Формирование УУД средствами учебных предметов в 1 классе по УМК «Начальная школа ХХI века»
Формирование УУД средствами учебных предметов в 1 классе по УМК «Начальная школа ХХIвека»
Формирование УУД при обучении грамоте и письму
Тексты «Азбуки», иллюстративный и словарный материал позволяют решать задачи формирования всего комплекса УУД, которые являются приоритетным направлением в содержании образования. Организация этого процесса в учебно-методическом комплекте по «Обучению грамоте» строится следующим образом.
Личностные УУД:
- самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет (задания типа «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы»:?- смыслообразование и нравственно-этическая ориентация - тексты, в которых обсуждаются проблемы любви, уважения и взаимоотношений родителей и детей: «Любим тебя…» (с. 9), рассказ по иллюстрации (с. 48), «Ну и пошутил»(с. 70), «Перемена!» (с. 74), «Новый год» (с. 80), «Письмо» (с. 87).
Познавательные УУД (информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации):
- работа с текстом и иллюстрациями: перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, определение темы текста и его озаглавливание, поиск нужных частей текста, подготовка к чтению по ролям, отработка выразительного чтения. Например, тексты на страницах 72, 79, 83, 84, 91, 92, 97, 98, 102 и 103. Задания на поиск нужных слов и предложений содержатся на страницах 41, 45, 50, 52, 55, 57, 61, 66, 75, 79, 83, 94, 95, 105.
Познавательные УУД (логические):
- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой: с. 11—12, 14, 16, 20—21, 23—24, 28, 34, 37, 39—40, 44—45, 49—50, 53—54, 60, 68, 69, 76, 88—89, 93, 100; анализ парных звонких-глухих звуков и моделей слов с этими звуками c целью обнаружения существенных признаков: преобладания шума и чередования звонких-глухих (с. 47, 51, 66, 72); обнаружение особенностей букв я, ё, ю, е: использование букв для обозначения звука [й'] в начале слова и после разделительных знаков ь и ъ (с. 77, 82—83, 106-107); обнаружение особой роли буквы ь после букв согласных звуков (с. 88); выяснение общих черт непарных согласных (с. 70, 72, 94, 95, 101);
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирование понятия «звук» через анализ моделей (с. 10); поэтапное формирование понятия «парный твердый-мягкийсогласный» (с. 20), понятия «парный звонкий-глухой согласный» через систему сопоставлений (с. 47, 60, 66, 68, 70, 72); понятия безударной гласной в корне слов (с. 45, 66, 95); формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» (с. 22, 46, 60); формирование понятия «буква – знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в двухъярусных и трехъярусных схемах-моделях слов;
- установление причинно-следственных связей: между разным звучанием мягкого-твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука (с. 53, 72); между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имен, названий стран, городов, рек, кличек животных (с. 19, 22, 29, 56); между обнаружением связи между словами в предложении и выводом о том, что предложение нужно особым образом отмечать в письменной речи, чтобы можно было понять текст (с. 14, 18—19, 21, 25—26, 31, 35-36).
Формирование УУД средствами учебного предмета «Русский язык».
Рассмотрим содержание учебников 1–4 классов, которое является предметом специального внимания в Стандартах и связано с формированием УУД. Для этого проанализируем приемы и типы заданий учебника 1-го класса, где проектируется формирование УУД.
Регулятивные УУД (контроль и самоконтроль):
- осуществление контроля процесса и результатов деятельности: задания типа «Какую ошибку сделала девочка? Что она изменила при чтении?» (с. 11), «Кто неверно произнёс названия букв?» (с. 51), «Выпиши родственные слова» (с. 116)
- самоконтроль процесса и результатов деятельности: задания типа: «Понятно ли, о чём говорится в каждой строчке?» (с. 5)
Познавательные УУД (общеучебные): — умение применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Задания типа: «Из слов каких строчек можно составить предложения? Составь и запиши предложения» (с. 8), «Запиши названия животных, разделяя их на слоги» (с. 17)
- умение ставить, формулировать и решать проблемы как некоего целого, включающего целый ряд логических шагов: использование в предложении предлога: (с. 91-93)
Познавательные УУД (информационные):
- обучение работе с разными видами информации:
а) формирование умения поиска начала урока по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради: с 37, 84—86.
б) формирование умения читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями: с. 33,39, 71, 115
в) работа с буквенными столбиками (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту): с. 61, 62, 88, 89
г) обучение работе с информацией, представленной в графической (иллюстративной) форме: с. 4, 16
Познавательные УУД (информационные) — обучение работе с разными видами информации по другим основаниям:
1. Понимание и преобразование информации – задания, нацеленные на проверку понимания информации — составление предложений (с 5.), составление слов из слогов (с. 16 −17), перенос слов (С 28), достройка алфавитного списка (с. 48-51)
2. Применение и представление информации — задания, нацеленные на применение полученной информации: применение правила записи буквосочетаний (с. 67, 69), звонкость согласного перед гласной (с. 75), написание слов с парной согласной (с. 79)
3. Оценка достоверности получаемой информации - задания, нацеленные на создание условий для оценки и проверки достоверности получаемой информации.
Познавательные УУД (знаково-символические): моделирование: С.3
Познавательные УУД (логические):
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему: с. 9, 62—63, 64-65
— подведение под правило: с. 6, с. 20, с. 41, с. 55, с. 65, с. 91.
— установление причинно-следственных связей – расхождение написания буквы со звуком с. 13—14 (например, ребенок должен установить связь между: местом ударения в слове и значением слова; сменой логического ударения в предложении и изменением смысла предложения; количеством гласных в слове и количеством слогов; с. 103Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничеств: задания, требующие распределения работы с соседом по парте.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения.
