научная работа Мифологизм в творчестве Э.Т.А. Гофмана. «Золотой горшок», «Щелкунчик и мышиный король»

Районная научно-практическая конференция «Шаг в науку -2011»










Мифологизм в творчестве Э.Т.А. Гофмана. «Золотой горшок»,
«Щелкунчик и мышиный король»

Россия
Забайкальский край
село Михайловка










Автор: Болдина Елена Владимировна
МОУ Михайловская СОШ
класс 11
руководитель работы:
Кустова Ирина Владимировна.


















1
Мифологизм в творчестве Э.Т.А. Гофмана. «Золотой горшок», «Щелкунчик и мышиный король»
Болдина
Россия, Забайкальский край, Михайловка, МОУ Михайловская СОШ, 11 класс


Содержание работы

Введение.2
Основная часть.
2.1.Миф и литература3
2. 2. Мифологизм в творчестве Э.Т.А. Гофмана
2.2.1. «Золотой горшок»..
2.2.2. «Щелкунчик и мышиный король»..
III. Заключение
IV.Приложение 1.























2
Мифологизм в творчестве Э.Т.А. Гофмана. «Золотой горшок», «Щелкунчик и мышиный король»
Болдина
Россия, Забайкальский край, Михайловка, МОУ Михайловская СОШ, 11 класс

Введение.

Актуализация.
По мотивам сказки Э.Т.А. Гофмана видела несколько мультфильмов: две версии «Щелкунчика», не так давно появился мультфильм «Наша Маша и волшебный орех», читала у С.В.Михалкова «Сон с продолжением», написанный по мотивам этой же сказки.
П.И.Чайковский написал балет «Щелкунчик»
Чем же эта сказка привлекает (причём до сих пор)?
Заинтересовалась творчеством Э.Т.А. Гофмана.
Одной из актуальных проблем современного литературоведения является культурно-семиотический подход.
Так появилась данная работа.
Объект исследования: сказки «Золотой горшок», «Щелкунчик и мышиный король»
Предмет исследования: мифологизм творчества Э.Т.А. Гофмана.
Цель работы: выявление мифологических архетипов в сказках «Золотой горшок», «Щелкунчик и мышиный король» Э.Т.Амадея Гофмана.
Теоретические методы: изучение материалов по мифологии.
Практические методы: работа с книгой, анализ, сравнение
Гипотеза: мифологические архетипы присутствуют в произведениях Э.Т.А. Гофмана «Золотой горшок», «Щелкунчик и мышиный король».
Теоретическая значимость работы: показала взаимосвязь мифа и литературы.
Практическая значимость работы: можно использовать при изучении тем «Романтизм», «Миф и литература»(на элективном курсе по литературе).










3
Мифологизм в творчестве Э.Т.А. Гофмана. «Золотой горшок», «Щелкунчик и мышиный король»
Болдина
Россия, Забайкальский край, Михайловка, МОУ Михайловская СОШ, 11 класс

II.Основная часть.

Миф и литература.
В древности мифы складывались не для развлечения, а для объяснения, осмысления того, что происходило в мире.
Сначала миф не просто рассказывался, но и исполнялся в процессе обряда. Так, каждая гроза у древних греков – это священный брак неба и земли: небо оплодотворяет землю, чтобы она давала урожай. И каждую весну старший жрец и старшая жрица справляли в поле священный брак, чтобы лето было плодородным. Каждое прорастающее зерно – это частица бога, растерзанного врагами. Он был погребён и вновь воскресает каждой весной (например, миф древних египтян об Осирисе и Изиде).
Когда на смену обряду пришёл рассказ, тогда стали рассказывать о том, как справляли свадьбу Уран с Геей, Крон с Реей, Зевс с Герой, о том, как Вакх наказывал своих врагов, отдавая их на растерзание своим бешеным вакханкам. Поэтому в мифологии так много рассказов, похожих друг на друга: за ними стоит один и тот же миф.
Постепенно миф расслаивался на сказку, религию, историю: победа героя Персея над Медузой Горгоной уже в античности казалась сказкой, Троянская война – историческим событием, а религиозные верования становились всё сложнее и уже не сводились к первобытным мифам.
И всё-таки мифологические образы сохраняли своё значение.
Философы- стоики верили, что божественное начало в мире – это «дух», тонкое вещество, пронизывающее все предметы и живые существа, но называли они этот дух по-старому - «Зевсом» и сочиняли ему красивые гимны.
Мифы становились многозначны, но это не мешало, а помогало им служить культурному единству общества.
Именно из-за многозначности мифы оказались благодатным материалом для зарождавшейся литературы.
Рапсод (чтец-декламатор) исполнял «Илиаду» перед большой аудиторией, и одни слышали в ней занимательные подвиги древних богатырей, другие – прославление своих знатных предков, третьи – иносказательное изображение грозы в небе или борьбы страстей в сердце.


