ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ГЛАГОЛ» НА УРОКАХ ПИСЬМА И РАЗВИТИЕ РЕЧИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА













ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ГЛАГОЛ» НА УРОКАХ ПИСЬМА И РАЗВИТИЕ РЕЧИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА































Содержание

1. Актуальность темы
2. Изучение темы «Глагол» на уроках письма и развитие речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида
3. Анализ программного материала
4. Конспекты уроков
Список литературы


































1. Актуальность темы

Глагол разряд слов, который характеризуется, прежде всего, большим семантическим богатством. Глагол это часть речи, обозначающая процесс, т.е. представляющая признак как действие, состояние или становление.
Изучение глагола значительно продвигает речевое развитие учащихся. Глагол обозначает не просто действие, а действие как активный процесс. Он выражает движение, развитие и сообщает высказыванию конкретность, динамичность, энергию. A.M. Пешковский писал, что “глаголы – это какие-то “живые” слова, оживляющие все, к чему они приложены”.
В.А. Добромыслов, Т.Г. Дьяконова, С.П. Иванов, Г.П. Трофимович, С.Ф. Жуйков, М.Г. Баранов, Т.А. Ладыженская и другие своими исследованиями установили, что в усвоении грамматики вообще и в частности темы «Глагол», а в связи с этим и в использовании глагольной лексики, ученики массовой школы испытывают определенные трудности, которые могут быть преодолены лишь в процессе целенаправленного обучения.
Вопрос об усвоении и использовании глагола учениками учащихся коррекционной школы в литературе не освещен. Между тем, известно, что если красочность речи достигается использованием имен прилагательных и наречий, то использование глагола делает ее (речь) точной, емкой, выразительной и экспрессивной.
Глагол как часть речи в системе грамматических средств языка, выражающих нашу мысль, стоит рядом с существительным. Все многообразнейшие движения, действия и состояния в любой области существования материи и в человеческой деятельности передаются через глагол, который представляет собою чрезвычайно динамичную конструктивную и выразительную часть речи. По сравнению с другими частями речи он занимает одно из первых мест не только по употребляемости, но и по многообразию способов формо- и словообразования, и по разнохарактерности и сложности написаний. Академик В.В. Виноградов называет глагол наиболее сложной грамматически организованной категорией современного русского языка. Поэтому не случайно усвоение глагола оказывается очень трудным для умственно отсталых учеников.










