ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМО-УПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ»


Дата проведения: 06.03.2014г.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ШКОЛЕ»

Повестка дня:
1. «Построение модели ученического самоуправления в школе»
2. Итоги успеваемости за второй триместр.
3. Об организации промежуточной аттестации в 2013 -2014 учебном году.
4. О принятии «Положения о системе отметок».
5. Разное.
«Самоуправление нельзя «Взять», нельзя «дать», нельзя «ввести». Его приходится годами
выращивать и отрабатывать».
А. Макаренко
1. Цель: определить пути построения деятельности ученического самоуправления в МКОУ «БСОШ№1»
Задачи: 1. Проанализировать состояние ученического самоуправления в школе;
2. Выявить конкретные предложения по созданию в школе реально
действующей модели ученического самоуправления;
3. Определить содержание и организацию деятельности ученического актива.
Участники: администрация, педагоги.
Подготовка:
1.Создание инициативных групп.(1-3 классы, 4-6, 7-8, 9-11 классы)
2.Проведение анкетирования учащихся с целью выявления успешности ученического самоуправления и обработка результатов.
3.Подготовка материалов для презентации (диаграммы), рабочих листов для микрогрупп.
Оформление, оборудование и инвентарь:
1.На доске – тема педсовета и высказывание А. Макаренко: «Самоуправление нельзя «Взять», нельзя «дать», нельзя «ввести». Его приходится годами выращивать и отрабатывать».
2.Проектор, доска, ноутбук для презентации диаграмм.
3.Рабочие места для каждой микрогруппы, листы ватмана, фломастеры.
ХОД ПЕДСОВЕТА
1. Участники педсовета делятся на микрогруппы и занимают свои рабочие места.
2. Заместитель директора знакомит участников педсовета с сущностью понятий «самоуправление» и «соуправление». Со значением самоуправления в воспитательном процессе, целями и задачами ученического самоуправления, принципами его развития, правами ученического самоуправления, их ролью в социальной адаптации детей.
На экране презентация «Ученическое самоуправление», участникам педагогического совета предлагается вспомнить основные понятия заявленной темы.

Основные понятия

Общественная жизнь школы - Деятельность различных детских организаций в рамках школы, клубная, кружковая деятельность, взаимодействие детей, педагогов, родителей в процессе подготовки и реализации школьных событий.

Сотрудничество - Отношения, возникшие в процессе совместной деятельности взрослых и детей, становящиеся основой развития всех участников деятельности.

Демократизация школы - Специальная деятельность, поиск, гуманистических, демократических отношений в детской среде, задающая возможности гражданского и личного самоопределения подростков.

Самоуправление - Совместная, самостоятельная жизнедеятельность школьников, обеспечивающая динамику демократических отношений в детской среде, задающая возможности гражданского и личного самоопределения подростков

