Взаимодействие с семьей, как условие эффективности реализации ФГОС

Взаимодействие с семьей,
как условие эффективности реализации ФГОС.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности ребенка: семья или общественное воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным образовательным организациям. 
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования (принятие ФГОС), направлены, прежде всего, на улучшение его качества.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является основой не только для разработки программ, но и для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Одной из задач, на решение которой направлен ФГОС, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В основных требованиях к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования отдельным пунктом отмечена поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Так же в стандарте прописаны условия, необходимые для создания благоприятной социальной ситуации развития детей. Одно из условий – это взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Таким образом, качество дошкольного образования во многом зависит от согласованности действий семьи и образовательной организации. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Психологическая работа с родителями – довольно сложное направление. Нередко родители не сомневаются в свой компетентности, обвиняя в случае возникновения отклонений в поведенческой, эмоциональной сферах ребенка образовательную организацию.
Задача педагогов и психологов ДОУ убедить родителей в том, что сотрудничество и активное взаимодействие семьи с образовательной организацией неотъемлемый компонент для достижения оптимального результата в становлении личности ребенка.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




Личностные проблемы психолога, которые могут появляться во время консультирования родителей и препятствовать продуктивному достижению поставленной цели в решении проблем.

Я – СПЕЦИАЛИСТ
Здесь все проблемы сводятся к недостатку знаний. В таком случае необходимо больше читать литературы профессионального характера, посещать обучающие семинары, обращаться за помощью к более опытным коллегам.
К более сложным относятся проблемы, связанные с наличием у психолога убеждений, мешающих эффективной работе. Зачастую эти убеждения не осознаются, и сформулировать их бывает трудно.
Наиболее типичными являются ограничивающие убеждения типа:
«Я боюсь, что не смогу помочь»;
«Я боюсь показаться некомпетентной»;
«Я не уважаю людей, которые не могут воспитывать своих детей»;
Меня смущает, что я на много младше (старше) мамы ребенка» и т.д.
Устранение проблем, связанных с подобными ограничениями, происходят в процессе выявления иррационального содержания и переформулирования задачи:
«У меня достаточно опыта и знаний, чтобы помочь родителям»;
«Я не могу быть компетентной(ым) во всех вопросах, но я знаю, где и как получить информацию»;
«Родители имеют право на ошибки, моя задача - помочь им осознать их» и т.д.
Игра «Характеристика имени».
Цель: повышение самооценки, уверенности в профессиональной компетентности.
Ход игры. Каждый участник должен записать свое имя в столбик и к каждой букве подобрать позитивную характеристику, раскрывающую вашу профессиональную компетентность.
После выполнения проходит обсуждение: тяжело ли было подобрать характеристику? Какие чувства испытывали?

Я – РОДИТЕЛЬ
Эта позиция затрагивает более глубокие личностные проблемы. Психолог сознательно или неосознанно ставит себя на место родителя и задает себе вопрос: «А как бы я поступил?»
Перенесение своего родительского опыта в профессиональную сферу неизбежно. Наряду с положительными сторонами этого явления, существует и ряд отрицательных. Особенно если родительский опыт не является удачным. Нередко проблемы возникают у специалистов, не имеющих собственных детей. Им мешает работать страх «разоблачения»: «Если родители узнают, что у меня нет собственного опыта, они не будут считаться с моими рекомендациями».
Другая крайность – навязывание своих взглядов без учета менталитета семьи и личностных особенностей ребенка.
В любом случае осознание своего родительского переноса – это половина успеха в устранении его нежелательных последствий.
Упражнение «Решение проблемы».
Цель: развивать умение принимать адекватное профессиональное решение.
Ход игры. Каждому участнику предлагается заполнить таблицу.

Проблема
Действия родителя в решении проблемы
Рекомендации специалиста

Ребенок боится темноты
1.
2.
3.

1.
2.
3.

Ребенок (3 года) кусается
1.
2.
3.

1.
2.
3.


Ребенок отказывается ходить в детский сад
1.
2.
3.
1.
2.
3.


Проводится обсуждение по вопросам:
- Есть ли совпадение между действиями родителей и рекомендациями специалиста?
- В процессе заполнения присутствовала ли опора на свой родительский опыт?
- Часто ли приходится в процессе работы с родителями использовать свой родительский опыт?
- Какова положительная сторона использования своего родительского опыта?

Я – РЕБЕНОК
В эту позицию психолог попадает всякий раз, когда в общении с родителями испытывает сильные трудно контролируемые чувства – раздражение, злость, гнев, обиду, страх. Груз собственных детских проблем и психологических травм запускает механизм сочувствия к ребенку. При этом возникает негативное отношение к его родителям. Другими словами, психолог неосознанно превращается в маленького ребенка, которого обижают, пытаются подавить, не считаются с его мнением. Ребенок и родители ставятся по разные стороны баррикад, и психолог начинает воевать даже там, где в этом нет необходимости. Таким образом, он автоматически лишает себя возможности построить эффективное взаимодействие с родителями.
Способность психолога вставать на место ребенка, видеть причины его поступков является ценной, но должна использоваться только сознательно.
Упражнение «Встреча».
Цель: активизировать детские воспоминания участников, развивать эмоциональное восприятие и рефлексию.
Ход упражнения: ведущий предлагает участникам сесть удобно, расслабиться и закрыть глаза. Под спокойную музыку читает текст: «Представьте, что сейчас вы находитесь у себя дома. Сидите там, где обычно отдыхаете, где вам особенно хорошо и удобно. Вы готовитесь к важной для вас встрече. Вы сосредоточены и внимательны к себе. Вы мысленно встаете и идете к выходу, открываете дверь и медленно спускаетесь по ступеням лестницы. Выходите из подъезда на улицу в светлое пространство солнечного дня. На улице вам навстречу идет ребенок. Приглядитесь, этот ребенок – вы сами. Посмотрите, как одет этот ребенок, какое у него выражение лица, настроение? Постарайтесь как можно более подробно рассмотреть его. Задайте ему важный для вас вопрос и постарайтесь услышать от него ответ. После этого медленно, не спеша, возвращайтесь обратно».
Проводится обсуждение по вопросам:
- Каким вы были в детстве? Каким вы стали сейчас?
- Какой вы задали вопрос, и какой получили ответ?
- Каковы ваши впечатления от упражнения?

Профессиональный рост подразумевает не только приобретение новых знаний и методических навыков, но и постоянную терапию собственной души.
Работа с родителями раскрывает все болевые точки, так как ставит психолога перед необходимостью быть одновременно и специалистом, и родителем, и ребенком.

Интернет-сайты, группы, сообщества

Наглядная информация

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Информирование

Индивидуальное консультирование

Тренинговая работа

Сообщения на род. собраниях