2. Изучение темы «Глагол» на уроках письма и развитие речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Последовательность работы над глаголами, связь между разделами, объем программного материала, приемы и средства его изучения в каждом классе определяются задачами изучения данной части речи, ее лингвистическими особенностями и познавательными возможностями школьников. Основные задачи заключаются в том, чтобы сформировать первоначальное понятие о глаголе как части речи, развить умение осознанно употреблять глагол в устных и письменных высказываниях, повысить уровень умственного развития учащихся.
Лингвистические особенности глагола довольно сложны, поэтому в начальных классах учащиеся знакомятся только с некоторыми категориями, характерными для данной части речи.
Подготовительный этап работы (1 класс) над глаголами условно относится к периоду обучения грамоте. Подготовка к изучению глагола заключается в развитии у учащихся внимания к лексическому значению слова, и в частности глагола. Происходит как бы накапливание того конкретного материала, на основе которого становится возможным обобщение относительно типичного для глагола лексико-грамматического значения: обозначают действия предмета. Упражнения над глаголами не являются самоцелью отдельных уроков, а проводится в связи с чтением страниц букваря, составлением предложений по картинкам.
Учитель специально создает условия для того, чтобы при составлении предложений, подбирая подходящее по смыслу слово, и вопросом, на который оно отвечает. Например, во время во время прогулки, наблюдая за поведением птиц, учащиеся дополняют предложения подходящими по смыслу словами: Птицы осенью что делают? улетают, покидают.
Более целенаправленная работа над глаголами начинается во втором класса над изучением темы «Названия действий, отвечающие на вопросы что делает? Что делают?»
Основными упражнениями при изучении этой темы являются словарно-логические (группировка предметов, действий). Например: перечисление предметов одного рода с последующим обобщением, т. е. называнием одним словом; подбор к одному предмету ряда действий.
Понятие о словах, обозначающих действия предметов, следует давать как действия одушевленных предметов. На первых порах это должны быть действия самих учеников класса (что делает Саша? – пишет), затем детей, выполняющих какие-либо действия (дети играют, мальчики плавают, девочки прыгают), затем взрослых в процессе их трудовой деятельности (шьет, вяжет, пишет).
Следующие упражнения должны быть связаны с действиями животных (что делает собака? – лает, что делает ворона? – каркает).
Когда переходим к действиям предметов неодушевленных, следует подбирать сначала слова, обозначающие действия предметов, которые можно наблюдать (самолет – летит, лодка – плывет).
Постепенно, когда формальные вопросы «что делает?», а в дальнейшем «что делают?», «что сделали?» становятся основным признаком определения слов, которые обозначают действия предметов, можно подбирать слова, обозначающие состояние предметов как одушевленных, так и неодушевленных (Мальчик (что делает?) спит. Лампочка (что делает?) светит, висит. Трава (что делает?) растет).
Упражнения, направленные на усвоение учащимися слов, обозначающих действия предметов, будут способствовать развитию их мышления.
Назвать, каких действия характерны для разных предметов (кошка что делает?) – ходит, крадётся, мяукает, лает).
Определить предмет по ряду названных действий (плавает, крякает, летает – кто это?).
Подобрать слова, обозначающие интенсивность действий конкретных предметов (идет, бежит, мчится; улыбается, смеется, хохочет).
В процессе таких упражнений учащиеся практическим путем усваивают изменение формы слова. Они подбирают слова, обозначающие действия предметов по признаку числа (читает - читают), времени (читаю – ты читаешь – он читает). Важно учить детей соотносить личные формы изучаемых слов с формой соответствующих им вопросов (что делаю? что делаешь? что делает?).
Подобные упражнения направлены на компенсацию недостаточности дошкольной речевой практики учащихся. При подборе речевого материала к этим упражнениям следует понимать, что нельзя предлагать ученикам заведомо сложные случаи правописания. Лучше, если все личные окончания глаголов во избежание ошибок будут даваться в ударном варианте (спешу, спешишь, спешат; пою, поёт, поёшь, поём) или требовать выполнения по образцу (что делает? – пишет, читает).
В качестве наглядности для подбора слов, которые обозначают действия предметов, следует подбирать сначала ситуативные рисунки, а затем рисунки с несложным для умственно отсталых второклассников сюжетом (Игры детей летом, зимой. Дети в саду, лесу).
Дополнительно к рекомендованным можно отнести упражнения игрового и занимательного характера, особенно на дифференциацию слов, относящихся к тому или другому ряду.
Разложить в две корзины предметы по их назначению, назвать, поставить к ним вопрос и записать.
Из ряда предложенных слов убрать лишнее (игра «Четвертый лишний»), к остальным поставить вопросы и записать (Бежит, свистит, шкаф, рычит).
Выписать сначала слова, которые обозначают предметы, а затем те, которые обозначают действия предметов.
Из ряда предложенных слов выбрать более подходящее по смыслу:
Девочка (.?) (летит, читает, кудахчет)
Воробей (..?) (поет, крякает, чирикает)
Самолет (...?) (бежит, летит, гудит)
В 3-м классе кроме глаголов, отвечающих на вопросы что делает? и что делают?, водятся другие глагольные формы, к которым можно поставить вопросы что делал? что будет делать? и что сделал?
Программа указывает в качестве одного из ведущих умений, формируемых у умственно отсталых учащихся, постановку вопроса к слову. Учитель специально упражняет учащихся в этом, используя глаголы различных временных форм и вида. Слова, отвечающие на вопрос что? сопоставляются со словами, отвечающими на вопрос что делать? Отмечается при этом, что слова первой указанной группы являются названием предметов, а слова второй группы – названиями действий предметов. Сопоставление позволяет не только дифференцировать глаголы и имена существительные, но и установить их взаимодействие в речи.
Рассматривая постановку вопросов к глаголам, необходимо подчеркнуть также, что данный вид работы не должен носить формального характера. Например, при распознавании вопросов что делает? и что делают? учащиеся практически знакомятся с изменением глаголов по числам, подводятся к пониманию сущности формы числа глагола.