В области познавательных УУД (общеучебных) школьник научиться: ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию; получить первоначальные навыки инструментального освоения алфавита: представлять на уровне прикидки, какие знаки и группы знаков находятся в его начале, конце, середине.В области коммуникативных УУД школьник должен уметь: в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом; выполнять работу по цепочке; в рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из них;В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий) школьник должен: понимать, что нужно и можно выполнять работу над ошибками; выполнять работу над ошибками с помощью взрослого.
Формирование УУД средствами учебного предмета «Литературное чтение»
Первый класс
Личностные УУД:
- самоопределение: в учебнике предусмотрена система значков-подсказок, ориентирующая младшего школьника понять, что ему известно и что неизвестно, как получить помощь (значки предварительного чтения, игры, вопросов к тексту, заданий для самопроверки, необычных заданий, т. е. повышенной трудности);- смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: стихотворные тексты, в которых поднимается тема взаимоотношений человека с природой и животными (И. П. Токмакова «Это ничья кошка», «Я ненавижу Тарасова»); прозаические тексты, где обсуждаются серьезные проблемы родительской любви и взаимоотношений взрослых и детей (Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек», В. А. Осеева «Сыновья», «Хорошее»); художественные произведения, затрагивающие проблемы взаимоотношений (Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог» с. 51, Б. В. Заходер «Приятная встреча» с. 58, Д. Биссет «Орел и овечка» с. 59—61, М. Я. Бородицкая «Колдунье не колдуется» с. 62—63, Л. Н. Толстой рассказ «Косточка» с. 76—77, его басни «Лев и мышь» с. 84—85, «Отец и сыновья» с. 86, басня И. А. Крылов «Чиж и голубь» с. 83, русская народная сказка «Лиса и заяц» с. 95—100, сказка К. Д. Ушинского «Жалобы зайки» с. 92—94 и пословицы с. 110.
Регулятивные УУД:
- контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности реализуется через систему заданий для самопроверки и самостоятельной работы (с. 24, 37, 52, 73, 112).
Познавательные УУД (информационные):
- поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями): перечитывание текста с разными задачами (К. Д. Ушинский «Лиса Патрикеевна» с. 6—7, Т. М. Новицкая «Береза» с. 11, стихотворение А. С. Пушкина и описание Л. Н. Толстого с. 12—13, стихотворение А. К. Толстого «Вот уж снег…» с. 16, А. А. Шибаев «Переполох» с. 20, Г. А. Ладонщиков «Зимняя радость» с. 26, И. С. Никитин «Встреча зимы», считалки с. 42, сказка «Лиса и козел» с. 88—90, К. Д. Ушинский «Жалобы зайки» с. 92—94, сказка «Лиса и заяц» с. 95-100); поиск нужных частей текста, нужных строчек, поиск и подстановка нужных слов (стихи Самойлова и Некрасова с. 9—10, стихи Бородицкой и Усачева с. 18—19, Т. Н. Белозеров «Тучка» с. 23, В. Д. Берестов «Заяц-барабанщик» с. 32, И. П. Токмакова «Крокодилы» с. 33, Н. А. Некрасов «Крестьянские дети» с. 35—36, А. Н. Плещеев «Скучная картина» с. 37, «Весна» с. 39, Б. В. Заходер «Моя Вообразилия», И. А. Крылов «Чиж и голубь»).- работа с цепочками слов, словами и выражениями для предварительного прочтения (с. 6, 8, 10, 13, 15, 18, 21, 25, 28, 32, 34, 38, 41, 44, 50, 55, 58, 63, 68, 75, 78, 80, 82, 87, 91, 94, 104);
— словарная работа: выполнение заданий со спасательным кругом, расширяющие словарный запас ребенка (с. 13, 28, 36, 77, 91, 101, 109); в конце учебника дан толковый словарь используемых слов (с. 116-119)
- работа с дидактическими иллюстрациями: с. 5, с. 7, 11, 17, 19, 26, 27, 30, 35, 39, 50, 53, 60, 74, 88—90, 105).
Познавательные УУД (логические):
- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: выделение особенностей и секретов художественного текста (с. 8, 24, 37, 52, 73, 114); анализ группы считалок с целью обнаружения жанровых признаков: повторяющегося в разных текстах общего слова обрядового происхождения и приема шифрования чисел (с. 42-44); обнаружение одной из жанровых особенностей загадок: использование приема олицетворения (с. 106-109); выяснение секрета (общих черт) скороговорок (с. 111); анализ концов стихотворных строк с целью обнаружения парной и перекрестной рифмы (с. 40—41, 45, 51); анализ композиционных особенностей сказки-цепочки (кумулятивной сказки) с целью обнаружения ее жанровых признаков: каждое следующее звено цепочки повторяет предыдущее, обогащённое очередным новым элементом (с. 95—100, 102-104); обнаружение сюжетных признаков небылицы (с. 55-74);- подведение под понятие: кто такой авторс.6, что такое художественный текст с. 8, рифма с. 41, ритм с. 44, стихотворение с. 52, устное народное творчество с. 87, картинный план с. 100;
- установление причинно-следственных связей: между наличием рифмы и ритма и выводом: «эти тексты легко запомнить» с. 39, 42; между обнаружением созвучных концов строчек и выводом о том, что они рифмуются, что это стихи с. 52; между характером текста (жанром, к которому он принадлежит) и манерой чтения этого текста (с. 34, 37); между текстом и художественной иллюстрацией к нему (с. 30); между поступками характеристикой героя, отношением к нему автора (с. 62—63, с. 76—77, с. 88—90, с. 92—94, с. 95—100, с. 102-104); между смыслом каждого, лаже выдуманного, произведения и его поучительным смыслом (с. 64—68, 59—61, 81-82).
Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество: чтение по цепочке или по ролям (А. А. Шибаев «Переполох» с. 20, сказка «Лиса и козел» с. 88—90, С. Я. Маршак «Теремок» с. 106);— коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации): данные действия представлены системой игровых заданий, предусматривающих работу в парах и в группах (с. 21, 31, 106, 111).
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения:
В области познавательных УУД (общеучебных) школьник научится: ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенном разделе (конце учебника) нужную иллюстрацию; работать с двумя источниками информации (учебной книгой и «Рабочей тетрадью»; учебной книгой и «Хрестоматией»): сопоставлять условные обозначения учебника и Рабочей тетради, учебника и Хрестоматии; находить нужный раздел Рабочей тетради и Хрестоматии.
В области регулятивных УУД школьник научится понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос, и пытаться апеллировать к тексту для подтверждения того ответа, с которым он соглашается.
В области коммуникативных УУД школьник научится: в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; выполнять работу по цепочке; в рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них.Формирование УУД средствами учебного предмета «Математика»
В соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС, учебный материал курса по математике нацелен на создание условий для формирования личностных и универсальных (метапредметных) учебных действий.
Первый класс
Личностные УУД. Ученик научится (или получит возможность научиться) проявлять познавательную инициативу посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на объяснение способа выполнения задания героями сказок или ребятами. Задания типа: «Объясни, как нашел значение суммы Незнайка. А Кнопочка?», «Посмотри, как Таня и Юра решили уравнения. Как рассуждал каждый?» Ч.1 — № 157, 168, 200, 211; Ч.2 – № 1, 41, 94, 174, 176, 190.
Регулятивные УУД. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т. д. позволит ученику научится или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Задания типа: «Проверь свое решение по «Таблице сложения» или «Сравни свой вывод с таким…» Ч.1 – № 154, 200; Ч.2 – № 1, 23, 102, 108, 116, 135, 184, 237, 284, 293.
Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться:
— подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков: Ч.1 –№ 146; Ч.2 – № 67, 104, 156, 224, 228, 259, 274;
— владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:
а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.), рисунков, схем: Ч.1 – №22, 38, 59, 211, 219; Ч.2 – № 126, 137, 165, 193. б) выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно: Ч.1 – № 36, 49, 55, 68, 177, 205, 253, 269; Ч.2 – № 113, 199, 287;
в) выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий: Ч.2 – № 76, 102, 116, 171, 223, 232, 237, 259, 293, 297;
— проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ): Ч.1 – № 20, 173, 183, 197, 200, 218; Ч.2 – № 36, 49, 94;
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану: Ч.2 – № 244, 274, 271;
— использовать (строить) таблицы, проверять по таблице: Ч.2 – № 290;
- выполнять действия по заданному алгоритму: Ч.2 – № 12, 35, 39, 51, 69, 90, 244, 274;
— строить логическую цепь рассуждений: Ч.1 – № 198, 200, 229; Ч.2 –№ 1, 14, 21, 110, 117, 244, 274.
Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность строить понятные высказывания, понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
Ч.1 – № 200, 229; Ч.2 – № 174, 176, 190, 196, 213, 274.
Формирование УУД средствами учебного предмета «Окружающий мир»
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир», определенные ФГОС НШ, представлены в учебниках двумя содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество» (содержание блока «Правила безопасной жизни» раскрывается в учебниках по мере изучения двух первых). Сравнительно новым содержательным компонентом ФГОС НШ являются личностные и универсальные (метапредметные) учебные действия.
Приведем примеры заданий, основная цель которых – формирование предметных, личностных и универсальных (метапредметных) способов действий по основной содержательной линии «Человек и природа» (наличие других аналогичных заданий обозначено нумерацией соответствующих страниц учебников 1—4 классов).
Задания, основная цель которых:
- различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы:
1) Тема «Проверь себя». Растение живет, дышит, питается, размножается. Животное живет, дышит, питается, размножается,… В чем сходство и различие живых организмов? (1 кл. ч.1, с. 30)
2) Тема «Проверь себя». Ученые научились разгонять тучи и создавать искусственные дожди. Можно ли в таких случаях считать, что дождь изделие человека? (1 кл. ч.2, с. 24)
3) Тема «Цветковые растения». Как ты различаешь деревья, кустарники и травянистые растения? (2 кл., ч.1, с. 73)
4) Тема «Какие части культурных растений используют люди?» Задание всем присутствующим на заседании клуба: составить таблицу овощных, зерновых и бобовых растений своего края (2 кл. ч.1, с. 92)
5) Тема «Ищем ответы на вопросы в учебнике». Изучи таблицу. Объясни, как ее составили (2 кл., ч. 1, с. 13)
6) Тема «Свойств воды». Перепиши таблицу в тетрадь и занеси в нее результаты своих наблюдений (2 кл, ч.1, с. 53)
7) Тема «Сколько живут растения?» Так в чем же сходство и различие однолетних, двулетних и многолетних растений? (2кл., ч.1, с. 104)
8) Тема «Разнообразие животных». Проверь по Оглавлению, сколько групп животных должно быть в схеме. Вернись на с. 5. Назови каждое из изображенных животных. Укажи группу, к которой оно относится (2 кл, ч.2, с. 8)
9) Тема «Почва и ее состав». Вспомни прогулки в осенний лес, рассмотри рисунок и кусочек почвы и докажи, что почва тесно связывает в одно целое живую и неживую природу (3кл., ч.2, с. 32)
10) Тема «План местности». Назови все способы изображения земной поверхности, которые тебе известны. Какой способ самый подробный? Найди на плане села Мирного пляж. Расскажи, как дойди до него от дома Ивановых (3 кл, ч.1, с. 30)
11) Тема «Береги свои легкие». У каких из перечисленных организмов состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха отличается от нашего: у березы, дождевого червя, воробья? (4 кл., ч.2, с. 35)
12) Тема «Могут ли кусты бегать по степи?» Рассмотри семена (рисунки) разных растений. Какие «приспособления» имеют эти семена для своих путешествий? (4 кл., ч.1, с. 172).