Выступление заместителя директора:
Когда начавшаяся перестройка вторглась в детско-юношескую школьную жизнь,
ученическое самоуправление исчезло вместе с пионерской и комсомольской организациями. В последние годы о нем вспомнили и заговорили.
Школьное самоуправление - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.
Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.
Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.
Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
I. Целевой блок.
Цель - Формирование высоконравственной творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и учеников разных возрастов.
Задачи:
1.Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
2.Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно - целостные отношения.
3.Развитие и упрочнение детской организации как основы для межвозрастного общения, социальной адаптации, творческого развития каждого ученика.
II. Принципы построения и развития самоуправления.
1.Выборность всех органов самоуправления педагогов, учащихся и родителей.
2.Педагогическое руководство. Оно обеспечивает развитие детского самоуправления.
3.Разделение полномочий органов самоуправления школы и их тесное взаимодействие.
4.Широкая гласность и открытость в деятельности органов самоуправления.
5.Свобода критики и обмена мнениями по любым вопросам школьной жизни, деятельности органов самоуправления.
6.Систематическая сменяемость членов самоуправления, обновляемость видов деятельности.
7.Гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов учащихся.
8.Приоритетность непосредственной демократии над демократией представительной.
III. Система школьного самоуправления имеет 2 уровня:
первый (базисный) уровень – классное ученическое самоуправление;
второй – школьное ученическое самоуправление.
Структура первого уровня – ученическое управление на уровне классных коллективов (3 – 11-е классы). Каждый учащийся входит в тот или иной ученический центр (5 центров). Каждый центр избирает из своего состава ответственного. Из ответственных образуется совет учащихся класса: в него входят 5лидеров.
Обязанности членов центров:
ответственный отвечает за работу каждого члена и за выполнение плана в конкретный промежуток времени;
члены отвечают:
1) за дела внутри класса;
2) за общешкольные дела, в которых принимает участие класс;
3) за связь класса с внешкольной образовательной и социокультурной средой.
Функции совета класса:
подготовка и проведение классных собраний;
анализ деятельности своих членов;
подготовка информации-отчета и предложений, отражающих потребности детей, в вышестоящие органы.
Высший орган самоуправления – собрание класса, во главе которого находится лидер.
Структура второго уровня – школьное ученическое самоуправление может состоять из двух подразделений: «Совет старшеклассников» (9 – 11 классы), «Лидерский совет» (3 – 8 классы), между которыми существует принцип преемственности и взаимодействия. Каждый центр возглавляет свой лидер, из числа, которых выбирается лидер Совета старшеклассников и Лидерского совета.
Функции школьных ученических центров:
1.Выработка и принятие решения.
2.Доведение принятого решения до классов.
3.Организация выполнения принятого решения.
4.Создание условий для выполнения решения.
5.Получение информации о ходе выполнения решения, ее анализ, учет, оценка деятельности, контроль.
6.Подготовка аналитической информации и предложений по улучшению общешкольной жизни.
Функции совета учащихся школы:
1.Проведение анализа работы классных органов самоуправления.
2.Подготовка анализа и предложений.
3.Анализ работы самих членов.
4.Обеспечение социальной защиты учащихся.
IV. Содержание деятельности органов самоуправления.
Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:
познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе);
трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства;
спортивно-оздоровительная деятельность – организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья;
художественно-эстетическая деятельность – концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки, встречи;
шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;
информационная деятельность – письменная информация о жизни классов, центров школы.
Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организация самоуправления:
1.Учит ребят умению руководить и подчиняться.
2.Учит быть требовательными, объективными, самостоятельными.
3.Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма.
4.Вырабатывает правильное отношение к критике.
5.Создает условия для проявления и развития способностей каждого ученика.
6.Дает возможность четко и качественно организовать работу в классе, школе.
Самоуправление – специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности.
3. Анализ анкетирования классов.
На экран проецируются диаграммы, составленные по результатам успешности ученического самоуправления. Учитывая полученные сведения, участники педсовета работают над предложениями по повышению активности деятельности ученического самоуправления гимназии с позиции предложенной роли.
Задания для работы в микрогруппах
(отражены на слайдах презентации и распечатаны для каждой группы).
МИКРОГРУППА № 1. (учителя 1-3 классов)
Вы коллектив архитекторов
Задание: Представим самоуправление как дом из 12 кирпичей:
Важнейшие четыре вложите в фундамент, а менее важные – в первый этаж; все остальные во второй этаж.
Предварительно заполните чистые кирпичи и определите им место по Вашему усмотрению.
На крыше напишите, нарисуйте все, что сделает Ваш «Дом» лучше, добрее, веселее.
Труба – из нее вылетает все, что мешает «Дому», все лишнее и ненужное.
Выберите:
Ведущего, который будет вести обсуждение;
Конструктора, который будет клеить, писать, рисовать;
Референта, который должен написать обоснованные закладки каждого кирпича, и затем защитить свой проект.
Время на строительство 15 мин., защита 2-5 мин.
Взаимопонимания Вам, и успех сам Вас отыщет!

МИКРОГРУППА № 2. (классные руководители 4-6 классов, учителя, работающие в этих классах)
Задание: Группа классных руководителей работают над проектом по составлению «Портрета классного коллектива основанного на принципах самоуправления, в котором есть условия для развития и саморазвития личности школьника».
Выберите:
Ведущего, который будет вести обсуждение;
Конструктора, который будет клеить, писать, рисовать;
Референта, который должен защитить свой проект.
Время на создание работы 15 мин., защита 2-5 мин.
Желаем удачи и конструктивной работы!

МИКРОГРУППА № 3. (классные руководители 7-8 классов, учителя, работающие в этих классах)

Проблема:
Действенность органов самоуправления минимальна, отсутствие инициативы, резко сократилось количество ребят, владеющих организационными навыками.
Выберите: руководителя-координатора группы, референта, который должен записать предложенные пути решения проблемы и защитить свой проект.
Решение проблемы:
Прочтите функционал органов классного самоуправления; что Вы считаете необходимым дополнить или исключить. Создайте проект локального акта органа классного самоуправления.
Школьные традиции хорошо, но не вытесняют ли они ежедневное творчество? Почему дела все меньше носят общественную направленность (делать для кого-то, а не только для себя?) От каких школьных традиций, считаете Вы, следует отказаться, или как их видоизменить?
Выскажите свои предложения.
Защита Ваших предложений до 5 мин. Будьте конкретны в своем творчестве.