В качестве наглядной опоры в морфологических упражнениях могут использоваться схемы, которые помогают детям конкретнее представить значение каждого слова, например: что делал? играл (долго играл)_____________; что сделал? доиграл (кончил играть)____________| (бесконечная линия подчеркивает неограниченность действия во времени, вертикальная черта на второй прямой свидетельствует о том, что какое-то время ребенок играл, а потом закончил).
Выполнение подобного рода упражнений должно привести учащихся к той системе в овладении словарем, которая без специальной работы им недоступна.
В 4-м классе круг грамматических и орфографических тем расширяется. Ученики знакомятся с новой темой – «Подлежащее и сказуемое». Постановка морфологического вопроса к слову проводится чаще всего в предложении, и важно не отождествлять морфологический и синтаксический вопросы. Морфологический вопрос ставится в целях распознавания, какой частью речи является слово и каковы его формы. В 4 классе вопрос к слову ставится для выяснения, что обозначает слово: предмет, действие или его признак. Важно научить ставить вопрос к слову, подбирать слова, отвечающие на указанный учителем вопрос, изменять слово в соответствии с изменением вопроса (например: что делает? играет, что делают? играют; что делал? читал).
Работа над глаголом, начиная с 5 по 9 класс, представляет собой новую ступень в системе его изучения. Новым по сравнению с начальными классами является знакомство с понятием «глагол как часть речи», с изменением глаголов по числам и временам, с неопределенной формой глагола, овладение спряжением глаголов, формированием навыков правописания безударных личных окончаний глаголов.
При ознакомлении учащихся с категорией числа глагола обращается внимание на ее смысловую сторону и на формально-грамматическое средство выражения числа. Учащиеся на основе конкретных наблюдений подводятся к обобщению о том, что глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета, глагол во множественном числе обозначает действие двух или нескольких предметов; при изменении числа глагола изменяется окончание. Таким образом, достигается установление учащимися связи между вопросом, на который отвечает глагол, формой числа, в котором он употреблен, и окончанием: что делает? ед. ч. говорит, что делают? мн. ч. говорят. В процессе выполнения упражнений у учащихся формируется умение изменять глагол по числам.
Овладение временными формами глагола представляет для учащихся значительную трудность. Она обусловлена, в частности, и тем, что при образовании временных форм ученику нужно учитывать вид глагола.
Сущность временной формы глагола раскрывается учащимися на основе сопоставления, когда совершается действие и когда о нем сообщается, т. е. на основе сопоставления времени совершения действия относительно момента речи. Например, школьники наблюдают за действиями, которые выполняет или выполнил вызванный к доске ученик, а также обсуждают то, что еще будет сделано (читает стихотворение, читал, будет читать). Аналогично составляются предложения о том, что происходит в природе в настоящее время, т. е. в момент речи, что было до этого, что произойдет в будущем и т. п.
При распознавании времени глагола для школьников основным показателем выступает вопрос, на который отвечает глагол. Прием постановки вопроса не исключает ориентировки и на смысловую сторону временной формы глагола (обозначает время совершения действия относительно момента речи). Учитель специально обращает внимание учащихся на суффикс -л как показатель прошедшего времени глагола.
Важно научить правильно пользоваться вопросом в целях распознавания и образования временных форм глагола. Вначале эта работа выполняется коллективно и направлена на установление связи: вопрос - время глагола - суффикс (для глаголов прошедшего времени). В качестве исходной для образования временных форм берется неопределенная форма, с которой учащиеся знакомятся в 8 классекак с начальной формой глагола. Постановка вопроса направляет действия учащихся, например: что делать? рисовать; что делал? рисовал; что буду делать? буду рисовать; что сделать? нарисовать; что сделал? нарисовал; что сделаю? нарисую. Учитель делает предметом осознания учащихся дифференцированную постановку вопроса что делать? и что сделать? с учетом завершенности (законченности) или незавершенности действия.
Сущность категории времени у глагола становится для учащихся более понятной при сравнении одного и того же глагола в разных временных формах. Поэтому в процессе изучения темы «Глагол» систематически проводятся упражнения с заданием: изменить глагол по временам. При этом предлагаются и однокоренные глаголы несовершенного и совершенного вида: получать получить, объединять объединить, отправлять отправить, доставлять доставить, писать написать, покупать купить и т. п.
В целях развития у учащихся осознанного употребления глагола в определенном времени в соответствии с целями высказывания необходимо использовать тексты. В заданиях упражнений предлагается учащимся определить время глагола и обосновать употребление той или иной глагольной формы, а также изменить время (например, заменить настоящее время прошедшим или наоборот), составить рассказ, употребив глаголы в определенном времени и т. п.
Овладение неопределенной формой как начальной формой глагола важно как для правильного образования учащимися временных форм глагола, так и для правильного написания безударных личных окончаний глагола. По неопределенной форме, как известно, распознается спряжение глагола.
Работа над навыком правописания личных окончаний глаголов занимает в старших классах особое место. Данный навык сложен, и его грамматическую основу составляет целый комплекс знаний и умений: умение распознать глагол, его время., лицо и число, умение перейти от временной формы к начальной (неопределенной) и правильно назвать ее, умение определить спряжение глагола по неопределенной форме, знание окончаний глаголов I и II спряжения. При формировании навыка правописания личных окончаний глаголов все указанные умения определенным образом взаимодействуют между собой. После того как учащиеся научились спрягать глаголы с ударными окончаниями, научились различать спряжение таких глаголов, они узнают о том, как можно распознавать спряжение глаголов, имеющих безударные окончания. Спряжение глаголов с безударными окончаниями, как известно, распознается по неопределенной форме: глаголы на -ить II спряжения (кроме глагола брить), все остальные глаголы относятся к I спряжению.
Затем проводятся упражнения с изменением глагольных форм: от неопределенной формы образуется 3-е число (или 2-е) единственного и множественного числа; учащиеся списывают текст со вставкой пропущенных букв, перерабатывают текст с заменой прошедшего времени настоящим.




