Педагогический проект «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в рамках реализации ФГОС»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Платошинская средняя школа»
Пермского муниципального района Пермского края



ШМО учителей естественно-математического цикла








Педагогический проект
«Применение информационно-коммуникационных
технологий на уроках математики в рамках реализации ФГОС»












Руководитель ШМО:
Сапожникова Е.С.









2015 – 2016 учебный год
Паспорт проекта
Целевая аудитория: обучающиеся и учителя основной и средней школы.
Сроки реализации проекта: 01.09. 2015 г. по 31.04.2016 г.
Этапы:
I этап. Подготовительный (1-я четверть):
повышение квалификации педагогов по данной проблеме;
анализ существующих средств обучения;
теоретическое осмысление проблемы;
определение наиболее значимых теоретических положений.
II этап. Практический (2-я и 3-я четверти):
практическая организация и внедрение проекта;
уточнение и наполнение содержанием понятий "ЦОР", «ЭОР», «образовательные сервисы»;
разработка и реализация методики уроков математики с применением информационно-коммуникационных технологий.
III этап. Контрольный (4-я четверть):
уточнение и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по реализации проекта.
Вид проекта:
по срокам – долгосрочный;
по приоритетному виду деятельности – исследовательский.
Нормативные документы
Федеральный Закон «Об образовании в РФ»;
Нормативные документы ФГОС основного общего образования;
Концепция развития математического образования в России;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.»


Вводная часть.
Согласно концепции модернизации образования, одним из приоритетных направлений является внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс.
Современное информационное общество, в котором люди все чаще в повседневной практике с разными целями применяют информационные и коммуникационные технологии, предъявляет новые требования к содержанию и методам обучения.
Математика – это один из тех предметов, в котором использование информационно-коммуникационных технологий может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа.
Проблема:
несоответствие традиционных методов обучения современным реалиям;
несоответствие между методами обучения и умением учащихся адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека;
несоответствие программно - методического обеспечения уроков математики требованиям к современному уроку.
Актуальность проекта:
Актуальность выбора темы обусловлена следующим:
необходимостью детальной проработки условий применения информационно - коммуникационных технологий на уроках математики;
необходимостью анализа существующих средств ИКТ возможностью и целесообразностью их применения;
необходимостью выявления путей повышения эффективности и результативности учебного процесса с использованием ИКТ на уроках математики;
необходимостью реализации новой концепции образования – непрерывного обучения на протяжении всей жизни как условие успешной жизнедеятельности;
необходимостью формирования нового типа учащегося – грамотного пользователя информационных образовательных услуг.
Гипотеза: процесс обучения математике школьников может быть более эффективным, если в учебной деятельности будут использованы информационно-коммуникационные технологии, так как их использование:
оптимизирует деятельность учителя и учащихся;
позволит моделировать различные ситуации, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся;
усилит мотивацию школьников;
будет способствовать формированию нового типа учащегося - грамотного пользователя ЭОР;
будет способствовать индивидуализации обучения.
Цель представленного проекта:
Выявление возможностей использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя математики для реализации ФГОС ООО.
Задачи проекта:
провести анализ существующих информационно-коммуникационных средств обучения;
определить место информационно-коммуникационных технологий на уроке и виды деятельности учащихся на уроках математики;
проверить эффективность имеющихся ресурсов в реальной практике;
выявить, сформулировать и обосновать принципы использования информационно-коммуникационных технологий в обучении математике.
Ожидаемые результаты:
Применение информационно - коммуникационных технологий позволит учителю:
- собирать целые учебные курсы и семинары на базе имеющихся в комплексе и вновь созданных материалов, адаптировать их к профильным или авторским учебным программам;
- развивать активно-деятельные формы обучения (практикум, промежуточная аттестация, самоаттестация) за счет интерактивности программы;
- осуществлять авторскую компоновку аудиовизуальных иллюстраций из большого мультимедиа набора и постоянно пополнять его своими собственными разработками;
- самостоятельно выбирать содержимое электронного сопровождения урока;
- использовать вычислительные ресурсы и приложения, доступные через Интернет в виде сервисов и личных кабинетов, сетевые учебно-методические комплексы (системы учебно-методических и программно-технических средств обучения: обучающих программ, справочников, учебных баз данных, тренажеров, контролирующих программ, расположенных на сервере), отражающих модель педагогической системы, включающей цели, задачи, содержание, методы и организационные формы обучения, необходимые и достаточные для изучения конкретной учебной дисциплины.
Применение информационно - коммуникационных технологий позволит ученику:
- проводить исследования, закреплять полученные знания;
- формировать навыки и умения формулировать проблему и вырабатывать стратегию ее решения;
- работать в индивидуальном темпе;
- управлять посредством компьютера реальными и виртуальными объектами создания, преобразования, визуализации компьютерных моделей различной степени обобщенности;
- использовать следующие сетевые ресурсы:
компьютерные программы;
электронные учебники;
тренажеры;
диагностические, тестовые и обучающие системы;
прикладные и инструментальные программные средства;
системы на базе мультимедиа-технологии;
телекоммуникационные системы (например, электронную почту);
электронные библиотеки и другое.
- повысить качество учебной деятельности.
Таким образом, грамотное применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики повысит эффективность современного урока, приведет к достижению высоких предметных результатов, но и даст возможность сформировать метапредметные и личностные результаты, индивидуализировать процесс обучения, реализовать ФГОС ООО.
Практическая значимость. 
Практическая значимость педагогического проекта обусловлена тем, что его результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей другого цикла.



