Методические указания к выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Информатика и ИКТ» для студентов 1 курса
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«ПЕРЕВОЗСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Методические указания к выполнению самостоятельной работы
по дисциплине «Информатика и ИКТ» для студентов 1 курса всех специальностей
Разработчик: Грищенко А.А.
Перевоз
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации для организации самостоятельной работы по дисциплине «Информатика и ИКТ» предназначены для студентов первого курса по всем специальностям.
Основная задача образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
В соответствии с учебным планом на самостоятельную работу студентов отводится 48 часов. В материалах для самостоятельной работы студентов представлен курс поддержки и совершенствования общеобразовательных, коммуникативных, информационных компетенций, достигнутых в основной школе, обеспечивающих практическое выполнение заданий (поиск, набор и обработка данных) и продуктивного плана.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
углубления и расширения теоретических знаний;
развития познавательных способностей и активности студентов: самостоятельности, ответственности и организованности, творческой инициативы;
формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
В процессе выполнения самостоятельной работы студенты получают:
практические умения и навыки :
умение оперировать данными на информационном рынке;
умения работать с информацией (кодировать, представлять, измерять);
умения обрабатывать информацию средствами информатики.
учебные умения:
использовать различные информационные источники;
расспрашивать, описывать, сравнивать, исследовать, анализировать оценивать;
проводить самостоятельный поиск необходимой информации;
специальные учебные умения .
осуществлять эффективный и быстрый поиск нужной информации;
организовывать работу на компьютере;
выбирать оптимальное программное обеспечение для работы с информацией;
излагать информацию средствами информатики.
Виды заданий для самостоятельной работыДля овладения знаниями: поиск информации в сети Интернета, проведение исследований, подготовка сообщений.
Для закрепления и систематизации знаний: создание презентации в MS Power Point.
Для формирования умений: обработка информации прикладными программами, проектирование и моделирование объектов.
Формы самостоятельной работыПоиск информации в различных источниках и ее практическая обработка.
Исследовательская работа.
Составление информационных моделей объектов и их анализ.
Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов:уровень освоения студентом учебного материала;
умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
сформированность общеучебных умений;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями.
Контроль выполненной самостоятельной работы осуществляется индивидуально, на уроке, при тестировании, при защите рефератов и проектов:
Контроль сообщений осуществляется на уроках.
Контроль выполнения рефератов осуществляется индивидуальной (или групповой) беседой по ключевым моментам работы, с последующей защитой реферата.
Проверка информационных моделей объектов проверяется индивидуально.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Перечень самостоятельных работ
№
п/пТема работы и краткое содержание Количество
часов
1. История развития компьютерной техники 2
2. История современной системы счисления (изучение развития науки чисел) 2
3. Информационные ресурсы общества 2
4. Выполнение домашнего задания по теме: Информация, ее свойства, подсчет количества информации 2
5. Выполнение домашних заданий по теме: «Алгоритмы». 6
6. Классификация вирусов и антивирусных программ 4
7. Антивирусные программы (изучение и описание одной антивирусной программы на выбор) 2
8. Устройство компьютера (создание кроссворда) 2
9. Виды ПО компьютера 2
10. История операционных систем (исследование развития операционных систем) 2
11. Безопасность и гигиена при работе с компьютером (разработка профилактических мер, направленных на сохранение здоровья при работе с компьютером) 2
12. Сравнительная характеристика растровых и векторных графических редакторов (изучение различных графических редакторов, заполнение таблицы) 2
13. Применение графических редакторов в деятельности человека (исследование профессий, связанных с работой с графическими редакторами) 2
14. Подготовка материала о своей семье для создания презентации 4
15. Рецензирование документа (обработка готового реферата в соответствии с требованиями к оформлению рефератов) 2
16. Издательские системы (изучение настольных издательских систем, организации и основных способов верстки текста) 2
17. Сравнительный анализ поисковых систем. 2
18. Работа в Ms Power Point (создание мультимедийной презентации на тему «Современные браузеры») 2
19. Составить портфолио своих достижений в виде презентации Ms Power Point. 2
20. Глоссарий (создание словаря информационных терминов) 2
Самостоятельная работа № 1 История развития компьютерной техники.
