Выступление на педагогическом совете Повышение родительской компетентности через различные формы взаимодействия семьи и школы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа ст. Екатериноградской» Прохладненского муниципального района КБР
ПЕДСОВЕТ
Повышение уровня
родительской компетентности
через различные формы
взаимодействия
семьи и школы
подготовила
зам. директора по ВР
Щербакова Ж.П.
ст. Екатериноградская
01.12.2015 г.
Для того чтобы воспитать
человека во всех отношениях,
его нужно знать во всех отношениях.
К.Д.Ушинский.
Слайд 2.
Много лет назад великий Константин Дмитриевич Ушинский сказал, что для того, чтобы воспитать человека во всех отношениях, его нужно знать во всех отношениях.
Современное общество переживает духовно-нравственный кризис. Сломаны старые стереотипы, а новые не выработаны. Поменялись ценностные ориентиры. Средства массовой информации демонстрируют насилие. В школе есть учителя, которые не пользуются авторитетом у подростков, да и родители во многих семьях не являются авторитетом для своих детей.
Установлено, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. В то же время семья не может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, которой необходимы интеллектуальные, культурные, духовные ценности. В настоящее время большинство семей озадачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания. Поэтому наметилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Когда же личность не получает такого развития, появляются наркотики, алкоголь, бесцельное и небезопасное времяпровождение.
В настоящее время появляются семьи, где нет прочных межличностных связей между родителями и детьми, и как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребёнка из-под влияния семьи.
К сожалению, многие родители неохотно и очень осторожно обращаются за помощью к разного рода специалистам. Многие из них считают, что воспитанием должна заниматься школа. Школа действительно может сыграть существенную роль в воспитании подрастающего поколения, организовав творческий союз детей и взрослых, поскольку у школы и родителей главная точка соприкосновения, главная ценность – это дети.
Для того чтобы выстроить работу с семьёй более эффективно, необходимо представлять себе суть современной социокультурной и социально-педагогической ситуации, в которой происходит процесс образования ребёнка, так как без понимания специфики жизнедеятельности современной семьи все наши планы и проекты могут оказаться не востребованы.
Рассмотрим несколько тенденций, характерных для современной жизни.
Слайд 3.
Тенденция 1. Изменения социально-экономической ситуации, зарождение и развитие новых идей породило новые формы совместной жизни людей.
Сегодня понятие семьи невозможно определить однозначно ни с точки зрения её количественного или гендерного состава, ни в контексте родственных связей, ни с учётом проживания её членов. Наряду с традиционными сегодня существуют и семьи, состоящие из отцов и детей, из бабушек и внуков, из неродных друг другу людей (приёмные семьи) и даже из однополых супругов. Единого критерия, определяющего статус семьи, пока не существует. Вероятнее всего, сегодня семьёй можно назвать группу людей, которые считают себя таковой. Некоторые к членам семьи относят и животных.
Тенденция 2. Изменение функций семьи, её экономической значимости для человека.
Слайд 4.
Проведённый опрос в Санкт-Петербурге показал, что более половины (52%) опрошенных считают, что основа семьи – это общие интересы и уважение, и лишь 14 % – что семья основана на воспитании детей. 27% респондентов отметили, что институт семьи утратил своё прежнее значение, и лишь 6% уверены, что семья держится на совместном ведении хозяйства. Всего было опрошено 3718 человек. Таким образом, современные родители не считают достаточным основанием для совместного проживания наличие детей и разделение ответственности за их воспитание. Это означает, что для построения эффективной работы с семьёй необходимо выяснить, какое место в жизни родителей занимают вопросы образования, иначе вся ответственность может лечь исключительно на педагогов школы.
Результаты анкетирования
Слайд 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11.
Слайд 12.
Тенденция 3. Миграционные процессы, вызванные политическими событиями последних десятилетий, обострили национальную проблему, которая сегодня оказывает существенное влияние как на геополитическую обстановку в мире, так и на характер внутрисемейных связей. И сегодня как для России, так и для всего мира стали актуальны проблемы решения межконфессиальных и межэтнических конфликтов.
Для решения многих вопросов образования (воспитания гражданственности и патриотизма, нравственности, толерантности) школа должна иметь чёткое представление о политических, религиозных и национальных взглядах своих граждан. В образовании важно изучать не только состав семьи, уровень её мотивации к сотрудничеству, но и те ценности, которые существуют в семьях, представляющих иную культуру. Иногда конфликты в образовательном учреждении возникают из-за того, что его ценности не совпадают с ценностями конкретной семьи.
Тенденция 4. Стремление к автономизации проявляется как в разных сферах жизни людей (духовной и материальной), так и в разных поколениях: дети активнее создают свою субкультуру, в которой плохо ориентируются взрослые; взрослые всё чаще объединяются по имущественному принципу, создают свои сообщества, функционирующие в рамках одного города практически автономно. Наблюдается значительный разброс в жизненных целях, в способах и ресурсах для их достижения: они перестали быть общими, как это было в советское время.
Слайд 13.
Изменились и цели воспитания: общество (и прежде всего родители) стало вынуждено учить детей выживать в рыночной экономике, то есть учить детей не только заботиться о себе, отвечать за себя, защищать себя, но и находить своё предназначение в мире и успешно выполнять его. Каждая семья создаёт свою педагогическую систему. Образовательному учреждению крайне важно понимать, какое место в этой системе оно занимает. Какие идеи и мероприятия способствуют объединению усилий семьи и школы, а какие разобщают?
