Сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся в условиях современной школы


Тема: Сохранение и укрепление психологического здоровья школьников в условиях современной школы
План семинара:
Вступление
Определение психического здоровья
Факторы, отрицательно влияющие на психологическое здоровье
Нарушения психологического здоровья
Результаты исследования
Суицид как крайнее проявление психологического нездоровья
Группа риска
Выступление педагогов – роль классных руководителей в сохранении и укреплении психологического здоровья детей и подростков
Факторы, способствующие формированию психологического здоровья
Что могут сделать педагоги и родители для укрепления психологического здоровья детей
Ритуал завершения
Вступление
Е С Л И
О, если ты спокоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг,И если ты себе остался верен,Когда в тебя не верит лучший друг,И если ждать умеешь без волненья,Не станешь ложью отвечать на ложь,Не будешь злобен, став для всех мишенью,Но и святым себя не назовешь, -И если ты своей владеешь страстью,А не тобою властвует она,И будешь тверд в удаче и в несчастье,Которым в сущности цена одна,И если ты готов к тому, что словоТвое в ловушку превращает плут,И, потерпев крушенье, можешь снова-Без прежних сил - возобновить свой труд, -И если ты способен все, что сталоТебе привычным, выложить на стол,Все проиграть и все начать сначала,Не пожалев того, что приобрел,И если можешь сердце, нервы, жилыТак завести, чтобы вперед нестись,Когда с годами изменяют силыИ только воля говорит: "держись!" -И если можешь быть в толпе собою,При короле с народом связь хранитьИ, уважая мнение любое,Главы перед молвою не клонить,И если будешь мерить расстояньеСекундами, пускаясь в дальний бег,-Земля - твое, мой мальчик, достоянье.И более того, ты - человек!(Р. Киплинг. Перевод С. Маршака)Определение психического здоровья. Слайд
Что такое здоровье? Взаимосвязь физического, психического и психологического здоровья
Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие
Психическое здоровье – баланс различных психических свойств и процессов.
Психологическое здоровье – это психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации.
Использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, важность и того и другого для полноценной жизни – развития. Если исключить влияние генетических факторов или катастроф, то психологически здоровый человек, скорее всего, будет здоров и физически.
Сохранение и коррекцию нарушений психологического здоровья можно определить в качестве основной задачи работы школьного психолога. Одна из важнейших целей работы с педагогическим коллективом и родителями - формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность (непротиворечивость) воздействий взрослых.
Факторы, отрицательно влияющие на психологическое здоровье. Слайд
Среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье школьников:
смещение ориентиров с нравственных внутрисемейных ценностей на материальное и социальное положение в обществе;
бесконтрольное использование подростками Интернет-ресурсов;
ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия);
отсутствие планомерной и целенаправленной работы по профилактике вредных для здоровья привычек (табакокурение, потребление алкоголя, наркотиков, игровой, Интернет-зависимости и других девиаций);
несовершенство учебных программ и методик организации здоровьесбережения в образовательном учреждении;
увеличение объема учебных нагрузок на обучающегося, ведущая к переутомлению, стрессам;
Опасную для психологического здоровья школьников роль чрезмерной умственной нагрузки настойчиво подчеркивали врачи, начиная с XIX в. Согласно теории информационных неврозов важный фактор невротизации - информационные перегрузки мозга в сочетании с постоянным дефицитом времени. Если к ним присоединяется высокий уровень учебной мотивации, не позволяющий уклоняться от высоких нагрузок, невротизирующее действие нагрузок усугубляется.
Нарушения психологического здоровья. Слайд
Существует много проявлений психологического нездоровья: Слайды.
Защитная агрессивность
часто конфликтует, дерется;
громко говорит;
на занятиях и уроках выкрикивает;
может проявлять обостренную тенденцию к лидерству.
