Урок трудового обучения по профилю швейное дело в 7 классе
Урок трудового обучения по профилю швейное дело в 7 классе
Тема: Изготовление юбки с оборкой.
Цель: практическое применение технологических приемов обработки нижнего среза клиньевой юбки оборкой.
З а д а ч и:
Дидактические:
обобщить и систематизировать знания учащихся по теме;
закрепить умения и навыки по выполнению операций по обработке нижнего среза клиньевой юбки оборкой;
Коррекционно-развивающие:
развивать мелкую моторику рук, глазомера;
развивать терминологическую речь через системную словарную работу;
Воспитательные:
формировать интерес к истокам культуры;
воспитывать положительную мотивацию и стремление к аккуратности при выполнении практических работ;
учить взаимопомощи;
воспитывать трудолюбие
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Методы:
словесные (рассказ, беседа).
наглядные (образцы готовых изделий, образцы швов, карточки для фронтальной работы, карточки для коррекционной работы).
практические.
Наглядные пособия: образец казачьего костюма, образец готового изделия , карточки с образцами машинных швов, технологическая последовательность изготовления юбки, карточки для коррекционных упражнений.
Оборудование и материалы: готовый крой юбки с оборкой, бытовая швейная машина с электроприводом, универсальная швейная машина 1022 класса, краеобметочная швейная машина 208 класса, оборудование по ВТО, разметочный инструмент, инструмент для ручной обработки.
Словарная работа: парочка, исподняя юбка, оборка, льняные ткани, хлопчатобумажные ткани.
Этапы урока, задачи этапа Ход урока
1 2
I. Организационный момент
Цель: Коррекция произвольного внимания
1.Приветствие, проверка готовности к уроку, Психологический настрой на работу
2. Коррекционное упражнение
(Заднее полотнище, переднее полотнище, пояс, клин, стачной шов, оборка)
II. Актуализация опорных знаний
Цель: выявление и закрепление знаний обучающихся по теме;
Коррекция связной речи, зрительного восприятия, процесса сравнения.
1.Объявление темы и задач урока.
.йокробо с икбю еинелвотогзИ
2. Повторение.
3. Коррекционные упражнения
4. Анализ образцов
5. Последовательность изготовления изделия
6. Правила ТБ
Инструкция : Отметьте кружком один правильный ответ.
III. Практическая работа
Цель: отработка навыков выполнения операций по обработке срезов ткани; коррекция мелкой моторики.
1. Коррекционное упражнение.
2. Повторение последовательности работы
3..Физминутка.
4. Вводный инструктаж
5Самостоятельная работа детей.
6. Текущий инструктаж.
7. Анализ лучших работ. Здравствуйте, дети!
Проверьте свои рабочие места, все ли на месте.
Вы готовы к работе?
Посмотрите на карточку. Найдите в ряде понятий лишнее.
(Приложение 1)
Сядьте удобно. Глубоко вздохните через нос. Медленно выдохните. Повторите еще раз. Послушайте меня.
Для того, чтобы узнать, чем вы будете заниматься на уроке, необходимо выполнить следующее задание. На доске написана фраза. Чтобы понять её, обратите внимание на написание букв, на положение точки.(Приложение 2)
Вы правильно выполнили задание. Тема урока «Изготовление юбки с оборкой». В течение урока вы вспомните отличительные особенности женского казачьего костюма, способы обработки нижнего среза юбки, определите последовательность изготовления юбки с оборкой, выполните обработку нижнего среза клиньев юбки оборкой.
Но прежде всего вспомните:
- Как называется женский казачий костюм? (парочка)
-Из скольких частей состоит костюм? (из трех)
- назовите их (блузка, юбка, нижняя юбка).
Да, ребята, казачки преимущественно носили юбки и кофты - "парочку". Блузки и кофты шили с застежкой сзади или сбоку, с с длинным или до локтя рукавом, присборенным у плеча, а ниже облегающим. Блузки отделывали гипюром, лентами, кружевами, закладывали складки.
-Назовите отличительную особенность казачьей юбки? (она шьется из нескольких клиньев)
-Какое количество клиньев может быть в юбке? (от 4 до 12)
-Как обрабатывается нижний срез в казачьей юбке? (оборкой)
Казачки надевали по несколько юбок: нижние (исподние) по подолу отделывали оборками и кружевами, верхние, особенно праздничные, расклешенные, имели внизу широкий волан или оборку, "брызжу", отделанный лентой, полоской кружева, плиса. Из той же ткани, что и верхняя юбка, шилась и кофта.
У каждого из вас на столе лежат карточки с образцами машинных швов. Отберите те, которыми вы будете пользоваться во время работы. Назовите отобранные швы. (стачной шов взаутюжку, шов вподгибку с закрытым срезом)
(Приложение 3)
Дети! Обратите внимание на доску. Вам представлен образец исподней юбки, которую вы будете изготавливать.
- К каким изделиям по способу носки относится юбка?(поясным)
Из каких тканей можно сшить юбку? (льняных и х/б))
Из скольких клиньев состоит юбка? (6)
Чем отличаются клинья передние и боковые (Разные по длине) Как обработан нижний срез коротких клиньев? (оборкой)
Боковые срезы юбки обработаны стачным швом взаутюжку и на краеобметочной швейной машиной 208 класса.
Нижний срез юбки обработан швом вподгибку с закрытым срезом.
Верхний срез юбки обработан притачным поясом.
В крой исподней юбки входят 2 длиных клина, 4 коротких, оборка и пояс.
