ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (на материале устаревшей лексики)

Андреенко В.А., Туманова ГА., Россия
РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Важнейшая цель современного образования - обучение и воспитание всестороннее развитой личности, способной к творчеству. И поэтому репродуктивные методы, долгое время используемые в нашей школе, не отвечают современным требованиям, так как они направлены на формирование пассивной, инертной личности.
В современной начальной школе используются многочисленные программы, называющиеся развивающимися. Однако развитие может происходить при любой программе. Определяющим фактором в этом отношении являются методы, приемы и технологии, которые применяет учитель.
Значительным развивающим потенциалом обладает технология проблемного диалога (проблемно-диалогическая технология). Проблемное обучение наиболее полно обеспечивает весь цикл учебной творческой деятельности, эффективно развивает творческие умения учащихся, обеспечивает более качественное усвоение знаний, воспитывает инициативную личность, то есть реализует социальный заказ - формирование творческой личности.
Русский язык занимает особое место в ряду других предметов школьного обучения. «Язык, - как справедливо отмечает Н.М. Шанский, - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи прагматической информации, средоточением духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания, средством хранения и усвоения знаний и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов. «Он нужен всем, всегда и везде» [Шанский 1993: 3]. И поэтом каждый творчески работающий учитель задумывается над тем, как адаптироваться к новым требованиям развивающегося общества, как сделать обучение русскому языку более эффективным.
Считаем, что таким средством является технология проблемно-диалогического обучения, автором которой является Е.Л. Мельникова, легко и доступно изложившая основные положения проблемно-диалогического обучения в книге «Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками» [Мельникова 2006]. В настоящее время технология проблемного обучения нашла многочисленных сторонников среди учителей-практиков и ученых-методистов, которые разрабатывают различные аспекты реализации в практике школьного обучения данной технологии [Г.А. Данюшевская, А.Н. Дибленкова, Н.В. Ладыженская, Н.А. Новак, Т.Ю. Перова и др.].
Проблемно-диалогическая технология дает во'зможность так строить урок русского языка, чтобы ученики не оставались пассивными слушателями и исполнителями, а превращались в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой, и поэтому дети лучше усваивают лингвистический материал, поскольку знания они не получают в готовом виде, а открывают сами. Проблемно-диалогическое обучение обеспечивает, по словам Е.Л. Мельниковой, творческое усвоение знаний. «Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск ее решения - на этапе введения знаний; выражении решения и реализацию продукта - на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. При этом, в отличие от научного творчества, ученик формулирует учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в простых формах» [Мельникова 2006: 18].
Проблемно-диалогическая технология используется на уроках изучения нового материала и дает возможность заменить традиционное объяснение

учителя «открытием» знаний. В настоящее время достаточно полно описаны способы и приемы создания проблемных ситуаций на уроках русского языка, на которых учитель может использовать проблемные вопросы, проблемные задачи и задания, познавательные противоречия, гипотезы.
Приведем пример использования данной технологии на уроке русского языка в начальной школе (на материале темы «Гласные в суффиксах имен существительных -ек- -ик-»), где использовался прием выдвижения гипотез, который является наиболее эффективным при изучении языковых явлений и фактов.
На доске записаны слова: кузнечик, сыночек.
Учитель: В какой части слова находится орфограмма? Верно, в суффиксе. Давайте выделим суффиксы в этих словах (суффиксы -ек и -ик). Какой гласной различаются суффиксы? (гласными е и и).
Как можно проверить безударную гласную? Мы знаем, как правильно вставить безударную гласную в корне, а в суффиксе - не знаем, так как для безударной гласной в суффиксе мы затрудняемся подобрать проверочное слово. И поэтому перед нами стоит задача сформулировать орфографическое правило правописания безударной гласной в суффиксах -ик и -ек имен существительных. Что можно предположить?
Ученики высказывают предположения.
Учитель: Попробуйте изменить слова, задав к ним вопрос Р. п. (нет сыночка). Что произошло с суффиксом? (гласная «убежала»). Давайте также изменим второе слово (нет кузнечика). Гласная осталась (да, осталась). Прочитайте другие слова с суффиксами -ик и -ек. Понаблюдайте, в суффиксах каких слов гласная «убегает». Как вы думаете, какая гласная, и или е, убегает? Выделите суффикс в слове сыночек. Какая гласная осталась? Сформулируем правило правописания в суффиксах -ик и -ек безударной гласной.
В данном случае проблемная ситуация возникает потому, что у учащихся отсутствуют знания для теоретического обоснования учебного задания. Затруднение возникает при сопоставлении языковых фактов и постановке гипотезы в связи с необходимостью определить условия написания гласных в суффиксах существительных -ек, -ик.
Наш опыт использования технологии проблемно-диалогического обучения свидетельствует о том, что активными и самостоятельно думающими становятся даже слабоуспевающие ученики с низким уровнем развития. И если в начале активно работают 10-15 % учащихся, то к концу учебного - более 50%. И поэтому можно утверждать, что технология проблемно-диалогического обучения воспитывает активную личность, формирует инициативность, развивает способность к сотрудничеству. Кроме того, данная технология стимулирует умственное развитие, повышает интеллектуальный потенциал. Наблюдения за учащимися позволяют утверждать, что младших школьников увеличивается объем памяти, развивается речь, дети становятся более внимательными. Эффективность применения этой технологии подтверждается
результатами анкетирования учащихся, динамикой повышения качества обучения.
Список использованной литературы
Дашошевская, Г.А. Влияние проблемно-диалогического обучения на творческое и личностное развитие младших школьников / Г.А. Данюшевская // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 8.
Дибленкова, А.Н. Как реализовать принцип психологической комфортности на уроках / А.Н. Дибленкова // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 8.
Ладженская, Н.В. Преемственность в использовании проблемно-диалогического метода в курсе риторики / Н.В. Ладыженская // Начальная школа плюс До и После. - 2003. -№6.
Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: пособие для учителя / Е.Л. Мельникова// - М., 2006. - 168«.
Новак, Н.А. Применение проблемно-диалогической технологии на уроках по программе «Школа 2100» / Н.А. Новак // Начальная школа плюс До и После. - 2008. - № 8.
Перова, Т.Ю. В лабиринте знаний (Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка) / Т.Ю. Перова // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - № 7.
Шанский, Н.М. Школьный курс русского языка. Актуальные проблемы и возможные решения / Н.М. Шанский // Русский язык в школе. - 1993. - № 2.

15