Аналогичные задания: 1 кл. ч.1, с. 12, 21, 22, 24,…; 2 кл. ч.1: с. 60, 108…; ч.2: с. 5, 6, 8, 9, 14,…54,…; 3кл. ч.1: с. 19, 21, 24, 27, 30, 38, 45,49, 53, 56,…; ч.2: с. 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 15, 17…; 4 кл. ч.1: с. 54, 59, 64, 73,…; ч.2: с. 9, 13, 25, 29…;
- описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое:
1) Тема «Учимся читать карту». Найди в нижней части физической карты России шкалу глубин и высот. Затем определи, какую глубину океанов и морей обозначает тот или иной цвет. Теперь найди Северный Ледовитый океан и его самые глубинные места, окрашенные в темно-синий цвет. Определи их глубину. (3 кл, ч.1, с. 26)
2) Тема «Глобус – модель Земли». Прочитай про глобус – модель Земли. Этот материал тебе уже знаком. Но в нём есть и новые сведения. Выдели их (1 кл, ч.2, с. 33)
3) Тема «Поле и ее обитатели». Прочитай первые четыре абзаца. В основном этот материал вы обсуждали на заседаниях клуба во 2-м классе, но в нем есть и новые сведения. Вдели их (3 кл., ч.2, с. 55)
4) Тема «Зачем и как люди заботятся о почве».Задание для всех присутствующих на заседании школьного клуба: Подготовить план весенних работ на пришкольном участке и обсудить его на заседании клуба (3 кл., ч.2, с. 39)
5) Тема «Ледяная зона». Задание для всех присутствующих на заседании школьного клуба: подготовить доклад об Арктике. Можно воспользоваться планом (предлагается готовый план) (4 кл, ч.1, с. 65)
6) Тема «Зона лесов». Помнишь ли ты план изучения природных зон? Перескажи его соседу по парте. Воспользуйтесь им при изучении зоны лесов (4 кл., ч.1, с. 84).
7) Тема «Зона пустынь». Все растения пустыни умеют доставать, запасать, экономить пресную воду или «пить» соленую. Что лучше других умеют делать такие растения, как саксаул, кактус, солянка? (4кл., ч.1, с. 109)
Аналогичные задания: 1 кл,ч.2, с. 33,..; 2кл.ч.1: с. 6, 11, 18, 58 и др.; ч.2: стр. 6, 9, 17, 18, 19, 25, 41 ….; 3 кл. ч.1: с. 7, 16, 17, 19, 26,…; ч.2: с. 5, 22, 23, 24, 35….; 4 кл., ч.1: с. 55, 64, 65, 84,…; ч.2: с. 13, 17, 18, 19, 32…;
- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов:
1)Тема «Органы чувств». Проведи опыты и дай ответы. По каким признакам и с помощью каких органов чувств ты узнал (а), эти предметы? (кл., с. 8-9)
2) «Готовимся к школьной олимпиаде». Обрати внимание на комнатные растение, которые стоит около окна. Его листья обращены к свету. Поверни это растения листьями от окна. Оставь его в таком положении на 3 – 4 дня. Как ты думаешь, что произойдет с листьями за эти дни? Через 3-4- дня вновь обрати внимание на положение листьев. Твое предположение подтвердилось? Объясни причину этого явления (2 кл., ч.1, с. 71).
3) Тема «Свойства воды». Используя инструкцию по проведению эксперимента, определи, какая вода течет у тебя дома: ПРОЗРАЧНАЯ, МУТНАЯ или СЛЕГКА МУТНАЯ (3 кл., ч.1, с. 89).
