Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образо- вания. УДК 004(075.32)


БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«ЛАНГЕПАССКИЙ политехнический КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.08 «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
инвариантная часть
основной профессиональной образовательной программыв соответствии с ФГОС СПО по специальности
09.02.01 « КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ И КОМПЛЕКСЫ»
базовый уровень
г. Лангепас2016 г.
Организация-разработчик:
бюджетное учреждение «Лангепасский политехнический колледж»»
Разработчик:
Зарипова Р.Ж., преподаватель общеобразовательных дисциплин, бюджетное учреждение «Лангепасский политехнический колледж»
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.01 « Компьютерные системы и комплексы»
СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-1" \h \z \u 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ2
2. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ4
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ PAGEREF _Toc291929690 \h 144. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ PAGEREF _Toc291929691 \h 15
TOC \o "1-1" \h \z \u


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫИнформатика и икт
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования (СПО) 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для повышения квалификации на курсовой подготовке и переподготовке, а так же для дистанционного обучения.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Информатика» входит в состав обязательной предметной области «Математика и информатика» ФГОС среднего общего образования. В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Информатика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ). В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Информатика» — всоставе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
сформированность представлений о роли информации и информационных
процессов в окружающем мире;
владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;
сформированность представлений о компьютерно-математических моделях необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта(процесса);
владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.; составлять логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
функции языка как способа представления информации;
способы хранения и основные виды хранилищ информации;
основные единицы измерения количества информации;
правила выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления;
основные логические операции, их свойства и обозначения;
общую функциональную схему компьютера;
назначение и основные характеристики устройств компьютера;
назначение и основные функции операционной системы;
назначение и возможности электронных таблиц;
назначение и возможности текстовых процессоров, графических редакторов;
назначение и возможности баз данных;
основные объекты баз данных и допустимые операции над ними;
типы информационной технологии решения задач с использованием компьютера;
В процессе изучения учебной дисциплины «Информатики» у студентов формируются общие компетенции по специальности) 09.02.01 « Компьютерные системы и комплексы»ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося150 часа
включая: обязательная аудиторная учебная нагрузка 100 часа
самостоятельная работа 50 часа
2. СТРУКТУРА рабочей программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 150
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 100
в том числе: практические занятия *
лабораторные работы 70
контрольные работы 2
курсовая работа (проект) если предусмотрено *
Самостоятельная работа обучающегося (всего) *
в том числе: выполнение индивидуального проектного задания 10
подготовка к практическим работам, *
решение задач *
выполнение курсовой работы (проекта) *
выполнение индивидуальных заданий 24
изучение учебной, специальной и нормативной литературы 6
выполнение практических заданий 10
выполнение исследовательской работы *
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихсяАудиторных часов (в т.ч. лабораторно –практических) Самостоятельная работа Уровень освоения
1 2 3 4
1 семестр Раздел 1.
Тема 1.1 Информационная деятельность человека Содержание учебного материала 4 1, 2 Введение. Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической,
социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении профессий СПО. 2 Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов 1 Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов 1 Лабораторно – практические работы 4 Лабораторная работа № 1 Информационные ресурсы общества. Знакомство с образовательными информационными ресурсами. Инсталляция программного обеспечения его использование и обновление. 2 Лабораторная работа № 2 Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты.
Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет. 2 Самостоятельная работа обучающихся. 12 Конспект на тему: «Сравнительные характеристики различных носителей». 2 Доклад на тему : « Правовые и этические нормы пользователей Интернета» 2 Подготовить доклад на тему: « Личное информационное пространство» 2 Конспект на тему: « Конференции, интервью, репортажи» 2 Создание структуры базы данных — классификатора.
2 Накопители на магнитных и оптических носителях. 2 Раздел 2. Тема 2 Информация и информационные процессы Содержание учебного материала 9 2, 3
Подходы к понятию и измерению информации. Информационные объекты
различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления. 2 Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютера: обработка информации. 1 Принципы обработки информации при помощи компьютера. Арифметические и логические основы работы компьютера. Элементная база компьютера. 1 Алгоритмы и способы их описания. Этапы решения задач с использованием
компьютера: формализация, программирование и тестирование. Переход от неформального описания к формальному. 1 Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. 1 Компьютерные модели различных процессов. 1 2.7. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: хранение, поиск и передача информации. 1 2.8. Хранение информационных объектов различных видов на разных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив
информации. 1 Лабораторно – практические работы 16 Лабораторная работа № 4 Перевод чисел в различные системы счисления 2 Лабораторная работа № 5 Решение расчетных задач на измерение объема информации 2 Лабораторная работа № 6 Построения алгоритмов и их реализации на компьютере.