Это как дополнительный материал (как закрепить понятие о глаголе или другой части речи) не обязательно читать, если только вдруг чего спросит.

В процессе закрепления понятия глагола необходимо научить старшеклассников определять грамматическую категорию, не смешивать ее с другим изученным материалом, правильно использовать в речи.
Для того чтобы школьники научились относить слова к определенной грамматической категории, совершенно необязательно предлагать им заучивать определения. В работе с умственно отсталыми детьми заучивание дефиниции скорее причиняет вред, чем приносит пользу, так как усугубляет их дефект склонность к механическому воспроизведению изученного. Вместе с тем без знания конкретных признаков, присущих той или иной грамматической категории, невозможны ее выделение и дифференциация. Важно обеспечить такую актуализацию знаний, при которой теоретические и практические задачи решаются совместно. Для этой цели можно использовать различные наглядные опоры, постепенно доводя их содержание до определенной степени обобщенности.
Так, на начальном этапе запоминания основных признаков глагола или любой другой грамматической категории детям предлагается вести его разбор, опираясь на образец:

Рисовать - это глагол, потому что обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать?

Каждый раз, воспроизводя данное рассуждение, ученик должен вставлять в рамки разбираемый пример и варьировать вопрос.
По мере изучения признаков грамматической категории расширяется объем самостоятельного высказывания, а опорная таблица приобретает следующий вид:
Лететь – это глагол, потому что обозначает, отвечает на вопрос, изменяется по числам.., по временам., по лицам..


Ориентируясь на таблицу, школьники не только применяют свои знания при разборе конкретного слова, но и воспроизводят по памяти основные грамматические признаки. Неоднократно доказывалось, что опора лишь на семантику слова и вопрос не всегда дает возможность ученикам не только специальной, но и массовой школы правильно дифференцировать грамматические категории. Это положение особенно значимо в обучении умственно отсталых детей, так как они не всегда используют для определения грамматического факта два признака, смешивают вопросы. Для ориентира им надо предлагать опираться и на такие признаки, как изменение по падежам у существительного и изменение по лицам у глагола.
Третья опорная таблица представляет собой план разбора.
Какая это часть речи? Почему? Доказательство
1. Что обозначает?
2. На какой вопрос отвечает?
3. Как изменяется?


Такой план может использоваться при анализе любой части речи. Применение опорных таблиц не только создает условия для формирования более конкретных знаний, но и способствует развитию умений доказывать, строить развернутое высказывание, употреблять сложные предложения сначала на основе образца, а затем и с большей степенью самостоятельности.













КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
Конспект урока №1
8 класс
Тема: Правописание приставки «НЕ» и частицы «НЕ» с глаголами.
Цель: Закрепить учебные навыки в написании и объяснении раздельного и слитного написания «НЕ» с глаголами.
Задачи:
I. Образовательные:
- закрепить правила написания «НЕ» с именами глаголами.
II. Коррекционно-развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, на основе повторения изученных правил, зрительное внимание при списывании слов.
- корригировать внимание на основе упражнения в узнавании и различении.
III. Воспитательные:
- воспитывать мотивацию к учению.
Ход урока
1. Организация начала урока
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Все ли готовы к уроку?
2. Повторение пройденного материала
- Сейчас я вам раздам карточки, вы внимательно изучите их, прочитайте задание, а потом мы все вместе проверим.
Зима – с. (сущ-е)
Отъехал – е. (ед.ч.)