Деструктивная агрессивность
испытывают стремление к употреблению слов анальной проблематики («туалетных»);
присутствует стремление ломать (рвать, резать);
склонны к проявлению косвенной агрессии (например, ябедничают или действуют исподтишка);проявляют радость при разрушении чего-либо (например, при виде бьющейся посуды);
в общепринятом смысле почти неагрессивны (редко дерутся);
в ситуациях проверки знаний проявляют неуверенность, сверхконтроль.
Демонстративная агрессивность
стараются привлечь к себе внимание социально неодобряемыми способами;
проявляют преимущественно вербальную агрессию;
могут прибегать к лживости или воровству;
проявляют большое внимание к своей одежде, внешнему виду (девочки).
Страхи
заявляют о большом количестве источников страха;
многие страхи имеют постоянный характер;
реакции страха несоразмерны ситуациям, в которых они возникают;
у ребенка отсутствует возможность для преодоления и ослабления страха;
страх наносит ущерб качеству жизни.
Социальные страхи
стремятся соответствовать установленным нормам, образцам поведения, готовы жертвовать своими интересами;
очень стремятся к поощрениям;
при выполнении учебных заданий часто задают вопросы типа «А можно так?», «А как надо?», «А это правильно?»;
творческие или незнакомые задания выполняют хуже, чем задания по образцу или хорошо знакомые;
присутствует страх ошибки (в частности, сильно беспокоятся на контрольных);
не способны к агрессивным действиям;
могут проявляться расстройства речи ; имеют развитое чувство долга;
обладают высокой эмоциональной чувствительностью;
все эмоции переживают внутри;
остро реагируют на неуспех;
имеют склонность к психосоматическому реагированию;
на уроках в значимых ситуациях могут действовать хаотично, испытывать трудности в планировании своих действий.
Замкнутость
на занятиях или уроках мечтают о чем-то, часто не слышат вопросов взрослых;
снижено внимание;
в поведении отсутствует спонтанность, живость;
невелико количество контактов со сверстниками.
Результаты исследования. Слайд
В марте 2012г. было проведено исследование психического здоровья старшеклассников. Для изучения психического здоровья учащихся использовались их сочинения, которые обрабатывались при помощи контент-анализа. По следующим показателям:
Принятие ответственности за свою жизнь
Принятие себя
Умение жить в настоящем
Осмысленность индивидуального бытия
Принятие других
Из 18 рябят, принявших участие в исследование, 7 имеют те или иные признаки психологического здоровья.
«Самооценка на нуле» - отсутствие принятия себя
«Я в тупике», «Я не знаю, с чем свяжу свою жизнь», «Страшно от того, что меня ждет»- отсутствие осмысленности своей жизни
«Закрадывается мысль, что все уже очень надоело..» - неумение жить настоящим
«Но все равно чувствуешь себя одиноким..» - непринятие ответственности за свою жизнь
«многие меня не понимают, кричат, но мне все равно» - непринятие других
Суицид как крайнее проявление психологического нездоровья. Листовка
Крайним выражением психологического нездоровья являются детские и подростковые суициды.
Об том нам расскажет Владимирова Татьяна Владимировна (3 минуты)
Одна из острейших проблем современного российского общества – проблема аутоагрессивного поведения и суицидов, особенно среди подростков и молодежи.
Суицид занимает 13‐е место среди причин смерти во всем мире (WHO, 2005), причем частота этого явления постоянно растет. В Европе суицид является ведущей причиной смерти среди мужчин молодого и среднего возраста (WHO, 2005). У подростков в возрасте от 15 до 19 лет среди причин смерти суициды занимают третье место.
По данным Всемирной организации здравоохранения Россия находится на третьем месте по количеству завершенных зарегистрированных суицидов и на первом месте по числу суицидов среди молодежи (14-24 года). По данным Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского на 2010 год в России частота подростковых суицидов составляет 19,8 случаев на 100 000 подростков; в Москве эта частота составляет 4,9 на 100 000, в то время как попытки суицида совершает каждый 12 подросток. Примечательно, что (по данным МГППУ) в последнее время в Москве (февраль 2012 г.) более чем в два раза, по сравнению с предшествующим периодом (2008 – 2011 г.), увеличилось количество обращений детей и подростков в службу «Детский телефон доверия» по вопросам, связанным с суицидальными мыслями или намерениями.