2 Лабораторная работа № 7 Основные алгоритмические конструкции и их описание средствами языков программирования. 2 Лабораторная работа № 8 Использование логических высказываний и операций в алгоритмических конструкциях.
2 Лабораторная работа № 9 Среда программирования. Тестирование программы.
Программная реализация несложного алгоритма 2 Лабораторная работа № 10 создание компьютерных моделей средствами MS OFFISE 2 Лабораторная работа № 11 Создание архива данных.
Извлечение данных из архива. Запись информации на внешние носители различных видов. 2 Самостоятельная работа обучающихся. 8 Подготовить инструкцию по безопасности труда и санитарным нормам 2 Подготовить презентацию на тему: « Способы хранения информации с подробным описанием внешней памяти» 2 Подготовить доклад по теме: « Автоматизированное рабочее место(АРМ) специалиста) 2 Конспект на тему: « Мой рабочий стол на компьютере» 2 Раздел 3. Тема: 3. Средства информационных и коммуникационных технологий Содержание учебного материала 4 2,3
3.1. Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Внешние устройства подключаемые к компьютеру.( Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности 1 3.2. Виды программного обеспечения компьютера. 1 3.3. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. 1 3.4. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации,
антивирусная защита. 1 Лабораторно – практические работы 8 Лабораторно -практическая работа № 10. Операционная система, назначение. Графический интерфейс пользователя. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка. Программное обеспечение внешних устройств 2 Лабораторно -практическая работа № 11. Подключение компьютера к сети. Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. 2 Лабораторно - практическая работа №12 Защита информации, антивирусная защита.
Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. 2 Лабораторно -практическая работа № 13 Проведение комплекса профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. 2 Самостоятельная работа обучающихся. 10
Подобрать коллекцию ссылок на электронно – образовательные ресурсы на сайте образовательной организации по профильным направлениям подготовки 2
Создать структуру базы данных библиотеки 2
Подготовить презентацию по теме: « История созданий Интернета» 2
Создание простейшей информационно поисковой системы 2
Подготовить доклад на тему: « аппаратное обеспечение компьютерных сетей» 2
Раздел 4. Тема: Технологии создания и преобразования информационных объектов. Содержание учебного материала 4 1,2
4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. 1 4.2. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста..1 4.3. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных 1 4.4. Представление об организации баз данных и системах управления ими. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридических, библиотечных, налоговых, социальных, кадровых и др. 1 Лабораторные занятия 28 Лабораторная практическая работа № 14 Использование систем проверки орфографии и грамматики. 2 Лабораторная практическая работа № 15 Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей). 2 Лабораторная практическая работа № 16 Расчеты в электронных таблицах MS Excel-2007 2 Лабораторная практическая работа № 17 Построение и форматирование диаграмм в MS Excel-2007 2 Лабораторная практическая работа № 18 Использование функций в расчетах MS Excel-2007 2 Лабораторная практическая работа № 19 Относительная и абсолютная адресация MS Excel-2007 2 Лабораторная практическая работа № 20 Фильтрация данных и условное форматирование в MS Excel-2007 2 Лабораторная практическая работа № 21 Комплексное использование возможностей MS Excel-2007 для создания документов. 2 Лабораторная практическая работа № 22 Проектирование базы данных в СУБД MS ACCESS -2007 2 Лабораторная практическая работа № 23 Создание таблиц и пользовательских форм для ввода данных в в СУБД MS ACCESS -2007 2 Лабораторная практическая работа № 24 Модификация таблиц и работа с данными с использованием запросов в СУБД MS ACCESS -2007 2 Лабораторная практическая работа № 25 Создание запросов на выборку в СУБД MS ACCESS -2007 2 Лабораторная практическая работа № 26 Работа с данными и создание отчетов в СУБД MS ACCESS -2007 2 Лабораторная работа № 27 Комплексная работа с объектами в СУБД MS ACCESS -2007 2 4.1.4. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах. Многообразие специализированного программного обеспечения и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов. 1 Лабораторные занятия 4 Лабораторная работа № 28 Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. 2 Лабораторная работа № 29 Использование презентационного оборудования. Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения 2 4.1.5. Демонстрация систем автоматизированного проектирования и конструирования 1 Лабораторные занятия 2 Лабораторная работа № 30 Компьютерное черчение КОМПАС 3D 2 Самостоятельная работа обучающихся10 Составить резюме 2 Подготовить плакат -схему 2 Подготовить эскиз – чертеж детали. 2 Подготовить презентацию, с гиперссылками и управляющими кнопками по теме: « Моя профессия» 4 Раздел 5. Тема 5 Телекоммуникационные технологии Содержание учебного материала 10 1, 2, 3