Задание: изучите историю развития компьютерной техники.
Форма выполнения задания: реферат.
Самостоятельная работа № 2 История современной системы счисления
Задание: изучите историю возникновения чисел десятичной системы. Форма выполнения задания: реферат.
Самостоятельная работа № 3 Информационные ресурсы общества
Задание: изучите информационные ресурсы: понятие, состав, рынок информационных ресурсов и услуг.
Форма выполнения задания: сообщение.
Самостоятельная работа № 4 Выполнение домашнего задания по теме: Информация, ее свойства, подсчет количества информации.
Задание: решите задачи по теме «Измерение информации»
Список задач:
Какой объем информации содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 4 раза?
Вы подошли к светофору, когда горел красный свет. После этого загорелся желтый свет. Сколько информации вы при этом получили?
В корзине лежат 8 шаров. Все шары разного цвета. Сколько информации несет сообщение о том, что из корзины достали красный шар? Форма выполнения задания: решение задачи.
Самостоятельная работа № 5 Выполнение домашних заданий по теме: «Алгоритмы».
Задание: постройте алгоритмы для решения следующих задач:
Решить задачи по теме «Линейные программы»
Список задач:
Составить алгоритм, который вычисляет значение выражения по формуле (все переменные имеют вещественный тип):
Составить алгоритм для ввода числа, нахождения его квадрата, вывода результата на экран.
Составить алгоритм нахождения среднего арифметического четырех чисел.
Решить задачи по теме «Разветвляющиеся программы
Список задач:
Ввести число. Если оно неотрицательно, вычесть из него 50, в противном случае прибавить к нему 100.
Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на (-2) и вывести на экран, в противном случае увеличить в 1,5 раза и вывести на экран.
Ввести 2 числа. Вычесть из большего меньшее.
Решить задачи по теме «Циклические программы Список задач:
Составить алгоритм для нахождения суммы первых десяти чисел натурального ряда.
Составить алгоритм для нахождения произведения чисел, оканчивающихся нулем и находящихся в промежутке от 20 до 60.
Составить алгоритм для нахождения суммы четных чисел, находящихся в промежутке между 18 и 28.
Форма выполнения задания: построение алгоритмических структур.
Самостоятельная работа № 6 Классификация вирусов и антивирусных программЗадание: составьте классификацию вирусов, приведите примеры использования и антивирусных программ.
Форма выполнения задания: сообщение.
Самостоятельная работа № 7 Антивирусные программыЗадание: выберите из списка любую антивирусную программу и опишите ее:
Касперский;
Avast;
Nod32;
Avira;
DrWeb;
Panda.
Форма выполнения задания: сообщение.
Самостоятельная работа № 8 Устройство компьютераЗадание: изучите устройство компьютера и составьте кроссворд.
Форма выполнения задания: создание кроссворда.
Самостоятельная работа № 9 Виды ПО компьютераЗадание: изучите следующие вопросы:
основные понятия и определения (программа, сопровождение программ, программное обеспечение компьютера);
классификация программного обеспечения;
типы системного ПО;
типы специального (инструментального) ПО;
типы прикладного ПО.
Форма выполнения задания: реферат.
Самостоятельная работа № 10 История операционных систем
Задание: изучите историю развития операционных систем.
Форма выполнения задания: исследование.
Самостоятельная работа № 11 Безопасность и гигиена при работе с компьютером
Задание: разработайте технику безопасности при работе с компьютером и комплекс профилактических упражнений, направленный на сохранение здоровья при работе с ЭВМ.
Форма выполнения задания: сообщение.
Самостоятельная работа № 12 Сравнительная характеристика растровых и векторных графических
редакторов
Задание: изучите графические редакторы и заполните следующую таблицу:
Параметры для сравнения Растровые ГР Векторные ГР
1. Краткая характеристика 2. Способ описания изображения 3. Изменение качества при изменении масштаба 4. Примеры Форма выполнения задания: исследование.