Зимний – п.
Добывали – м.

Зимует -?
Отнесла -?

Рисует – н. (наст)
Пишется – 3. (3л.)

Сорил – п.
Смеяться – н.

Высмотрит – ?
Мыться – ?


3. Закрепление темы
а) Работа с текстом
- Мы продолжаем работать по теме «Правописание приставки «НЕ» и частицы «НЕ» с глаголами». Послушайте внимательно текст, который я вам прочитаю, постарайтесь запомнить слова с частицей «НЕ» и записать в тетради.
« НЕ с глаголами не дружит.
И частицей только служит.
Не пошел, не дал, не пел
Вот у НЕ как много дел»
- Давайте проверим.
- А теперь приведите мне примеры, где НЕ с глаголами пишется слитно. Чем является НЕ в этих словах.
б) Работа с учебником
- Открываем учебники, выполните упражнение 7, определите, чем является НЕ в словах, которые вам здесь представлены. Слова какой части речи здесь встречаются? Помните, чтобы все правильно выполнить, нужно верно определить часть речи.
(Непрерывность, неуважение, не выполнен, нехотя, негодовать, не пререкаясь, не пять человек, не ряд, невозмутимость, неприглядный, неприступный, недавно).
- Давайте проверим. Почему вы так решили? Объясните свое решение.
в) Самостоятельная работа
- Я буду читать глаголы, а вы записывать в 2 столбика: частица “НЕ” с глаголами отдельно, слитно.
Не летают, не боятся, неволить, не хочешь, негодовать, ненавидеть, не может, не делают, недоумевать.
- Зачитайте слова 1 столбика. Как написали не с глаголом. Как написали не с глаголом во 2 столбике?
3. Итог урока
- Домашнее задание будет дополнить таблицу собственными примерами, на следующем уроке проверим.
- Урок закончен.


Конспект урока № 2
2 класс
Тема: Дополнение предложений словами, обозначающими действия предметов.
Цель:
Задачи:
I. Образовательные:
- упражнять учащихся в подборе слов-действий;
- учить дополнять предложения словами, обозначающими действие предметов.
II. Коррекционно-развивающие:
- развивать речь, внимание, навыки грамотного письма.
III. Воспитательные:
- воспитывать положительную мотивацию, аккуратность.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки; индивидуальные карточки.
Ход урока
1. Организация начала урока.
- Здравствуйте, все готовы к уроку.
2. Проверка домашнего задания.
(К доске вызываются 2 ученика. Один пишет слово, обозначающее предмет, второй - действие этого предмета).
- Подчеркните слова-предметы одной чертой, слова-действия - двумя чертами.
3. Повторение пройденного материала.
- Прочитайте стихотворение в учебнике.
Кот поёт, глаза прищуря. Мальчик дремлет на ковре. На дворе играет буря, Ветер свищет на дворе.
Найдите в этих предложениях слова, отвечающие на вопрос «Что делает?». (Поёт, дремлет, играет, свищет.)
4. Изучение нового материала.
- Ребята, на прошлых уроках мы начали изучать слова, которые обозначают действия предметов. На этом уроке мы продолжим эту работу.
К доске вызывается ученик. Его имя записывается на классной доске и подчёркивается. Затем вызванному ученику последовательно предлагается писать, рисовать, читать. Остальные учащиеся на вопрос учителя «Что делает Миша?» называют каждое действие ученика.
Составление предложения по вопросам.
Кто был у доски? Что делал Миша?
Миша рисовал, писал, читал.
Запишите это предложение в тетрадь.
О ком говорится в этом предложении?
Поставьте вопрос к слову МИША.
Подчеркните слово одной чертой.
Поставьте вопрос от слова МИША к другим словам.
Что обозначают эти слова?
Подчеркните слова, обозначающие действия Миши.
Сколько Миш было у доски?
Сколько названо действий?
Прочитайте ещё раз названия этих действий.
Ребята, обратите внимание на то, что один предмет может производить несколько действий. Эти знания вам понадобятся в будущем.
- А сейчас посмотрите, кто изображён на картинке. Учитель демонстрирует предметную картинку с изображением кошки.
- Запишите в тетрадь слово, обозначающее предмет. Учитель пишет на доске:
Кошка (что делает?)
- Придумайте несколько слов, которые обозначают, что делает кошка.
Учащиеся перечисляют действия кошки и записывают названия этих действий в тетрадь после вопроса.
- Подчеркните названия действий двумя линиями, название гпредмета - одной линией.
Проводится аналогичная работа со словом «рыба». Учитель демонстрирует предметную картинку с изображением рыбы.
Ребята, вы называли действия предметов, а теперь попробуйте по действию узнать предмет.
Прочтите, что записано на доске:
Лает, кусает, рычит (кто это?) (Собака.)
Учитель демонстрирует предметную картинку с изображением собаки.
Клюёт, кудахчет, ходит (кто это?) (Петух.)
Учитель демонстрирует предметную картинку с изображением петуха.
Мычит, жуёт, лежит (кто это?) (Корова.)
Учитель демонстрирует предметную картинку с изображением коровы.
Разобранное предложение записывается в тетрадь. Подчёркиваются слова-предметы и слова-действия.
5. Физкультминутка.
6. Закрепление.
- Прочитайте слова в столбиках. Запишите предложения, подобрав к словам первого столбика слова из второго столбика.
Образец: Тигр рычит.
Кто? Что делает?
Тигр Чирикает
Кот Скулит
Мышка Квакает
Лягушка Мяукает Щенок Рычит
Воробей Пищит
7. Итог урока.
Назовите тему нашего урока.
Что делали на уроке? Чему учились?
Оцените свою работу на уроке.
Урок окончен. Спасибо всем.




