Организация педагогического мониторинга на уроках письма и развития речи в коррекционной школе


«Организация педагогического мониторинга на уроках письма и развития речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида».

Образование должно быть истинным, полным,
ясным и прочным.
Я. А. Коменский.
Проблема повышения эффективности образовательного процесса, совершенствования методов педагогического мониторинга ЗУН обучающихся была и остается актуальной не только для общеобразовательной, но и для специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Важным условием повышения результативности в области изучения программного материала по письму и развитию речи является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Эту информацию учитель получает в ходе педагогического мониторинга учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном образовательного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения.
Мониторинг означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в ЗУН у обучающихся и внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.
Мониторинг осуществляется в разных формах и разными методами, которые выбирает учитель в зависимости от определенных условий. По каждому результату контроля ведётся отслеживание западающих звеньев и пробелов в знаниях. После чего учитель определяет пути коррекционной работы.
Определяя качество образования, как уровень успешности, социализации гражданина, а также уровень освоения им образовательной программы школы, а результаты, обеспечивающие высокий уровень качества – это академические знания, социальные и иные компетентности, плюс социальный опыт, приобретенный в ходе освоения образовательной программы, мы пришли к выводу о необходимости разработки контрольно-измерительных материалов, которые позволят более объективно подходить к прогнозированию индивидуальной работы с воспитанниками.
Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с системой организации педагогического мониторинга и материалами, которые мы используем для его проведения.
Данные материалы соответствуют учебному материалу программы «Специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., ВЛАДОС 2001г. Под ред. Воронковой.
В 5 – 9 классах при изучении курса письма и развития речи используются различные формы контроля (предварительный контроль, текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль), которые осуществляются посредствам тестовых заданий, устного опроса, диктантов, контрольных списываний.
Считаем важным соблюдать последовательность в организации педагогического мониторинга:

Предварительный тест по проверке знаний учащихся на начало года.
Фронтальный устный опрос.
Теоретическое тестирование.
Практическая работа по карточкам.
Тематическое тестирование.
Тематический диктант ( контрольное списывание с пропуском букв)
Итоговое тестирование
Итоговый диктант ( контрольное списывание с пропуском букв)

Предварительный тест по проверке знаний, умений на начало года.
Предварительный тест – это письменная проверка знаний учащихся на начало учебного года, посредством, которого обучающийся показывает усвоенные ЗУН предыдущего курса обучения.

Тестирование имеет ряд преимуществ:
обеспечение индивидуальности, самостоятельности
обеспечение возможности преподавателю быстрой проверки знаний большого количества обучаемых по разным темам;
тестирование  более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя.
тестирование может включать в себя задания по всем темам курса. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам;
не создаёт тяжёлого чувства тревожности, как перед традиционной контрольной работой
Тестирование имеет и  ряд недостатков:
исключение из процедуры контроля устного речевого компонента;
тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством;
в тестировании присутствует элемент случайности (случайная ошибка, угадывание ответа);
необходимость принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий.
Предварительный тест по проверке знаний учащихся на начало 5 класса.
Тест снабжён перечнем проверяемых понятий и навыков и информацией о системе баллов, а также о соответствии между суммой баллов и школьной отметкой.
Проверяем знание:
алфавита
различение основных категорий слов (название предметов, действий, качеств)
главные члены предложения
предлоги
имена собственные
сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Максимальное количество баллов – 15
Задания №1-9, 11-14 – 1балл.
Задание №10 - 2балла
Оценки: «5» - 14-15 балла.
«4» - 11-13 баллов.
«3» - 7- 10 баллов.
«2» - 4-6 баллов
«1»- до 3 баллов
Инструкция: Внимательно прочитать задание и выбрать верный ответ. В одном из заданий два варианта ответа.
Предварительный тест по проверке знаний учащихся на начало года.
Выбери верное утверждение
а) в русском алфавите 33 буквы
б)в русском алфавите 27 букв
в) в русском алфавите 44 буквы
2.Выбери верное утверждение: Согласная буква может обозначать
а) и твёрдый, и мягкий звуки
б) только твёрдый звук
в) только мягкий
3.Выбери верное утверждение:
а) согласная буква образует слог
б) согласная буква не образует слог
в) гласная буква образует слог
Полная работа и тестовые задания по содержанию представлены в Приложении №4.
Фронтальный устный опрос.
Фронтальный устный опрос – это такая устная проверка усвоения знаний учащихся, при котором обучающийся должен быстро отвечать на поставленный перед ним вопрос. Работа ведётся в течении 5 минут на каждом уроке на этапе: актуализация знаний.
Вопросы, входящие в устный опрос отрабатываются в течение всей основной изучаемой темы.
Преимущества:
выявляются знания многих учащихся по многим вопросам;
за короткое время устанавливается факт выполнения заданий всем классом;
учащиеся запоминают ответ предыдущего отвечающего, т.о. происходит взаимообучение.
эту методику можно использовать для контроля знаний по любому предмету.
Недостатки:
результаты часто не фиксируются, чем снижается воспитательное и образовательное воздействие;
материал контролируется поверхностно;
невозможно проследить динамику развития знаний каждого ученика.
Содержание:
Повторение №1
Звуки и буквы №2
Состав слова №3, №4
Части речи №5
Имя существительное №6 - №10
Предложение №11- №12
Инструкция: Отвечать на вопросы полным ответом.


