Опыт работы «Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества»
«Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества»
Басырова Юлия Николаевна
учитель английского языка
МБОУ«СОШ № 47» г. Троицка
Челябинской области
Адольф Дистервег в своей книге «Руководство к образованию немецких учителей» писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение. Поэтому самостоятельность - средство и одновременно и результат образования»
Одно из ведущих качеств личности - самостоятельность. Оно выражается в умении ставить перед собой определённые цели и добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельная познавательная деятельность школьников – залог успешной учёбы и высокого качества обучения.
Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация.
С первых дней пребывания детей в школе необходимо вырабатывать у них навыки самостоятельной работы. Доля самостоятельной работы в учебном процессе увеличивается с возрастом школьников, т.е применение самостоятельной работы должно идти в ногу с процессом естественного развития учащихся.
Считается что в начальных классах доля самостоятельной работы должна составлять не менее 20%, в средних – не менее 50%, а в старших классах- не менее 70%.
Организация самостоятельной работы школьников немыслима в таком объеме, если нет соответствующих условий. Условия для этого может и должен создавать учитель.
Независимо от видов и форм самостоятельных работ, при их проведении ставятся следующие цели:
более глубокое и осмысленное усвоение всеми учащимися новых знаний;
выработка на основе полученных знаний прочных умений и навыков;
применение их в дальнейшей познавательной деятельности и жизненной практике;
служение расширению и углублению изучаемого материала;
способствование развитию индивидуальных склонностей и интереса учащихся.
При организации самостоятельных работ необходимо соблюдать соответствующие требования:
Любая самостоятельная работа должна иметь конкретную цель.
Каждый ученик должен знать порядок выполнения и владеть приемами самостоятельной работы.
Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям учащихся.
Полученные результаты или выводы в ходе самостоятельной работы должны использоваться в учебном процессе.
Должно обеспечиваться сочетание различных видов самостоятельных работ.
Содержание и ход самостоятельной работы у учащихся должен вызвать интерес.
Самостоятельная работа должна обеспечивать развитие познавательных способностей учащихся.
Все виды самостоятельных работ должны обеспечивать формирование привычки к самостоятельному познанию. В заданиях для самостоятельной работы необходимо предусмотреть развитие самостоятельности ученика.
Без систематической организации самостоятельных работ школьников нельзя добиться прочного и глубокого усвоения ими понятий, закономерностей, нельзя воспитать желание и умение познавать новое, обязательные для самообразования, самосовершенствования.
Самостоятельная работа школьника представляет более широкое понятие, чем домашняя работа, которая есть выполнение заданий, данных учителем в классе на дом для подготовки к следующему уроку. Самостоятельная работа может включать внеурочную, задаваемую учителем в той или иной форме работу школьника (это могут быть и определенные исследовательские работы)
Для самого школьника самостоятельная работа должна быть осознана как свободная по выбору, внутренне мотивированная деятельность. Она предполагает выполнение школьником целого ряда входящих в неё действий: осознания цели своей деятельности, принятия учебной задачи, придания ей личностного смысла, подчинения выполнению этой задачи других интересов и форм занятости школьника, самоорганизацию в распределении учебных действий во времени, самоконтроль в процессе выполнения и некоторые другие действия.
Какие же часто встречаемые ошибки в организации самостоятельной работы мы можем увидеть на уроке?
Нет системы, они случайны и по содержанию, и по количеству, и по форме.
Уровень предлагаемой самостоятельности не соответствует учебным возможностям ученика, слабо выражен индивидуальный подход.
Самостоятельные работы однообразны, их продолжительности не оптимальна для данного класса.
Отсутствие четких инструкций перед самостоятельной работой.
Сообщения готовятся детьми не самостоятельно, а с подачи готового материала учителем, порой непосредственно перед уроком.
Непродуманное домашнее задание.
Итак: самостоятельная работа – это средство обучения, которое формирует у обучающихся движение от незнания к знанию, от низшего уровня мыслительной деятельности к высшему.