Конспект урока № 3
7 класс
Тема: Понятие о временных формах глагола.
Цель: Развивать умения дифференцировать глаголы по временам.
Задачи:
I. Образовательные:
- познакомить учащихся с временными формами глагола;
- формировать умения различать временные формы глагола.
II. Коррекционно-развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
- развивать логическое мышление, творческие способности учащихся.
III. Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению предмета.
Ход урока
1. Организация начала урока.
- Итак, друзья внимание!
Вновь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее,
Начнем сейчас урок.
2. Введение в тему.
- Открываем тетради, записываем число, классная работа. А теперь разгадаем кроссворд (кроссворд начерчен на доске, учитель по мере отгадывания записывает отгадки). Я буду загадывать загадки, а отгадки вы запишите в строчку через запятую.
Для посадок, не иначе,
Грядки нам нужны на даче.
Лук сажаем и картошку,
Зелень, огурцов немножко. (Огород.)

Вот ладонь на длинной ножке
Выкопала всю картошку.
Гладкая, покатая,
А зовут ее. (Лопата.)

Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картофель.)

Любопытный красный нос
По макушку в землю врос,
Лишь торчит на грядке
Зеленые прядки. (Морковь.)
- Обратите внимание на первый общий столбик. Какое слово появилось?
- Что такое глагол?
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет вам глагол!
- Сегодня мы продолжаем работать над большой темой «Глагол».
- Скажите, как изменяется глагол?
- Что обозначает глагол в единственном / множественном числе?
- На какие вопросы отвечают глаголы в ед. и мн. числе?
3. Физкультминутка.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь.
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку.
Поскачите-ка вприсядку.
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И писать, друзья, начните.
4. Ведение в новую тему.
- Скажите, что возвратить нельзя? Что быстрее мысли? Что остановить нельзя?
- Итак, глаголы в русском языке изменяются по временам.
- В русском языке есть три временные формы.
- Глагол в форме настоящего времени указывает на то, что действие происходит тогда, когда о нем говорят (в момент речи): думаю, читаю, пишу и т.д.
- Глагол в форме прошедшего времени указывает на то, что действие происходило (до момента речи): думал, читал, писала и т.д.
- Глагол в форме будущего времени указывает на то, что действие произойдет (после момента речи): подумаю, прочитаю, напишу и т.д.
Этот хитренький глагол
Себе время изобрел.
«Ухожу», - кричит сегодня.
«А вчера, - кричит, - ушел».
«Завтра, - скажет, - я уйду!»
Позавидуйте ему!
- Прочитаем правило в учебнике. Выполним упражнение устно.
5. Закрепление полученных знаний
- В каком времени стоят глаголы в начале в начале стихотворения, в его середине и конце?
- Спишите предложения с учебника, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните глаголы.
- Подумайте и ответьте
Найди «четвертое» лишнее:
1. Пела, услышу, болел, видео.
2. Подарю, выйдут, пойдет, блестит.
3. думаю, пишу, читал, чувствуем.
- Ребята послушайте коротенький рассказ-шутка.
«Учительница спросила Лентяйкина:
- Если я говорю: я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются. Какое это время?
Лентяйкин не задумываясь, воскликнул:
- Утро».
- А как вы думаете, в каком времени употреблены глаголы, кторые назвала учительница?
6. Итог урока
- Итак, как изменяется глагол?
- Что обозначают глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени?
- На какие вопросы отвечают?
7. Домашнее задание
8. Выставление оценок за урок