4

Мифологизм в творчестве Э.Т.А. Гофмана. «Золотой горшок», «Щелкунчик и мышиный король»
Болдина
Россия, Забайкальский край, Михайловка, МОУ Михайловская СОШ, 11 класс

Для писателей сюжет мифа был заранее известен, и поэтому их внимание сосредотачивалось на тонких новшествах изложения, которые могли значить очень много.
В античной литературе почти вся поэзия была посвящена лишь мифологическим темам, бытовые темы допускались только в низких жанрах.
Мифологические герои рассматривались как реальные исторические лица.
Новоевропейская литература опиралась на тематику античной мифологии. В эпоху Возрождения и классицизма большинство поэм и трагедии писались на сюжеты античных мифов и событий древней истории.
В Средние века миф воспринимался как условность, аллегория.
В эпоху Возрождения – «источник, воплощение свободы творчества».
В эпоху Классицизма миф вновь воспринимается как аллегория.
В эпоху предромантизма и романтизма: «Миф – образец творчества, апофеоз фантазии, воображения». (К. Мориц)
Происходит новый всплеск интереса к мифу. И добавляются образцы других мифологий – скандинавской с Одином и древнеславянской с Перуном, индийской и исламской.















5

Мифологизм в творчестве Э.Т.А. Гофмана. «Золотой горшок», «Щелкунчик и мышиный король»
Болдина
Россия, Забайкальский край, Михайловка, МОУ Михайловская СОШ, 11 класс

2.2. Мифологизм в творчестве Э.Т.А. Гофмана.
Эпоха Романтизма выдвинула среди имён Гюго, Мицкевича, Байрона, Гейне имя Гофмана, чьё творчество пронизано мифологизмом.
В сказке «Золотой горшок» в полной мере раскрылась необычайная способность Гофмана одним мановением превращать унылую повседневность в сказочную феерию, бытовые предметы – в волшебные аксессуары, обыкновенных людей – в магов и кудесников.
2.2.1.
Герой «Золотого горшка», студент Ансельм, существует словно бы в двух мирах – обыденно реальном и сказочно – идеальном.
Горемыка и неудачник в действительной жизни, он сторицей вознаграждён за все свои мытарства в волшебном царстве, которое открывается ему лишь потому, что он чист душой и наделён воображением.
С едкой иронией рисует Гофман душный мещанский мирок, где от поэтических сумасбродств и «фантазмов» лечат пиявками.
Ансельм задыхается в этом мирке, и когда он оказывается заключённым в стеклянной банке, то это не более как метафора невыносимости его реального существования,- товарищи Ансельма по несчастью, сидящие в соседних банках, чувствуют себя превосходно. В сословно-бюрократическом обществе, где живёт Ансельм, человек стеснён в своём развитии, отчуждён от себе подобных.
Двоемирие Гофмана проявляется здесь и в том, что основные персонажи сказки словно бы удвоены.
Архивариус Линдгорст одновременно князь духов Саламандр, старуха – гадальщица Рауэрин – могущественная колдунья, дочка конректора Паульмана, синеглазая Вероника, - это земная ипостась золотисто-зелёной змейки Серпентины, а регистратор Геербранд – опошленная прозаическая копия самого Ансельма.
В финале сказки Ансельм счастливо соединяется с любимой Серпентиной и обретает счастье в сказочной Атлантиде.
Однако эта фантастическая ситуация почти что сводится на нет улыбкой автора: «Да разве и блаженство Ансельма не есть что иное, как жизнь в поэзии, которой священная гармония всего сущего открывается как глубочайшая из тайн природы!»

