«Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья ребенка через подвижные игры на переменах и уроках физической культуры»


«Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья ребенка через подвижные игры на переменах и уроках физической культуры»
Пояснительная записка
Проблемы здоровья сейчас у всех на слуху. Всё чаще вспоминают слова одного классика о том, что «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно» Толстой Л. Н.
Работа школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся становится всё сложнее и ответственнее.
Деятельность учителя можно представить как системно организованное сочетание принципов педагогики сотрудничества, эффективных педагогических приёмов, проявлений педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьников к образовательному процессу, на сохранение его здоровья и воспитание у него культуры здоровья.
Работая учителем начальных классов и учителем физкультуры, я столкнулась с проблемой, которая заставила целенаправленно заняться здоровьем детей. В последнее десятилетие всё больше учеников приходят в школу с отклонениями в здоровье. В классах таких детей бывает до 70%, часты пропуски занятий по болезни. Причин этого немало, а как следствие — многие изначально не справляются с уроками, с трудом одолевают логические задачи, отставание в учёбе со временем нарастает. Значит необходимо искать новые приемы, а именно организовать и построить грамотно работу по двигательной активности младших школьников для сохранения и укрепления здоровья.
Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учеников большого умственного и нервно-психического напряжения.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью учащихся.
Я поставила перед собой цели и задачи, которые поспособствуют физическому улучшению здоровья учащихся.
Целью формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
А также задачи, которые приведут к поставленной цели
Задачи:
Развитие координационных способностей (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы)
Формирование элементарных знаний о влиянии физических упражнений на состояние здоровья,
Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
Работа проводилась в четыре этапа.
Первый этап — соединение воедино всех данных об учащихся: психолого-физические способности каждого ученика, выявление причин недостаточной мыслительной активности детей (ослабленное здоровье, консультации с родителями и медиками, плохая экология), уточнение биологических возможностей учеников (частые пропуски занятий, условие в семье, режим питания), составила листок здоровья на каждого ученика.
Чтобы выявить физический и психологический уровень подготовленности ребенка к школе я проводила различные диагностики совместно педагогом психологом. Вследствие чего по обработке результатов мы смогли дать психолого-педагогической характеристику каждому обучающемуся. На основе полученной психолого-педагогической характеристики каждый учитель совместно с руководством школы разрабатывает и планирует комплекс мероприятий, направленный на обеспечение условий формирования здорового образа жизни учащихся, сохранения их здоровья.
Проект направлен на укрепление физических качеств, но важным является и создание положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта (ситуация успеха, укрепляющая уверенность в своих силах).
Реализация данного проекта предполагает наличие индивидуальных образовательных маршрутов, основанных на знании личностных особенностей детей (ориентация на зону «ближайшего развития»).
Второй этап - использование всех средств воспитания ответственного отношения к сохранению собственного здоровья, формирование здорового образа жизни через навыки и привычки.
Третий этап - практическое применение знаний, воспитание у учащихся осознанной потребности в здоровом образе жизни.
Двигательный режим учащихся начальных классов.
Виды движений Продолжительность(мин) Ответственный за проведение
Утренняя гимнастика 10-15 Учитель физической культуры
Физкультминутки на уроках 5-7 Учитель класса
Гимнастика для глаз 1-2 Учитель, дежурный ученик
Комплекс упражнений на мышечное расслабление (релаксацию) 1-2 Учитель класса
Комплекс упражнений для формирования правильной осанки 2-3 Учитель класса
Динамическая перемена 25-35 Учитель класса
Урок физической культуры 45 Учитель физической культуры
Занятия в спортивных секциях 2 раза в неделю Учитель физической культуры
Внутришкольные спортивные праздники ежемесячно Учитель класса, учитель физической культуры
Внутришкольные спартакиады По плану школы Уч.физкульт.
Уже на этапе адаптации к школе перед учителем начальных классов встает проблема: как развивать умственную деятельность учащихся, не нанося вреда их здоровью? Оказывается, один из главных секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности и в учебном процессе заключается в применении игровой технологии обучения.
Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, освоить ряд учебных элементов.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функции и классификации педагогических игр
Четвёртый этап считается итоговым, где через полтора года стали возможными некоторые сравнения: прививались здоровые привычки, создавались условия для естественного развития учащихся в образовательном учреждении.
Результатом проекта можно считать, что в классах заметно возросли показатели физического развития детей, в положительную сторону изменилось умственное развитие, стали видны результаты труда, улучшились спортивные достижения учащихся.
Проект рассчитан на 4 года. Выявление и дальнейшее развитие, и улучшение физических и психологических качеств должно проходить на протяжении всего становления и формирования личности ребенка.
Но именно начальные классы являются синзетивным периодам для улучшения и формирования начальных навыков, качеств развития ребенка.
Для того чтобы на протяжении всего обучения отслеживать динамику улучшений я организую подвижные игры как на переменах так и во внеурочное время. А так же предлагаю продолжать проводить диагностики, игровые моменты на уроках и различные мероприятия направленные на физическое и психологическое развитие учащихся.