Повторение.

- Что такое предложение?
- На какие группы делятся члены предложения?
- Какие главные члены предложения вы знаете?
- Что такое подлежащее?
- На какие вопросы отвечает подлежащее?
- Что такое сказуемое?
- На какие вопросы отвечает сказуемое?
- Как называются предложения в конце, которого стоит восклицательный знак?
- Как называются предложения в конце, которого стоит вопросительный знак?

Звуки и буквы.

- Чем отличается звук от буквы?
- Сколько букв в русском языке?
- На какие группы делятся?
- Что такое гласный звук?
- Что такое согласный звук?
- На какие группы делятся согласные звуки?
-Какими бывают гласные звуки?
- Что называется алфавитом?
- Где слова размещают по алфавиту?

*Полная работа по всем темам программы смотреть в Приложении №1.
Для усвоения материала целесообразно использовать вопросы устного опроса многократно.
Теоретическое тестирование.
Цель: Выявить усвоение ключевых вопросов курса теоритического характера.
Этот вид работы проводится после изучения всей темы курса. Тексты теоретического тестирования печатаются на листах и выполняются детьми самостоятельно индивидуально.
Тестовые задания по форме предъявления относятся к открытому типу,
по характеру действий – невербальные, по цели предъявления – тематические.
Преимущества:
можно вести отслеживание результативности получаемых знаний;
вариативность работы приведёт к осознанному подходу к выполнению заданий со стороны обучающихся;
помогает наметить приоритетные направления в коррекционной работе.
Недостатки:
контролируются знания только теоретического плана.
Теоретическое тестирование
Содержание:
Звуки и буквы.
Состав слова.
Орфография
Имя существительное.
Предложение
Состав слова.
Инструкция: Прочитать внимательно часть предложения и дополнить его. Время выполнения работы 10 минут.
1. Общая часть родственных слов называется _______________________.
2. Родственные слова называются также и _______________________словами.
3. Окончание служит для ____________________________________________.
4. ____________________называется часть слова, которая стоит перед корнем.
5. ____________________ - это часть слова, которая стоит после корня, перед окончанием.
6. При помощи _____________ и ______________образуются слова с новым значением.
7. К частям слова относится ______________, _____________,
________________, _______________________.
8. Части слов в-, вы-, пере- - это _________________________.
9. Части слов –к-, -н-, -очк-, -ик-, -ник- - это ___________________________.
10. Стол, столовая, настольная – это _____________________________слова.