Прежде, чем начать работу, определим последовательность изготовления юбки с оборкой. (Приложение 4)
Проверить наличие деталей кроя.
Стачать боковые клинья.
Стачать детали оборки.
Выполнить сборку на оборке.
Притачивание оборки к боковым клиньм.
Стачать передние и боковые клинья.
Обработать нижний срез юбки швом вподгибку с закрытым срезом.
Обработать верхний срез юбки притачным поясом.
Выполнить ВТО изделия и проверить качество работы.
Ваша задача на уроке – выполнить пункты с 1 по 6-ой.
Перед началом работы вспомните правила безопасности в швейной мастерской и ответьте на вопросы теста.
(Приложение 5)
1.Как правильно передавать ножницы?
А) острыми концами вперёд;
б) в открытом виде;
в) закрытыми, тупыми концами вперёд.
2.Где хранить иглы?
А) в одежде;
б) в игольнице;
в) на столе.
3.Как отмерить нитку?
А) обрезать;
б) оторвать;
в) откусить.
4.Перед началом работы в мастерской необходимо:
а) распустить волосы, расстегнуть одежду;
б) вымыть руки, надеть рабочую форму;
в) забыть дома рабочую тетрадь и альбом.
5.Закончив работу в мастерской, необходимо:
а) быстро убежать на перемену, оставив всё на рабочем столе;
б) попросить учителя или товарища прибрать за вами;
в) убрать своё рабочее место, повесить на место рабочую форму.
6.Дежурный по мастерской должен:
а) убрать только своё рабочее место;
б) убрать рабочие места других учеников;
в) помыть доску, полить цветы, протереть пыль, подмести и вымыть пол проветрить класс.
Ребята. прежде чем начать работать давайте разогреем руки.
Массаж пальцев от оснований к кончикам.
Массаж ладоней костяшками пальцев, сжатых в кулак.
Теперь разогреем руки, как бы мы пришли с мороза.
Петушиный гребень.
Сейчас начинаем работать.
Какою операцию будете выполнять первой?
(Стачать боковые клинья.)
Что будете делать после этого?
(Стачать детали оборки, выполнить сборку)
Какие детали будете обрабатывать затем?
(Соединение оборки с боковыми клиньями)
И.п. сидя за партой 3-5 раз
Зажмурить глаза (5 сек.)
Широко открыть глаза (5 сек.)
И.П. стоя у парты 3-4 раз.
1 – руки через стороны вверх
2-3 –потянуться вверх
4 – и.п.
1 – наклон вправо 3-4 раз.
приседания 3-5 раз
– Какие инструменты нам будут нужны для работы?– Какое оборудование будем использовать?
(Игла, ножницы, швейную машину, утюг, гладильную доску.)
-В какое положение ставится регулятор натяжения верхней нити при выполнении сборки?
(На самое большое деление)
Во время работы следите за длиной стежка, своевременно удаляйте нитки, заметки после каждой операции производите ВТО. Я оказываю помощь, исправляю типичные ошибки, слежу за выполнением правил ТБ.
Дети, посмотрите, как аккуратно работал на этом уроке ________, какой большой объем работы он сделал.
Но и все вы хорошо работали, сейчас наведите порядок на рабочем месте. Встаньте, можете идти на перемену.
2 час
I. Организационный момент
Цель: Коррекция зрительного восприятия и долговременной памяти
1.Психологический настрой на работу
2. Коррекционное упражнение.
Инструкция:
Выберите среди букв знакомые слова :
пбогнюбкамтиу
воборкафлжтрн
кпоясюдщклинф
II. Основная часть
Цель: закрепление знаний и умений по теме. Коррекция связной речи.
Повторение
Массаж рук
Правила ТБ при выполнении работ и выполнении ВТО
III. Практическая работа.
Цель: та же что и в 1 часе.
Самостоятельная работа детей
Физминутка (через 20 мин. с начала урока)
3.Текущий инструктаж
IV. Итог урока
Цель: выявление уровня усвоения обучающимися знаний и умений на уроке
Уборка рабочих мест
Оценка работы учащихся
Анализ работы класса.
Дети, тихо сядьте. Положите руки на грудь, послушайте свое сердце. Сейчас потрите ладонями уши, помните мочки ушей. Глубоко вздохните. Медленно выдохните. Готовы к работе?
Посмотрите на карточку.
(юбка, оборка, пояс, клин).
Дети, расскажите, какими швами вы обрабатываете боковые срезы юбки. (стачной шов взвутюжку с обработкой срезов шва краеобметочной машиной 208 класса.
Как выполняется сборка?
Дети, представьте. Что у вас между ладонями шарик пластилина. Покатайте его левой ладонью, теперь – правой, а сейчас скатайте из него палочку.
Дети, повторите правила ТБ.
исправляю типичные ошибки, слежу за выполнением правил ТБ.
И.п. сидя за партой 1 - наклон головы влево
2 - наклон головы вправо
3 - наклон головы вперед
4 - наклон головы назад
И.п. руки на поясе 1 наклон вправо
2 наклон влево
Не забывайте удалять технологический мусор, производить ВТО изделия.
Сейчас наведите порядок на своих местах.
Давайте посмотрим ваши работы, сегодня у ________ особенно хорошо и аккуратно выполнена работа, ширина шва везде одинаковая, сборка оборки равномерная, закрепки ровные, нужной длины.
Все дети работали хорошо, старались. Технологические операции выполняли правильно. Соблюдали правила ТБ. Все получают хорошие и отличные оценки.