4) Тема «Самый большой орган чувств». Подними иголку со стола двумя пальцами. Затем тщательно вымой руки с мылом и насухо вытри. Попробуй теперь опять поднять иголку. Это будет не так-то просто сделать, потому, что ты смыл (а) липкую пленку. Не волнуйся – защитная пленка скоро образуется вновь (4 кл., ч.2, с. 16)
5) Тема «Познакомимся с дыхательной системой». Положи руку на грудь и глубоко вздохни. Ты заметил (а), что твоя грудная клетка расширилась? Теперь выдохни, и почувствуешь, как грудная клетка возвращается к своему обычному размеру. Ты только что ощутил (а) силу своих легких (4 кл., ч.2, с. 29)
Аналогичные задания: 1 кл.: стр. 8- 9, 27, 32, 35, 37, 42, 45,46, 58…; 2 кл. ч.1: стр. 15, 16, 21,-23, 45—50, 52—65, 100…; ч.2:, стр. 14, 47, 48,…; 3 кл. ч.1: с. 41, 48, 51, 54, 55, 59—63,66, 68, 77, 85—88, 92, 98, 102—1110, 114, 116; ч.2: с. 9, 10, 22—25, 35—38,…; 4 кл. ч.1: с. 55, 58,.. ч.2: с. 16, 17, 29, 38, 41,.119,..123, 124,..134, 139;
— использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации:
1)Тема «Условия жизни на планете Земля». Ты прочитал в Словарике, что такое атмосфера? Влияет ли атмосфера на жизнь Земли? Дочитай текст. Выясни условия, необходимые для жизни на Земле (2 кл. ч.1, с. 42)
2) Тема «Зона пустынь». Все растения пустыни умеют доставать, запасать, экономить пресную воду или «пить» соленую. Что лучше других умеют делать такие растения, как саксаул*, кактус*, солянка*? (4кл., ч.1, с. 109)
3) Тема «Про дельфинов». Если хочешь больше узнать о дельфинах, найди дополнительный материал в интернете (4кл., ч.1, с. 178)
4) «Растения твоего края». По своим наблюдениям, а также используя гербарий растений своего края и краеведческую литературу, назови растения и животных своего края. Составь соответствующие таблицы (4 кл., ч.1,с. 136)
5) Тема «Что за зверь?». А каких еще животных пустыни ты знаешь? Если хочешь больше узнать о пустынях, найди дополнительный материал в Интернете (4 кл., ч.1, с. 173)
Аналогичные задания: 2 кл. ч.1: с. 7,14,15, 17, 18, 19, 20, 23, 29, 31, 40, 42, 95, 103,104, 106…ч.2: с. 8, 9, 10, 14, 16, 31, 32, 34, 35, 36, 37, 40, 51, 53, 59, 63, 82, 94, 96, 99, 104, 105, 106…; 3 кл. ч.1: с. 9, 13, 14, 16, 23, 26, 28, 30, 35, 40, 44..; ч.2: с. 12, 15, 16, 17, 18, 34, 43, 53, 57, 93, 108, 116, 132…; 4 кл. ч.1: с. 49. 51, 72, 86, 110, 112, 115, 119,…168,…172 … ч.2: с. 18…;- использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания:
1) Тема «Дикие животные».Расскажи по рисункам, как появляется на свет лягушка (1 кл, с. 52). Расскажи по рисункам, как птицы заботятся о своих питомцах? (1 кл., с. 53)
2)Тема «Холмы и овраги». Перед тобою рисунок образования оврага. Расскажи, как овраг образуется? (3 кл., ч.1, с. 32)
3) Тема «Природа будет жить».Научно-популярная сказка Бориса Заходера «История гусеницы», которую вы читали на уроках литературного чтения, познакомила вас с тем, как развивается бабочка-крапивница. А знаешь ли ты, что и другие бабочки развиваются так же, как и крапивница? Рассмотри рисунки и расскажи о развитии бабочки-капустницы, кузнечика (3 кл. ч.2, с. 98-99)
Аналогичные здания: 1 кл.: форзацы, …; 2 кл. ч.1: с. 10, 11, 13, 15,…; ч.2: с. 7, 9, 11…; 3 кл. ч.1: с. 100 ч.2, с. 62—63, 65—67, 71, 89, 104, 106, 109, 124, 122, 140…; 4 кл., ч.1: с. 90, 95, 99, 105,117,… ч.2: с. 26…;- использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карта, карта) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов:
1) Тема «Готовимся к школьной олимпиаде». Поверхность Земли на карте обозначена условными знаками, Какие условные обозначения потребуются для составления карты вашего края (3 кл., ч.1, с. 42). Почему в коридоре школы должен обязательно висеть план школьного здания? (3 кл., ч.1, с. 42)
2) Тема «План местности». Используя план местности села Мирного, расскажи соседу по парте, как ему дойди от школы до метеостанции. А он расскажет тебе, чем отличается план села Мирного от рисунка этого села. Как на плане показаны направления на север и на юг? (3 кл., ч.1, с. 30)
3) Тема «Что такое погода? Рассмотри условные знаки на с. 122 для ведения «Дневника наблюдений» за погодой. Составьте с соседом по парте план наблюдений за изменениями погоды. Запишите погоду сегодняшнего дня с помощью условных знаков (3 кл., ч.1, с. 121)
4) Тема «Свойства полезных ископаемых». План изучения свойств известняка (предлагается план изучения) (3 кл., ч.2, с. 22). План изучения свойств мрамора (предлагается план изучения) (3 кл., ч.2, с. 23). План изучения свойств глины и песка (предлагается план изучения) (3 кл., ч.2, с. 24-25)
5)Тема «Как мы воспринимаем окружающий мир». Четвертое заседание клуба. Задание для каждого из членов клуба: познакомиться с планом работы клуба на месяц, подготовить для учащихся вторых и третьих классов доклад об одном из органов чувств.