5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет - технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. 2 5.2 Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. 2 5.3. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. 2 5.4. Методы создания и сопровождения сайта 2 5.5 Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония 2 Дифференцированный зачет 2 Лабораторные занятия 10 Лабораторная работа № 31 Браузер. Примеры работы с интернет - магазином, интернет - СМИ, интернет - турагентством, интернет - библиотекой и пр.2 Лабораторная работа № 32 Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах 2 Лабораторная работа № 33 Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Подключение модема. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги 2 Лабораторная работа № 34 Средства создания и сопровождения сайта 2 Лабораторная работа № 35 Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Настройка видео веб-сессий. 2 Самостоятельная работа обучающихся10 Конспект на тему: «Способы защиты информации» 2 Составить прайс лист на выбор 2 Презентация на тему: « Печатающие устройства» 2 Работа на сайтом по теме: « Сайт моих интересов» 2 Подготовить доклад « Оргтехника и специальность» 2 Всего 150
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличие кабинета № 114 оснащенного соответствующим оборудованием.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета теоретического обучения; компьютерного класса. Оборудование учебного кабинета: Столы, стулья, шкаф, доска. Технические средства обучения: интерактивная доска, Интернет, учебные пособия, наглядные стенды (Устройства ПК), презентации к урокам, мультимедийные пособия, электронные учебники. Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: офисные компьютерные столы, компьютерные кресла, компьютеры (системный блок, монитор, манипулятор мышь, клавиатура), принтер струйный, принтер лазерный, сканер, проектор.УМК дисциплины:
1. Примерная программа учебной дисциплины «Информатика» для профессий среднего профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации Федеральный институт развития образования М., 2008 г. 2. Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» 2013 г. 3. Поурочные планы 4. Учебно-практические пособия (опорные конспекты, план-конспекты лекций) 5. Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 6. Дидактические материалы 7. Тестовые задания для входного, текущего, выходного контроля знаний студентов. 8. Экзаменационные билеты
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Информатика. Задачник – практикум / под.ред. И.Г.Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний,2008.
Каймин В.А. Информатика практикум на ЭВМ. - М.: ИНФРА-М, 2009
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для 10-11 классов. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, АО «Московские учебники», 2008. – 510 с.
Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.:Лаборатория Базовых Знаний, 2009. 391 с.
Фигурнов В.Э. IBMPC для пользователя. Изд.7-е, перераб. И доп. – М.: ИНФРА – М, 2006.-640 с.
Дополнительные источники :Меняев Ф.М. Информатика и основы программирования. Омега – , 2007 – 458с.
Могилев А.В. и др. Информатика: учеб. Пособие для студентов пед. Вузов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2008.
Попов В.Б. Основы компьютерных технологий. – М.: Финансы и статистика, 2009
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение итоговой аттестации, промежуточного и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Обучение по учебной дисциплине завершается итоговой аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся.
Формы и методы итоговой аттестации, промежуточного и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Итоговой формой контроля является экзамен.
Фонды оценочных средств (ФОС) разрабатываются образовательным учреждением. Они включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Обучающийся должен уметь:
приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
переводить числа из одной системы счисления в другую; составлять логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений;
использовать текстовый редактор для редактирования и форматирования текстовых документов; применять графический редактор для создания и редактирования изображений, строить диаграммы;
применять электронный процессор для решения задач; составлять простейшие базы данных, осуществлять сортировку и поиск информации в базе данных, перечислять и описывать различные типы данных; работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск файлов), вводить и выводить данные; работать с носителями информации, пользоваться антивирусными программами; записывать на языке программирования алгоритмы решения учебных задач и отлаживать их.Обучающийся должен знать:
функции языка как способа представления информации; способы хранения и основные виды хранилищ информации; основные единицы измерения количества информации; правила выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления; основные логические операции, их свойства и обозначения; общую функциональную схему компьютера; назначение и основные характеристики устройств компьютера;
назначение и основные функции операционной системы; назначение и возможности электронных таблиц;
назначение и возможности текстовых процессоров, графических редакторов;
назначение и возможности баз данных;
основные объекты баз данных и допустимые операции над ними; типы информационной технологии решения задач с использование компьютера; Устный контроль: индивидуальный опрос, взаимоопрос, фронтальный опрос, Письменная контрольная работа, тест, программированный опрос, физический диктант,
Формы: индивидуальная, бригадная, коллективная. Парная, фронтальная, разновозрастная,
Методы: устная, практическая, визуальная.
Устный экзамен, словесная передача, наглядная передача, самоконтроль, взаимоконтроль.
Экспертная оценка выполнения лабораторной работы
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка) вербальный аналог
91 - 100 5 отлично
66 - 90 4 хорошо
51 - 65 3 удовлетворительно
менее 50 2 не удовлетворительно
Разработчик:
Зарипова Р.Ж., преподаватель общеобразовательных дисциплин, бюджетное учреждение «Лангепасский политехнический колледж»
Эксперты:
________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________