Для нас важны не столько актуальные проблемы образовательного процесса, сколько перспективы развития всех его субъектов в целом, так как без знаний о семье (её ресурсах, ценностях, запросах) невозможно выстроить эффективную образовательную деятельность.
«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же как дети «с комплексами», «забитые», или «несчастные», всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Родители, не владея знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание в слепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит никаких результатов. Именно поэтому благодаря совместной работе учителя, психолога, социального педагога родители и дети научатся понимать и помогать друг другу.
Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями. Сделать их активными участниками педагогического процесса – это важная, сложная и ответственная задача классного руководителя.
Слайд 14.
Существуют разнообразные формы и методы социально-педагогической работы с семьями. Важнейшей из них является родительское собрание.
Выступления учителей Сурцевой И.В. (1а класс), Шеске И.Т. (5б класс), Мельниковой Т.В. (10 класс).
В качестве основного недостатка в организации классных родительских собраний следует назвать отсутствие разнообразия форм и методов их проведения, следствием чего является низкая активность родителей. Анализ воспитательных планов позволяет сделать вывод: все запланированные родительские собрания являются тематическими, но, зачастую, на родительских собраниях идёт обсуждение успеваемости детей, поведения, обсуждение подарков к новому году, решение вопроса о ремонте и т.д. и т.п.
Слайд 15.
Я предлагаю Вашему вниманию следующие традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями:
Традиционные Нетрадиционные
Родительские собрания
Общеклассные и общешкольные конференции
Индивидуальные консультации
Посещение на дому Родительские тренинги
Дискуссии
Психологические разминки
Круглые столы
Устные журналы
Практикумы
Родительские вечера
Родительские чтения
Родительские ринги
Слайд 16.
Если Вы всё же остановились на традиционном родительском собрании, то для того, чтобы собрание было интересным и полезным для родителей, при выборе темы и формы его проведения необходимо учитывать:
возрастные особенности детей;
преобладание типов семей;
уровень образованности и заинтересованности родителей;
проблемы классного коллектива;
цели и задачи учебно-воспитательного процесса, стоящие перед школой.
Прежде чем проводить родительское собрание, необходима подготовительная работа:
изучение научно-методической литературы;
анализ документации;
проведение микроисследования;
определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов организации работы его участников;
объявление за 2-3 недели о родительском собрании учащимся;
запись в дневниках учащихся о теме и сроках собрания;
приглашение родителей и других его участников;
привлечение к его подготовке членов родительского комитета;
оформление и оборудование места проведения собрания.
Слайд 17.
Важно так же помнить, что на собрании надо
Говорить о проблеме, а не о персоналиях.
Отмечать успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребёнка! Если хвалите, то всех – за что-нибудь.
Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.
Используйте наглядные примеры – как надо, как правильно.
Не превращайте индивидуальную консультацию в показательную (с одним говорю – все стоят кругом и слушают).
Слайд18.
И, напоследок, семь правил успешного проведения родительского собрания:
Уважайте!
Помогайте!
Объясняйте!
Доверяйте!
Учитесь!
Спрашивайте!
Благодарите!
Слайд 19.
А сейчас я предлагаю Вам небольшую практическую работу в малых группах, результатом которой станет выработка конкретных рекомендаций по взаимодействию семьи и школы.
Задание: найти эффективные формы сотрудничества с родителями. Заполнить символический дом сотрудничества педагогов и родителей.
Фундамент дома – принципы сотрудничества.
Стены из кирпичей – формы сотрудничества
Крыша – результат сотрудничества.
Труба – то, от чего в результате сотрудничества вы избавитесь
Окно – проявите фантазию
Слайд 20.
Защита проектов.
Подведение итогов.
Слайд 21.
Притча “Пророк и длинные ложки” (восточная притча)
Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведь он хотел прожить праведную жизнь. «Где ад и где рай?» – с этими словами он приблизился к пророку, но Илья не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повёл через темные переулки в какой-то дворец. Через железный портал вошли они в большой зал. Там толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом. По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришёл с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые имелись у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложка была из дерева, а в остальной своей части, в которую поместилось бы столько еды, что она могла насытить человека, ложки были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались зачерпнуть себе еды, но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые ложки из супа, но, так как они были очень длинные, даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей. С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод. Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал: “Это ад”.
Они вышли из зала, и адского крика стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались ещё в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и у тех, кого Илья и его спутник видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен был только легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое соседей, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий. Илья-пророк сказал спутнику: “Это рай!”.
“Ад” – это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый только за себя самого и против других.
“Рай”, напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими.
Обе группы – люди в раю и люди в аду – имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где они живут – в раю или в аду, – зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить.
Рай и ад – в нас самих. Мы имеем возможность выбирать. Как мы будем решать проблемы во взаимодействии «ученик – учитель – родитель» определяется большей частью нашим опытом и знаниями, нашей готовностью использовать их.
Решение педсовета:
Классным руководителям
активизировать работу с родителями, используя новые пути привлечения родителей к сотрудничеству
провести анкетирование «Досуг и традиции моей семьи»
активизировать деятельность родительских комитетов по решению вопросов, связанных с жизнедеятельностью классных коллективов
продолжить работу родительского всеобуча.
Педагогу-психологу провести диагностику педагогического коллектива, выявить:
готовность к сотрудничеству с родителями
осуществлять повышение психолого – педагогических знаний родителей, через использование различных форм сотрудничества с родителями.
Вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс и организовывать совместную деятельности администрации, педагогов и родителей.