Конспект урока окружающего мира на тему “Русские оружейники” (3 класс, УМК «Начальная школа ХХI века»).
Конспект урока окружающего мира на тему “Русские оружейники” (3 класс, УМК «Начальная школа ХХI века»).
Автор: Фисенко Ольга Николаевна, учитель начальных классов, МБОУ «СШ№1» г. Нижневартовск.
Цели:1. Познакомить детей с возникновением и развитием на Руси оружейного ремесла.2. Познакомить учащихся с первым оружием мордовского народа.3. Развивать поисково-исследовательскую деятельность через формирование умений: анализировать, сравнивать, делать выводы.4. Воспитывать коммуникативные умения.
Задачи:1. Сформировать у детей представления об исторических источниках.2. Развивать умение элементарного анализа источников истории, сравнивать, выделять главное.2.Воспитывать у школьников чувство гордости за свой народ и Родину.
Оборудование:• мультимедийная презентация• таблички – кластер;• карта России;• сценка авторского сочинения;• учебник Н.Ю. Виноградовой “Окружающий мир”; 3 кл. 2 часть 2008 г.Вид урока: изучение нового материала.
Ход урока.
1. Организационный момент.Дан звонок, и все мы смелоПримемся уже за дело.Путь нелегкий предстоит,Вдаль дорога уж бежит.Мы промчимся чрез века,Через многие года.Пронесемся над лесамиИ окажемся мы с вамиДалеко за тысячу летВстаньте хорошо, улыбнитесь, пожмите друг другу руки, пожелайте удачи.Дружно прочитайте эпиграф к уроку:Окружающий нас мирИнтересно познавать!Его тайны и загадкиМы готовы разгадать!У вас на партах лежат схемы – листочки: что знаю, что узнал, что хочу узнать. В течение урока вы будете заполнять схемы.
2. Повторение пройденного материала и проверка знаний.- Что такое ремесло?- С какими ремёслами мы уже познакомились?- Угадайте ремесленников по материалу, с которыми они работают:
1. Глина.2. Железо.3. Стекло.4. Золото.5. Дерево.6. Ткань
- Давайте перенесёмся в 19 век и послушаем разговор двух подростков, живших в то время.
Сообщения детей.- Почему с отменой крепостного права людям стало жить труднее?
3. Введение в новую тему.- Догадайтесь, о каком ремесле мы будем сегодня говорить?На экране слова: стрелы, кинжалы, мячи, копья.- Как назвать это одним словом? (оружие)- Как называют ремесленников, которые изготавливают оружие? (оружейники).
Итак, тема урока «Русские оружейники».В течение урока мы с вами попробуем сгруппировать понятия, которые относятся к нашей теме.Доспехи: кольчуга, шлем, железные налокотники, щиты.
4.Работа по учебнику, толковому словарю.- Откройте учебники, прочитайте текст.- Чтение текста с использованием приема «инсерт».«+» – новое«-» – думал иначе«?» – хочу спросить«V» – знал- До какого века у воинов – славян не было доспехов?- Рассмотрите рисунок и скажите, какие виды военных доспехов вы видите? (кольчуга, пищаль (ружьё), пищаль (пушка).- Найдите в тексте учебника, что такое кольчуга и когда она впервые появилась?- Какие ещё военные доспехи носили наши воины? (по рисунку)- Щиты, шлемы, железные налокотники.- Назовите первое оружие у славян? (копья, кинжалы, стрелы, мечи)- Кого называли копейщиком?- Найдите по толковому словарю значение слова пищаль.- Когда они появились? (в 15 веке).- Что вы запомнили из текста?Внесите в нашу схему новые слова (кластер).
5.Путешествие в прошлое.- Сейчас я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое и узнаем кто, где и когда изготовил ружьё? (Сообщение от лица Никиты Демидова).- Узнаем историю города, где работали русские оружейники (Сообщение).- Какое первое оружие было у мордвы? (Сообщение).
ФизминуткаСолдаты выстроились в ряд и готовы идти на парад.Как солдаты на параде, мы шагаем ряд за рядом.Левой – раз, левой – раз, посмотрите все на нас.Мы захлопали в ладоши дружно, веселее,Застучали наши ноги громче и быстрее.По коленкам мы ударим тише, тише, тише,Руки наши поднимаем выше, выше, выше.Мы на месте покружились и остановились.
6. Групповая работа (стр 94).- Уже в 16 веке в Москве было много слобод – мест, где жили и работали ремесленники.- Какое незнакомое слово вы услышали?- По словарику найдите значение слова – слобода.- По названию слобод определите, чем занимались ремесленники, живущие в каждой из них: Оружейная, Плотничная, Каменная, Гончарная, Кузнецкая, Котельная.
7. Работа с текстом учебника.- В Москве на кремлевском дворе стоит Царь-пушка.- Найдите на стр. 94, кто её изготовил? (Андрей Чохов)- Найдите слово горн в словаре.- Что интересного вы узнали о Царь-пушке?- Посмотрите на экран, перед вами знаменитые русские оружейники.- Кого вы запомнили?- Какой праздник отмечает наш народ 9 мая?- Для чего нужно оружие, оружейные заводы?- Кого из русских оружейников вы запомнили?- Посмотрите сценку о том, как можно решить конфликт.- Итак, как можно урегулировать назревший конфликт?Добавьте слова в нашу схему.