Можешь придерживаться такой последовательности изложения: 1)название органа чувств; 2) значение этого органа для жизни человека (или что человек чувствует с его помощью); 3)строение органа; 4)предупреждение заболевание органа (4кл., ч.2, с. 43)
Аналогичные задания: 1кл., условные обозначения: «наблюдение», «опыт», «выскажи предположение», «работа в парах», «Будь осторожен!»; 2 кл., ч.1: с. 13, 16, 31,…; ч.2: с. 35—38…; 3 кл. ч.1: с. 9, 10, 14, 22, 23, 24, 27…..122, 123…; ч.2: с. 22, 23, 24, 126, 128; ч.2,с. 132…; 4 кл. ч.1: с. 59, 66, 80, 83, 84, 112, 122, 162…; ч.2: с. 45…;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение):
1) Тема «Как связаны живая и неживая природа Земли». Одноклассники Маши на уроке обсуждали, как связаны неживая и живая природа. Прочитай примеры, которые они привели. Можешь ли ты рассказать о своих наблюдениях? (3 кл., ч.1, с. 35-38)
2) Тема «Как связаны живая и неживая природа Земли». Члены школьного клуба «Мы и окружающий мир» проследили связи между неживой и живой природой на примере своего родного края. Прочитай их письмо. Приведи примеры из своих наблюдений за живой и неживой природой своего края. (3 кл., ч.1, с. 39-41)
3) Тема «Почему надо беречь полезные ископаемые?» Уважаемые члены клуба «Мы и окружающий мир», в чем заключатся ваше бережное отношение к расходованию полезных ископаемых? (3 кл., ч.2, с. 29)
4) Тема «Луг и человек». Почему косилка при скашивании трав должна идти от центра к краю луга, а не о края луга к центру? (3кл., ч.2, с. 82).
5) Тема «Луг и человек». Вместе с членами клуба внеси в Красную книгу вашего края (которую они составляют) названия растений и животных луга, которые нуждаются в охране (3кл., ч.2, с. 82).
6) Тема «Солнечная система». Костя считает, что надо изучать Вселенную, так как наша планета неотделима от мира Космоса и развивается по единым с ней законам природы. Это необходимо еще и потому, что у людей Земли есть ответственность перед будущим Вселенной. Мы должны сохранять самое удивительное явление Вселенной – ЖИЗНЬ – на одной из ее крохотных песчинок – Земле. Как ты думаешь, Костя прав? (4 кл., ч.1, с. 53)
Аналогичные задания: 1 кл.ч1.: с. 8, 10, 32, 39, …; 2 кл. ч.1: с. 6—8, 41, 43, 63, 82, 83,…: ч.2: с. 8, 11, 14, 31…; 3 кл. ч.1: с. 87, 91, 92, 93, 94,..ч.2: с. 26, 27, 29, 87…; 4 кл., ч.1: с. 73, 83, 92, 94, 103…;
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту):
1) Тема «Растения». А какие лекарственные растения растут в твоем крае? Рассмотри рисунок слева. Какие лекарственные растения помогут оказать первую помощь в этом случае (1 кл.ч.1, с. 22)
2) Тема «Свойства воды в твердом состоянии». Поверхность льда гладкая и сколькая. ГОЛОЛЕД – опасное для людей явление неживой природы. Можно поскользнуться, упасть и получить травму. Прочитай советы врача Тамары Егоровны и обсуди их на заседании клуба (3 кл. ч.1, с. 70)
3) Тема «Безопасное поведение в лесу». Восьмое заседание клуба. Задание для всех присутствующих: составить для первоклассников правила безопасного поведения в лесу (клещи, встреча с животными) (3 кл. ч.2, с. 74)
4) Тема «Воздух – это смесь газов». Классную комнату во время перемен проветривает дежурный, открывая форточки. А кто же «проветривает» атмосферу Земли? (3 кл. ч.1, с. 101)
5) Тема «Расти здоровым». От чего зависит здоровье человека? Рассмотри схему. Дополнить тебе ее поможет Оглавление (2 кл. ч.2, с. 54)
6) Тема «Готовимся к школьной олимпиаде». Евдокия Васильевна рассказала членам клуба «Мы и окружающий мир» интересный исторический случай. Однажды к известному естествоиспытателю Чарльзу Дарвину пришли за советом фермеры. Они хотели узнать, как повысить урожай семян клевера. Ученый посоветовал: «Разведите как можно больше кошек». Дарвин имел в виду, что цветки клевера опыляются шмелями, норки которых разоряют мыши. Но при чем тут кошки? (3 кл. ч.2, с. 138)
7) Тема «Надо ли охранять болота?» Люди думали, что осушая болота, они не только расширяют земельные угодья, но и помогают природе. Так ли это? (3 кл., ч.2, с. 83)
8) Тема «Готовимся к школьной олимпиаде». Почему использование саксаула для отопления жилищ можно считать экологическим преступление? (4 кл., ч.1, с. 122)
Аналогичные задания: 1 кл.: с. 12, 14, …; 2 кл. ч.1: с. 47, 56,69,70..;3 кл., ч.1: с. 67, 69, 87,… ч.2: 26, 39, 79, 83, 94, 97; 4 кл., ч.1, с. 120, 122, 180… ч.2: с. 33, 47…;
– Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях:
1) Тема «Про тебя». Рассмотри рисунок на странице 45. Назови части тела человека. Как и с помощью чего человек перемещается по суше и в воде? (2 кл, ч.2, с. 44)