Основные причины суицида несовершеннолетних: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. Особенно остро проблема подростковых суицидов ощущается в мегаполисах и крупных населенных пунктах. Этому способствуют, в том числе, смещение ориентиров с нравственных внутрисемейных ценностей на материальное и социальное положение в обществе, изменение приоритетов воспитания в современном образовании, бесконтрольное использование подростками Интернет-ресурсов. Мощным фактором, влияющим на подростка, является система его социальных связей, прежде всего семья. Вместе с тем именно для подростков все большее значение приобретают отношения со сверстниками (дружеские связи, первые влюбленности и т.п.).
Спецификой подросткового возраста является повышенная сензитивность, совпадающая с периодом неопределенности и вхождения во взрослую жизнь. Зачастую это способствует тому, что в кризисной ситуации подросток может выбирать добровольный уход из жизни как наиболее «легкий» способ ее разрешения. Кроме того, подробное и детализированное освещение подростковых суицидов в СМИ, с чем мы имеем дело в настоящее время, как правило взывает «эффект заражения» («эффект Вертера»), что порождает новую волну суицидов в соответствующей возрастной или социальной группе.
МИФЫ И ФАКТЫ О СУИЦИДЕМИФ ФАКТ
Если человек говорит о самоубийстве, он просто хочет привлечь к себе внимание Говорящий о самоубийстве переживает психическую боль и таким образом «кричит» о помощи и ставит в известность о своей боли людей
Настоящее самоубийство случается без предупреждения Примерно 8 из 10 суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке
Самоубийство - явление наследуемое, значит все равно ничем не поможешьОно не передается генетически. Человек лишь использует аутоаг-рессивные модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении
Те, кто кончает с собой, психически больны, значит им нельзя помочь Многие совершающие самоубийства не страдают никаким психическим заболеванием
Разговоры о суициде могут способствовать его совершению. Лучше избегать этой темы Разговор о самоубийстве не является его причиной, но может стать первым шагом предупреждения суицида
Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повторится, так что опасность позади, можно не заботиться об этом Очень многие повторяют эти действия вновь и вновь и достигают желаемого результата
Покушающийся на самоубийство желает умереть, поэтому помочь ему нельзя. Это их дело Подавляющее большинство суи-цидентов хотят избавиться от невыносимой душевной боли и не видят другого выхода, поэтому перед суицидальными действиями они часто обращаются за помощью. Иногда они прямо говорят о самоубийстве, а иногда говорят о невыносимом страдании, о бессмысленности жизни, о вине, о бессилии и т. п.
Все самоубийства импульсивны, их нельзя предвидеть и предупредить Большинство суицидентов вынашивает свои планы, прямо или косвенно сообщая о них окружающим
Все самоубийцы - депрессивные люди, поэтому помочь им может только врач Не все суициденты страдают депрессией. Практически самоубийство может быть совершено любым человеком, любого типа характера, с любыми наклонностями
Группа риска.СлайдВ современной школе обучаются очень разные дети. Для каждого из них требуется свои, адекватные его потребностям условия развития, психолого-педагогическое поддержка, любовь, понимание, семейное внимание и т.д. Если не соблюдаются данные условия, у ребенка могут возникнуть различные проблемы в обучении и поведении, которые впоследствии могут перейти в девиации.
Учащихся, у которых имеются те или иные риски возникновения отклонений, относят к группе риска. Традиционно к группе риска относят:
детей из неблагополучных семей;
детей с отклоняющимся поведением, в том числе педагогически запущенных;
учащихся с проблемами в обучении и развитии;
детей с хроническими заболеваниями, инвалидов.