6
Мифологизм в творчестве Э.Т.А. Гофмана. «Золотой горшок», «Щелкунчик и мышиный король»
Болдина
Россия, Забайкальский край, Михайловка, МОУ Михайловская СОШ, 11 класс

«блаженство Ансельма» - это его внутренний поэтический мир,- Гофман мгновенно возвращает читателя с неба на землю: нет никакой Атлантиды, есть лишь страстная мечта, облагораживающая пошлые будни.
Улыбкой Гофмана является и сам золотой горшок, приданое Серпентины, вещный символ обретённого счастья.
Гофман ненавидит вещи, предметы обихода, берущие власть над человеком: в них воплощается мещанское довольство, неподвижность и косность жизни. Не зря его герои, поэты и энтузиасты, подобные Ансельму (студент Бальтазар, Натанаэль) исконно враждебны вещам и не могут с ними сладить.
Вещи, предметы не только воплощают мещанство, они связывают мир реальный и ирреальный.
Бузина, возле которой сидел Ансельм в день Вознесения, - ворота между этими мирами.
Деревья в мифологии – жилища дриад, фей, эльфов, русалок.
Недаром же и друиды верили в силы деревьев, и у дровосеков существовал определённый обряд, проводимый перед рубкой дерева.
Серпентина давно наблюдает за Ансельмом, но он её смог увидеть только тогда, когда приблизился к этим «воротам» - кусту бузины.
Возникают ассоциации и с библейским сказанием о Змее, спустившемся по дереву к Еве, чтобы смущать её дух. И Ансельма, после того как он увидел золотисто-зелёную змейку, принимали за пьяного и умоисступлённого, он «другими глазами» стал смотреть на мир. Вера в духов, живущих в деревьях, нашла отражение и в творчестве Гауфа, и Толкиена, и многих других писателей.
Зеркало, показывающее Веронике Ансельма, когда ей захочется, встречается в мифах древней Греции: зеркало Афродиты (в римской мифологии – Венеры).
В христианской мифологии: ангел Денница, увидев своё отражение в зеркале вод, начинает свой путь к падению.
С зеркалом связано много суеверий, корни которых уходят в мифологию: нельзя часто смотреться в зеркало, разбитое зеркало сулит несчастье.
Считается, что зеркало имеет магические свойства и является входом в зазеркальный мир инверсии (В.Губарев «Королевство Кривых зеркал»)

7
Мифологизм в творчестве Э.Т.А. Гофмана. «Золотой горшок», «Щелкунчик и мышиный король»
Болдина
Россия, Забайкальский край, Михайловка, МОУ Михайловская СОШ, 11 класс

Ансельм чувствует на себе влияние сил, подчиняющих его волю, когда Вероника с помощью зеркала пытается внушить ему любовь к ней. Чары рушатся, когда зеркало разбивается.
Этот мотив есть в творчестве А.С.Пушкина, Г.Х.Андерсена, В.Я.Брюсова и других.
Колдунья Рауэрин (в реальном мире – старуха- гадальщица, торговка) торгует не грушами, не апельсинами, а яблоками. Сразу же приходит на память яблоко раздора из греческих мифов, яблоко познания из сказания об Адаме и Еве.
Ансельм, убегая, опрокидывает корзину с яблоками, топчет их, чем и вызывает гнев Рауэрин, после чего она и начинает мстить ему.
У А.С. Пушкина в «Сказке о мёртвой царевне» тоже яблоко служит силам зла.
Огонь – одна из четырёх стихий, служит и злу, и добру.
Первобытные люди без него жить не могли и в то же время боялись.
Колдунья Рауэрин отгораживается с Вероникой стеной огня.
Саламандр, князь духов, живёт в огне, огонь – его стихия.
Архивариус Линдгорст оборачивается коршуном, птицы, змейка Серпентина – в ирреальном мире и реальном они имеют разные облики: людей и животных. Это из веры в тотем – животное-прародителя, как и в былинах о Вольге (Волхе).















8
Мифологизм в творчестве Э.Т.А. Гофмана. «Золотой горшок», «Щелкунчик и мышиный король»
Болдина
Россия, Забайкальский край, Михайловка, МОУ Михайловская СОШ, 11 класс


































Заключение.
Таким образом, Э.Т.А. Гофман воссоздаёт в своём творчестве некоторые мифологические архетипы: двойничество, совмещение времени и пространства и другие, то есть рассматривает миф в контексте архетипов.









15