2) Тема «Берегись простуды!» Рассмотри рисунок на с. 77.Расскажи по рисунку, какие правила гигиены надо соблюдать? (2 кл. ч.2, с. 78)
3)Тема «Советы врача». Как помочь человеку, если он ничего не сломал, но у него из носа идет кровь? Отклонить голову назад? НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ!.. (4 кл, ч.2,с. 66)
4) Тема «А не хочешь ли ты стать выше ростом?» Проделай небольшой эксперимент… (4 кл.,ч.2, с. 128)
Аналогичные задания: 2 кл. ч.2: с. 44, 45, 47, 64, 65 …; 4 кл. ч.2: с. 21, 23, 64, 65, 128, 129, 139, 131, 132, 133, 134,135, 136, 137, 139, 141
Приведем примеры заданий (учебники 1-го – 4-го кл.) по основным содержательным линиям блока «Человек и общество», основная цель которых – формирование как предметных, так личностных и универсальных (метапредметных) способов действий. (По каждому пункту будут приведены типичные примеры. Наличие подобных заданий обозначено нумерацией соответствующих страниц учебника по каждому классу).Задания, основная цель которых научить школьника:
— работать с картой: находить и показывать на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, г. Санкт-Петербург, свой регион, главный город своего региона, города Золотого кольца, сухопутные и морские границы России; показывать и называть страны, граничащие с Россией и др.:
1) Тема «Имя города, села поселка». Ты посылаешь письмо в школьный клуб «Мы и окружающий мир». Что ты указываешь после имени отправителя и имени получателя? (2кл., ч.2, с. 93)
2) Тема «Рождение города». Найди и покажи соседу по парте на физической карте России Финский залив Балтийского моря. А он определит с помощью условных обозначений поверхность местности, на которой расположен город Санкт-Петербург (3 кл., ч.2,с. 128)
3) Тема «Полезные ископаемые твоего края». Рассмотри карту полезных ископаемых России на с. 134 – 135. Какими условными знаками обозначены на карте различные полезные ископаемые? Определи положение твоего края на этой карте. Какие полезные ископаемые добывают в твоем крае? (4 кл. ч.1, с. 133)
4)Тема «Значение лесов». Рассмотри рисунок-схему на стр. 72. Составь по рисунку-схеме план рассказа о значении такого природного сообщества, как лес» (3 кл., ч.2, с. 71)
Аналогичные задания: 1 кл.— Карта Российской федерации – как иллюстрация строк Гимна: «От южных морей до полярного края раскинулись наши поля и луга.»(с. 65-71); 2кл. ч.2: с. 93, 94…; 3 кл. ч.2: 1-й форзац — карта «Золотое кольцо России», 2-й форзац – план-карта Санкт-Петербурга, с. 128, 132, 133…; 4 кл. ч.1: с. 8, 9, 134—135, 136, 142, 143,144, 146—147,….ч.2: с. 69, 70—71, 90…;
- различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности Москвы, Санкт-Петербурга, городов «Золотого Кольца», своего края:
1) Тема «День Конституции России». Рассмотри на странице 116 Государственный герб России. Назови его цвета. Какие фигуры на нем изображены? (2 кл.,ч.2, с. 115)
2) Тема «Золотое кольцо России». Посмотри стр. 110—120 этого учебника и назови соседу по парте, в каких городах мы «побываем», присоединившись к автобусной экскурсии, в которой участвовали Маши и Миша Ивановы, Костя Погодин, Таня Перова и другие ребята из школы. А сосед по парте, прежде чем отправляться в путешествие по «Золотому Кольцу», отметит предполагаемый маршрут на плане-карте, находящейся в тетради для самостоятельных работ (3 кл, ч.2, с. 109)
3) Тема «Золотое кольцо России». Как ты думаешь, фотография какого города Золотого кольца украшает начало главы «Путешествие в прошлое? В каких городах, кроме Москвы, есть кремли? (3 кл, ч.2, с. 123)
4) Тема «Путешествие по Санкт-Петербургу» (десятое заседание клуба). Задание всем присутствующим на заседании школьного клуба: рассмотрите на форзаце план-карту города, отметьте на плане-карте в тетради для самостоятельных работ те места, которые хотелось бы посетить во время экскурсии по городу.
— Найди на плане-карте города Петропавловскую площадь, где установлен памятник основателю города – Петру I.
— Рассмотри герб Санкт-Петербурга. Какой из якорей означает, что город – речной порт, а какой говорит о том, что город имеет выход к морю? О чем говорит скипетр в центре герба?
— Найдите на плане-карте Адмиралтейство. Рассмотрите, как расположена эта крепость по отношению к реке Неве.
— Найди на плане-карте Домик Петра, а напротив него, через реку, Летний дворец царя. Он находится в том месте, где берет свое начало река Фонтанка (3 кл., ч.2, с. 124 — 136)
Аналогичные задания: 2 кл. ч.2: форзац «Золотое кольцо России» с иллюстрациями гербов каждого из городов; форзац « План карта г. Санкт-Петурбурга (XYIII в.)»; с. 112, 114, 116, 117, 120…; 3 кл. ч.2: с. 109, 112, 115, 117, 123…; 4 кл., ч.2: с. 69—71.
- различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами (ориентироваться в важнейших для страны событиях), конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»:
1) Тема «Имя города, села поселка». На рисунке ты видишь, как строилось село Мирное. Почему ему дали такое имя? Чем необычно старое написание названия? На письмах, которые получали сельчане от родных и друзей, было написано: «В село Мiрное» (2 кл, ч.2, с. 95)
2) Тема «История Московского Кремля». Как ты думаешь, почему Кремль со временем оказался в центре столицы? (2 кл, ч.2, с. 98)
3) Тема «Общий дедушка». Кого из родственников называют прадедушкой? Кто был прадедом Ивана III, построившего более 500 лет тому назад Московский Кремль из красного кирпича? (2 кл., ч.2, с. 109)
4) Тема «Лента времени». Рассмотри рисунок и схему. Расскажи соседу по парте, что изображено на этой схеме. А он объяснит тебе, почему ее можно назвать лентой времени одного года (3 кл, ч.2, с. 104)
5) Тема «Лента времени». Безусловно, ты знаешь, в какое время года ты родился (лась)и в каком году. А можешь ли ты сказать, в каком веке это было? (3 кл, ч.2,с. 105)
6) Тема «Лента времени».Рассмотри ленту времени и расскажи соседу по парте, в каком веке произошли эти события. А он напомнит тебе имена великих князей, с которыми эти события связаны (3 кл, ч.2, с. 106)
7) Тема «Древние славяне». Найди в прочитанном тексте параграфа те абзацы, где говорится, что жизнь древних славян тесно связана с природой и зависит от нее (4 кл., ч.1,с. 14)
8) Тема «Древние славяне». Сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского Кремля от нашего века? Кого считают основателем Москвы? Какие более древние города ты знаешь? (4 кл, ч.1, с. 7)
9) Тема «Первые Московские князья». Рассмотри свиток на с. 37. Назови годы правления первого московского князя – Даниила Александровича, московских князей – Ивана Даниловича (Калиты) и его внука Дмитрия Донского (4 кл., ч.1, с. 36)
Аналогичные задания: 3 кл.,ч.: с. 106, 107, 108, 112, 115, 117, 123, 126…; 4 кл.ч.1: с. 7, 8, 9, 11, 14…;
— используя дополнительные источники информации (словарик учебника, словари русского языка УМК, интернет, книги из школьной библиотеки, материалы краеведческого музея и др.), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков. Страницы, содержащие адреса дополнительного материала в Интернете: 2 кл., с. 122, Тема «Верование древних славян»; 3 кл., с. 187, Тема «Верование древних славян», Тема«Праздники древних славян» (адреса в Хрестоматии); 4 кл., с. 187, Тема «Начальная русская летопись», Тема«Верование древних славян», Тема «Праздники древних славян»,Тема «Древняя Русь».
- оценивать характер взаимоотношения людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество):
1) Задания по форзацу учебника: 1-го класса: «Правила поведения в школе»; 2-го класса, ч.1: «Правила поведения в классном коллективе»; 2-го класса, ч.2: «Взаимопомощь в семье».
2) Рассмотри рисунок. Как дедушку Ваню могут поздравить живущие далеко родственники? (2 кл, ч.2, с. 107)
3)Тема «Экскурсия в город». Открой последнюю страницу учебника. Прочитай в какой типографии он напечатан. В каком городе она расположена. Обсуди с соседом по парте, почему типографии важны для всей страны (2 кл, ч.2,с. 105)
4) Тема «Поверхность и водоемы твоего края». А что можешь сделать ты? Обсудите план мероприятий по охране поверхности земли родного края. Включите его в общий план школьных мероприятий по охране окружающей среды (4 кл., ч.1, с. 132)
- соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни:
1) Тема «Правила безопасного поведения в городе» (кл., с. 72-73)
2) Тема «Экскурсия в город». Какие правила надо соблюдать во время экскурсии в город? (2 кл., ч.1, с. 104)
3) Тема «Твоя безопасность на улице» (двенадцатое заседание клуба). Задание всем присутствующим: составить правила безопасного поведения на улице и правила действий в опасных ситуациях (2 кл., ч.2, с. 80)
4) Тема «Твоя безопасность дома». В квартире многоэтажного дома тебя ждут родители. Ты подходишь к подъезду. Можно ли сказать, что все опасности уже позади? (2 кл., ч.2, с. 87)
5) Тема «Готовимся к школьной олимпиаде». Ваша семья пошла в лес, расположенный к северу от села. В каком направлении вы будете возвращаться домой? Сверь показания природных ориентиров с показаниями компаса (3 кл., ч.1, с. 42)
6) Тема «Готовимся к школьной олимпиаде». Во время еды пища изо рта попадает в глотку. От глотки по трахее воздух направляется к легким. Зная все это, что ты должен посоветовать первокласснику, который весело смеется в школьной столовой с набитым пищей ртом?» (4 кл., ч.2,с. 68)
Аналогичные задания:2 кл. ч.2: с. 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 92…; 4 кл. ч.2: с. 19, 23, 33, 34, 35, 42, 47, 61, 64, 65, 66…;
- воспитывать пиетет к культовым сооружениям и уважение к чувствам верующих людей
1) Тема «Золотое кольцо России» – Неужели мы никогда не увидим фрески Гурия Никитина и Силы Савина? – огорчился Миша. – Увидим! Но не в Ярославле, а в Костроме! – успокоили Мишу Людмила Андреевна. – Ведь они костромские художники. Там мы их фрески и посмотрим (3 кл., ч.2, с. 117)
2) Тема «Вера в Единого Бога и сохранение традиционной обрядовости». Почему люди, которые признают Единого Бога (христиане, мусульмане, иудеи), ходят в разные храмы? Так, например, друзья Маши и Миши вместе с родителями ходят в христианский храм. Они верят в Иисуса Христа. А дедушка и бабушка Рашида, друга Кости, ходят в мечеть. Они верит в Аллаха. Родители Сени ходят в Синагогу и верят во Всевышнего Бога. А у Тани Перовой прабабушка живет в Бурятии. Она поклоняется Будде и ходит в буддийский храм (4 кл., ч.1, с. 39,40)
3 кл., ч.2: с. 108—122. 4 кл., ч.1: с. 39—49; с. 185-186
Иллюстрации: Храмовый комплекс в Москве, в районе Владикино, включающий храмы трех религий. Конец XX века (с. 40-41). Памятники иудейской культуры XIX век (с. 46). Памятники буддийской культуры. Индия, Аджанта VI – VII века (с. 46). Памятник христианской культуры. Начало XY века (с. 47). Памятники мусульманской культуры. VII и XVIвека (с. 47)
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы):
1) Тема «Дорогой друг!» Разработка и установка предупредительных знаков с целью охраны окружающей среды (1 кл., с. 62-63)