Удачи в работе!


МИКРОГРУППА № 4. (классные руководители 9-11 классов, учителя, работающие в этих классах)
Проблема:
Какова роль классного руководителя в организации и функционировании ученического самоуправления? Какие Вы видите противоречия в своих действиях и классного коллектива, снижающие эффективность ученического самоуправления?
Выберите: руководителя-координатора группы, референта, который должен записать предложения по решению проблемы и защитить свой проект.
Решение проблемы:
Внимательно прочтите функциональные обязанности классного руководителя, при защите зачитайте фрагменты всему педсовету, если считаете это необходимым.
Проявляются ли, на Ваш взгляд, на практике негативные тенденции в деятельности ученического самоуправления (в формировании органов самоуправления и их функционировании, в стиле взаимоотношений с коллективом класса, с каждым обучающимся)? Если да, то какие?
Должны ли органы ученического самоуправления выполнять функцию защиты прав и интересов обучающихся? Если да, то какие и в какой форме?

Ваша защита (5 мин.) должна состоять из конкретных заранее записанных предложений – ответов на пункты 1-3.
Успехов Вам в конструктивной работе!
Резюмируя выступления отмечу:
Лидер самоуправления: талантливый организатор, хороший оратор, эрудированный во многих областях, обладающий самыми разными способностями, а главное, пользующийся заслуженным авторитетом у одноклассников и других членов школьного коллектива человек, должен взять на себя ответственность за осуществление идеи самоуправления. Но он не должен выделять себя из коллектива, потому что каждый человек по-своему ценен, индивидуален, и эти его индивидуальные качества важны в таком важном деле, как самоуправление.
Коллектив, основанный на принципах самоуправления, - это цельный организм, живущий по своим законам, постоянно развивающийся, деятельность которого подчинена общей, интересной для всех цели, к которой можно приблизиться только тогда, когда сам придумываешь, сам и осуществляешь задуманное, надеясь только на самого себя. Деятельность его должна быть построена на демократической основе.
Классный руководитель - не наставник, а друг и помощник, способный проникнуться идеями ребят, поддержать и способствовать их осуществлению, понимать, что нужно детям. Это тот же член коллектива, только старше по возрасту и, соответственно, обладающий большими знаниями и опытом.
Идя к идеалам самоуправления мы, столкнемся с рядом трудностей. Затруднения – это различные проблемы (методические, психологические, материальные и т.д.), которые могут осложнять функционирование ученического самоуправления, не искажая его основной педагогической сути.
Самые распространенные проблемы при формировании органов самоуправления представлены на слайде:
1. Абсолютизация принципа "Сначала делается то, что хотят дети".
2. Подмена ученического самоуправления системой коллективных творческих дел (КТД).
3. Чрезмерное увлечение масштабными моделями типа "Каждый класс - республика".
4. Отсутствие подготовки активистов и органов ученического самоуправления.
5. Слабая методическая подготовка педагогов.
6. Формализация внедрения ученического самоуправления
7. Смещение акцента работы ученического самоуправления только на досуговую деятельность
8. Использование формальных выборов органов ученического самоуправления

Сегодня мы с вами постараемся найти пути решения этих проблем. И искать их будем при помощи рефлексивной педагогики «подводные камни»
5. Зам. директора по ВР предлагает каждой микрогруппе обсудить следующие вопросы:
Согласны ли вы что
- проблема организации деятельности органов ученического самоуправления является актуальной;
- данная проблема требует своего разрешения в нашей школе.

6. Обсуждается и утверждается решение педагогического совета:
1) Реализовать в работе с учащимися предложения, высказанные в ходе педсовета.
2) Заместителю директора по ВР Михалаке Г.Н., руководителям ШМО классных руководителей обобщить рабочие материалы данного педсовета и разработать структуру ученического самоуправления школы, основные нормативные документы 30 мая 2014 года.
3) Отметить положительную динамику качества знаний учащихся школы. Учителям-предметникам и классным руководителям 1Б,3В, 5А, 6А, 6Б, 7А, 7Б, 8А, 8Б, 9А, 9Б классов отчитаться до 01.04.2014 о проделанной работе с неуспевающими.
4) Вынести на промежуточную аттестацию следующие предметы:
- 5 класс – русский язык, математика;
- 6 класс – русский язык, математика;
- 7 класс – геометрия, история;
- 8 класс – химия, литература;
- 10 класс – география (для всех), обществознание (базовый уровень), один из профильных предметов (профильный уровень).
5) Принять «Положение о системе отметок».

15