Самостоятельная работа № 13
Применение графических редакторов в деятельности человека
Задание: изучите профессии, связанные с работой с графическими редакторами и подготовьте реферат.
Форма выполнения задания: реферат.
Самостоятельная работа № 14
Подготовка материала о своей семье для создания презентации
Задание: собрать материал о своей семье (фотографии, документальные источники) для создания презентации.
Форма выполнения задания: исследование.
Самостоятельная работа № 15 Рецензирование документа
Задание: изучите правила оформления реферата в соответствии с ГОСТ 7.9-95. Отредактируйте и обработайте документ в соответствии с требованиями к оформлению рефератов.
Форма выполнения задания: редактирование текстового документа.
Самостоятельная работа № 16 Издательские системы
Задание: изучите виды настольных издательских систем, организацию и основные способы верстки текста, подготовьте сообщение.
Форма выполнения задания: сообщение.
Самостоятельная работа № 17 Сравнительный анализ поисковых систем.
Задание: заполните таблицу «Поисковые системы»
Поисковые системы Рейтинг
популяр
ностиКраткая
характе
ристикаНайдено страниц, по запросу: Определение информации
YandexGoogle Rambler Апорт! mail.ru Форма выполнения задания: заполнение таблицы.
Самостоятельная работа № 18 Работа в MS Power Point
Задание: создайте мультимедийную презентацию на тему «Современные браузеры»)
Требования к презентации
На первом слайде размещается:
название презентации;
автор: ФИО, группа, название учебного учреждения (соавторы указываются в алфавитном порядке);
год.
На втором слайде указывается содержание работы, которое лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).
На последнем слайде указывается список используемой литературы в соответствии с требованиями, интернет-ресурсы указываются в последнюю очередь.
Оформление слайдов
Стиль ►► необходимо соблюдать единый стиль оформления;
►► нужно избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации;
►► вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки)
Фон ►► для фона выбираются более холодные тона (синий или зеленый)
Использование
цвета ►► на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста;
►► для фона и текста используются контрастные цвета;
►► особое внимание следует обратить на цвет гиперссылок (до и после
использования)
Анимационные
эффекты ►► нужно использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде;
►► не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами; анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде
Представление информации
Содержание
информации ►► следует использовать короткие слова и предложения;
►► время глаголов должно быть везде одинаковым;
►► следует использовать минимум предлогов, наречий, прилагательных;
►► заголовки должны привлекать внимание аудитории
Расположение информации на странице ►► предпочтительно горизонтальное расположение информации;
►► наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана;
►► если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты ►► для заголовков не менее 24;
►► для остальной информации не менее 18;
►► шрифты без засечек легче читать с большого расстояния;
►► нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации;
►► для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание того же типа;
►► нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже, чем строчные).
Способы выделения информации Следует использовать:
►► рамки, границы, заливку
►► разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки
►► рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных
фактов
Объем информации ►► не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
►► наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.
Форма выполнения задания: презентация.
Самостоятельная работа № 19 Работа в MS Power Point
Задание: создайте мультимедийную презентацию на тему «Мое портфолио»
Форма выполнения задания: презентация.
Самостоятельная работа № 20 Глоссарий
Задание: создайте глоссарий информационных терминов (не менее 50 слов). Форма выполнения задания: глоссарий.
Список литературы
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010.
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А. Залогова, М. А. Плаксин, С. В. Русаков и др. Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хен- нера : Том 1. - 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Семакин И.Г. Игформатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. - 5-е изд., испр.
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Сулейманов Р.Р. Организация внеклассной работы в школьном клубе программистов: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ Н.Д. Угринович. - 5-е изд. - М. : БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ Н.Д. Угринович. - 5-е изд. - М. : БИНОМ, Лаборатория знаний, 2010.