Некоторые исследователи к группе риска относят также одаренных детей.
Выступление педагогов – роль классных руководителей в сохранении и укреплении психологического здоровья детей и подростков
На мой взгляд, работа классного руководителя по сохранению и укреплению психологического здоровья может вестись двух направлениях:
формирование здорового, дружного, сплоченного классного коллектива с благоприятным психологическим климатом
создание условий для самопознания и саморазвития каждого ребенка, т.е.развития личности учащегося.
Об этом нам расскажет Лунева Светлана Александровна (5 минут)
Таким образом, к факторам, формирующим психологическое здоровье, относятся: Слайд.
• наличие трудных ситуаций, разрешаемых ребенком самостоятельно или с помощью взрослых, при том, что предъявляемые нагрузки (в т. ч. эмоциональные, т. е. стрессы) соответствуют физиологическим возможностям ребёнка (степень трудности ситуации соответствует возрастным и индивидуальным возможностям переживания стресса без ущерба для психологического и физического здоровья);
Испытания - трамплин для личного роста!
• в целом положительный фон настроения и фиксация на успехах ребенка с анализом причин успешых форм поведения и эмоционального реагирования;
• умение взрослых пользоваться юмором, общая оптимистическая установка взрослых (родителей и педагогов).
Выбор позитивного мышления – шаг к позитивным событиям!
Что могут делать родители и педагоги, чтобы формировать у ребёнка психологическое здоровье? Слайд.
обучать положительному самоотношению и принятию других (т. е. формировать адекватную самооценку по принципу "я-окей, ты-окей");
обучать рефлексивным умениям (навыкам понимания своих эмоциональных реакций и умению выразить их словами, навыкам понимания эмоционального состояния других людей, умению ставить себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами окружающих);
формировать потребности в саморазвитии (создавать условия для реализации творческих потребностей ребенка).
уделять своему ребенку достаточно внимания, любви, заботы.
Важный фактор становления у детей психологического здоровья - наличие у окружающих ребёнка взрослых (родителей и педагогов) таких качеств, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора. Наличие этого предопределяет оптимальные условия становления психологического здоровья детей. Необходимо считать неотъемлемой составной часть продуктивного общения разностороннее использование педагогом приемов комического. Как известно, остроумие, веселость педагога заряжают детей оптимизмом и жизнестойкостью, снимают перенапряжение, вызывают эмоциональную разрядку, особенно в конфликтных ситуациях, возможность эмоционального насыщения материала. Человек с чувством юмора реалистично оценивает ситуацию и не считает сложившиеся обстоятельства (даже носящие стрессогенный или стрессовый характер) причиной потери душевного равновесия. Необходимо уточнить, что чувство юмора не предполагает легкомыслие: в системе ценностей человека с чувством юмора превалируют ценности более высокие, общечеловеческого плана. Необходимым условием формирования психологического здоровья школьников является доминирование у педагогов (и родителей) экспрессии оптимизма и эффективное использование ими приемов комического в педагогическом процессе.
Заключение:
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли... Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают. Первая сказала: "Я СПОКОЙСТВИЕ. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остается ни чего другого, как погаснуть!" И огонек этой свечи погас.
Вторая сказала: "Я ВЕРА. К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше". Едва произнеся это, подул легкий ветерок и загасил свечу.
Очень опечалившись, третья свеча произнесла: "Я ЛЮБОВЬ. У меня нет больше сил гореть дальше. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего - своих близких". Долго не дожидаясь, и эта свеча угасла.
Вдруг в комнату зашел ребенок и увидел 3 потухшие свечки. Испугавшись, он закричал: "Что вы делаете!? Вы должны гореть – я боюсь темноты!" Произнеся это, он заплакал.
Взволнованная четвертая свеча сказала: "Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: Я - НАДЕЖДА".
Пауза.
Начните с себя: будьте счастливы и оптимистичны!
Научите тому своих детей!
Успехов вам!