Конспект урока №4
6 класс
Тема: Глагол как часть речи.
Цель: Познакомить детей с новой частью речи как глагол.
Задачи:
I. Образовательные:
- дать знания о глаголе,
- совершенствовать навык распознания глаголов среди других частей речи;
II. Коррекционно-развивающие:
- развивать внимание, мышление.
III. Воспитательные:
- прививать интерес к предмету.
Оборудование:
Ход урока
1. Организация начала урока
-

2. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня мы начинаем изучение новой темы: Глагол как часть речи. Мы поговорим о том, что обозначает глагол и на какие вопросы отвечает. Будем учиться выбирать глаголы из других частей речи и образовывать глаголы от данных слов. И в конце урока мы подведём итог всему, что сегодня выучим.
- А чтобы поближе познакомиться с глаголом, мы отправимся к нему в гости.
3. Изучение нового материала
- А чтобы попасть к глаголу нужно, отгадать загадку и назвать волшебное слово.
Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет, иль поёт. Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Всё расскажет нам (глагол).
- Вот мы и попали в гости к глаголу.
- Что обозначает глагол?
- Какие глаголы встретили в стихотворении?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Сейчас мы выпишем все глаголы, которые встретились в загадке.
Живёт, делает, расскажет.
Вывод:
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
4. Зарядка для глаз «АБВГ»
Над доской и на потолке в разных сторонах находятся буквы АБВГ на цветных кругах. Учитель называет по очереди буквы, а ученики водят глазами от буквы к букве.
- Назовите мне глаголы, которые начинаются на букву, которая на зелёном круге (эта буква может быть любой, например Б и ученики называют глаголы на Б).
5. Физкультминутка

6. Работа с учебником
Чтение правила из учебника.
- Выпишите слова в три столбика:
существительное          прилагательное         глагол кто?                                  какой?                         что делает? что?                                  какая?                         что делают? синичка                            синий                          синеет зелень                            зелёная                   зеленеют
- Читаем только глаголы.
- Глагол приводит всё в движение, даже если человек лежит, то он всё равно что-то делает.
- Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи.
7. Закрепление изученного материала
1) Игра «Образуй глагол»
Учитель вывешивает существительные, и ученики образуют от них глаголы.
Лётчик – летает                               Будильник – будить отдых – отдыхает                            деление – делить грызун – грызёт                                дружба – дружить подкова – подковывает                    постель – постелить свет – светит                                    шалунья – шалить шумный – шумит                              укус – укусить чисто – чистит                                  посылка – посылать
2) Игра «Я грамотей»
– Чтобы стать грамотным человеком, нужно много трудиться. Назовите глаголы, которые описывают ваш труд в школе.
Пример учителя: объясняю.
Ответы детей: слушаю, думаю, запоминаю, учу, пишу, пересказываю, говорю, рассказываю, решаю, читаю, сочиняю
8. Итог урока
- В путь! Домой! Садитесь поудобнее, Ведь к концу подходит наш урок. Чтоб закончить наше путешествие – Надо подвести итог.
- У кого мы сегодня побывали в гостях?
- Что мы узнали сегодня на уроке?
9. Оценки за урок


Конспект урока № 5
2 класс



























Анализ программного материала

Программа под ред. В.В. Воронковой
Программа под ред. И.М. Бгажноковой


2 класс
Тематика в обеих программах совпадает:
Действие и его название. Различение действия и его названия. Названия действий предмета по вопросам что делает? что делают? Подбор и группировка слов, обозначающих действия, по их назначению (кто как голос подает). Согласование слов, обозначающих действия, с названиями предметов. Упражнения в составлении сочетаний слов по вопросам кто что делает? и кто что делают?