Полная работа тестовых заданий представлена в Приложении №2
4.Практическая работа по карточкам.
Практическая работа по карточкам - представляет собой задания практического плана, где обучающемуся необходимо применить теоретические знания на практике и показать уровень владения определёнными навыками той или иной темы и используются на этапе закрепления, повторения и для самостоятельной работы.
Время работы над заданиями практического тестирования учитель регулирует в зависимости от индивидуальных особенностей класса и от уровня сложности предлагаемых заданий.
Преимущества:
отслеживание результатов по такой методике приведёт к выявлению полноты и глубины знаний, умений и навыков учащихся контролируемого материала;
все задания выступают для ученика не только как тренировочная практическая работа, требующая применения имеющихся знаний, но и как объект познания.
1 часть: Орфограммы. Содержание:
класс
Повторение за 4 класс. Сочетания жи-ши, ча-ща, №1 (6упр)
Повторение за 4 класс .Границы предложений №2 (3упр)
Словарные слова №3 (2упр)
Правописание приставок №4 (3упр)
Предлоги №5 (4 упр.)
Безударные гласные № 6 ( 21упр)
Парные согласные №7 ( 8упр)
Удвоенные согласные №8. ( 2упр)
Непроизносимые согласные №9 (4упр)
Разделительный мягкий и твёрдый знаки.№10 (1упр)
Имена собственные.№11 (2упр)
Правописание окончаний существительных. №12 (7упр)
Мягкий знак у существительных после шипящих №13 (11упр)
Знаки препинания при однородных членах предложения. №14 (3упр)
2 часть: Грамматические упражнения. Содержание:
1. Части речи 2ч.№1 (1упр)
2. Имя существительное.2ч.№2 (13упр)
3. Предложение.2ч№3 (3упр)
Безударные гласные в корне ч.№6.11
Задание: Спишите слова, вставляя безударные гласные. Рядом напишите проверочное слово из скобок.
Образец: Большой - больше
Б.льшой (боль, больше), т.пить (топка, топать), п.тно (пять, пятна), сл.ртивный (спор, спорт), п.ля (поле, пол), сл.-варь (слоги, слово), ч.сы (час, часть), р.чной (речь, речка), в.л-на (вол, волны).

Состав слова 2ч.№5.5
Задание: а) Прочитайте.
Платье, платный, расплата, платьишко, выплатить, платяной, зарплата.
б) Распределите слова по группам. Каждую группу напишите с большой буквы.
в) Выделите корень.

