «своей» части задания и самоконтроля каждый участник группы рассказывает остальным членам группы свой вопрос, то есть происходит обмен информацией по общему заданию. При выполнении данной части работы я по очереди контролирую работу каждой группы, задаю вопросы по теме урока. Для обобщения работы каждой группе дается домашнее задание на выбор – подготовить презентацию или кроссворд по изученной теме. На следующем уроке для контроля усвоения данной темы провожу самостоятельную работу.
В процессе обучения состав групп может меняться, так как каждый ученик на конкретном этапе должен опираться на свои интеллектуальные возможности. Учет индивидуальных возможностей отдельных групп позволит достичь цели в оптимальном варианте.
Таким образом, применение технологии коллективного взаимообучения в учебном процессе позволяет обеспечивать следующие результаты обучения:
формирует осознанную, социально ценную мотивацию учения, побуждая учащегося усваивать учебный материал не только для себя, но и для того, чтобы обучать других;
обеспечивает высокий уровень и прочность усвоения ЗУН;
способствует развитию интеллектуальных сил личности учащегося;
позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, развивая учащегося;
приближает учебный процесс к естественной структуре человеческого общения за счет организации различных форм диалогического взаимодействия учащихся;
повышает коммуникативную активность учащегося, развивает коммуникативную культуру учащегося и культуру мышления.
В жизни очень важно уметь реально оценивать себя, свои возможности, осознавать трудности, выбирать наилучший путь достижения цели.
Коллективная форма обучения по своей сути — технология саморазвивающейся кооперации, а если это так, то за ней будущее.
Список литературы:
Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем. АО ИППК РО, Архангельск, 2009.
Современные образовательные технологии: сборник методических материалов/ авт.-сост. Т.Ю.Артюгина, А.В.Горбунов, А.П.Лавринова, О.В.Макарова, Р.М.Ногина, С.А.Репина, Н.В.Самородова. – Архангельск: АО ИППК РО, 2009.
Никишина И.В. инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип.- Волгоград: учитель, 2008.
Белова И.С. Школа педагогического мастерства: семинары-практикумы, фестиваль педагогических идей.- Волгоград: Учитель, 2009.
Дьяченко В.К. Обучение по способностям / В.К.Дьяченко // Народное образование.- 1994. № 2-3.
Миркин Н.Н., Наумова Л.Г. Влияние коллективной работы на приобретение знаний и умений / Н.Н.Миркин // Народное образование – 2004. № 2.
Мкртчян М. А. Становление коллективного способа обучения. Красноярск, 2010.
Лебединцев В. Б. Виды учебной деятельности в парах // Школьные технологии. 2005. № 4.
Дьяченко В. К. Новая дидактика. М.: Народное образование, 2001.
Литвинская И. Г. Коллективные учебные занятия: принципы, фазы, технология // Экспресс-опыт: приложение к журналу «Директор школы». 2000. № 1.
Архипова В. В. Коллективная организационная форма учебного процесса. Санкт-Петербург: Интерс, 1995.