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.- Возьмите листочки и отметьте, что вы узнали нового и что хотите узнать.- Кто первым изготовил ружьё? (Никита Демидов).- Кто такой копейщик?Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:1. Сегодня я узнал…2. Было интересно…3. Было трудно…4. Я выполнял задания…5. Я понял, что…6. Теперь я могу…7. Я почувствовал, что…8. Я приобрел…9. Я научился…10. У меня получилось …11. Я смог…12. Я попробую…13. Меня удивило…14. Урок дал мне для жизни…15. Мне захотелось…16. – А сейчас мы сделаем выводы по уроку.
1. Определите тему в виде одного существительного. Оружейники.Описание темы (2 прилагательных) – Русские, первые.Описание действия (3 глагола) – Придумали, изготовили, прославились.Фраза из 4 слов, выражающая личное отношение к теме – Русские знамениты своим оружием.Слово, отражающее суть темы – Мастерство.Оценивание.Оцените себя на «шкале знаний», каждый отметит свой уровень понимания сегодняшней темы. Очень хорошо поняли, запомнили почти всё. Средне усвоили тему. Плохо поняли новый материал.- Что нового узнали на уроке?- Что особенно понравилось?- Что показалось трудным?- На каких двух страницах истории нашего государства мы сегодня побывали?- Послушайте строки стихотворения о нашей Родине и подумайте, подходят ли они к теме урока.Вовеки славься, Русь, Россия!И будь всегда сама собой.Твои народы вместе – сила!Никто не справится с тобой!
9.Домашнее задание.- Узнать значение следующих слов по толковому словарю:- булава, меч, палица, сабля, секира, сулица. Подготовить сообщение об одном из оружий. Стр. 91-92, читать, пересказывать. – На следующем уроке мы с вами вновь отправимся в путешествие в прошлое.
Приложение № 1
Знаю Узнал (а) Хочу узнать
Приложение № 2Сценка для урока окружающего мира по теме«Русские оружейники».Действующие лица: царь, князь, дипломат.
Ц.: Я – царь и бог в своей стране,Земель имею много,Казну прибавлю я вдвойне,К войне идёт дорога.Оружия хватает мне вполне,Готов я полностью к войне!Князь, готовься к бою,Иду на вас войною!
Д.: Стоп, подожди, дражайший царь,Уйми свой страшный пыл,Ведь сколько крови ты прольёшь,Назад ничто уж не вернёшь.Оставишь без отцов детей,А жён оставишь без мужей.Как будут жить они?!
Ц.: Меня обидел князь чужой той стороны,Когда – то и его отец не обошёл войны,Забрал удел у нас большой,Хочу вернуть его с лихвой!
Д.: За стол переговоров сядемИ к соглашению придём,Решим всё мирным мы путём!И будут птицы щебетать,Народ весь будет ликовать!Садятся за стол переговоров.
Ц.: Князь, твой отец когда – тоВойной пошёл на нас.Он не щадил людей и отнял земли тот же час.
К.: Царь, жаль, что так произошло,Я огорчён до боли, но много времени прошлоИ раз мы здесь, доколе, давай спокойно всё решимКонфликт наш мирно разрешим…Согласен часть земли отдать, что ваша испокон веков,Но ты мне должен слово дать: мы будем мирно торговать,В соседстве жить, не воевать.
Ц.: Князь, твоё я предложенье принимаю,Словам твоим я доверяю.
Д.: Наступило примиренье, подпишите соглашенье.За оружие вы не взялись, друзья,Народ ваш счастлив раз и навсегда!Щебечут птицы и цветут цветы,И никогда не будет пусть войны!
Никита Демидов: биография
05 апреля 1656 - 28 ноября 1725
русский промышленник, основатель династии Демидовых
Биография
Происхождение
Никита Демидович происходил из мастеров-оружейников, владел в Туле оружейной фабрикой и «вододействующим» чугуноплавильным заводом. Его отец, Демид Григорьевич Антуфьев (или Антюфеев), происходил из государственных крестьян и приехал в Тулу из села Павшино, чтобы заняться в городе кузнечным ремеслом. В 1664, когда его сыну было восемь лет, Демид умер.
Согласно другой версии, Никита Демидов — простой крестьянин, бежавший в тульскую оружейную слободу, спасаясь от рекрутского набора. По третьей, он бежал в Тулу из Москвы, где служил на Пушечном дворе. Но так или иначе, уже в 1690-е Никита Демидов весьма успешно торговал железом и был владельцем железоделательного завода, что уже тогда делало его положение совершенно исключительным, поскольку другие немногочисленные заводы того времени принадлежали сплошь иностранцам и членам правящей элиты.
Деятельность
Никита Демидов встретился с царём Петром I, и эта встреча изменила его жизнь. По поводу этой встречи существует несколько легенд. По одной из них Никита стал известен царю тем, что починил сподвижнику Петра, барону Шафирову, его немецкий пистолет, да еще и изготовил точную его копию. По другой — Никита Демидов был единственным из тульских оружейников, взявшимся в 1696 выполнить заказ царя на изготовление 300 ружей по западному образцу. В третьей - также в наличии история с пистолетом, починив который Демидов подрядился построить оружейный завод на субсидии из казны.