Полная работа практических тестовых заданий представлена в Приложении №3
5.Тематическое тестирование.
Тематический тест - это письменная работа по проверке знаний по определённой теме, в тестовых заданиях вопросы как теоретического, так и практического характера, работа проводится в конце изученной темы. Содержание:
Звуки и буквы
Состав слова
Орфография: Безударные гласные.
Орфография: Правописание согласных в корне слова.
Части речи
Имя существительное
Склонение
Падеж
Предложение
Тест №3 Состав слова.
Проверяем:
Усвоение понятий: «окончание», «корень», «приставка» «суффикс»
Формирование умений:
Подбор группы родственных слов;
Установление морфемного состава слова;
Разграничение приставок и предлогов.
Максимальное количество баллов – 13
Задания 1-7 – 1балл.
Задания 8-10 - 2 балла.
Оценки: «5» - 12-13 балла.
«4» - 9-11 баллов.
«3» - 6-8 баллов.
«2» - 3-5 баллов
«1»- 1-2 баллов
Инструкция: Прочитайте внимательно задание и выберите верный ответ. В двух заданиях есть два варианта ответа. Время выполнения теста 10 минут.
Тест №3 Состав слова.
1.В каком ряду перечислены части слова:
а ) существительное, прилагательное, корень, окончание
б) существительное, прилагательное, глагол, предлог
в) приставка, корень, суффикс, окончание
г) подлежащее, сказуемое, второстепенные члены
2.В каком ряду дано верное определение «корня»:
а) часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов;
б) изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении;
в) общая часть родственных слов;
г) часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов;
Полная работа практических тестовых заданий представлена в Приложении №4
6.Тематический диктант (контрольное списывание с пропуском букв)
7.Итоговое тестирование
Итоговый тест – это письменная работа по проверке ЗУН в конце учебного года, тестовые задания по основным пройденным темам обучения по образовательному компоненту письмо и развитие речи.
Смотреть работу в Приложении №4
8.Итоговый диктант (контрольное списывание с пропуском букв)
Тематические и итоговые диктанты (контрольные списывания) по письму и развитию речи за курс 5 класса.
Диктанты – это такой вид работы по контролю орфографии и пунктуации, состоящий в записывании текста под диктовку.
Тематические диктанты проводятся в конце определённой темы.
Итоговые диктанты проводятся в конце года.
Контрольное списывание – это такой вид работы по контролю орфографии и пунктуации, состоящий в списывании текста с пропусками букв. Данный вид работы выполняют обучающиеся, которые не могут писать под диктовку из-за определённых фонематических нарушений.
Преимущества диктанта:
- обучающийся учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему.
- диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.
Недостатки:
- не все обучающиеся специальной (коррекционной) школы справляются с данным видом работ.
- сильное волнение и напряжение обучающихся перед работой и во время работы.
Содержание:
Звуки и буквы
Состав слова
Безударные гласные и парные согласные в корне слова.
Непроизносимые согласные
разделительный твёрдый знак
Мягкий знак в конце существительных после шипящих.
Правописание падежных окончаний у существительных
Предложение
ДИКТАНТ  по теме «Безударные гласные и парные согласные в корне слова».
Ц е л ь: проверить сформированность умений, связанных с правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных.
Диктант.
Музыка
Жил один парень. Он ловко играл на дудочке. Вот идет он по лесу. Печальный стоит лес. Холодно. Льет дождь. Достал он дудочку. Полилась музыка. Выглянуло из-за леса солнышко. Оно  позолотило верхушки деревьев. Вдруг вся поляна залилась ярким светом. Подняли головки цветы. Все слушают музыку. А дождь тихо ушел за речку. (50 слов.)
Г р а м м а т и ч е с к и е   з а д а н и я:
1. Выписать из текста 4 слова с безударными гласными в корне и подобрать к ним проверочные слова.
Контрольный диктант по письму за 2011-2012 уч.год 5 класс.
Цель: проверить ЗУН за курс 5 класса.
Конец мая
Коротка майская ночь. Вот заиграл первый луч солнца. Подул прохладный ветерок. Зашелестели листочки. Всюду проснулась жизнь. Стадо коров идёт на пастбище. К реке важно шагают гуси. Впереди гогочет вожак. На горе видны постройки. Это молочная ферма. Взрослые жители села Сосновка спешат на работу. У людей много дел на полях. Ребятишек зовёт в школу последний звонок. Начался трудовой день. (58 слов)
Задание:
Последнее предложение разобрать по членам предложения, указать в нём части речи.
Разобрать по составу слова: листочки, звонок.
Определить род, число, падеж у существительного: к реке.

Контрольное списывание по письму за 2011-2012 уч.год 5 класс.
Конец мая.
Коротка майская ноч(ь). Вот за(и/е)грал первый луч(ь) солнца. П(/а)одул прохладный в(и/е)терок. Зашелестели л(и/е)сточки. Всюду проснулась ж(ы/и)знь. Стадо коро(ф/в) идёт (на) пастбище. (К) реке важно ш(о/а)гают гуси. Впереди г(а/о)гочет вожак. На горе видны п(а/)остройки. Это молочная ферма. Взрослые ж(ы/и)тели села (С/с)основка спешат (на) работу. У людей много дел на полях. Ребятишек з(а/о)вёт в школу последний зв(а/о)нок. Нач(е/а)лся трудовой ден(ь).
Задание:
Последнее предложение разобрать по членам предложения, указать в нём части речи.
Разобрать по составу слова: листочки, звонок.
Определить род, число, падеж у существительного: к реке.

Для эффективной работы с КИМ необходимо учителю чётко соблюдать четыре этапа работы с контрольными материалами.
Этапы работы с КИМ
Первый этап: Выбор учителем соответствующего КИМ по цели предъявления.
Второй этап: Выполнение работы обучающимися.
Третий этап: Проверка работ с заполнением таблицы результатов и мониторинга. Проведение анализа КИМ.
Четвёртый этап: Определение путей коррекционной работы над ликвидацией пробелов ЗУН у обучающихся.
Пятый этап: Проведение коррекционной работы с обучающимися по ликвидации пробелов в ЗУН.
Такая методика подготовки и проведения контроля дает  прогнозируемый достаточно высокий