Основные требования к знаниям и умениям учащихся




_

1 уровень – группировать слова – названия предметов и названия действий; приводить в качестве примера слова этих категорий;
2 уровень- подбирать к словам названия действий, составлять предложение по действию и по картинке с помощью учителя



3 класс

Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы. Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся



_
1 уровень – выделять из предложения слова, обозначающие предметы.
2 уровень – подбирать по вопросам названия действий.



4 класс
Различение основных категорий слов в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся


Составлять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам.

1 уровень – с помощью вопроса различать и подбирать слова различных категорий.
2 уровень – различать и подбирать слова, обозначающие действия.


5 класс

Общее понятие о глаголе, умение различать его по вопросам и значении.




Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда, чувства). Изменение глаголов по временам. Употребление в речи глаголов различных временных категорий. Выделение из текста глаголов и коллективное восстановление текста по опорным словам.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся


_

1 уровень – различать глагол по вопросам, с опорой на таблицу


6 класс





_
Дифференциация глаголов, обозначающих однотипные семантические группы. Времена глаголов. Их различение по вопросам и значению. Число глаголов. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе. Составление словосочетаний глаголов в различных временных формах с именами существительными, отвечающие на вопросы косвенных падежей. Употребление глаголов в переносном значению, включение их в текст.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся



_
1 уровень – доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц.
2 уровень – различать части речи по вопросам учителя.


7 класс

Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам и числам. Неопределенная частица не с глаголами. Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица –шь, -шься. Изменение глаголов в прошедшее по родам и числам. Глаголы на –ся (-сь).
Семантические группы глаголов (глаголы движения, труда, чувства). Слова, близкие и противоположные по значению. Начальная форма глагола на -ть, -ться, -ти, -чь, -чься. Дифференциация глаголов 3-го лица ед.ч. и неопределенной формы. Изменение глаголов с ударным окончанием по лицам и числам (спряжение). Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания. Выделение из текста глагольной лексики с последующим восстановлением текста с опорой на эту лексику и средства связи.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся


Различать части речи, знать название частей речи, их значение.
1-уровень – образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять их речи; определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу.
2-уровень – различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя, правильно употреблять их в предложении.


8 класс

Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Различение окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.
Неопределенная форма глагола на -ть, -ти, -чь, -ться. Правописание глаголов на -тся, -ться. Употребление однокоренных глаголов с различными приставками. Понятие о I и II спряжении. Упражнения в спряжении глаголов с ударным окончанием. Наблюдение за безударными окончаниями глаголов I и II спряжения. Использование таблицы, школьного орфографического словаря. Правописание глаголов 2-го лица ед.ч. Правильное использование временных форм глагола.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся


Различать части речи, знать части речи.
1 уровень – определять части речи, используя сложные предложения для доказательства..


9 класс

Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Провисание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с -ться, -тся. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Частица не с глаголами.
Лексические группы глаголов, обозначающих состояние, речемыслительные процессы, настроение, цвет. Трудные случаи правописания глаголов: глаголы неопределенной формы на -чь, различение глаголов на -тся и -ться. Написание глаголов 2-го лица ед.ч. Глаголы I и II спряжения с ударным и безударным окончанием. Повелительная форма глагола в просьбах, приказаниях. Составление текстов повествовательного характера с опорой на глагольную лексику и серию сюжетных картинок.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся


Знать части речи, использование их в речи.
1 уровень – определять части речи, используя сложные предложения для доказательства;
2 уровень – составлять короткие тексты по плану, опорным словам; составлять простые и сложные предложения.

Список литературы
1. Воронкова В.В. Уроки русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 72 с.
2. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальной школе. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 464 с.
3. Методика русского языка / В.А. Кустарева, Л.К. Назарова, Н.С. Рождественский и др. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 400с.
4. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 200. – 224 с.
5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007. – 220с.
6. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы/ Под ред. И.М. Бгажноковой – М.: изд-во «Просвещение», 2006. – 296с.
7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы/ Под ред. В.В. Воронковой – М.: «Просвещение», 2006. – 192 с.
8. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1979. 431 с.










13PAGE 15


13PAGE 14215




src="https://pagead2.googlesyndication.com/pagead/show_ads.js" type="text/javascript"ЂЂgoogle_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Заголовок 115