В своей деятельности я широко использую самостоятельную работу учащихся, т.к. считаю, что при обучении языку важным условием является контакт учащегося с иноязычными элементами: словом, фразой, текстом. Считаю, что хотя на изучение предмета в школе выделяется 3 часа в неделю, это слишком мало для выработки самостоятельных слухопроизносительных навыков. Что я могу дать за 3 урока в неделю, это, примерно за 2 часа: ознакомить с новыми словами, потренировать в чтении и диалогической речи, объяснить грамматическое явление. Поэтому главную роль в эффективном обучении я отдаю домашней работе учащихся Без домашней тренировки, не будет успехов в обучении, т.к язык нужно учить, именно учить, «зубрить» слова, фразы, выражения, грамматические конструкции.
Ну и, конечно же, вы меня спросите, а что же остается учителю на уроке? Какова его роль? Чему я учу на уроке? Я отвечу – способам самостоятельной работы с элементами языка:
Способам чтения слов.
Порой трудность у учащихся вызывает не трудное запоминание слова, а неумение его правильно прочитать. Чтоб решить эту проблему еще во 2м классе я привожу такие рифмовки:
Нас, дружок, не забывай. Мы зовемся E I Y
Если слева С стоит, она весело свистит (ceiling – потолок, cinema – кино, bicycle – велосипед).
После С когда нас нет, кашель слышится в ответ (cat - кот)
Такие рифмовки быстро запоминаются, и до 11 класса ребята их помнят и редко делают ошибки в подобных словах. Но это еще не все, главное, чтоб ребенок научился использовать это маленькое забавное правило на практике. На уроке эта рифмовка разучивается, закрепляется при помощи упражнений, а на дом даются слова, например: cat, City, centre, bicycle, captain, cook. Эти слова дети самостоятельно переводят по словарю, и делят на два столбика, по чтению буквы С.
Способам построения предложений (схемы предложений)
Пока у ребят еще плохо развита речь, умение передавать мысль посредством другого языка. Я учу строить предложения по аналогии, по схеме. Зная схему построения предложения, учащиеся легко могут без посторонней помощи самостоятельно строить свои высказывания.
Способам перевода.
Я не ориентирую детей на точный перевод, т.к. в основе любого высказывания лежит идея, главное чтоб учащийся понял идею предложения, абзаца, текста. Хотя в учебниках есть разнообразные тексты для перевода, но они чаще всего вызывают у учащихся такие реплики, как «опять текст». Поэтому, чтоб мотивировать учащихся, я выбираю тот материал, который интересен им, а именно песни или как они любят называть «попсу» и выбираю современных исполнителей, иногда даже по предпочтению учащихся(7-9 классы). Этим я убиваю сразу нескольких зайцев: мотивация+ жизненный материал. Дети убеждаются в том, что английский язык, это не что-то там сверхъестественное, а то, что они в реальном времени, если чуточку постараться, смогут внести в свою жизнь как устойчивое умение. Конечно же материал мною предварительно просматривается, чтоб не создать на уроке щекотливые ситуации.
Как я еще воспитываю самостоятельность у учащихся?
В учебниках Кауфман, которые мы используем, есть большие возможности для проектной деятельности по значимым для учащихся темам. Например, в 5 классе «Моя домашняя страничка», в 6 «Домашние питомцы», в 7 – «Окружающая среда» и т. д.
Такую работу провожу в 3 этапа:
Подготовительный. Этот этап самый длительный, он совпадает с изучением темы, раздела. Здесь идет изучение лексики, страноведческого материала и т.д.
Работа над проектом. Он заключается в определении цели, задач, и плана работы. Он совпадает с уроком в учебнике. Ребята начинают работу над проектом на уроке на черновиках. Я на уроке, не столько учитель, сколько консультант и советчик. Дети не стеснятся подходить ко мне за помощью. Дома работа продолжается, и здесь у них есть все возможности для творчества.
Заключительный. Презентация своей работы, обсуждение (примеры работ учащихся)
Важность самостоятельной работы школьников, с точки зрения воспитательной и чисто дидактической, не подлежит никакому сомнению. Действительно, если ученик в учебно-воспитательном процессе пассивен и не проявляет самостоятельности, знания его будут формальны и, как правило, не получат выхода в жизнь. Самостоятельная работа школьников в реализации новых целей образования занимает одно из основных мест.