План мероприятий по реализации проекта

Срок
проведения
мероприятия
Целевая аудитория
Содержание деятельности
Материалы для обсуждения на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла

сентябрь
Учителя математики, физики, информатики
Круглый стол
(Мелехина Г.В.
Трясцина В.А.
Сапожникова Е.С.)
Ознакомление учителей-предметников с педагогическим проектом «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО».
Анализ программно-методического и учебного комплексов с учетом поставленных задач на новый учебный год.
Анализ существующих средств ИКТ и целесообразность их применения на уроках математики.

октябрь
Учителя математики, физики, информатики
Практикум
(Мелехина Г.В.
Сапожникова Е.С.)
ЦОРы и ЭОРы для обучения математике школьников 5-11 кл.
Система [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Иванова А.П. Тестирование по материалам MakeТest. Анализ результатов проведенных тестирований MakeТest по математике в 9, 11 кл. по плану РУО.

ноябрь
Учителя математики, физики, информатики
Практикум
(Мелехина Г.В.
Трясцина В.А.
Сапожникова Е.С.)
Обучение математике, физике и информатике в условиях внедрения ФГОС ООО. Формы организации обучения учащихся в условиях введения ФГОС. Методическая копилка технологических карт уроков по ФГОС ООО.
Образовательные сервисы для педагогов и обучающихся в сети Интернет (например, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] это веб-сервис, с помощью которого можно создать интерактивные мультимедийные презентации с нелинейной структурой).


декабрь
Учителя математики, физики, информатики
Практикум
(Мелехина Г.В.
Трясцина В.А.
Сапожникова Е.С.)
Разбор и решение сложных заданий ОГЭ и ЕГЭ по математике с применением программ – репетиторов в сети Интернет (http://alexlarin.net/ - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] предназначен исключительно для образовательных целей).
2. Дидактическое сопровождение ОГЭ и ЕГЭ - работа с сайтом fipi.ru и системой СтатГрад.

январь
Учителя математики, физики, информатики
Практикум
(Мелехина Г.В.
Трясцина В.А.
Сапожникова Е.С.)
«Технология работы с образовательными сервисами сети Интернет»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Кабинет учителя математики
Сайт организован в виде виртуального кабинета учителя, в котором размещены информационные ресурсы и интерактивные сервисы для подготовки и проведения занятий по математике.
Тесты и тренинги
учитель в своем кабинете подготавливает тесты и тренинги, учащиеся заходят на сайт и выполняют эти задания, причем для каждого ученика программа сайта создает уникальный вариант.
Интернет-журнал
оценки учащихся за выполненные тесты и тренинги автоматически фиксируются в Интернет-журнале на сайте, в который можно произвольно добавлять и другие оценки, замечания; учащиеся (и родители) всегда могут увидеть свои оценки.
Задачник
в задачнике более 12600 заданий по всему школьному курсу математики, есть возможность быстро сформировать контрольное задание в несколько вариантов и распечатать.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] это сервис, который поможет закрепить знания, полученные в школе, или наверстать пропущенный материал. Проект создан для дополнительных занятий по предметам школьной программы (математика, алгебра, геометрия).

февраль
Учителя математики, физики, информатики
Открытые уроки
(Мелехина Г.В.
Трясцина В.А.
Сапожникова Е.С.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - образовательный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] для подготовки к экзаменам.
(Другие образовательные сервисы – обмен опытом)
Анализ открытых уроков.

март
Учителя математики, физики, информатики
Практикум
(Мелехина Г.В.
Трясцина В.А.
Сапожникова Е.С.)
1. Работа с интерактивным оборудованием (документ-камера, интерактивная доска и др.).
2. ЭОРы для обучения математике пятиклассников и во внеклассной работе по предмету. Сайты [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Всероссийские дистанционные образовательные конкурсы для учеников 1-11 классов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт для учителей и школьников (видеоуроки, тесты, презентации, поурочные планы и прочие полезные материалы, образовательные конкурсы и проекты, олимпиады)

апрель
Учителя математики, физики, информатики
Круглый стол
(Мелехина Г.В.
Трясцина В.А.
Сапожникова Е.С.)
1.Анализ достигнутых результатов работы
2.Выработка методических рекомендаций.
3. Продукты проекта.



Продукты проекта:
Брошюра со списком сервисов и их краткой аннотацией по использованию на уроках естественно-математического цикла.
Технологические карты открытых уроков.
Разработки занятий по формированию информационных и коммуникативных УУД.
Разработки программ учебных практик.
Методические рекомендации.
Существующие ресурсы для реализации проекта:
- материально-технические: кабинет информатики оборудован компьютерами, медиа-проектором, многофункциональным устройством, есть выход в Интернет;
- интерактивные ресурсы: ЭОР к УМК по математике.
Прогнозируемые риски:
1. Данный проект не может быть реализован без соответствующей материально-технической поддержки.
2. Не все учащиеся готовы к самостоятельной работе с сетевыми ресурсами, так как у многих существует зависимость от компьютерных игр и родители вынуждены ограничивать доступ в Интернет.





Школьный помощник.docё
·
·
·
·15