Урок русского языка по теме Тема урока: Правописание слов с суффиксами – ек -, — ик -. (3 кл)

Русский язык
Тема урока: Правописание слов с суффиксами – ек -, - ик -.
Цель урока: формировать у обучающихся умение писать суффиксы – ек -, - ик -;
Задачи урока:
организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек -, - ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;
способствовать развитию орфографической зоркости, логики;
способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.
Оборудование:
презентация к уроку, карточки для групповой работы,

Ход урока:
1. Организационный момент
Предлагаем начать урок с мультфильма «В стране невыученных уроков».
Ваша задача – внимательно посмотреть фрагмент фильма и подумать, о чем пойдет речь сегодня на уроке.(показ фрагмента из мультфильма «В стране невыученных уроков»)
Итак, произнесите слова, над которыми задумался Витя Перестукин :
ключик, замочек.
Какой звук слышится после Ч в этих словах ? ( И )
- А посмотрите, как у меня написано (ключик, замочек).
- В какой части слова находится орфограмма ? (в суффиксе).
Сформулируйте тему урока. «Правописание суффиксов ЕК и ИК».
Но прежде .чем перейти к теме урока мы немного поиграем
Игра с суффиксами
– Ребята, я посмотрела через увеличительное стекло и вижу, что это не кот, а
– Не слон, а
– Не дом, а
– Каким способом образованы новые слова?
– Какой суффикс помог образовать новые слова?
– На что он указывает?
Сегодня на уроке мы повторим, что слова могут образовываться с помощью суффиксов. А сейчас мы проверим ваши теоретические знания о суффиксах.
Стадия вызова
Найди верное утверждение:
Суффикс – это слово. Суффикс – это часть слова.
Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении.
Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня.
Суффикс не имеет значение. Суффикс имеет значение.
– О какой части слова мы сегодня ведем речь на нашем уроке?
Стадия осмысления

– Перед каждым из вас лежит текст. Прочитайте, используя условные обозначения +, !, ?
(показать, спросить, что они обозначают)
Оцените информацию, а затем обсудите в группе.
Карточка № 1
1. Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.
2.Чтобы выделить в слове суффикс нужно:
Выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова.
Выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова.
Выделить в слове суффикс.
3.Есть два похожих суффикса: –ик– и –ек– .Например: домик, молоточек.
Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному.
4. Какие гласные пропущены в суффиксе?
внучк топорк бутончк цветочк
Проверка.
Какая информация вызвала затруднение, непонимание? Почему?
Решение проблемного вопроса
Такая же проблема встала перед Витей Перестукиным.
– Определите тему нашего урока.
– Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
- Как об этом мы можем узнать? (попробуем вывести сами, а потом сверимся с учебником)
Физкультминутка
Прием «Мозговой штурм» Групповая работа
Сейчас вы будете работать в группах. Повторим правила работы в группе. Возьмите карточку №2.
1 уровень
Карточка № 2
Спишите, выделите суффиксы и сравните пары слов. Устно сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
Есть карандашик – нет карандашика
Есть кирпичик – нет кирпичика
Есть клубочек – нет клубочка
Есть горошек – нет горошка.
Вывод:
Мы сравнили пару слов..
Заметили
Сравнили другую пару
Заметили..
2 уровень
Карточка № 2
Спишите, выделите суффиксы, соедините пары слов линиями и сравните их. Устно сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

шалашик (нет) сыночка
котик (нет) пенёчка
сыночек (нет) котика
пенёчек (нет) шалашика

Вывод:
Мы соединили пару слов и заметили
Соединили другую пару слов и заметили


3 уровень
Карточка № 2
Спишите, измените форму данных слов, подставляя к ним слово «нет». Выделите суффиксы.
Устно сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
ключик – нет..
кораблик –
звоночек –.
кармашек–..
Вывод:
Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово «нет». Например,
И заметили, что .
Потом мы изменили форму других слов. Например, ..
И заметили, что.
Выступление групп
Составление алгоритма
Чтобы грамотно писать слова с суффиксами –ик, -ек нужно знать алгоритм действий.
Предложите свои варианты. Выделим самые главные фразы из правила, чтобы получился алгоритм.
1.Читаю слово.
2. изменяю слово.(подставляю слово «нет»)
3.Если гласный звук выпадает – пишу суффикс –ек, если не выпадает – пишу – ик.
Сравним наш алгоритм с алгоритмом на слайде.
Давайте послушаем, как эту проблему решил Витя Перестукин.
Сравним наши выводы с учебником. Стр.50 прочитайте
Можно ли сказать, что наши выводы совпадают?
Вы можете выбрать 2 способа проверки:
подставляя слово «нет»
Физминутка.
Если я назову слова с суффиксом –ик – приседают мальчики, с суффиксом –ек – приседают девочки.
Пёсик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, цветочек, дождик.
Сейчас будем учиться применять правило на практике. Давайте повторим шаги, которые помогут нам не допустить ошибок.
Дифференцированная работа по группам
Мы повторили алгоритм, а теперь применим наши знания на практике.
Вставить пропущенные буквы.
(Девочки, мальчики.)

Карточка №3

мальчики
девочки

платочк
листочк

билетк
зубчк

столк
орешк

песочк
мячк

хвостк
цветочк


Проверка в парах.
2 у доски
Вывод: Как узнать .когда пишется -ек, а когда -ик?
2.задание
1 группа
4
Найти границы слов в предложении.
Вкошелёчкелисточкибилетк.
2 группа
Карточка №4
Из слов составь и запиши предложение, выдели орфограммы.
А в ящичке лжит синий плточк да кошелёчк.
3 группа
Карточка №4
Из слов составь и запиши предложение, выдели орфограммы.
А в ящичке лжит синий плточк да кошелёчк.
4группа
Списать предложение, вставляя пропущенные буквы.
Кто ключк пврнёт, кто замочк ткроет - в тремочк войдёт, ящичк найдёт.
5 группа
Списать предложение, вставляя пропущенные буквы.
Кто ключк пврнёт, кто замочк ткроет - в тремочк войдёт, ящичк найдёт.
Зачитаем нашу работу..
А сейчас Витя Перестукин просит помощи, помогите ему проверить, правильно ли написаны слова
Кармашик, слоник, хвостик, лучик, кузнечик, мячик. вечерочик. Орешик
Вывод: как проверить .когда пишется ек. а когда ик?
Рефлексия
Возьмите карточку №5
Карточка №5
«Свою работу оцениваем сами»

С каким настроением пришёл на урок?__________________________________
Работа в группе
а) слушал и дополнял ответы других____________________________________
б) активно участвовал в решении проблем_______________________________
в)высказывал свою точку зрения_______________________________________
г) разъяснял, объяснял свою точку зрения товарищам______________________
Практическая часть
Условные обозначения: + справился , ? испытывал затруднение
а) знание правила________________________________________________
б) без ошибок писал слова с суффиксами –ек, -ик __________________________________________

С каким настроением ушёл с урока?__________________________________

























САМОАНАЛИЗ УРОКА

Учитель: Фабрициус Т.Е.
Дата: 26.12.2015 года
Класс: 3
Предмет: русский язык
На момент проведения урока учащиеся знакомы с темами: «Окончание и основа слова», «Понятие о корне слова», «Понятие о родственных слова», «Суффикс».
Тема: «Проверка написания суффиксов –ек; -ик »
Тип урока: открытие новых знаний .
Цель урока: ознакомление с правилом написания суффиксов – ек и - ик у существительных.
Задачи урока:
вывести правило написания суффиксов –ек, -ик;
целостно осмыслять и обобщать полученную информацию на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
активизировать учащихся, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
развивать творческую активность учащихся;
развивать умение учиться (первый шаг к самообразованию и самовоспитанию);
развивать познавательные интересы, инициативность и любознательность;
формировать способность к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);
формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма
При отборе материала для урока учитывала индивидуальные особенности детей:
-использовала задания для детей с разным типом восприятия : аудиалы, визуалы, кинестетики (вставить пропущенные буквы, рассказать, собрать предложение из слов)
- разные виды заданий при работе с текстом
На уроке прослеживалась логическая связь: слово----предложение---текст. Использовала различные типы общения: ученик-ученик; ученик-учитель.
Учащиеся были достаточно активны и мотивированны. Т.к. работа была выстроена в основном на работу в группе, то слабоуспевающие были активизированы участниками внутри группы. При планировании урока было учтено то, что ученики этого класса продуктивно и слаженно работают в группах и достаточно хорошо у них выстроена взаимопомощь, ученики очень творческие личности.
Для стимулирования учащихся использовала игру с суффиксами, фрагмент аудиозаписи, условные обозначения.
На данном этапе используется приём организации индивидуальной работы учащихся, когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Этот этап позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме. Создаётся ситуация успеха, которая помогает настроить детей выполнить задание.
2. На стадии осмысления использую технологию критического мышления (методический приём ИНСЕРТ)
Данный приём требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.
Каждому ребёнку выдаётся текст. Ученики читают, делают пометки на полях по мере осмысления информации. Идёт обсуждение в парах, где ученики должны выяснить, в чём совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
3.Решение проблемного вопроса.
В ходе урока будет использовалась проблемно-диалогическая технология. Дети столкнулись с проблемой. Для решения данной проблемы использовалась групповая работа. Каждой группе было предложено разноуровневое дифференцированное задание, которое помогало детям самостоятельно выйти на решение проблемы.
На уроке используется информационно-коммуникационная технология., которая позволяет ярко представить материал и активизирует деятельность учащихся на протяжении всего урока.
4. «Мозговой штурм». Групповая работа.
Группы созданы по уровням. В каждой группе есть координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски. Используются приёмы анализа, синтеза, обобщения, межпредметные связи (литературное чтение)
6.В конце урока проведена рефлексия усвоения правила по результатам самостоятельной работы, отражающая эмоциональное состояние детей. Работа с картой «Оцениваю себя сам».
Я считаю, что уроки такой формы очень удачны – видны не только знания учащихся, но и сами учащиеся с интересом используют свои знания. Дети сами открывают знания, а значит они учатся!










13PAGE 15


13PAGE 14115







·